Об образовании слова образование

Зерг Алдар
Об образовании слова "образование"
 

   Начиная беседы об этимологии, я слышу один и тот же вопрос: каково моё образование? Нельзя сказать, что это меня конфузит, т.к. у меня нет специального филологического образования или, как принято говорить, «высшего». Но большинство собеседников, получив отрицательный ответ, смотрят на меня как бы свысока, считая, что без высшего профильного образования нельзя заниматься этимологическими исследованиями.  Иногда на вопрос о моём образовании я отвечаю: «Девятимесячное, внутриутробное, как и у всех». И этот прямолинейный ответ конфузит уже моих собеседников, а некоторые, понимающие юмор,соглашаются с моим ответом.
   
   Занимаясь вопросами этимологии, человек должен иметь специальное образование. Исследователю необходимы знания  как базовые, так и более «продвинутые». Надо признать, что специалисты серьёзно относятся к вопросу подготовленности исследователей языка, так как этимология - это «тёмный лес», и без специального «освещения» в ней очень легко «заблудиться». Не секрет, что даже высоко образованные исследователи часто не находят выхода из этого «лабиринта вечности».
   
 Осознавая эту проблему, мы можем констатировать, что без системного подхода к выработке логических схем с более широкими доказательствами в этимологических исследованиях  просто не обойтись.
   
   Задаваясь вопросом о происхождении слова «образование», приходиться  часто дискутировать со многими лингвистами. Мои оппоненты, все как один, выдвигают одну и ту же трактовку, ссылаясь на данные этимологического словаря русского языка М. Фасмера. По этим данным слово «образование» происходит от глагола «образовать». Понятное дело, образование - это накопление чего-либо из определённого количества разнообразия (формы, размера, состояния). Но в любом случае, у каждого «разнообразного образования» должен быть свой собственный образ. По этой логике слово «образование» происходит от слова «образ», а оно от слов «объединить» и «разное».
   
   Но почему слово «образ» толкуется от слова «резать», а не от «обзор» (видеть)? Как видим, у Фасмера нет связующих звеньев, которые имеют логику, и по этой причине возникают очередные вопросы. Как образовались слова с корнем [рз, зр], такие как: «разделить», «резать», «разный», «зреть» (видеть, созревать), «заря»? Надо сказать, что ни в русском, ни в славянских языках в целом нет прямого ответа на происхождение вышеупомянутых слов. Для того чтобы найти ответ, нам необходимо расширить поиски корня [зр,рз] за рамками славянских языков.
   
   Проводя дальнейшие исследования, мы находим часть ответа в нахском языке, сблизив данный корень со словами «зер» (видеть) и  «раз» (разный). Оказывается, что лексема «зер» (видеть) имеет древненахский субстрат и состоит из слов «з1а» (луч) и «Ра» (солнце). Отсюда же и происходит слово «раз» (разный), разный по образу направления лучей. Далее, возникает вопрос о происхождении лексем «з1а» (луч) и «Ра» (солнце) в древненахском языке. И вот мы реконструируем этимологию слова «з1а» (луч), как производное от слова «зезаг» (цветок). Слово «зезаг» является звукоподражательным от жужжания пчелы, собирающей нектар с цветов, а слово «з1а» (луч) происходит от образа лепестка цветка.
   
   Вот такова история происхождения корня [з] в слове «зер» (зреть, видеть). Теперь нам предстоит ответить на вопрос о происхождении корня [р] в лексеме «зер». Надо сказать, что ни в современном нахском, ни в древненахском ответа на вопрос о происхождении корня [р], от которого произошло древнейшее названия солнца (Ра), нет. Ответ всё же можно найти в слове из славянских языков «искра», оно является звукоподражательным от ударов камней друг о друга. Совершенно очевидно, что вычлененный звук [р] из звукокомплекса [скр], полученный древнейшим человеком ещё в каменном веке, стал основой к нареканию им небесного светила по образу искры, от которой он получал свет и тепло.
   
   В нахском языке слово «са» (свет) происходит от вычлененного звука [с] из звукокомплекса [скр]. В русском языке от этого звука происходит слово «сиять», а от звукокомплекса [крс] –«красный», «красиво».
   
   Вот таким, надо сказать, непривычным для современной лингвистики образом мы нашли объяснение образованию слова «образование».
   
   Кстати, обратив внимание на происхождение вышеупомянутого звукокомплекса, мы ответим и на вопрос о происхождении прилагательного слова «русый» (подобный цвету лучей солнца). И теперь понятно, откуда берёт своё начало Русь святая.
   
   Алдар Зерг