Псвящение любви-1 Глава-4 Кривой рог

Жанна Строенко
     Вот и «Кривой рог»! Я вышла из поезда, и оглянулась: никто меня не встречал. Дело шло к вечеру. Был выходной. «Видно, не получили мою телеграмму о приезде»,- подумала я. /Откуда мне было знать, что артистов, далеко не всегда встречают,- даже если и получат не одну телеграмму, телефонные звонки и т.д. /Дальше, мне придётся это узнать! Почувствовать на «своей шкуре», не раз! Узнать, что такое гастроли в провинции и ночёвки на вокзалах, в фойе гостиниц иногда,- или: возле глухой станции,- на чемоданах. Я не предполагала тогда, что моя бродячая» жизнь провинциального артиста, с этого момента и началась. Осматривалась, с недоумением: почему же не встретили молодого специалиста!?
     Как назло, долго не было никаких автобусов до города Кривой рог, который виднелся вдалеке на линии горизонта. Вообще почему-то, в тот день не было никакого транспорта очень долго. И, наконец, кто-то мне посоветовал добираться пешком, /мол,- «тут не очень-то далеко» И я, подхватив два, довольно тяжёлых чемодана, /ведь ехала надолго, на обустройство и «строительство» театра», а это «вам не шутки»./Двинулась в путь. Дорога была размыта дождями. А город, как оказалось,- был не так уж и близко! /Легче сказать, чем дойти пешком с тяжёлыми чемоданами, да ещё по липкой грязи! И я, прикусив губы от тяжести и напряжения, /ноги-то всё больше увязали в глине. /«Потёпала» вперёд, ведь вот, вроде и заводские трубы, и сам город казался близко, а когда идёшь,- то эти трубы, словно отодвигаются всё дальше. Знаете этот «оптический обман»? Вроде, «рукой подать», а движешься и «цель» оказывается не близко! Вот и тут: получалось так же! А когда на подошве налипает глина и грязь, то с каждым шагом она накатывается всё больше, и уже неподъёмным комом, словно «кандалы»: не даёт «ходу»! Останавливаешься, чтобы как-то стряхнуть эту грязь, /а чемоданы- то, в грязь не опустишь!/вот и стоишь, как «дурак-дураком»: чемоданы чуть ли не «в зубах» держишь, размахивая то одной ногой, то другой. «Хорошо» же встретили артистку»! Подумала я, и чуть не заплакала! /«Вот те раз»,- скажете вы,- ведь приехала на такое важное идеологическое дело: «строительство театра»! И с первых шагов, с первых трудностей: «нюни распускать!? Где же: комсомольская закалка»!? Где же осознание важных задач!?» и т.д. /Но что-то очень не хорошее почувствовала я, стоя чуть ли не по колена в грязи, с тяжёлыми чемоданами в руках! Уж никак не ожидала, что так встретят! Да ещё, к тому ж: «молодую героиню», приехавшую играть главные роли! Что-то очень унизительное было в таком отношении к прибывшему «молодому специалисту»! Сразу же, с первых шагов на пути к «великой цели»! /«Если так и дальше будет!? Что же будет дальше!?». Но я постаралась отогнать плохие мысли! «Наверное, это случайность! Не получили телеграмму, скорей всего!» И ещё подумала: «Почему же, все остальные комсомольцы нашего курса, не поехали по назначению!? Даже и секретарь комсомольской организации Чесноков, не поехал! Все постарались остаться в Киеве! А меня «клеймили», что я плохая комсомолка! Вот только Вася Гурин и его жена Гутя, кроме меня,- поехали по назначению: «строить театр»! Но всё больше точила мысль: как же это втроём мы будем «строить театр»!? А режиссёр кто!? Всё больше сомнений возникало в душе! И вспомнила я вдруг, того самого Додика, который выкрикнул моему брату: «Дурак! Дурак! Ты зачем сюда приехал»!? Что-то похожее, почувствовала я. «Нет! Нужно гнать плохие мысли! Приехала, значит, буду работать!» И вот дошла я, наконец, пёхом до этого самого, Кривого рога! «Ткнулась» в театр! Благо, здание это приметное в самом центре города. Здоровенное белое здание с большими колоннами! Типа многих «помпезных» клубов и «дворцов культуры», архитектуру которых я изучала потом не раз на «просторах нашей Родины»! Встречала много раз эти «величественные» колонны, так называемых «Дворцов культуры», даже иногда там, где и предположить было невозможно!
     Представляете, эдакую «колоннаду» огромного, пустынного «Дворца», холодного зимой, как колодец,- с продуваемой со всех сторон и ещё более холодной сценой. И маленькой комнаткой для артистов, где и стульев не найдёшь, обычно. А вокруг такого «Дворца»,- чаще всего, стоят: убогие дома, грязь непролазная и стандартный, деревянный загаженный туалет! Стоит, как всегда, «маячком», чуть подальше, возле клуба, на улице. Ох, эти «наши» знаменитые туалеты на улице! Наверное, поставленные ещё при «Царе-горохе». Всё проклянёшь! Особенно в стужу! И откуда только «вдохновение» бралось у бедных заезжих артистов, «гастролёров» концертных групп и «привозных» спектаклей!? /И ещё, ведь, концерты старались проводить хорошо, с успехом! И спектакли тоже… Хоть, подчас, зритель зимой в таких «дворцах»: в пальто-шубах сидит,- а у поющей артистки пар из горла валит на сцене от холода! Вот где ангину получали! Так же, как и «радикулиты» у многих артистов, гастролировавших в провинции. /из-за того, что передвигались к таким «дворцам», как правило на очень холодных «фурцевских» автобусах, как их называли артисты. А одна известная исполнительница романсов как-то сказала мне после очередных гастролей по стране: «Как я могу петь хорошо романсы, после посещения таких  засра…ых туалетов!?» Кто этого не испытал, не видел, не передвигался по стране так, как передвигаются обычно труженики - артисты,- тот не может по достоинству оценить эту фразу известной романсистки! В общем: «ПРИЕХАЛИ»! Вот он: «Дворец большой с колоннами»! Вот он: «Театр с большой буквы»! и т.д. и т.п./Но, это я всё рассказываю, не забывая известной фразы одного великого артиста: «Там где я, там и Театр»! Верно! Однако, очень важны и некие составляющие, т.е. необходимые условия для настоящего творчества! /Иначе, не было бы такой ожесточённой борьбы за «место под солнцем» в столицах! /Итак, в этом театре меня никто не ждал! В выходные все: отсутствовали. Пришлось остановиться в гостинице, /что была напротив театра/,-да и то, приняли с трудом, после звонка какому-то начальству или руководству театра! В общем, и тут тоже продолжалось. Как в известной картине Репина: «Не ждали»!
     Видно, здесь были свои, другие правила! И «роли» давно распределены. Как позже выяснилось: «молодых героинь» играла жена секретаря парторганизации театра. /Толстая коротышка с выпученными глазами, как у «лягушки» и далеко не молодая! /Извините, за сравнение, но что поделаешь, если это было действительно, так. Жена Главного художника театра: играла «лирических героинь»! /Стареющее, замученное, существо!/ Простите за слово «существо», но так тогда и выглядела эта женщина. А «главный герой» театра - муж директрисы этого театра! Игравший все лучшие роли и даже престижную роль В.И Ленина. За что и получил звание «Заслуженного артиста». Будучи ещё не старым. Но я помню только, как этот бледный, худой, /похожий на «макаронину»/,- «герой»: бегал по сцене с «окаменевшим» лицом,- и через каждые пять минут, выбрасывал руку вперёд, «указуя путь» знаменитым жестом вождя! Но и «директриса» этого театра, была достойна своей «макаронины»! Потому что была наглой, толстой, расплывшейся бабой, /никак не напоминавшей даже своим обликом,- «культурного деятеля»/: с бесцветным, как «блин» лицом, и без «признаков былой красоты». /Выраженной только в крашенной «золотой» косе, поставленной на голове в виде королевской «короны». /А её приёмы подчинённых и вызовы на разговор в кабинет,- поучающие беседы: были такими же, как это бывает у плохих торговок на рынке. /Хоть и с «королевскими» амбициями./ Как она попала на это место!? Руководить театром! Было не понятно. А её муж, игравший вождя, как говорили: «пригрелся» возле неё, чтобы быть «первым артистом»! Вот и «Заслуженного» получил. /Да вскоре, умер! Хоть был ещё не старым./ Главного режиссёра, кажется, совсем не было тогда. Какие-то невзрачные декорации и совсем не заметные спектакли, вроде бы шли, но редко. Всем «заправляла» только она, «королева - директриса»! Со своей крашенной «золотой» короной на голове»! /А по сути: «баба-бабой»! Даже в манере разговаривать, в голосе и речи. /И это после интеллигента и аристократа, К.П. Хохлова,- одного из лучших педагогов в стране по мастерству актёра!
    /Но тогда я всё ещё не осознавала всей опасности, которая ждёт молодого артиста в таком театре! Всего ужаса, что кроется, часто,- в провинциальных театрах, с их «заштатной» нищенской и далёкой от настоящего творчества, обстановкой! /Я всё ещё «парила над землёй» в своих мечтах и надеждах! Не снимая своих «розовых очков», даже глядя на эту наглую «королеву» с фальшивой косой,- и всё убожество,- не имевшем в этом театре, ничего общего с настоящим искусством! Конечно, не одна я попадала в такой «омут»! По всей стране разбросаны театры, до которых никому дела не было и нет! Вот и пропадают там часто: молодые творческие души! И это страшно! Это нужно менять! Как и безответственное отношение к культуре вообще, что было и есть всё ещё, к сожалению! Вот и погибают мечты и надежды, жизнь и талант: очень многих людей! /Как это: послать на «строительство» театра троих выпускников, где не было режиссуры, фактически!? Может быть, если бы мы приехали всем курсом, да ещё бы режиссёра достойного дали,- тогда, что-то и получилось бы творческое. Но такой наш «десант» из трёх человек, в так называемый, «театр»,- это было просто вышвырнуть, скорее всего, на погибель,- и забыть, что были! /Как вышвыривают или топят «слепых котят»! И если бы это положение было только в одном провинциальном театре! Увы! Чем дальше забираешься в глубинку страны, тем больше ощущаешь нехватку настоящего отношения к КУЛЬТУРЕ, НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ!
     /Так было в годы советской власти, но не вижу, что бы сейчас: менялось к лучшему!/ А в результате, всё ещё «процветает»: пьянство, мат, убожество и бескультурье,- стоит только немного отъехать от столицы! Давно пора задуматься на эту тему очень серьёзно и поставить дело культурного строительства на должную высоту! А не формально: «плодить» артистов в различных училищах, институтах и затем,- «вышвыривать» в «никуда», убивая «на корню» всех, кого зачем-то учили высоким творческим идеалам! /И мы, творческие люди, всё ещё «барахтаемся» сами по себе. И нужно: чтоб условия были для творчества, не только в столицах! В нашей стране и в глубинке, люди должны жить по-человечески! Ведь и там  живут люди! Достойные лучшей участи!/Но, даже и не верится уже, что наши «родимые» чиновники услышат это и повернутся лицом ко всем работникам культуры! И стали бы серьёзно переустраивать положение в нашей культуре так, чтобы она «доходила» до всех! И, чтоб, появилась обстановка настоящего творчества вокруг людей и для людей: в любой нашей далёкой сторонке!
      Но продолжу рассказ о том, куда меня тогда «назначили». Как-то появился в этом театре и режиссёр,- /по виду и поведению: обыкновенный еврейский «затурканный» дядечка. Который выскакивал на сцену и учил «с голоса», как за ним повторять фразы и интонации только так, как он сам произносил!/Какой там «поиск»! Какое новаторство? Бросить в «прокисший суп» любое хорошее яство, не значит, что это можно «есть»! И в том театре тогда, ничего интересного и творческого не было! В пустом зале на репетициях «затурканного дядечки», иногда, молча, сидела его жена-брюнетка, которая, тоже чего-то не выдержала и неожиданно для всех, дома, в отсутствии мужа-режиссёра, вскоре: умышленно проглотила иголку!
Был переполох! Все недоумевали. И режиссёр потом долго не показывался в театре. Было такое впечатление, что, кроме колоннады и здоровенных пустых пространств этого здания, - больше ничего не было! Иногда шли какие-то безликие постановки, в полупустом зрительном зале./Силюсь вспомнить хоть один спектакль: не могу вспомнить! Помню только: появлялись серые, высокие декорации - и холод во всём. И по очереди, всех в свой кабинет, вызывала та самая баба, т.е. извините, «королевская директриса»: на «проработку». Вызвала и меня как-то. Ибо я отказалась выходить на сцену в какой-то постановке, где вся моя «роль» состояла только в том, чтобы я вылезла на стол с голыми ляжками! Наверное, это она же и придумала, чтобы поиздеваться надо мной и унизить! Ведь она ревновала своего моложавого мужа ко всем, кто был моложе её и очень негативно относилась, - к амплуа «молодых героинь». /Которые, как ей казалось, все только и мечтают, как бы увести её муженька!/ И она меня сразу же невзлюбила! И сделала предложение: поселить меня в самом театре, /т.е. у неё «на глазах» в комнатушке на третьем этаже, где рядом жила ещё супружеская пара артистов./ Вот и выделила для меня там шестиметровку, не предупредив, что кто бы ни жил в этой комнатушке, что бы ни делал,- но от множества клопов избавиться не мог! И меня так и «огорошили» сказав, что избавиться от них там невозможно! Вот уж что не терплю! Чего боюсь и не понимаю: как же тогда там можно было жить!?
     И я тут же  сама сделала ремонт! /Прежде чем вселяться,- использовала рецепт одной умной женщины, которая посоветовала купить «дустовое» мыло, зашпаклевать этим мылом все щели и щелочки, дырочки,- и т.д. Насыпать в ведро с краской, ядовитого порошка от всякой «живности»,- и всем этим прокрасить, затереть, замыть щели, стены и потолок! Что я и сделала! И так постаралась, что когда потом, в открытое окно влетала какая-нибудь «комашка», то тут же падала. Но раз и навсегда, я избавилась от любых насекомых: ползающих, или летающих! И больше с этим проблем не было. /Чем удивила весь театр, т.к. почему-то до меня никто с этой проблемой «клоповника»: справиться не смог!/ И скажу вам «по - секрету»: по-моему, это самое главное «культурное» дело, что я сделала тогда в Криворожском театре! Ибо в тот период, в данном театре: не было не только слышно о Шекспире и Шиллере, но и советские пьесы не получались, не принимались, «не звучали» и даже, как бы… вообще…отсутствовали! Любое творчество там «глохло» на «корню»! И исчезало, как и «комашки» в том застарелом «клоповнике»!
     /Так что и Вася с Гутей стали поговаривать, что нужно отсюда быстрей уезжать! Хоть нам полагалось тогда, как молодым специалистам,- отработать три года. Ни о каком «строительстве театра» уже никто и не вспоминал! Да и я тоже начинала осознавать реальность.
     Но, неожиданно для себя,- музицируя и распевая песни, сидя за роялем на сцене пустого театра, я «намузицировала» себе жениха! /Оказывается, он уже не раз прятался за кулисами, слушая мои «вокализы» и высматривая меня, молодую «героиню», т.к. это был тоже молодой «герой» в этом театре. И не успел он со мной познакомиться, а только «покрутился-попрятался» за кулисами, как меня вызвала «на ковёр», ну, конечно же: «королевская» директриса! И сразу же, приступила «к делу». Говорит: «Я должна вам сказать, что все девочки-поклонницы за этим Вадимом бегают! И он с ними тоже! Они ему букеты приносят, дарят. А он: пьяница! У него пятки голые сверкают, носки рваные! В дырках! В общем, вы поняли!? А ещё он… /и «пошло-поехало» про «него» в том же духе…и т п. Что меня сразу насторожило! Потому что, когда мне кто-нибудь, про кого-нибудь, что-нибудь наговаривает,- /я, памятуя, как меня оговаривали и «топили» так же/, никому не верю, пока сама не смогу убедиться в том, какой это человек! Не верю сплетням. Стараюсь сначала сама разобраться. Вот, поэтому, выслушав «королеву», я и «обратила внимание» на этого «героя», которого до этого не замечала. Играла себе и пела, «удаляясь» от всех подальше, т.к. ничего хорошего тогда  в этом театре, я для себя не видела!
   И сказала как-то ему, /прятавшемуся за занавесью, как обычно/: «Послушайте, что вы там прячетесь за занавеской? Подойдите! Вы, кажется, «молодой герой» в этом театре?» Он вышел…Ничего себе…Человек, как человек! Чем-то похож на знаменитого артиста кино: Дружникова!../Когда тот играл Незнамова в фильме: «Без вины виноватые»/. Вот и Вадим напомнил мне этого артиста в роли персонажа из той пьесы: такой же «несчастный» провинциальный молодой артист…«Незнамов». Он стоял, передо мной, смущаясь и виновато щурясь близорукими глазами…«Ну, хорошо! А зачем вы пьёте?» сказала я. «И почему такая плохая слава о вас? Вот и меня уже предупредили! Чтобы от вас подальше!» Он виновато и растерянно молчал. И началось!
     /Я смотрела на него уже с жалостью, глядя, как нелепо и смущённо он стоял передо мной, бледный, несчастный, худой,- и тоже никому здесь не нужный, так называемый «молодой герой»! Ведь и для «героя» хороших ролей здесь не было! Играл, в основном, «героев»: муж директрисы! А у меня, простите,- такая тяга есть: к спасательству и выручательству: то, на чём я в жизни «горела» не раз,- а всё продолжаю подпадать под это «тяготение», помогать кому смогу. Обязательно мне нужно кого-то спасать и выручать, подчас, забывая о себе, и своих делах! Теряя время и силы на такие неожиданные иногда, хлопоты,- отвлекавшие меня часто, от моих собственных дел и забот. /Я знаю, что по «Библии»- помогать другим, это хорошо! А в земной жизни почему-то, мне от этой моей «тяги», чаще всего только неприятности и даже несчастья «перепадали»!/Даже сейчас, по прошествии многих лет, это во мне присутствует: и я спасаю щенков, котят, собак, кошек, и т.д. Ну и людей, конечно! А «пьяницы» и другие «заблудшие»: обязательно попадаются на моём пути,- и радуются при встрече! Так и ходят за мной, чтобы я их спасла, пристроила и т.д. И как-то, даже одну сумасшедшую вызволила из сумасшедшего дома, куда её «упекли»!/
    Вот и Вадим стал за мной ходить, как бездомный «щенок», /которых я спасала не раз «пачками», подкармливая и пристраивая «в хорошие руки»! /Но мне совсем не хотелось опять попасть к директрисе в её кабинет, а тем более, слушать незаслуженный выговор в мой адрес и «тираду» её пошлых наставлений. И поэтому, я старалась держаться подальше от этого «героя»! Который норовил заглянуть уже и в мою комнатушку при театре, очень почтительно вытирая ноги перед входом и бледнея, когда я ему говорила строго: «Зачем он так себя запустил, что даже носки не купит, а ходит в рваных!? И так себя ведёт, что о его «похождениях» всех предупреждают». А по театру, уже «пронеслось», что этот «герой»: в меня влюбился»! И он всё больше стал за мной ходить. Покорно выслушивая мои «нотации» и даже исправляясь при этом! Прихорошился! Носки купил! И даже пить перестал! /Что всех поразило в театре!/ И особенно удивлялись, что даже пить бросил!? И не только носки купил, но и… галоши новые! И больше никаких девочек-поклонниц, не «привечал», и вроде как, совсем преобразился. И тогда наша «королева» вызвала меня опять к себе на «ковёр»!
 И сказала мне: «Что это такое у вас с ним происходит!? Его весь город знает! Он пьяница! Бабник! И он ходит к вам домой! Чем вы там с ним занимаетесь!? Это - аморальность! Как вам не стыдно! Вы живёте в театре! И весь город будет говорить! Что у нас в театре, творится! В наших стенах! Вас посещает мужчина! Что!? Ничего не было и нет у вас с ним!? Не верю! Что б одинокий мужчина, да ещё артист,- ходил к одинокой женщине, да ещё к артистке,- и ничего не было!? Не верю! В общем: немедленно прекратите эти посещения мужчины»! И я сказала Вадиму о требованиях директора, и попросила: больше ко мне не подходить. Он стал ходить по театру, как «в воду опущенный»: бледный, ещё более несчастный, потерянный. Ну, «Незнамов» и только! Из «Без вины виноватых»! Вот-вот произнесёт знаменитый монолог из этой драматической пьесы!
     /В это время, мне пришло сообщение от мамы, что она «завербовалась на три года на Колыму, чтобы подработать денег! Ни учительская, ни даже, директорская зарплата не обеспечивали жизнь. Бедная мамочка! Она, наверное, больше всего, из-за меня это сделала: чтобы опять мне помогать. И, ещё потому, что видно, всё не находила себе места, страдая в душе. Недаром, и мебель часто передвигала в доме! Пытаясь, как-то изменить свою жизнь. Продолжая страдать из-за отца, т.к. эта боль у неё, как видно, была настолько глубокой, что не унималась и с годами! Брата она оставляла на эти три года,- на попечение тёти Нади! И я не знала, что думать, по поводу такого решения мамы. Ведь уже настрадалась во время войны в холодной Сибири! И опять, ещё дальше уезжает куда-то, в морозы и холода! Улетая на самолёте, а потом и морем: через всю страну! Но, и я была виновата в том, что не смогла повлиять на её решение! На улучшение материального положения нашей семьи! Нищенская зарплата молодой артистки в заштатном театре, тоже не давала обеспеченности! И я была в такой растерянности тогда! Не такой «жизни в искусстве» я ожидала.
     Как призывал великий Станиславский! Как учил Хохлов. Я «увязала» всё больше в бесперспективном театре, как в непроходимом «болоте»! Выражение: «Меня согнули в «бараний рог»,- почти то же значило для меня тогда, что и- загнали в «кривой рог»! «Окунувшись» в чуждую и совсем не творческую обстановку, я, как в «водяной воронке»: стала «пускать пузыри», теряя себя.
     Однажды, Вадим опять постучал в мою дверь, но я сказала строго,- чтобы не подходил больше ко мне никогда! И он, побледнев, сникнув, стал выходить из моей комнаты. И я увидела, как изменилось его лицо, словно ему смертный приговор вынесли! Как он, сгорбившись, обречённо, пошёл к двери…/И.. .вот она: моя жалость! Мне, вдруг, стало его так жалко!/И в ту же минуту, я разозлилась на всех и «вся»! И на директрису, в первую очередь…На сплетни! На такой пустой театр! На коллег, которые «руки» не протянут, чтобы помочь человеку! И сказала: «Подождите! Всё это сплетни! Ведь у нас с вами просто  товарищеские отношения! И я не намерена больше  никого слушать! Мне поручили сделать стенгазету для комсомольской организации театра! Вот и сделаем её вместе!». Он захлебнулся от радости! Выдохнул воздух из груди, словно перехватило дыхание. И стал приходить, чтобы вместе со мной делать стенгазету! А я сочинила сатирические стихи и нарисовала всех наших «героев», которые считались «героями», потому что были в родственных отношениях с кем либо из руководства театра. И «молодая героиня» /вовсе не молодая и с выпученными глазами, как у лягушки/очень хорошо у меня получилась в большом и выразительном комичном рисунке. Так же, как и остальные «герои», из-за коих не давали хода никому больше. И, узнав, что на днях в театре будет проходить большое собрание партактива города и руководства, - как раз к этому собранию,- я и повесила за кулисами свою критическую газетку так, чтобы наша директриса не успела бы её снять! Что и получилось! И весь партактив и руководство города с большим любопытством ознакомились с этой газетой и даже сняли её и унесли к себе куда-то, вызвав директрису и секретаря парторганизации на большой разговор! И, даже оказалось, что руководству города эта газета понравилась, т.к. уже всем видно, надоело, что в театре и посмотреть было нечего! И поддержали нас!  И попало кому следует! И даже понемногу, стали нам, приезжим, «ролишки» перепадать…
 Но директриса, сделав паузу, вскоре всё же, ринулась « в бой»! Улучшив момент, когда моя сокурсница Гутя, вдруг решила устроить мне почему-то, опять «разборку»! /А, скорей всего об этом и попросила её директриса, с учётом интересов всех остальных «обиженных героев», в той стенгазете!/ В общем, решили собрать комсомольское собрание театра, по поводу: моего: «аморального» поведения с Вадимом! Чувствуете?! Что делают такие собрания?! /Замечаете, как умело сделала «ход королевой», «королевская» директриса – выждав время: решила меня проучить!/. Выждала, пока городское начальство обо всём призабудет… И под другим предлогом, организовали это собрание. И к тому ж, «королева», не отказала себе в удовольствии, опять вызвать меня к себе в кабинет, и сказать: «Значит, вы меня не послушались!? И вас продолжает посещать мужчина!? Позорите наш театр!?». /И ни слова о моей газете и о критике, и о том, что говорилось о театре на партактиве и в руководстве города!/ «Вы что молчите!? Я вас спрашиваю: как вам не стыдно!? Продолжаете принимать мужчину! Значит, будем принимать ещё меры!» И я вышла, растерянная…Потому что удивило, что она совсем не вспомнила о стенгазете и о том, какой резонанс эта  газета вызвала….И проигнорировала то, что руководство города и комсомола, - были на моей стороне, т.е. на стороне критики положения в театре!
      И, после этого разговора со мной,- на следующий же день, меня и Вадима вызвали уже на комсомольское собрание театра, которое вела и возглавила:…Гутя! Она же и речь держала! Разгромную речь в мой адрес! Называя меня чуть ли не «падшей» женщиной! /Помните, как она старалась и по поводу моей красивейшей шляпы, в институте ещё!? И по поводу, якобы имеющегося у меня,- «порока» пьянства,- которого у меня не было! И потом, я не раз слышала от неё какие-то злые реплики в свой адрес. Что-то её всё время во мне раздражало! / Вот и на этом комсомольском собрании, моя сокурсница опять старалась больше всех! А, скорее всего, таким образом, выслуживалась перед директрисой и другими, кто был задет критикой в стенгазете, и кто был близок к руководству театра! Видно, это всё, вместе взятое, тогда «сыграло роль», потому что, после моей стенгазеты, меня с какой-то роли на сцене, сняли, и… назначили на эту роль: Гутю. Я уж и не припомню, что там играли тогда на этой сцене! И, вслед, за этим, и организовали разгромное в мой адрес, подготовленное собрание! «На таких не женятся!»- злобно выкрикнула сокурсница! И Вадим не выдержал! Он вскочил с места и тоже стал кричать: «А вот я женюсь на ней! Хоть завтра! Да! Завтра же и распишемся!». /И крикнул мне отчаянно: «Согласна!?» А я, тоже разозлившись на то, что на меня опять наговаривают и унижают,- вдруг, с вызовом сказала:«Ссогласна! Завтра же и распишемся!» И Вадим опять крикнул: « Слышите!? Мы завтра же пойдём в ЗАГС»! И все замерли от неожиданности! /Намеченная «разборка аморалки»- не состоялась! Подготовленное директрисой, «Дело»: развалилось! А Гутя , как в финальной сцене из гоголевского «Ревизора»,- так и осталась стоять:… С открытым  ртом…
     О, только сейчас, через много лет, до меня «дошло», что затевалось тогда в отместку за мою сатирическую газету! Они же все, кто там был в руководстве театра, и кого вызывали потом к руководству города с критикой…Они, видно,- хотели мне «пришить» «аморалку»! И выгнать с позором из театра! Это «обелило» бы их, в глазах руководства города, а я, изгнанная с позором из театра на первом же году своей актёрской деятельности,- была бы представлена, как «падшая женщина», которая вместо того, чтобы «строить театр», как мне было назначено,- занялась тем, что «принимала мужчин»... Да ещё «в стенах театра»! Ого! Это «тянуло» бы уже и на «отлучение» меня от актёрской деятельности вообще! Честное слово, только сейчас я сообразила о том, что организовала тогда директор театра и остальные заинтересованные лица! Чтобы навсегда опорочить и уничтожить меня! Но «они» не ожидали, что всё обернётся иначе! И их «сценарий» провалится! А я и не догадывалась тогда, что мне готовили. Никакого страха и каких-то подозрений, что со мной хотят расправиться, не было. /Да, ещё не раз вспомню я своего молодого «пророка», который сказал, что я смотрю на мир через «розовые очки»! /Но я это забываю и опять: склонна доверять людям. Я не хочу в них видеть худшего. Ведь, все мы бываем: разные! И душа просит нормальных человеческих отношений! Я всё ещё не отреклась от своих светлых надежд. Даже и после многих разочарований. /Только, бывает,- не сплю ночами: пересматриваю свою жизнь. И, иногда вырывается стон! Зачем  я так поступила!?
     В общем, мы с Вадимом ушли с того собрания, вроде как… «победителями»! И на следующий день пошли в ЗАГС и расписались! И я дала телеграмму маме, что «выхожу замуж»! И она ответила телеграммой с поздравлением! И что высылает: свадебную посылку. И весь театр, «всколыхнулся»! Словно ожили, обрадовавшись, что что-то происходит, наконец-то... И словно все «проснулись от спячки»! И стали нас поздравлять удивлённо… И даже директриса, вдруг, заявила, что они с мужем к нам придут на свадьбу! И разрешила провести её в моей комнате… И «пошло-поехало»! Все почему-то так радостно это в театре тогда приняли... Кроме меня! Я-то никаких других чувств, кроме дружеских к Вадиму не испытывала! /И чего они так радовались, не понимаю!?…Особых друзей я там не заметила. Никому ни до кого, «дела не было»! Все, будто прятались от чего-то… Разбегаясь по своим «норам», как «мыши». Вели себя очень тихо. /Сейчас я вспомнила одно «знаменательное» высказывание, которое услышала гораздо позже: «Главное: быть незаметными!». Так учил жить один известный телережиссёр, сделавший, очевидно, под этим «девизом», неплохую карьеру!/Все поздравляли меня! И только Вася Гурин подошёл, когда вокруг никого не было,- и сказал: «Что ты делаешь!? За кого ты выходишь замуж!?». Но я не придала значения его словам. Упрямо, «закусив удила», как «вспуганная лошадь»,- уже неслась безоглядно в «бездну»! Голова «кругом пошла» от всего происходившего. И я, наверное,-  уже вообще ничего не соображала тогда, что происходит! Вот как «закрутило», «затянуло» в «омут», как «щепку», в том самом «море». /В том самом «жизненном море», о котором говорил наш учитель Хохлов!/
     Вот и затуманилась моя голова! Даже и крикнуть не смогла: «Спасите!» А на той глупой свадьбе в моём бывшем «клоповнике», повелительно и радостно восседала: «королевская директриса», со своим «героем». И ещё я позвала супружескую пару артистов, что жили рядом. И жена  артиста  принесла набор хороших рюмок попользоваться на свадьбе,- потому что у нас тогда ничего такого не было. А директриса, продолжая безудержно чему-то радоваться,- начала, вдруг, неожиданно: хватать эти чужие рюмки и со всех сил «хлопать» их об пол, разбивая! Приговаривая, при этом: «На счастье! На счастье!». /Да так и перебила чужие рюмки!/ А соседка, вздрагивая,- моргала сильно накрашенными ресницами, глядя, как бьют её рюмки! И растерянно улыбалась… Ведь, и не скажешь ничего! Начальство же рюмки бьёт! И директриса, со всей силы, азартно продолжала бить эти чужие рюмки об пол! А они звенели, разбиваясь безжалостно! /Как и моя жизнь тогда!
     А потом, директриса с мужем ушла… И вот тут я, действительно, решила напиться! И сказала, что уж, извините, но вот теперь-то, я и напьюсь! Потому что, мне становилось всё страшней отчего-то… И пила одну рюмку за другой, так же, как разбивались чужие рюмки… И напилась! И соседка, уложив меня спать, ушла. Я же, «провалилась» в какую-то «черноту» …уснула   /А Вадим, оказывается, тоже напился, и тоже: уснул!/ И когда я утром проснулась, то он виновато сказал: «Извини, но я тоже напился и проспал всю ночь!» А я сказала: «Вот и хорошо! Пусть весь этот шум  по поводу нашей свадьбы, уляжется. А я хочу подумать!». «Но ты, ведь, моя жена теперь! Мы же, расписались!» - испуганно сказал он. А я ответила: «Надвигаются новогодние праздники! Давай встретим Новый год, а там видно будет!». «Но мы же расписались, повторял он. Ты же моя жена! А я твой муж!» Я сказала ему: «Кажется, в Японии есть хорошее правило! Три года не должно быть детей, пока не проверят в браке свои отношения! И будут ли они вместе жить дальше! Я не хочу, чтобы дети страдали из-за наших ошибок! И три года у нас не должно быть детей!». «Но ты же, всё ещё девушка! А я, теперь твой законный муж!» И мне опять стало его жаль. И тогда - словно: «махнула на себя рукой»... А, будь что будет! Согласилась выйти за него, значит должна быть женой, как  все!» Но…ещё три дня после свадьбы я ходила  в «нетронутых девушках», т.к. никакой тяги к законной супружеской постели: у меня не было!
     Но разве это интересно кому-нибудь? Что тут интересного!? Это только сейчас, на экранах ТВ и кино: идёт пропаганда сексуальной распущенности! Появились даже передачи, где ведущий с ухмылкой «похотливого осла», выспрашивает у мужчин и женщин, как им «спится и лежится». А какого-нибудь наглого юнца-извращенца, величают, при этом: «наш герой». А потом показывают передачу о тысячах бездомных детей, которых запросто покупают, чуть ли не за мороженное! И сообщают, что и в столице теперь: есть нелегальная торговля пятилетними малышами!
     Теперь я понимаю, почему в сохранении девичества, раньше, - видели необходимость! Это нужно, для сбережения здоровой семьи, здоровья нации: физического и духовного! И поэтому, в Православных традициях: девушки должны беречь свою честь и чистоту! Да ещё и потому, что всё, что происходит с нами: отражается и на состоянии нашей души! И просто «спасать» человека – это одно! Но «спасать», укладываясь с ним в постель,- это совсем другое!
     /Вспомнилась шутка одного мужчины, когда он повторял стишок» Любить,- это падать! И вместе с собою: другого увлечь!»/. Но это он говорил, смеясь. Потому что так не должно быть: чтобы  человек «падал», когда приходит любовь! Вот такая «лже - любовь» и такое «лже - спасение» у меня тогда было! Хоть, это происходило с оформлением брака официально, с печатями и росписью! Но и это тоже, не только безнравственно, но грех и разврат, если нет настоящей любви, а только подмена этого чувства чем-либо другим! Той же «жалостью», например. Что я поняла позднее… И не слушайте никого, девушки! Не выходите замуж «из жалости»! Или из-за общественного мнения… Или потому, что все подруги уже «повыскакивали» замуж! Это только в песне красиво поётся: «Жалеет его!»... Но счастья не будет! И всё это: для вас может обернуться: несчастьем! Ведь и детки пойдут в таком «лже- браке». И какое же воспитание у них будет!? Какой пример!? Набирайтесь терпения, и молитесь, просите у Господа, чтобы дал встретить своего Суженного! И только любовь настоящая, одухотворённая - оправдывает и физическую близость! Берегите себя! И не верьте пошлой рекламе и бесстыдным россказням пошляков! Все эти разговоры нынче: об «интим - салонах», «секс - символах», и т. п. «галиматья»- развращающая душу! Порочат честь! Губят здоровье! Духовное и физическое! И, значит, всё это от лукавого!
     И вот, теряя себя в таком замужестве и не имея возможности играть на сцене,- я стала играть в жизни роль: «образцовой жены и домохозяйки»! Одевала и холила мужа, в первую очередь ему шила костюмы, покупала галстуки и рубашки! Изощряясь в познаниях, что и как лучше приготовить и подать к столу! И убеждая себя, что, наверное: «Это и есть любовь!»  И пусть, наконец, и у меня будет: «как у всех»! Да! Я, наконец, решила, что буду жить: КАК ВСЕ! /Ведь, большинство людей женятся, выходят замуж, когда «время подошло»! Или когда им выгодно, удобнее хочется жить и т.д.
 Вот и выходят замуж! И так: очень многие! И разве они ждут настоящей любви!? И где эта любовь!? Вот и опять вспомнила свою роль: «Ларисы-бесприданницы»! Она, ведь, тоже сказала, умирая: «Я хотела любви, но не нашла! Её нет на свете! Незачем и искать!» И разве я не обманулась уже!? Всё, чего ждала, к чему стремилась в любви и в творчестве, всё ИСТИННОЕ И НАСТОЯЩЕЕ: уже обрушилось! И продолжало рушиться и в моей душе! И только «звенели», как разбивающиеся рюмки на моей свадьбе, слова из «Бесприданницы»: «Любви нет на свете! Незачем и искать!» И ещё хотелось крикнуть: «Я так жить не хочу! Хоть в «обрыв»! Хоть замуж! Хоть ещё куда-то,- но только бы уйти от никчемной, бесцельной и бессмысленной жизни!».
     Здесь вспомню классиков! /Меня иногда упрекали, что я классиков люблю цитировать. А я отвечала: «Но разве это не лучше, чем повторять пошлости!?». /Оказалось, что я всё время, как «белая ворона»! Недавно, одна приятельница меня так и спросила: «Ну почему вы одна!? Почему не голосуете, как все»!?» А я ответила, что есть такое хорошее высказывание: «Человек формируется в сопротивлении среде!» Или вот ещё высказывание кого-то из великих: «Видеть зло и молчать: это преступление!»
     Да, ведь, и К.П. Хохлов слишком высоко «поднял планку», от которой можно отмерять жизнь и «театр»! Вот и Вася Гурин, тоже ходил по «криворожскому театру», как «неприкаянный»! Не похожий на самого себя! Ведь и он, после учёбы у К.П. Хохлова , тоже попал в такой глухой театр, как «кур во щи»! .Он сник, похудел, ходил уныло, с большими кругами под глазами. И даже стал попивать, скрывая это от всех. Тоже не имея ни ролей, ни счастья в личной жизни, /с его женой тогда: Гутей!/.
  А …  я!? «Сломалась»!? Или «ослепла» вдруг!? Или так «оглушила» безжалостная реальность после всех моих фантазий и высоких помыслов и порывов,- что даже уже и соображать перестала!? Или испугалась жизни, одиночества, людской молвы? Или хотела кому-то доказать что-то!? Не знаю! Знаю только, что «когда Бог хочет наказать, то отнимает разум»! Вот такое затмение на меня нашло тогда: с этим моим «обычным замужеством», как у всех». Ведь «уму не постижимо», как я могла с собой тогда такое сотворить!?.Берегла, берегла свою девическую честь и чистоту,- и… «швырнула» себя мало знакомому человеку, которого, видите ли, стало жалко! И которого «нужно было спасать»! В общем, что-то произошло со мной тогда! Но, кроме всего уже перечисленного, теперь скажу, что была ещё и элементарная молодёжная дурость! И, всё же,- «захлебнулась» фантазёрка в «розовых очках»- «прозой жизни»! /А, ведь и мама, позже, когда приехала, ответила на моё объяснение замужества, что мне: «Стало его жалко», - сказала: А МЕНЯ ТЫ НЕ ПОЖАЛЕЛА!? /Прости, мама! Что тут ещё сказатьь!? Прошлое не исправишь! /Так же, как ГРЕХ, который совершаешь: отпечатывается навсегда в памяти и душе! Как пятно, что не вытравить! Как клеймо, что - Навечно!
     Вот почему так страшен грех! Очерняет душу. И сколько же совершаем разных грехов за всю нашу жизнь!? И это всё: отпечатывается в душе! С какой же душой приходим к Богу!?.Велико же Терпение и Милосердие Твоё, Господи! Верно сказано у Л. Толстого «Всё, что может случиться извне, ничто в сравнении с тем, что может сделаться внутри!».
И опять приснился мне тогда вещий сон:
 «Глубокая яма! И в ней: черти! Ищут меня, переговариваясь: «Где она»!? Но я не видима им. Только вижу их! И, наконец, появляется ещё один, самый страшный чёрт,- и, вдруг, увидел меня! И показал пальцем в тот угол, куда я прижалась: «Вот она!» Черти кинулись ко мне! И я проснулась от ужаса!». /Всё сходилось: сон и действительность!/
     Безразличная ко всему, спокойно и тупо: стала ходить на рынок. Готовила ему разные вкусные обеды и т.д. И даже стала, вроде бы, входить во вкус к такой бездумной жизни, раскармливая муженька. Да и сама тоже стала поправляться при этом, что для молодой актрисы, было уж совсем ни к чему! Но для «какой актрисы»!? «Ролишки»-то где!? И какие!? И я притихла, будто меня придавило чем-то. Смотрела на всё уже молча, думая: какой теперь ему ещё лучший костюмчик сшить из маминого отреза, что она прислала в посылке. А мне золотые часы прислала и очень красивое, тёплое золотистое одеяло из верблюжьей шерсти! Вот теперь и я буду жить, как все! «Не высовываться»! Не вмешиваться ни во что! Не связываться! «Быть незаметными!» Ведь, так учат те, кто уже сделал неплохую карьеру! И у них: более спокойная, благополучнее жизнь. «Всё в дом! Всё в дом»! « Так и я теперь буду жить»! /Чувствуете, что осталось от «Лучшей Ученицы Хохлова»!? От Шекспира и Шиллера!? И от меня самой, наконец!/
     А, может быть, больше всего в этом было: безвыходности и отчаяния? Ведь я уже поняла, что из этой театральной ямы,- выбраться будет почти невозможно! Как попасть теперь в хороший театр!? /Всё это «месиво» и составило тогда в моей душе: такой  «горький коктейль». И разве было не понятно тем, кто придумал послать нас, троих молодых артистов в такой запущенный театр, /без настоящей режиссуры/,-что никакого «строительства театра»-  при таком положении, не получится!? /Но и об этом горевать было уже бесполезно!/ А при попытке «барахтаться» и «подымать волну», получалось только, как в том анекдоте: «захлебываешься» кое-чем! И идёшь: ещё быстрее ко дну!
     Вот потому и зародилась во мне тогда эта предательская мысль: «жить, потише! Как многие! /Сейчас вспомнила нынешнее изречение: «Пипл всё схавает»! Вот и я тоже!? Нет! Я не хочу так жить! Чтобы «хавать»… не думая своей головой! И повторяю: «Не нужно терять себя! Свой характер! Предавать свои мечты и стремления! Падать духом! Прекращать борьбу за свою жизненную цель! За свою творческую судьбу! Убегайте от пошлости со всех ног»! И мне нужно было тогда бежать не «за комсомолом», а бежать «куда глаза глядят», как только увидела, что никакого «строительства театра» не будет! И бежать быстрее! И, избежать глупого замужества и потери времени! Потери самой себя! Что самое главное!/ /А ещё: нужно было в институте, на курсе, быть гораздо, осторожнее! Не забывать слова Пушкина: «Молчи, скрывайся и таи! И мысли и дела твои»! А я всё: «душу нараспашку» со всеми! Да что теперь жалеть!? Поздно!/ Правильно сделала Элина, рассказав мне позже, при встрече,- как получив назначение после института в Херсонский театр и узнав, какая там режиссура, - поняла, что там её ожидает творческая гибель. И сделал всё, чтобы самой устраивать дальше свою судьбу! И добилась этого, пустилась в свободное «плавание», чем  спасла себя! Ведь, в то время,- за прекрасными призывами и устремлениями: «На чернозём»! «На «БАМ», с песнями»! «На Север! и т. д. была скрыта другая реальность: сами-то призывавшие, оказывались, всё же: поближе к центру! Поближе к столицам! Даже присказка такая тогда появилась: «Умрём, но под Кремлём!».
     / А теперь? Какая  «присказка»!?/ «Всё решают деньги»! Разве это правильно!? Сколько талантов, погибает! Сколько людей… гнётся и ломается!? Оказавшись перед лицом жестокой действительности! Вот потому я всё больше думаю, что настоящий расцвет страны только и возможен тогда, когда будут создаваться должные условия для расцвета всех людей и их талантов! И когда будет доступна справедливость и возможность для творчества в любой профессии: для большинства! А не только:  кто при деньгах!
    / Вспомнила, как на прощанье,- когда я уезжала после института из Киева, Олег Борисов сказал мне: «Не выходи замуж! У тебя из этого ничего не получится!» Он, ведь, был умница! А я тогда не задумалась: почему он мне так сказал!? Ну, то, что отец Аллы, Роман Степанович сказал мне: « Реветь будешь, как белуга»,- это понятно! Он, был чекист! Глаз у него: «намётанный»! А вот, Олег!? Почему он мне тогда так сказал!? Безусловно, как хороший артист - он и в молодости, обладал даром психологического проникновения в сущность человека и событий! И это, потом, проявлялось и в исполняемых им, ролях. Он сумел, несмотря на многие трудности, подчинить себе и, и кино, - и реальность тоже! Сумел пробиться!/. Но что касается его предсказания моей личной жизни, то до сих пор это некоторая загадка для меня! Ведь я была привлекательной девушкой! Но, что касается личного счастья - то мне в этом, действительно, не везло! Ошибки, разочарования, страдания! А любви счастливой - не было! И теперь, оглядываясь на прожитые годы, вижу ясно, что так и не встретила «свою половину»! Я фантазировала и придумывала вымышленный мной «образ», а потом этот «флёр» исчезал, и я видела совсем другого, реального человека. «Хоть ждала и верила»! Как поётся в известной песне. Всё хотела найти свою настоящую любовь! Да, видно, не суждено было! И это ещё одна загадка: почему кто-то находит свою истинную любовь! А кто-то ждёт и «мается» в тоске, да так её и не отыщет!
     Слабый, от этого сопьётся или извините,- «скурвится». Начнёт таскаться «во все тяжкие», да так и погибнет душой и телом! А сильный,- всё же преодолеет невезенье и направит свою жизнь на активную деятельность в профессии, в творчестве. И это: лучший выход! Вероятно, истинная ЛЮБОВЬ,- это такой большой ДАР БОЖИЙ,- что далеко не каждому даётся! Это - тоже Тайна! И ещё я подумала, что если душа слабая и невежественная, то кто-то и преступником становится, из-за того, что был обделён любовью! Конечно, очень тяжело и опасно жить, не испытав настоящей любви! Наверное, нужно больше молиться и просить у Господа Милости! /Тешу себя тем, что после жизненной науки, мне сейчас стало многое яснее/.
     Ах, как хорошо сказано у Пришвина: «Сущность жизни - есть любовь! А борьба, только средство: борьба за любовь! Но пусть остаётся так: на первом месте в словесном выражении будет стоять борьба, а в невыразимом молчании будет любовь!»
     Сейчас, в жизни появилось так много грязи, мутного потока какого-то, даже в публичных рассуждениях на эту тему,- что хочется непременно ещё и ещё раз вслушиваться  в изречения великих людей, не раз ещё возвращаясь к чистому «роднику» большой литературы! Вдохнуть свежего воздуха, при этом! И я ещё не раз, вместе с вами, читатель, буду возвращаться к этим «родникам»! К духовному «богатству»! К тем мыслям, что подобны весенним цветам, лесному благоуханию, цветущим каштанам и белому цветку вишни,- шуму морской волны, или нежному звучанию родника! Вот что такое для меня: эти умные и прекрасные мысли великих людей!
 Так вот, продолжаю из Пришвина: «И ещё совсем недавно я, наконец-то, понял, что это стремление любить,- и было действием души моей, и что душа - это и значит: любовь!» /Чувствуете аромат ландышей, при этом!?/.
    Да, есть тайны, которые не сразу можешь понять! А, быть может, и не поймёшь никогда!
     Не могу удержаться и хочу обратить Ваше внимание и на такие слова Паустовского: «Любовь одна - невыразимо чиста, может быть,- один из тысяч чувствует её Божественную сущность…Люди развенчали её. А она - творчество, она - смысл земли!».
     /И разве это имеет какое-то отношение к нынешнему культу бездуховной сексуальной распущенности!? И если кто-то думает, что от такой пропаганды будет увеличиваться в стране рождаемость, то глубоко ошибается! Болезней и несчастных судеб прибавится! И детей бездомных! Что уже наблюдается! А укрепить семью поможет только счастливый брак, основанный на любви!/.
      А вот вчера: только включила телевизор, а там: разглагольствует на эту тему один известный депутат! И что вы думаете!? Так уверенно, нагло, беспрекословно внушает:  что замуж нужно выходить не по любви, а только по расчету! И все, молча, и очень внимательно слушали, внимая этому! Что же дальше будет в стране, если такие «деятели» будут насаждать безнравственность и продажность даже в чувствах!? Итак уж всё продаётся! Даже честь и совесть! Даже память о наших славных отцах и дедах! Только отдельные голоса слышатся! Словно мутно-грязный «сель» на страну обрушился!
     Однажды я спросила у мужа: «Ты говоришь, что у нас любовь! Но в книгах пишут, что нужен трепет. А у меня трепета нет! Спокойно!» Он ответил: «И хорошо, что спокойно. Это и есть любовь». Ему было тогда тридцать лет, а мне двадцать два. И я всё ещё была очень наивна и доверчива! К тому же, вспомнились мои «трепетные» страдания, по поводу красавца Николая в институте. И я согласилась, что, пожалуй, так лучше: «когда спокойнее». /Если б знала я тогда, как осознала позже,- что брак без любви - это тоже грех!
     Вы скажете: «Сколько же тогда грешников на земле»!? Ведь, настоящая любовь встречается редко!» /Да, много греха и во мне, и во всех нас! И не сразу это осознаёшь! В молодости, только начинаешь познавать себя и жизнь. Возможно, так и задумано! Как цветок, вырастая, подымается и становится всё краше! Так, очевидно, и человек: проходит все стадии взросления. И вырастает либо красивым духовно, радующим людей и мир! Либо, загнивая, ссохнется и погибнет до срока! Конечно, хотелось бы пораньше прозреть и многое осознать быстрее! Чтобы в ошибках своих, не потерять самое главное: свою бессмертную Душу! /Как записано в дневнике священника Ельчанинова: «Грех - убивает душу»! И ещё: «Грех - разрушительная сила,- и, прежде всего,- для самого носителя: даже физически грех потемняет, искажает лицо человека»!
     /Действительно, страшно смотреть на спившегося, опустившегося нравственно, а, затем, и физически: человека! Даже речь его, становится будто зловонной: изо рта исходит сквернословие и вонь! Глаза затуманенные, бессмысленные, как у дикого зверя! В них только злоба и ненависть ко всему! Или отсутствующий, словно, «слепой» взгляд! Такой спившийся человек, пропитан не только ядом алкоголя, но и бесовской злобностью!/ Недаром есть выражение: «Водка, это кровь сатаны»! И сам бес вселяется в человека, при этом, дабы привести к гибели душу человеческую,- а затем, погубить и физически! Кому не знаком этот современный портрет спившегося мужчины? Да и женщины, порой! Такой потерянный человек «смердит» словно живой труп! Недаром Л.Н. Толстой озаглавил так свою великую пьесу: «Живой труп»! Как это страшно! Сокращать, итак очень короткую свою жизнь! Умереть заживо, разлагаясь! Не жалея своих детей и близких! Страдающих неимоверно, глядя на этот ужас! /Как же не изучать великих мыслителей!? Как же не вдумываться в их мудрые слова, данные в помощь нам всем!?/.
 В Библии записано: «Дай нам Господи, зрети  грехи наши!» И так же наставлял Святой Иоанн Кронштадский: «Благодарю Господа, что не оставил меня совсем! Хоть и через годы, но Дал Прозрение! Дай же, Господи,- прозреть и тем, кто ещё не понимает, не видит Свет Твоей Истины! Молюсь за своё прозрение и за их души»!
     А мама моя!? Ведь, ещё несмышленым ребёнком, не сознавая себя,- от горя и слёз: «отреклась» от Бога! /Как она рассказывала./ А жила не ради себя, а ради нас, детей! Старалась помогать и чужим детям, порой незнакомым людям! Значит, жила по Божьей Заповеди! Но она осознала это только в конце своей жизни! И сказала мне это, умирая! И я молюсь теперь за её Душу! И за Душу моей любимой тёти Нади! Которые в делах своих и намерениях, несли добро,- посвятив свою жизнь, светлой мечте: «построения счастья для всех людей», т.е. жили, фактически,- для других, а не для себя! Жили, с Господом Богом в душе! Хоть и не сразу это осознав! Господь Милостивый! Прости нас всех, грешных! Прости, грехи наши, вольные и невольные! Мама продолжала присылать мне письма из далёкой Колымы, куда её занесло несчастье, мучившее её! Неизбывное её горе: когда отец не вернулся! И там, на далёком Севере: она возглавила детский приют для бездомных детей! Оставив на три года, город Львов, пытаясь как-то всё-таки, изменить свою жизнь, т.к. себе места не находила!
     И опять, на Севере ей пришлось пережить много тяжёлого, и даже пожар во вверенном ей детском приюте. И даже то, что обнаружили рядом с этим приютом: беглых заключённых, которые убежали из лагеря строгого режима, пробираясь через тайгу группой, поедали друг друга. И возле самого детского приюта,- нашли потом их «пищевой» запас, зарытый в землю, т.е. останки своих товарищей: их печень, сердце.
     Оказалось, что они, поблизости от детского приюта: прятались в тайге! /Вот какой ужас бывает, когда человек падает до последнего предела, подчиняясь сатанинскому злу!/. Как ей там было опять тяжело! Как будто, Злой Рок гнал её по жизни студёным вихрем! И унёс её опять в холода! На Край Света! Где было очень опасно и страшно! Особенно, для одинокой женщины! Но видно, она не выдерживала своих душевных мук! Даже и в наладившемся быту, - в Львове, после войны! Она маялась! Невидимая ни для кого душевная боль, подтачивала её! И вот опять сделала отчаянный рывок в неизвестность! Что-то изменить! Как-то убежать от этой боли! Которая жила в ней, не переставая, когда она вспоминала свою жизнь и отца! Она часто начинала об этом разговор, когда мы были вместе… И всё повторяла, пережитое,- рассказывая одни и те же события, которые сделали её несчастной! Она, словно, хотела вырваться из этой проклятой «колеи» её жизни,- но, как загнанная, всё шла так же, одиноко,--/ где изводили её одни и те же воспоминания: что он, её муж, предал её! Бросил одну в Сибири с двумя детьми!/ А она так честно и верно ждала его! Или вспоминала, не раз, как тяжело умирала её мать из-за того, что поехала за мешком муки для голодных детей своих, и простудилась!
     И эти воспоминания тоже изводили её! Только молитва и Бог могли помочь её измученной душе! Но она же отреклась от Бога ещё ребёнком! И никто не мог ей помочь! Её исстрадавшейся душе! Круг замкнулся! И, словно петля на шее, стягивалась всё туже, в её душевных страданиях! Она не находила выхода для своего бедного сердца! И вот, опять решила уехать, улететь куда-то, как-то всё поменять! И улетела неожиданно: за «тридевять земель»! На Дальний Север! /Ехала поездом, потом самолётом через всю страну, потом пароходом, в море,- куда-то всё дальше! Вот какая боль и какое отчаяние было в ней! Так, что и не боялась: куда летит и зачем! Да и уехать, убежать, улететь: от этой своей неизбывной боли в душе,- она не могла! И меня тогда, не было рядом с ней! Я сама медленно опускалась на «дно», как «утопленник »,- утопая в жизненном море! Теряя свою мечту! Любимую творческую профессию! Потеряв уже и свою девическую чистоту, хоть и с распиской в паспорте о замужестве. Но разве дело в «расписках»!?
     Я ей ни о чём плохом не писала тогда! Старалась сообщать только, что «всё хорошо»! И «замуж вышла хорошо»! И, вообще, у меня всё «хорошо»! «Лучше не бывает»! /Не хватало ещё - моими бедами, её добивать! И я думаю: какая сила, всё-таки, таилась, в её изболевшейся душе! В маленькой женщине: жила большая душа! Которая не смогла найти счастья в нашей страшной, чаще всего,- земной жизни!
     А, тётя Надя, её сестра, находила себя в большой и ответственной работе! Это придавало ей спокойствия, уверенности, -/даже когда понимала, что у неё личного счастья, тоже нет!/ Правда, в Львове,-через несколько лет, она вышла замуж за полковника в отставке, и жили они согласно и хорошо. А потом, он умер, и она опять осталась одна! Да и складом характера, тётя Надя была другая: более уравновешенна и спокойная! Она, всегда, с любовью: помогала нам! И многим людям, что тогда работали с ней. И мы были для неё тоже: как родные дети. Поэтому, мама могла спокойно оставить на время её отъезда, - моего брата Валерия, учившегося в школе тогда,- зная, что он в надёжных руках!
     В этот период, в Кривой Рог, приехал на гастроли оркестр из Москвы,- под управлением знаменитого композитора И.О.Дунаевского! И это было очень большое культурное событие в городе! Наконец-то, в театр устремилась публика! Был аншлаг! И, неожиданно, за кулисами я встретила маленького ростом, человека, И этот маленький ростом мужчина, взглянув на меня внимательно, что-то спросил,- мы поговорили немного и он представился! Оказывается, это и был композитор: И.О. Дунаевский! Его музыка звучала тогда по всей стране! Он постоял передо мной немного,- узнал, что я актриса этого театра и пригласил вести его концерты все десять дней гастролей!
     От львовской комиссионки у меня сохранилось немецкое чёрное длинноё, бархатное, очень красивое  платье,- и я, со своими длинными пышными тёмными волосами,- выглядела эффектно! В общем, почувствовала, наконец, на сцене праздник! С Дунаевским прибыло несколько певцов и солистка: Виктория Иванова-сопрано! Пел также, очень популярный в те годы лирический тенор: Владимир Нечаев! Его тоже в те годы знала вся страна! И он был тогда очень знаменит! И вот, Владимир Нечаев в меня влюбился! Но ухаживал красиво, без пошлостей и т. п. Мы втроём ходили в ресторан обедать или ужинать: я, Виктория Иванова и Нечаев. И он галантно нас угощал! А Виктория Иванова подшучивала над ним за то, что он хотел «держать форму» и не поправляться, но заказывал на ужин: бифштекс с жареной картошкой, не в силах от этого отказаться. Как-то, он мне сказал: «Знаете, как я стал знаменитым? Просто послушался умного совета: «бить» только в одну «точку»! Не рассеиваться в выборе репертуара! И я стал исполнять только советские лирические песни! И меня стали запоминать»! /Ему льстило, что он знаменит! Приходя на почту в моём сопровождении, с удовольствием, демонстративно показывал своё Удостоверение, красную книжечку,- и с вызовом произносил девушке в окошко: «Я- Владимир Нечаев!» Краснея от удовольствия произведённым эффектом, наблюдал, как менялось у девушки лицо, как другие девушки, тоже с улыбками радости: переглядывались, доставая ему письмо! А Виктория Иванова сказала мне однажды: «Здесь такая скука! Как вы здесь живёте!? Не удивительно, что уже вышла тут замуж! Тут от скуки с ума можно сойти!»
     Нечаев стал называть меня: «Эсмеральдой». И я, со своими тёмными длинными волосами, действительно,- напоминала тогда этот образ! Концерты проходили с успехом! И.О.Дунаевский, выходя после «номера» за кулисы, посматривал на меня внимательно. Но казалось, что он чем-то был тогда озабочен! А я восхищалась, как уверенно он дирижировал большим оркестром! Как красиво и слаженно звучала музыка! И на сцене совсем не было заметно, какого он роста! /Ведь и Наполеон был небольшого роста! Дело не во внешности!/ Эти гастроли оркестра И.О. Дунаевского,- знакомство с Владимиром Нечаевым, его красивые ухаживания и комплименты, весёлые шутки Виктории Ивановой, словно перенесли меня в другой мир! А Виктория Иванова сказала мне: «Вам надо уехать отсюда! Приезжайте в Москву! Покажитесь в какой-нибудь театр! Вы ещё молоды, прекрасно выглядите! Не задерживайтесь здесь!». /Но тогда, Москва, казалась мне такой далёкой! И недоступной!/ В те годы, с пропиской в Москве, действовали, поистине: «драконовские» методы. Прописаться в столице тогда было просто невозможно! А, значит, и устроиться на работу! Да я тогда и не думала об этом! Была в другом состоянии души. /Вот как много зависит, в каком духовном состоянии пребываешь! Если сила в душе появляется: многое можешь сделать. Даже, казалось бы,- недостижимое прежде!/ Но, в Кривом роге,- я ещё была в «полной прострации».
     Когда гастроли оркестра закончились, и они уехали,- Владимир Нечаев ещё присылал мне какое-то время, письма, всё так же называя: «Эсмеральдой». Это было, с его стороны, ни к чему не обязывающее увлечение! Да и мне он был интересен только, как столичный известный певец. Но всё это прошло мимо. И снова пошли криворожские будни. /А через пару лет, я услышала печальную весть! И. О.Дунаевский неожиданно умер! Ходили какие-то страшные слухи. Неизвестно, что было правдой, что нет! Виктория Иванова пела ещё долго и довольно часто  звучала тогда на радио! Её нежный высокий голос звучал необычайно красиво! И исполнительницей она была высокого класса. А Владимир Нечаев - прожил не долго! Мне рассказали, что бегая по утрам,- все, стараясь похудеть и поддержать «форму», он, однажды, не добежав немного до дома, упал и умер! С ним случился инфаркт!/
     Я вычитала у Брэгга, что бегать утром нужно, не перенапрягаясь! И лучше бегать вечером. Впрочем, у священника Ельчанинова, записано: «Нет ничего случайного на свете! Тот, кто верит в случайность,- не верит в Бога!» Над этой фразой можно задуматься! Ибо расшифровывать загадки бытия,- не просто.
Гастроли оркестра Дунаевского остались в моей памяти, как единственное светлое пятно, за весь год моей жизни в городе, под названием Кривой Рог! Делать в этом театре уже было нечего! Вот и Вася с Гутей,- уехали!
     Без отработки трёх лет, после института, как положено было. По окончанию этого года и театрального сезона, пустого, как мыльный пузырь, - королевская директриса с фальшивой «золотой косой», нас тоже отпустила: «на все четыре стороны»! И мы двинулись с мужем в Москву! На актёрскую биржу! /А куда же ещё ехать провинциальным артистам, чтобы отыскать работу по актёрской профессии!? Ведь не было и нет ещё многопрофильных творческих агентств для трудоустройства творческой профессии! Чтобы для всех, кого обучали высокому мастерству, в училищах и институтах: обеспечить должные условия, для нормальной творческой деятельности! И будет ли это сделано когда- либо,- не известно до сей поры…
     В общем, приехали мы тогда на допотопную биржу, что располагалась в Москве, в коридорах Министерства культуры, /как бы, полулегально/. Съехались бедняги-провинциалы: походить по этим коридорам,- унижаясь, никому не нужные, и «Катите, откуда приехали!» И куда было деваться!?
 Осталось только сказать в пространство: «Привет! От старых «щиблет»! «Приехали продаваться!»
***