Посвящение любви. Глава пятая. Сорок градусов

Жанна Строенко
                "Сорок градусов  мороза."
               
В  Москве мы остановились у знакомых родителей мужа. Ну и сразу, пошли на эту самую «актёрскую биржу»! Которая проводилась в  коридорах первого этажа
Министерства  культуры. Народу было очень много! Толпились, шумели, переговариваясь,- «демонстрируя» себя…Расхаживали в толпе, высматривая директоров и режиссёров каких-либо, театров…Подходили к кому-то, вели беседы и т.д.
В общем, всё происходившее, действительно, напоминало какую-то ярмарку или рынок, или  распродажу товаров по – дешёвке…
Я стояла у входа, и смотрела на всё это, ощущая неимоверный стыд! И зрело возмущение на тех, кто поставил в такое постыдное положение работников культуры! Становилось
совершенно ясно, что в принципе,- эти самые «работники культуры»: никому не нужны! Артисты съехались: «на авось»! Вроде как: «милостыню» просить... Чтобы «взяли хоть куда-нибудь»! На работу! В какой-нибудь театр! Неважно даже: какой...
/Обычная атмосфера: безработных людей, ищущих  «кусок хлеба».  До которых: никому дела нет!/  И даже, чувствовалось некое:...«презрение» ко всей этой провинциальной «швали»…Это так и «веяло в воздухе» министерских  коридоров… Особенно, если проходил кто-то из работников министерства, очень быстро, с каменным лицом, ни на кого не глядя... Казалось: вот-вот, работник министерства: вытащит белоснежный платочек и заткнёт свой нос, от  духа этой нищенской актёрской братии! Съехавшейся со всей страны! Для чего!? Что они тут хотят отыскать? Уж чиновникам-то хорошо известно, что «счастливчиков» отыщется, очень мало! Остальные разъедутся опять по своим  «затхлым» театрам. И вот «понаехали» снова: «только воздух портить в коридорах министерства культуры».....  «Ох, и «надоели эти актёришки»! Было в выражениях лиц, проходящих  чиновников… «Каждый год тут собираются! И кто это им опять разрешил
и в этот раз »!?  «Пусть ищут работу, где хотят»…                «А мы тут причём»!?  «Ведь уже не раз говорилось, что нужно это прекратить»!..                «И чтоб: не надоедали нам  здесь, в Министерстве культуры»!
/Примерно такие монологи «читались» в выражении лиц и в некоторых репликах, работников этого Министерства! Помните песню с припевом: «Зачем нарушил мой покой»?  И не удивительно, что, вместо того, чтобы помогать устраивать творческие судьбы,- ответ  в  этом министерстве, чаще всего такой, как я однажды получила:
 «А какое мне дело до вашей творческой судьбы!? У меня своя творческая судьба»!
Ответ работника  Министерства культуры, «достойный»  того, чтобы рядом с этим министерством: отпечатать его на асфальте, как оставляют свои отпечатки знаменитости… Это, будет: «Ноу-хао»!  Отражающее истину.  Отношение к судьбам.
И к самой «культуре в стране….  Вот и в этот раз: изредка появлявшиеся министерские чиновники, смотрели на всех : холодно и свысока… «Мол, пусть скажут спасибо, что позволили здесь, в коридорах потолкаться»…Становилось всё яснее, что ни институт, ни молодость, ни таланты,- здесь ничего не значили… И, в основном,- никому из чиновников, ничто здесь не интересовало… Кроме артистов, которым необходимо было трудоустройство! Кто  искал работу! И они съехались здесь наугад: от безысходности,
с очень малой надеждой на устройство, тем более, в какой-либо приличный театр!     Говорят, что некоторые  приходили и приезжали сюда: просто встретить старых театральных знакомых .. Тогда, неожиданно, раздавались шумные возгласы! Объятия, поцелуи!... «Мол, жив ещё курилка! Не сдох!»  Но, иногда, вдруг,- проносился лёгкий трепетный шумок: это отходила в сторону какая-то небольшая группка и по-деловому, наконец-то, переговаривались.  Кто-то кого-то находил,  всё-таки, иногда:  для какого-то театра! Не известно, как это происходило и как всё-таки, подчас,- находились нужные артисты каким-то странным образом, в этой хаотичной толпе?!   «Искателей мечты»....                /В основном, устраивались в маленькие театры, находившиеся где-нибудь, в глуши!/              Из больших городов и хороших, известных театров: представителей здесь не видно было.
Я сказала мужу, что нужно убираться отсюда как можно быстрее! И кто первый подойдёт: туда и поедем! Слишком уж, невыносимо тут было: словно «работорговля» какая-то!
Чуть не в зубы заглядывают…Осматривая, в основном, внешность!
/Как у нас «принято» и привычно, всё-таки унижать людей! Как-то так, чаще всего, организовывается всё, там, где людям нужна помощь и решение насущных проблем: что ты попадаешь в полную  зависимость только от чиновника! Вот как он повернёт дело, так и будет! Независимо ни от каких твоих достоинств и ценности для  государства!  Такая  полная бесправность, и создаёт впечатление, что унижать людей очень нравится тем, кто всё это… и  организовывает…/И не отсюда ли, от такой зависимости чиновной,- и взятки, поборы  происходят!? Значит, такая «выстроенная» зависимость: кому-то выгодна!                Но только не народу! /  Вспомните, хотя бы: все эти продолжающиеся очереди по любому поводу, да всё к ним же,  к чиновникам! Да  и в других разных кабинетах, эту манеру взяли, «на вооружение».  Давно пора  это менять! Наболело!  Вот когда перестанут   бездушно издеваться на каждом шагу: над беззащитными работниками культуры, над беззащитными стариками, над детьми, не имеющими крова, и т.д /перечень большой!/,-тогда и можно будет поверить, что, наконец, пришла «демократия»...
А пока, извините...  Всё ещё, отношение ко всем нам :  не меняется к лучшему!                И, поэтому, как говорил великий театральный деятель Станиславский: «Не верю»!

/Прошлое и нынешнее: переплетается! Поэтому, и переплетаются мысли….И хотелось бы, чтобы и к мыслям, чаяниям, всех наших людей: прислушивались бы быстрее! Исправляя ошибки прошлого и нынешнего! Тогда,  бы и  менялось  к лучшему …И к демократии приблизились бы быстрее! К тому, чтобы было государство для всех живущих в нём,
 а не только для маленькой кучки!/

И вот, к нам на бирже,- неожиданно, подошла высокая, интересная, не молодая уже,- представительная женщина!  /Оказалось: худрук и директор театра в городе Котлас, что   в Архангельской области. /  Сама  она, была: Заслуженная артистка,- и  театром руководила, продолжая играть на сцене. И,  ознакомившись с документами, поговорив с нами, сказала, что мы ей понравились,- и нужны в театре, /как  «молодая героиня» и  «молодой герой»!/  Сказала, что будем много играть, простоев не будет и т  п
И мы договорились быстро! Она сказала, что к осени пришлёт нам  вызов, а сегодня уже уезжает! И мы, дав согласие и обещая ждать,- расстались! И тоже немедленно собрались,  чтобы уехать из Москвы к родителям мужа в Крым,  где отец Вадима был директором  Дома Отдыха  в  Мисхоре…И, вскоре, оказались на берегу Чёрного моря, купаясь и загорая... В Крыму было хорошо! Родители мужа меня тоже приняли хорошо.
Всё, казалось бы,  «было хорошо»...  Но, почему-то, мне было  тоскливо! Было пусто
 в душе…  Я ходила по набережной, глядя на гуляющих, отдыхающих,- и ничто не радовало почему-то!  Ничто не «грело».  /Даже жаркое южное солнце!/
Я, словно «сомнамбула»,   в каком-то полу-сне,- двигалась, дремала на пляже, рассматривала людей, море, пляж, пальмы…Даже в ресторанах, где сидели: было мне не весело …Какое-то «не живое» состояние души было! /И я не могла понять: отчего это. Поняла  позже!/
Осенью, получив официальный вызов в театр, мы поехали в город Котлас! Оказалось, что это уже настоящий Север и даже,  как сказали, здесь бывает  «северное сияние»…                И уже: Белое море недалеко…А зимой здесь часто бывает: сорок градусов мороза!                А то и больше… За окнами поезда, на котором  ехали туда, всё больше углубляясь
в  заболоченную тайгу:  деревья спутано  валялись в болотах  или стояли  «стеной»…Когда приехали в город, там было уже холодно по-зимнему.
Дома были почти все деревянные и тротуары тоже.  /Что меня очень удивило!/                Я не предполагала, что почти весь город можно обойти по этим гремящим доскам,                когда начиналась распутица…И эти тротуары  спасали, т.к. они были уложены выше,
над  землёй. Одноэтажное здание  театра тоже было сложено из старых потемневших брёвен. И всё здесь казалось холодным и унылым. Да ещё промозглые заморозки сразу же начались! Но позже, когда появился снег, оказалось, что с приходом зимы, здесь топят хорошо! В театре стало тепло и уютно..
Я заметила, что чем дальше уезжаешь на Север, тем лучше топят  печки в домах!
/Не знаю, как теперь, а тогда, в деревянных  домах, - были обыкновенные большие печи, которые топились дровами  и огонь в них зимой, полыхал жарко!/                На  южных широтах, как правило, с этим гораздо хуже! Видно, на Севере к  теплу аккуратней относятся.  Заранее заготавливают дрова  и т.д. потому, что тут: «шутки плохи», когда нагрянет мороз...А, чем ближе к югу, то тем и холоднее  в клубах  и в  Дворцах культуры…/Не только очень сыро и холодно в них зимой, но особенно: ранней весной, и осенью. /    Потому что  перестают топить, чуть солнце выглянет, да и,  вообще: к отоплению на юге,- отношение более  «прохладное». Да и нет таких жарких русских печек, как на Севере!  /Выездные бригады артистов хорошо изучили всю обстановку
 в стране: где тепло, где холодно,- где что можно найти поесть, что купить в подарок. /
И мне тоже довелось «помотаться» по стране, во многих дальних уголках…
          В Котласе, мы жили  в деревянном одноэтажном доме, где нам выделили комнату, Но я старалась бывать больше в театре, чем дома, т.к. наконец, получила возможность играть хорошие роли на сцене.  Оказалось, что в этом северном городе,- было уже что-то похожее: на театр!  Конечно, благодаря тому, что руководила театром: умная, культурная женщина, понимающая толк в театральном деле, т.к. и  сама  была хорошей артисткой, играла  с успехом, на сцене.  Просто судьба её, каким-то образом, сюда занесла….               /Позже она мне рассказала, почему она здесь оказалась!./  Видно, в молодости, она была красивой: высокая, статная, женщина! Да и человеком  она была простым и добрым! Никакого спесивого «худручества», в плохом смысле,- в её поведении не было! Она вела себя, со всеми почти «на равных»…И ко мне относилась хорошо с первых дней! Давала все лучшие роли «молодых героинь»…/У меня в альбомах, сохранились фото  тех  моих «героинь»: в  старинных костюмах и причёсках…Потому, что в этом уютном театре  любили ставить классику! Что мне было, как  жаждущему: чистая вода! /
К тому же, несмотря на сильные  холода зимой, / действительно, до сорока градусов мороза/,- в этом театре было тепло не только от печки…У всех сложились тёплые человеческие взаимоотношения!
Запомнилась интеллигентная, умная женщина:  «завлит» театра. /Их семья была репрессирована по «политическим» мотивам  и отец их сидел поблизости в лагерях!                И её с матерью тоже выслали сюда, на поселение! Они уже здесь привыкли и жили тут давно./
Была одна пожилая пара артистов: очень хорошие люди! /Всю жизнь проработавшие в таких небольших театрах в провинции!/    Как-то к концу сезона, эта пожилая артистка: /тихая, спокойная, добрая/,- сказала мне: «У вас, наверное, хорошая мама! Она хорошо вас воспитала! Вы - хороший человек! И артистка хорошая! Но мой вам совет: вам нужно отсюда уезжать побыстрее! Не задерживаясь! Вы должны попасть в лучший театр, в большом городе! Вы- молоды! У вас ещё всё впереди! Уезжайте, пока не поздно! Потом, когда постареете,- вас уже никуда не возьмут! Вот как мы остались…Уезжайте!                И помните нас: всю жизнь отдавших таким небольшим театрам в провинции! Помните! Не забывайте нас!»  /В глазах её были, сдерживаемые слёзы. /У неё было хорошее доброе лицо…Чуткое сердце. Она ко всем  относилась с теплотой!/    
        Прошло столько лет! Я тогда была молода, красива! Впереди, казалось: ещё так много будет хороших ролей и  всё будет хорошо!  Но было  много разного на моём пути… Много   разных городов, сёл-/ а также, и разных людей/.   Гастроли по всей стране!                И за рубежом… И теперь я живу в столице! И ещё работаю творчески, не сдаюсь!                Но когда мне бывает плохо, я вдруг, вспоминаю тепло тех  людских сердец, что меня согревали там,  у самого «Белого» моря!  Где сорок градусов мороза зимой!
И мне становится легче!   ..Нет! Я не забыла Вас! Дорогие мои, честные труженики сцены! Так называемые: «провинциальные» артисты! И никогда не забуду, пока жива!                Вы - истинные труженики культуры! Дававшие свет  искусства, согревавшие сердца,  людям, живущим, в трудных условиях! Вы согревали их своей любовью!. Согревали своим душевным теплом! Преданностью к театру! И, казалось, мороз отступал!
Сорок градусов мороза,- этот холод,- отступал от людских сердец! И они аплодировали Вам!   За то, что вы не оставили их в глуши, в холодах,- в их повседневных  трудностях,-
а были рядом с ними!  Они заполняли  театральный зал и  вы переносили их в светлую мечту...  Давая надежду на счастье!  «Там где я, там и театр»...  И вы это создавали!                В любых условиях! Часто, жертвуя своим здоровьем! Своей молодостью! Страдая сами, вы утешали страдания других…  Своих зрителей и слушателей. Просветляя душу!...                Вот что такое театр! Да ещё в далёкой провинции!
И здесь бы, чиновнику или чиновнице: помахать приветственно белым платочком! Приветствуя тех, кто, действительно, бескорыстно и преданно посвятил себя:                Русской Культуре! Русскому Театру!                ./И подумать бы: как улучшить жизнь этих тружеников! Как добиваться и для них необходимых условий для  жизни и творчества! /  И когда ж, это будет?!

Праздники, мы тоже отмечали все вместе, «по-семейному» накрывая большой  длинный стол в фойё театра! Все чувствовали себя хорошо и уютно…Такую атмосферу, прежде всего,- создавала руководитель театра! Конечно, как  в любой семье, не всегда  всё шло гладко. Однажды, муж  руководительницы театра, тоже хороший актёр,- запил! /Оказалось он давно  и тяжело болен алкоголизмом/…И на одном из таких праздничных вечеров, вдруг,  стал что-то кричать, а потом швырнул бутылкой через весь стол, в свою жену...  Она, побледнев, пыталась его как-то успокоить! А всем было неловко, и переживали за неё! И казалось таким нелепым, что муж так компрометирует свою супругу,  которая сделала всё, чтобы артисты жили в театре: творчеством, а не дрязгами и пьянством!   
Конечно, не все артисты были только высоко го уровня, в этом театре...
Как-то, со мной в одном спектакле играл «героя-любовника», стареющий претенциозный артист,  /который совсем не умел общаться с партнёрами на сцене!  И произносил  все слова  и  монологи,- только глядя в публику: громко и напыщенно! Являя собой.. «классический пример»: актёрского «наигрыша»! Ибо,  кроме «стеклянных» глаз и изображения, якобы, «большого темперамента»,- на самом деле: этот «герой-любовник»: никаких  подобных чувств не испытывал,- и в глазах его была полная,  «ледяная пустота»! И мне было довольно трудно играть «роковую страсть»  и выражать  «безумную любовь» к такому партнёру.  И только  моё воображение помогало! Потому что, этот «герой-любовник» очень даже  староватый, к тому же: кривил  рот, когда произносил любовные монологи, брызгая слюной..
.
Мы часто «колесили» по районам с выездными спектаклями…./В лесах,- было много лагерей заключённых! И мы обслуживали и посёлки, и воинские части, и эти лагеря. Добирались…до самого Белого моря!/  Оно, действительно, было: белое, вернее,- беловато-туманное, словно застоявшаяся сметана, или белесый густой туман …                Люди  в посёлках были приветливые! Жили в крепких  деревянных домах и тоже в них было тепло зимой!...И однажды, в таком большом двух этажном  деревенском доме нас устроили на постой: на первом этаже,- /я и Вадим/…А на втором: семейная пара, которая всегда возила с собой:…большого и очень любимого ими, серого кота, в  клетке!
И вот, уже после того, как прошли наши выступления в клубе, и мы должны были уезжать   /все уже уселись, с чемоданами и сумками в автобус/, вдруг, получилась неожиданная задержка...  Оказалось, что в последний момент: этот кот  как-то выскочил и убежал!                Его искали по всему дому, звали! Но он исчез!
Наверное, свобода: требуется не только людям,  но и котам!  Хозяева кота были
в отчаянии! Но нам же нужно было торопиться в другой район, там уже ко времени: ждала публика… Остальные артисты: тоже переживали, т.к. помимо обычной жалости
к потерявшемуся животному  и к  переживаниям хозяев,- этот кот, /особенно в глухих посёлках/,-прибавлял нам зрителя!  Дети, увидев два горящих глаза в клетке, /при нашей высадке из автобуса/,- обычно очень заинтересованно и взволнованно задавали вопросы: «Кто это» !?  И будет ли  «ЭТО»… выступать на сцене !?  А  когда узнавали, что это кот –/и, кто-нибудь из артистов ещё и  пошутит, что, мол, и кот тоже будет  выступать/,
то весть эта  мгновенно разносилась по местности,- и народ начинал  быстрее собираться  на «постановку»…   /Как  это называли, покупая наши  дешёвые билеты /…
И, помимо того, что было жалко кота,  мы ещё и лишились такой живой  «кошачей». рекламы…  /Конечно, я  посмеиваюсь немного,- ибо  в таких гастролях было больше трудностей, чем веселья!/
Как-то, пришлось ночевать и на улице: у какого-то полустанка, на узлах и чемоданах!  /Прислонившись к стенке станционного домишки/…Благо, лето ещё было! Но так спать- не сладко..   А утром, шли в какой-то отдалённый от проезжей части, лагерь заключённых! В тайге, через шатающийся подвесной мост над речкой…Леса там были очень глухие! Располагались на ночёвку иногда и в самих лагерях...  Как-то в свежесрубленном деревянном домике там  ночевали: /типа небольшой гостиницы для приезжего начальства,  наверное/…Видела как строем вели мимо нас заключённых мужчин в серых робах! /Запомнились  стальные глаза одного из них, побелевшие от ярости! И глядел он на нас так, что стало страшно! Невозможно было в эти глаза смотреть! Такая лютая ненависть и злость в них была! /
Обедали иногда тоже в лагерных столовых, /где кормили и заключённых рядом 
за другими столами/…Заключённые сами готовили и приносили и нам обед…                Помню: были в лагере для политических заключённых! И нам сказали: «Здесь в искусстве разбираются хорошо! Потому что тут много известных в прошлом людей»..
Не забыть, как однажды, после спектакля в воинской отдалённой части,/-куда мы приехали в лютый мороз /,-нужно было потом  возвращаться ночью домой,- а автобус,
на котором нас привезли: вышел из строя не выдержав, стужи! И нам сказали, извиняясь,- что  единственная  машина,  которая в такой мороз может нас  довезти, это: самосвал!                И можно остаться переночевать, либо ехать домой на этом самосвале…
И мы решили  ехать, хоть как-нибудь, но скорее домой! Нам бросили на дно металлического холодного кузова: немного соломы,- и, прижавшись  друг к другу, двинулись! А я уткнула голову в чью-то грудь, чтобы не потерять голос, /т .к. поехали быстро этой морозной ночью,  с ветерком, …на открытом  металлическом кузове самосвала, километров за тридцать-шестьдесят, /уж и не помню/… А морозище был-
 за сорок! Неимоверный холод! Да ещё на ветру! В металлическом кузове!
Вот так и добрались, чуть живые, несчастные артисты: «великой советской страны»!
/И я удивляюсь сейчас: как это можно было вынести!? Как я не заболела тогда!?
Не лишилась голоса!? И осталась жива!?
Видно, только очень большая любовь к искусству, к своей актёрской профессии: может давать силы для таких  «подвигов»... Но я была молодой тогда…А как же пожилые артисты!?  Выдерживали из года в год: такую жизнь!?

И  теперь, когда прошли годы и мне иногда приходится бывать в обществе известных деятелей культуры,- они с удивлением поглядывают на меня: почему это я, не известная,- так непринуждённо себя веду в их присутствии!?  Не теряюсь и не благоговею перед их популярностью и наградами..  Да потому, что  можно поспорить, что ближе  к духовному подвигу: раскрывать свои таланты в столицах, «на виду» у всех,- или нести «культуру
в массы»,- в неимоверно тяжёлых условиях, в глубине страны!?.
Работать для тех, кто и даёт  в глубинке страны: уголь, хлеб, - работает на заводах, в поле и т.д. и часто,- не имеет условий, для культурного отдыха и достойной жизни!                Мы работали для этих  людей! Для того, героического поколения, что выиграло  Отечественную войну! И о котором  хорошо сказал Народный артист: МихаилУльянов:                « Это - Великое трагическое поколение»!
И если честно, то я  больше преклоняюсь перед  никому не известными героями и скромными тружениками, создавшими основные ценности нашей страны! Чем перед некоторыми знаменитостями, и «звёздами», с их  «тусовками», что устраиваются нынче так бессовестно и бесстыдно: с оголёнными девицами  и заморскими яствами, когда большинство народа, зачастую, не имеет элементарного для нормальной жизни!

И вспоминаю слова одного журналиста,  который сказал о подобном: «Это привело их                к деградации! Интересы подменило честолюбием! Любовь - похотью!  Мировоззрение - цинизмом!  Возможен ли какой бы то ни было, научный, материальный, экономический прогресс: в атмосфере морального регресса»!?..

Не забуду одного  поселения, где в летний период  жителей просто «зажирает» комарьё! ...Мы там под какими-то сетками спали! И то не очень помогало! Там же было много заболоченных лесов, земля летом не успевала просохнуть…
И в Архангельске гастролировали как-то…Выезжали также, из города  в ближайшие  рабочие посёлки…На берегу Белого моря  видели норвежские  корабли…
Как-то встретили норвежских моряков.  Они шли и рассматривали с любопытством, нас, группку женщин…Они не знали, что мы артистки. А мы и не были похожи  в эту встречу, на артистов!  Одеты так, чтобы было удобнее и теплее передвигаться в автобусе, в глухих деревнях, -посёлках,-/где иногда спрыгиваешь из автобуса: прямо в грязь по колена! Резиновые сапоги в таких поездках нужно с собой брать обязательно!
...Я опустила голову под  взглядами иностранцев! Мне стало неловко, как я выгляжу…
А  наша «завлит» сказала мне тихо, но гордо: «Опускать голову не будем»!
Она была закалённой  молодой женщиной: в этих унизительных для человека, условиях,  жила уже долго!   
И вот- театр опять  повёз спектакли, в самую глушь! Где и купить еду тогда было иногда, проблематично, особенно в сельских: магазинах.. .Чаще,  одна водка стояла на прилавках, да какие-то старые консервы.   /Которыми  Вадим, как-то сильно отравился!/
Пришлось обращаться к врачу! В таких условиях, он стал всё чаще, после спектаклей, пить эту самую водку! Напивался так, что становился похожим на того самого «чёрта», что приснился мне перед  нашей свадьбой, в страшном сне!
И как-то, руководитель театра, подошла ко мне и сказала, что хочет со мной поговорить! После очередного «представления», мы пошли с ней, прогуливаясь по  тёмному уже, посёлку,  и она сказала: «Я всё вижу! Так же и у меня с моим мужем было! Он  стал сильно пить! Когда-то, он был хорошим артистом, мы работали и жили в большом городе! Но из-за этой его болезни, которая  прогрессировала,- мне пришлось взять руководство  тетра в провинции, чтобы можно было дальше работать в театре!»
Я спросила: «Разве человек не может перестать пить, если сильно захочет!?»
«Уходите от него, пока не поздно! Он вас погубит! Вы талантливая артистка! А вам придётся, так же, как и мне жить и работать в глуши из-за него! Я, конечно, потеряю хорошую артистку, но мой долг подумать о вашей дальнейшей судьбе! Уезжайте отсюда!                И, оставьте его! Так для вас будет лучше!»   
Слова этой благородной женщины запали мне в душу. Я серьёзно поговорила с  мужем. Это был второй год нашей совместной жизни! Напомнила наш уговор, и что: остался впереди третий год. И что, будем решать: как будем дальше жить! И что: нужно отсюда, уезжать в конце сезона!  Совет и другой, пожилой  артистки о том же,- так же убеждали, что нужно, пока молоды, искать другой театр  и  где жить дальше...                Эти советы: устроиться в лучший театр, пока молоды, были не напрасны!  Я уже увидела на актёрской бирже в Москве, как рассматривают внешность, прежде всего…И в каком положении оказываются пожилые артисты! /Если не успели в молодости сделать  карьеру и найти подходящий театр! На тебе ставят «жирный крест», и…кому какое дело до твоих переживаний и не реализованных ещё возможностей и талантов!?
  «Тут молодых-то девать некуда!» Слышу я голосок бюрократа-чиновника….                И вот, по окончанию сезона: мы собрались опять на  актёрскую биржу в Москву!
А директор и худрук театра,  тепло простившись со мной, оставила в моей трудовой книжке благодарность:

1/  8 марта 1954 г. Приказ № 74
«Объявлена благодарность за ряд творческих удач и безупречное отношение к любой порученной работе.»

2/  8 июня 1954г  Приказ №12
«Объявлена благодарность за исполнение роли Полины в спектакле: «Мачеха»

3/   16 августа 1954 г Приказ №44.
 «Дирекция объявляет благодарность за трудолюбивое и сознательное отношение к своему труду».
.                /Директор:   Е.Лебедева/


Спасибо ей за это! И за то человеческое тепло, что согрело  и меня в сорок градусов мороза!  «Нет! Я не забуду вас! Дорогие мои труженики:  культурные деятели  провинции! ...Вы  всегда останетесь для меня примером честного и бескорыстного служения нашей культуре и людям!   Господь, да согреет  Ваши  Души! 
А в моей душе, пока жива, будут звучать  ваши  прощальные слова: «Помните!
Не забывайте нас!»….

И хочется повторить эти слова и для тех, от кого зависят судьбы многих людей!
От кого зависит организация культурной жизни не только в больших городах и столицах,- но и на обширных просторах нашей Родины! Населённой такими же людьми, но, часто, лишёнными элементарной возможности для  культурной жизни! Оторванных от «всего и всех»…Ведь, культура России,- это не только  культурная столичная жизнь...                /Казалось бы, это: «азы»,-но, судя по всему, всё никак, «руки не доходят» до решения этой проблемы  в нужном объёме! Но это положение необходимо менять! Если не хотим потерять слишком многое! Возможно, будущее нашей страны!/

 «Помните! Не забывайте ИХ»! И сделайте для всех самых дальних сторон нашей Родины, для нашей культуры: гораздо больше, чем это делалось прежде и делается сейчас!...                Уже :...В ДВАДЦАТЬ  ПЕРВОМ  ВЕКЕ  !