Критика живёт в междусобойчиках

Виктор Ганчар
Допустим, мы знаем, что такое критика, для чего она нужна и какой должна быть. Уж точно, любой автор сайта имеет, что сказать по этой теме.

Неоднозначное отношение к критике - притча во языцех. Это не только на прозе.ру, всюду так.
В наше время, когда искусство продать товар ценится больше умения его произвести, пиар-менеджер нужен всем и везде, а критик со своими "это плохо, да там косяк" рискует, в лучшем случае, быть не услышанным, а в худшем - огрести по-полной, в том числе, по решению суда.

Вы где-нибудь встречали критику конкретной марки майонеза, автомобиля, памперсов?

Да, встречали, в форумах, где пара сотен пользователей делятся друг с другом обнаруженными недостатками купленных товаров. Всё. Больше нигде и ничего.

Критика вытеснена в группы по интересам и становится своеобразным самиздатом - ни частные организации, ни государство, не поддерживают (и, видимо, не будут) развитие и распространение критической мысли. (Отвлекаясь, можно трактовать это как нежелание воспитывать в людях независимость мысли).

Да, филологические (и некоторые другие) факультеты по-прежнему выдают дипломы литературного критика. И, по-прежнему, издаются специализированные журналы и альманахи, где представлена настоящая критика, но, уверен, подавляющее большинство наших авторов, да и вообще, людей интересующихся литературой, не только не держали эти издания в руках, но даже не видели их. Догадываетесь о тиражах? Этот продукт потребляется в узких кругах, где, как правило, все друг друга знают и правильно понимают.

Увы, специалист с дипломом литкритика с очень малой вероятностью найдёт работу по специальности. Насколько мне известно, в издательствах и журналах отсутствуют ставки литкритика. Эту функцию выполняет, по сути, редактор - разделяет  входящий поток текстов (самоток) на два - в печать, и в корзину.

Иными словами, профессия литературного критика перестала быть общественно-значимой, не востребована, не имеет широкого использования, и ныне выглядит, как некое хобби, развлечение поклонников этого жанра литературы.
Есть, например, любители детской литературы, или фэнтези, или любовного романа, или ... - а есть любители критики. Никто не препятствует им объединяться в группы и играть там в "критику" сколько и как захочется.

Догматическое представление, что литературная критика является неотъемлемой частью литературного процесса, а также опасения, что отсутствие критики лишит этот самый процесс живости, экспрессии и динамики, сегодня не могут быть определяющими, ибо неясно, что такое современный литературный процесс, каковы его цели и, вытекающие из них, задачи.

Многогранная реальность повернулась к нам таким образом, что кое-какие её грани оказались почти или совсем не видны, а следовательно не влияют на сегодняшнюю картину.

Собственно, это мы и наблюдаем на прозе.ру. Большинство авторов не нуждаются ни в какой литературной критике. И они правы, поскольку их творчество находится вне пределов литературы. Некоторая часть авторов обращаются за критикой к знакомым профессионалам - это и есть разновидность междусобойчика. Остальные любители критики собрались в К2 и, насколько мне известно, никому не мешают.