Глава 29. Одиночка

Анастасия Игнашева
Ну куда, интересно, податься бедному крестьянину, то-бишь - одинокой женщине, которая вдруг оказалась одна, разосравшись со всеми своими поклонниками? Помидоры повяли и "разные у нас автобусы"... Вобщем, в личной жизни у меня очередное нашествие полярных лисичек. Точнее - я опять свободна. Один от меня нос воротит, со вторым я сама рассталась. Куда пойти, куда податься?! Ну, конечно, по трассе стопом. Развеять грустные мысли. Трасса лечит. В том числе - и от неразделённой любви. И незачем тащить в свою жизнь кого попало, хотя - по большому счёту - все, кого мы встречаем в нашей жизни - поначалу и есть первые встречные и кто попало. Это уже потом жизнь всё и всех по местам и по полочкам расставляет. А поначалу... И попутчики, которые встречаются тебе, водители которые подвозят из пункта "А" в пункт "Б" - тоже, скорее всего, никогда уже не встретятся. Ибо нельзя дважды войти... и выйти тоже. Трасса тоже всегда разная, как река. Трасса священна и к ней надо относиться с уважением. А точнее - жить по "понятиям". Неписанным законам. Обычному праву, от слова "обычай".
 Идти по трассе одной - тоже свой кайф. С ведомым, всё-таки надо находить общий язык и подстраиваться под другого человека, здесь ты зависишь только от себя самой. Даже если твой попутчик - идеален для тебя.
- Теперь можешь смело считать себя настоящим стопщиком. А предыдущий опыт - выброси на помойку. - с апломбом изрёк один из "братьев по разуму" после моего первого одиночного автостопа в 2011 году.

     Унылый Феликс уныло пялился в комп. На мои слова, что мне нужно пожелать "Шершавой!" что-то неразборчиво пробормотал под нос. Да пошёл он! В пешее эротическое путешествие. Выдвигалась я со склада. На складе была очередная инвентаризация, которую я с горем пополам осилила. Планировала выйти в 2 часа, но закопалась до 4-х. Не могли найти эти чёртовы контейнеры для продуктов по 0,5. Зато нашли другие - на 0,125 и аж целую коробку - 800 штук. Интересное место этот наш склад! А главное - эта инвентаризация - находишь самые неожиданные вещи.

Уходить я решила по Московской трассе. Я по ней практически не ходила ни разу. Только однажды, зимой, когда с Серым в Новгород ездили. На "Звёздной" я была в 16-40. На автобусе доехала до Московской Славянки, вышла у торгового центра и немного прошла вперёд, до выезда из посёлка. Там, у придорожной кафешки мне встретились "браться по разуму". Один с бородой и в кожаной жилетке, второй белобрысый, без зубов и с сильно пропитой рожей. Я не стала с ними разговаривать и прошла вперёд. И вскоре ушла на "Шкоде"-малолитражке с тёткой до поворота на Саблино. Там, у поворота, я провисела минут 40, пока не догадалась сменить позицию и пройти вперёд за поворот. Там меня сразу забрал мужик на "Рено" до Померанья. Он торопился на дачу к другу - на День рождения. Хотя сейчас у Тосно построили объездную, мы поехали через город - так быстрее и короче. Миленький городок. Мужик-водитель признался, что на пенсии хотел бы поселиться здесь. Кстати, проезжая через Тосно мы опять увидели этих же типусов, которые были в Московской Славянке. Неподалёку сидел ещё один стопщик.
- А почему он не голосует? - спросил водила. Вопрос был риторический. Парнишка писал табличку.
- Иногда названия прикалывают на трассе. Едешь и офигиваешь - кто такое придумывает?!
- Вот например, по Мурманке есть деревни Бесовка и Лужа. - вспомнила я.
- Или ехал я как-то за Москвой и название реки прочитал - "Красивая Мечта".
- Красивая Меча. - поправила я, - У Тургенева рассказ есть - "Касьян с Красивой Мечи".
- А вот название - Тютицы.
Вообще - топонимика была в этом путешествии одной из главных тем. Каких только названий не встречаешь!
- К музыке как относитесь?
- Положительно в целом. Попсу нашу только не люблю.
- Я тоже. И когда наши малолетки, у которых на губах молоко не обсохло, начинают рэп читать.
- Ближайший родственник "гангста рэпа" - это наш "русский шансон". Ведь если заменить "чёрный" на белый" и "читает" на "хрипит и гнусавит", то получаются те же Круг и Наговицын.
- А русский рок?
- "ДДТ" люблю. "Наутилусы", "Пикник".
Вот русский рок мне и поставили. И под него мы весело домчались до Померанья. Он высадил меня у выезда и ушёл налево. А я тоже недолго стояла и минут через 10 меня забрала фура "Вольво" до Волочка. Водила, назвавшийся Виктором, сказал, что пассажирская дверь не работает и я должна залезать в кабину через водительскую дверь и через его место.
- Вы не подумайте, что я маньяк. Это я пока в отпуске был мне добрые водители машину испортили!
И этот водила тоже спросил меня про музыку. Он оказался поклонником электронной музыки и сам мечтал создавать такую.
- Я не типичный дальнобойщик. - сказал он.
И это была чистая правда. В кабине он возил с собой африканские барабаны-"бонги" и гитару и в свободное время играл. Он и мне постучал на барабанах.
- Я тут двух шведов как-то подобрал. Они автостопом путешествовали по России. Так они офигевали от нашего менталитета. Я их завёз в Крестцы - это здесь же, по Московской трассе. Крестцы - это столица пирожков. Увидишь - там вдоль трассы будут столы стоять с самоварами и пирожками с чаем торговать будут!
Реально - так и есть! Вдоль трассы в Крестцах стоят столы с кипящими самоварами и пирожками! Жаль, я не фоткала на ходу - трясло, да и ехали быстро. Просто не успевала. А трасса красивая. И в каждой деревне чем-то торгуют. То мягкими игрушками, то посудой, то антиквариатом - старьём, понатыренным в брошенных деревнях. Что до деревень и городков вдоль трассы - то впечатление убогое. Развалюх полно. Дома обшарпанные. Люди стараются выжить.
- Шведы долго понять не могли - что такое пирожок. - продолжал Виктор, - Я им объясняю - маленький пирог! Не понимают. Пришлось остановиться и купить. Тогда поняли.
Песенку он мне поставил прикольную: "All thos suvenirs is in my memory" - "Все мои сувениры в моей памяти".
- А ведь так и есть. - сказал он, - Это правильно. Всё надо держать в памяти и не привязываться к вещам.
Но людям нужно что-то вещное. Так они устроены.
На Московской трассе он знал каждую кочку. И мы летели в сумерках через нищие деревни. Мимо ларьков с мягкими игрушками, столов с пирожками и ящиков с грибами и ягодами. Потом стали на отдых на стоянке возле какого-то кафе. Виктор предложил чаю попить. Сварганил удивительно вкусные бутерброды с майонезом и аджикой. Рассказал о своей девушке и пару дальнобойных анекдотов:
- Сидят дальнобои в кабине на стоянке, бухают. Подходит к ним собака и говорит: "Привет, коллеги!"
"Какие мы тебе коллеги?!"
"Ну как же - живёте в будке, ссыте на колесо, питаетесь чёрт знает чем!"
Или вот. У нас на фурах сзади есть такие выносные габариты, которые называются "рога". Вобшем - отъезжают два дальнобоя от дома и тот, что впереди едет, по рации спрашивает напарника, мол, посмотри, у меня сзади "рога" горят.
"Горят, горят!" - отвечает, - "И чем дальше от дома, тем ярче!"
А я подумала, грешным делом, что если б попросил - я б ему дала... Не попросил... Может - и к лучшему. Флора на прежней работе как-то сказала, что своего мужчину я найду на трассе. Хм...
- Я в Чечне был. Вот кого не люблю - так это мусульман. Как можно из-за религии взрывать людей? Вот что это за вера такая? А вообще - вера - это одна из энергий, которая даёт человеку жизнь. Верить во что-то надо. Ты хоть в выключатель на стене верь!
Мимо пролетел мотоциклист.
- Дальнобои мотоциклистов не любят. Потому что мотоциклист, как вампир - в зеркале не отражается.

В Волочке были в час ночи. Виктор довёз меня до гостиницы "Кронштадт" почти на выезде из городка, а сам ушёл на Москву. Ночь в гостинице мне обошлась в 600 р.+100 р. за душ. На утро я выдвигалась на Бежецк.

       Название это завораживало меня с детства. Помню, лет в 5-6, я выстраивала хороводом кукол на полу и напевала при этом "Вышнийволочрквышнийволочоквышнийволочок..." Это они у меня танцевали под эту песню. Москва имеет Россию. Россия имеет Тверскую область.
Тверская область имеет Вышний Волочок.
Вышний Волочок имеет один светофор, а этот светофор имеет всю Россию. Светофор этот расположен на Московском шоссе, которое плавно переходит в главную улицу Волочка и собирает пробки по 20-30 км. Виктор-дальнобой говорил, что его личный рекорд - 32 км.
Волочок оказался милым, провинциально-купеческим, но страшно запущенным и неухоженным городом. Возле бывших Торговых Рядов торчал непременный гипсовый истукан, оставшийся с советских времён. Он всё ещё пытался звать в светлое будущее.
Я закинула деньжат на телефон и зашла в соседний магазинчик в поисках сувениров. Но кроме китайского ширпотреба там ничего не было. А как же магнитики на холодильник? Кружки с видами и прочий милый китч на потребу заезжих туристов?!
Я спросила про музей. Он оказался закрыт. Ну да - был понедельник, а это общемировой выходной у музеев.
- Какой необычный и интересный у вас город! - сказала я уборщице в магазине.
У продавщиц и уборщицы вытянулись лица.
- Что ты! - хором закричали они и замахали руками, - У нас самый худой город! Дороги плохие! Грязно! Худо у нас в городе!
Странно. Обычно, когда говоришь такое местным жителям - им приятно. А здесь - такое впечатление, что жители Волочка (а они называются вышневолочане, или просто волочане) искренне ненавидят свой город. А ведь у него интересная история. И в своё время городок почтила посещением Екатерина Великая. Даже памятник есть. Отсюда родом великий русский художник Венецианов.
Есть такое понятие "местечковый патриотизм". С лёгкой руки наших "креаклов" оно приобрело несколько ироничный оттенок. А зря. Именно с него, с любви к своей "малой родине" начинается любовь к большой Родине. А у нас "малую родину" уничтожают. Причём целенаправленно. Сначала товарищи большевики объявив сплошную коллективизацию оторвали от земли миллионы людей, превратив их в безликую "рабсилу" для "строек коммунизма", потом эти самые стройки пришли на малую родину других людей, отняв её у тех, кто там жил - затопленные деревни и древний город Молога на дне Рыбинского водохранилища - наглядный пример. А теперь господа либерасты добивают малую родину. Провинция выживает, а не живёт. Вот так же и с Вышним Волочком. Его ещё называют Сволочок. А ведь известно - если человеку 1000 раз сказать, что он свинья - он захрюкает. Вот и город "захрюкал".

     Я доехала до выезда из города, не спеша скушала мороженое и потопала стопить. Машин было мало, но уже минут через 5-7 я ушла на красном "Мицубиси-аутлендере" до поворота на Удомлю. Потом была легковушка до Лукинина, где на стене заброшенной часовни я увидела табличку "Господи, спаси Россию". деревня производила впечатление вымирающей. От Лукинина меня забрал джип с питерскими номерами. Водитель гнал на дачу в деревню за Сонково, а это уже почти граница с Ярославской областью. Любимым словом для определения происходящего у него было "труха". Дороги были "труха" и дела тоже. Деревни вымирают - "труха". Власть - "труха".
- Тверская область - житница Средней России.
- Была. - уточнила я.
- Ничего. Скоро Чубайс нанотехнологии внедрит. - ехидно изрёк водитель.
- Нанокол ему в очко! Или просто кол. Или кипящего масла туда же.
-Вот хорошо бы было изобрести такую таблетку, чтоб съел - и 50 лет не ешь. Потом ещё одну съел - и ещё 50 лет не ешь.
- А если надоело - то не съел и помер.
- Развалины фотографировать интересно? Тут места интересные. Такие есть дома! Вот в Княжеве целая усадьба есть полуразрушенная. Кстати - названия тут интересные. Вот, например, проехали деревню - Клевищи. Вот откуда это название? Люди, что ли, здесь жили, которые клеветали на других? - рассуждал водитель.
  Насчёт развалин - тут целая философия. Развалины - есть предмет конечный. То-есть - исчезающий. И фотографируя их в разных стадиях разрушения мы фиксируем процесс в определённой точке. Смерть и распад как бы замирают. Кстати, - не одна я люблю развалюхи снимать.
   Тётушка сыктывкарская тоже всё удивлялась:
- Зачем ты снимаешь эти полуразвалившиеся деревяшки?
- Потому и снимаю, что скоро их вообще не будет! - отвечала я, - Вот я у Вас нашла старый альбом про Сыктывкар!
 Да? - удивилась тётушка.
- Ну да! На стеллаже в коридоре!
- Разве?
Тётушка уже и не помнила, какие книги у неё в доме есть. А в альбоме, 70-х годов издания, город выглядел совсем по-другому. даже центральная - Коммунистическая улица - была сплошь деревянная. Или почти сплошь.А теперь - сплошные торговые центры и прочий хардкор-хайтек.

        - Вот тоже название - Княжево. Значит - каким-то князьям принадлежало? - продолжал развивать тему водитель.
- Очевидно.
- Тут чья-то усадьба будет немного дальше. Всё время хочу посмотреть.
- Давайте посмотрим.
 Усадьба при ближайшем рассмотрении оказалась не усадьбой, а заброшенной церковью. Через дорогу было кладбище. Богатое село было когда-то это Княжево, если в нём было несколько церковных приходов.Народу в деревнях всё меньше, а развалюх всё больше.Дохозяйничались, товарищи-господа либерасты. Коммуняки перекрашенные. И вот не надо мне тут, что при коммунистах это всё работало. Работало. Но что из себя представляла советская колохозная деревня - это вы у Фёдора Абрамова и Василия Белова почитайте.
Фраза про любовь "к родному пепелищу" и прочим "отеческим гробам" сыграла с нами злую шутку. Оказались мы среди гробов и на пепелище.

     В соседнем, Максатихинском районе дорога оказалась лучше. Совсем даже хорошая дорога оказалась.
- Швейцария! - констатировал водитель и притопил, - Значит - деньги есть.
- И их не разворовали. - добавила я, - В Максатихинском районе карелы живут. - у них свои особенности архитектуры. Деревни тут другие.
- Кстати - насчёт карел. - заметил водитель, - Они тут все каждый на своей волне. Соседи в деревнях даже друг с другом не общаются. Я поздоровался с одним - так на меня как на идиота посмотрели. Как будто я выпить за их счёт собираюсь.

  Так мы добрались до Сонково - районного центра на границе Тверской и Ярославской областей. Там мы расстались. Водитель уехал в деревню, а я, перекусив в советской столовке с почти советскими ценами, ушла стопить дальше.

     - Приключения любите? - спрашивают меня водители, которые меня подвозят.
- Не без этого.
- А не боитесь?
- Боялась - сидела бы дома.
-Логично.
  А вообще - всякое приключение есть правильно понятая неприятность. Если, конечно, данная неприятность не несёт в себе ничего криминального и не заканчивается увечьем, или смертью приключаемого. Ещё спрашивают - как муж относится.
- А мужа нет. Ну да - всё правильно - любовь прошла, помидоры завяли. И одиночество - это не обязательно от паскудности характера, хотя и  это тоже, да все мы не подарок! Просто не всё равно, кто рядом с тобой. Я вот никогда не понимала тёток, которые согласны терпеть рядом с собой любую мразь, лишь бы одной не оставаться. А потом жуткие истории в сети всплывают, про педофилов, маньяков и прочих креаклов, которые, перегревшись на митингах, собственных жён тесаками разделывают. Не просто так, а "креативно". Хардкор, короче. Хотя - у меня другая ситуация.  Один от меня нос воротит, с другим я сама рассталась. И только я и трасса.

     Когда я ухожу по трассе, все события в остальном мире вдруг куда-то отодвигаются. Даже не на второй, а на десятый план.На трассе я словно выпадаю из окружающей реальности в какую-то другую, параллельную, где существует только трасса и больше ничего. Совсем другой мир, с другой жизнью и событиями окружает меня. И то, что волнует большинство  проходит как-то наискосок, по касательной.  А реальные события совсем другие. И волнует уже другое.
Ну вот Сноуден в Шереметьеве бомжевал чуть не месяц. Хотя, может, и не совсем бомжевал. Что-то сомневаюсь я, что на свои деньги этот побегушник гостиницу снимал. Ну да Бог с ним. А тем временем, пока он там отсиживался, президента Эво Моралеса похитили. Говорят - опять же - из-за него. Из-за Сноудена. Мол, в моралесовском самолёте чуть ли не в багажном отсеке ныкался. Тут вспомнились никольские полицаи недоброй памяти, которые безуспешно, но тщательно искали в наших с Хомой рюкзаках толовые шашки в 2010 году. Методы и стиль поведения те же. Эх, либерасты! Путина на вас нету! Да если б у нас действительно был кровавый режим, по поводу коего вы стенаете, вы б не в сети сидели, а на Колыме киркой махали! Да! И дали б вы ему, ребята, уже российское гражданство, что ли?! Чем он хуже того же Депардье?
Впрочем, о чём это я?! Я же про автостоп хотела!

- А как маршруты разрабатываешь? - ещё один вопрос.
- Есть сайт специальный - АТИ. Правда, он для грузоперевозчиков, но там программка есть - расчёт расстояний. По ней маршрут прорабатываю.
  Хотя - есть такие места и маршруты, которые вынашиваются годами. Архангельск и Кострома с Угличем были как раз из таких. И Северное Приладожье, которое я прошла в июле с дочкой и о котором ещё расскажу. Сейчас из таких не пройденных, припасённых на потом, остался только Смоленск.

- Не скучно одной?
  Тоже частый вопрос.
- Нет. Не скучно. К тому же - одиночное путешествие имеет свои плюсы. Берут охотнее.
      К тому же - бывают такие попутчики, которые не попутчики, а одно горе.
- И как берут? Хорошо?
- Да. Нормальных людей большинство. А козлы проедут мимо.
- Значит - ещё не всё потеряно. А кто берёт?
- Тоже по-разному. Когда фуры, когда легковушки.
     Водители бывают двух типов. Которым хочется выговориться и которые, наоборот - хотят послушать. Первых большинство. А есть и такие, которые сразу музыку включают и едем мы дальше молча. И ты остаёшься наедине со своими мыслями. Хотя, бывает - мысли одолевают и когда висишь на обочине и когда встаёшь на ночлег.
  На работе я со своими автостопными байками была осмеяна, но когда Феля и компания увидели, что всё у меня "по-взрослому" - как-то притихли. И во все мои поездки меня провожало его мрачное молчание. А по приезде ко мне почему-то начинали придираться  по мелочам.
   Из тех, кто на легковушках, попадаются и те, кто сам походил стопом в своё время.

     Углич оказался не в пример Волочку - чистеньким и ухоженным. На многих зданиях висели таблички, где указан был номер телефона и код здания, набрав которые можно было прослушать его историю. Выживать тоже можно по-разному. Тот же местечковый патриотизм подсказал людям, что свою малую родину можно сделать интересной для других. В Мышкине устроили Музей Мыши, музей валенок и много ещё чего, а в Угличе, кроме церквей и двух монастырей есть музей городского быта и  Музей Суеверий и нечистой силы,куда я, сопсна, тоже собиралась пойти. Но пока надо было найти гостиницу. Мне сказали, что в городе есть гостиница "Углич", где номера от 400 р., но я её так и не нашла. Пришлось остановиться в "Успенской" за 1150 р. Душ в номере, чисто, тихо, завтрак входит в стоимость номера. Я кинула вещи в номер и пошла бродить по городу. Позвонила подруга Ленка, которая сначала очень удивилась, что я делаю в Угличе, а когда узнала, что я смоталась туда на выходные, то слегка позавидовала:
- Ну да! У тебя выходные не два дня!

      Дом, в котором Музей нечистой силы находится- обычный такой жилой домик. А сам музей в квартире. Надо звонить. Вечером он уже закрыт был. Ладно, думаю, приду завтра. Утром, позавтракав в гостинице очень вкусной рисовой кашей под "Дом-2" по телеку - увы! - никак было не переключить эту дрянь, пришлось воленс-неволенс смотреть, я двинула в музей нечисти и суеверий, который присмотрела ещё вчера. И обломалась. Музей оказался закрыт. Хм. И тут, как знак свыше, в расположенном буквально в паре сотен метров Воскресенском монастыре зазвонили колокола. Так. Значит - нефиг мне якшаться с нечистой силой - и так на душе погано. Лучше в церковь сходить. И я пошла в храм.

     На выезд из города я добралась на 5 автобусе, а там очень быстро ушла до Ярославля на "Фольксваген-транспортёре" с двумя мужиками. Под зарубежную ретро-попсу типа "Бони-М" мы быстро домчались до Ярославской объездной, где ремонтировали обочину и творилось чёрт знает что. Машины шли плотным потоком, но стопить в таком бедламе было совершенно невозможно. Я сошла с трассы и прошла вперёд метров 200-300 до заправки, где ремонт заканчивался и там меня подобрал-таки дедок на "Ладе". Бывший шофёр, как он сам сказал.
- До пенсии я часто паломников возил. Они из монастыря в монастырь автостопом передвигаются. А Вам куда?
- В Кострому.
- Довезу до Костромской трассы. Километров 5.
Там меня быстро забрал немолодой мужик на "Тойоте" с костромскими номерами и довёз прямо до центра города, где я села на 14 автобус и поехала в Ипатьево, в музей деревянного зодчества. Я там уже была в прошлом году с Серым. Если бы я была с кем-то, то, наверное, осталась бы ночевать в Костроме, постаравшись разыскать недорогую гостиницу. Но я была одна и я ушла на Буй. Водитель автобуса, на котором я выбиралась на трассу из города, сразу распознал во мне стопщицу и высадил там, где, по его словам, обычно стоят стопщики - у поворота на Аэропорт. Откуда меня забрал мужик с татуировками "а-ля якудза" и под шансон довёз километров на 40 до Кузнецова, где меня спасла от надвигающегося дождя девушка на "Ладе" до самого Буя.
- Всё время одна ходите?
- Нет. Но в этот раз хотелось именно одной.
- Почему?
- Так.

    Ночевала я в комнате отдыха на вокзале за 450 р. Утром уходила электричка до Вологды, на ней я и уехала. Удобно, хотя и медленно. У каждого столба останавливается. От Вологды оставался последний бросок - 650 км. до Питера. Было часов 11 утра и моей основной задачей было попасть в город до закрытия метро.
- Куда ездила? В Вологду?
- В Кострому.
- И как?
- Туда через Волочок и Углич, обратно - через Буй и по А-114.
- А что в Костроме? - пытал меня водитель фуры, подобравший меня в Сазонове, на стоянке возле кафешки, где я перекусила оладышками со сметаной и чаем с лимоном.
- Выходные.
- Не понимаю! Вот почему бы за границу не съездить?
-Была я там. Но не стопом, а цивильно.
- И что хорошего в этой Костроме?
- Красивый город. Интересно.
- Что интересного?
- Дома. Музеи.
- Не понимаю!
   Это мне тоже частенько слышать приходится и, в основном, от дальнобоев. Хотя вот Виктор, но он сам говорил, что не типичный дальнобой - искренне восхищался.
- Романтика! Завидую! У кого-то ещё романтика в душе живёт!
- Насчёт романтики - это вряд ли. - честно призналась я, думая о прошедшей любви и завявших помидорах. Но Виктору это было знать не обязательно. Я просто тихо оставила свои чувства где-то на обочине.
  Домой я ввалилась в пол-первого ночи, успев-таки на метро. Теперь я снова смогу какое-то время жить спокойно.