Посвящение любви-1 Глава-5 Сорок градусов

Жанна Строенко
       "Сорок градусов  мороза"

      В Москве мы остановились у знакомых родителей мужа. Ну и сразу, пошли на эту самую «актёрскую биржу»! Которая проводилась в  коридорах первого этажа Министерства культуры. Народу было очень много! Толпились, шумели, переговариваясь,- «демонстрируя» себя. Расхаживали в толпе, высматривая директоров и режиссёров каких-либо, театров. Подходили к кому-то, вели беседы и т.д. В общем, всё происходившее, действительно, напоминало какую-то ярмарку или рынок, - распродажу товаров по дешёвке… Я стояла у входа, и смотрела на всё это, ощущая неимоверный стыд! И зрело возмущение на тех, кто поставил в такое постыдное положение работников культуры! Становилось ясно, что в принципе,- эти самые работники культуры»: никому не нужны! Артисты съехались: «на авось»! Вроде как: «милостыню» просить... Чтобы «взяли хоть куда-нибудь»! На работу! В какой-нибудь театр! Неважно даже: какой. Обычная атмосфера: безработных людей, ищущих «кусок хлеба». До которых: никому дела нет!  И даже, чувствовалось некое: «презрение» ко всей этой провинциальной «швали»…  Это так и «веяло в воздухе» министерских коридоров… Особенно, если проходил кто-то из работников министерства, очень быстро, с каменным лицом, ни на кого не глядя...  Казалось: вот-вот, работник министерства: вытащит белоснежный платочек и заткнёт свой нос, от  духа этой нищенской актёрской братии! Съехавшейся со всей страны! Для чего!? Что они тут хотят отыскать? Уж чиновникам-то хорошо известно, что «счастливчиков» отыщется, очень мало! Остальные разъедутся опять по своим «затхлым» театрам. И вот «понаехали» снова: «только воздух портить в коридорах министерства культуры». «Ох, и «надоели эти актёришки»! Было в выражениях лиц, проходящих  чиновников… «Каждый год тут собираются! И кто это им опять разрешил и в этот раз »!? «Пусть ищут работу, где хотят». «А мы тут причём»!? «Ведь уже не раз говорилось, что нужно это прекратить»! «И чтоб: не надоедали нам здесь, в Министерстве культуры»!     /Примерно такие монологи «читались» в выражении лиц и в некоторых репликах, работников этого Министерства! Помните песню с припевом: «Зачем нарушил мой покой»? И не удивительно, что, вместо того, чтобы помогать устраивать творческие судьбы,- ответ в этом министерстве, чаще всего такой, как я однажды получила: «А какое мне дело до вашей творческой судьбы!? У меня своя творческая судьба»!     Ответ работника Министерства культуры, «достойный» того, чтобы рядом с этим министерством: отпечатать его на асфальте, как оставляют свои отпечатки знаменитости… Это, будет: «Ноу-хао»! Отражающее истину. Отношение к судьбам. И к самой «культуре в стране. Вот и в этот раз: изредка появлявшиеся министерские чиновники, смотрели на всех  холодно и свысока… «Мол, пусть скажут спасибо, что позволили здесь, в коридорах потолкаться»…Становилось всё яснее, что ни институт, ни молодость, ни таланты,- здесь ничего не значили. И, в основном,- никому из чиновников, ничто здесь не интересовало… Кроме артистов, которым необходимо было трудоустройство! Кто искал работу! И они съехались здесь наугад: от безысходности, с очень малой надеждой на устройство, тем более, в какой-либо приличный театр! Говорят, что некоторые приходили и приезжали сюда: просто встретить старых театральных знакомых. Тогда, неожиданно, раздавались шумные возгласы! Объятия, поцелуи. «Мол, жив ещё курилка! Не сдох!» Но, иногда, вдруг,- проносился лёгкий трепетный шумок: это отходила в сторону какая-то небольшая группка и по-деловому, наконец-то, переговаривались. Кто-то кого-то находил, всё-таки, иногда: для какого-то театра! Неизвестно, как это происходило и как всё-таки, подчас,- находились нужные артисты каким-то странным образом, в этой хаотичной толпе?! «Искателей мечты». В основном, устраивались в маленькие театры, находившиеся где-нибудь, в глуши!. Из больших городов и хороших, известных театров: представителей здесь не видно было.
     Я сказала мужу, что нужно убираться отсюда как можно быстрее! И кто первый подойдёт: туда и поедем! Слишком уж, невыносимо тут было: словно «работорговля» какая-то! Чуть не в зубы заглядывают…  Осматривая, в основном, внешность!
     Как у нас «принято» и привычно, всё-таки унижать людей! Как-то так, чаще всего, организовывается всё, там, где людям нужна помощь и решение насущных проблем: что ты попадаешь в полную зависимость только от чиновника! Вот как он повернёт дело, так и будет! Независимо ни от каких твоих достоинств и ценности для государства! Такая полная бесправность и создаёт впечатление, что унижать людей очень нравится тем, кто всё это и организовывает.  И не отсюда ли, от такой зависимости чиновной,- и взятки, поборы происходят!? Значит, такая «выстроенная» зависимость: кому-то выгодна?!  Но только не народу! Вспомните, хотя бы: все эти продолжающиеся очереди по любому поводу, да всё к ним же, к чиновникам! Да и в других разных кабинетах, эту манеру взяли, «на вооружение». Давно пора это менять! Наболело! Вот когда перестанут бездушно издеваться на каждом шагу: над беззащитными работниками культуры, над беззащитными стариками,  детьми,- не имеющими крова, и т.д. /перечень большой!/,-тогда и можно будет поверить, что, наконец, пришла «демократия»... А пока, извините! Всё ещё, отношение ко всем нам: не меняется к лучшему! И, поэтому, как говорил великий театральный деятель Станиславский: «Не верю»!
      Прошлое и нынешнее: переплетается. Поэтому, и переплетаются мысли. И хотелось бы, чтобы и к мыслям, чаяниям, всех наших людей: прислушивались бы быстрее! Исправляя ошибки прошлого и нынешнего! Тогда бы и менялось к лучшему. И к демократии приблизились бы быстрее! К тому, чтобы было государство для всех живущих в нём, а не только для небольшой  кучки!
     И вот, к нам на бирже,- неожиданно, подошла высокая, интересная, не молодая уже,- представительная женщина! /Оказалось: худрук и директор театра в городе Котлас, что в Архангельской области. /  Сама она, была: Заслуженная артистка,- и театром руководила, продолжая играть на сцене. И, ознакомившись с документами, поговорив с нами, сказала, что мы ей понравились,- и нужны в театре, /как «молодая героиня» и «молодой герой»!/  Сказала, что будем много играть, простоев не будет и т. п.  И  мы договорились быстро! Она сказала, что к осени пришлёт нам вызов, а сегодня уже уезжает! И мы, дав согласие и обещая ждать,- расстались! И тоже  собрались, чтобы уехать из Москвы к родителям мужа в Крым, где отец Вадима был директором Дома Отдыха в Мисхоре. И, вскоре, оказались на берегу Чёрного моря, купаясь и загорая. В Крыму было хорошо! Родители мужа меня тоже приняли хорошо. Всё, казалось бы, «было хорошо»... Но, почему-то, мне было тоскливо! Было пусто в душе. Я ходила по набережной, глядя на гуляющих, отдыхающих,- и ничто не радовало почему-то! Ничто не «грело». Даже жаркое южное солнце!.  Я, словно «сомнамбула», в каком-то полусне,- двигалась, дремала на пляже, рассматривала людей, море, пляж, пальмы. Даже в ресторанах, где сидели: было мне не весело. Какое-то «не живое» состояние души было!  И я не могла понять: отчего это. Поняла позже!
     Осенью, получив официальный вызов в театр, мы поехали в город Котлас! Оказалось, что это уже настоящий Север и даже, как сказали, здесь бывает «северное сияние». И уже: Белое море недалеко. А зимой здесь часто бывает: сорок градусов мороза! А то и больше! За окнами поезда, на котором ехали туда, всё больше углубляясь в заболоченную тайгу: деревья спутано валялись в болотах или стояли «стеной».      Когда приехали в город, там было уже холодно по-зимнему. Дома были почти все деревянные и тротуары тоже. Что меня очень удивило! . Я не предполагала, что почти весь город можно обойти по этим гремящим доскам, когда начиналась распутица. И эти тротуары спасали, т.к. они были уложены выше, над землёй. Одноэтажное здание театра тоже было сложено из старых потемневших брёвен. И всё здесь казалось холодным и унылым. Да ещё промозглые заморозки сразу  начались! Но позже, когда появился снег, оказалось, что с приходом зимы, здесь топят хорошо! В театре стало тепло и уютно. Я заметила, что чем дальше уезжаешь на Север, тем лучше топят печки в домах!  Не знаю, как теперь, а тогда, в деревянных домах, - были обыкновенные большие печи, которые топились дровами и огонь в них зимой, полыхал жарко!  На южных широтах, как правило, с этим гораздо хуже! Видно, на Севере к  теплу аккуратней относятся.  Заранее заготавливают дрова и т.д. потому, что тут: «шутки плохи», когда нагрянет мороз. А, чем ближе к югу, то тем и холоднее в клубах и в Дворцах культуры. Не только очень сыро и холодно в них зимой, но особенно: ранней весной, и осенью. Потому что перестают топить, чуть солнце выглянет, да и, вообще: к отоплению на юге,- отношение более «прохладное». Да и нет таких жарких русских печек, как на Севере! Выездные бригады артистов хорошо изучили всю обстановку в стране: где тепло, где холодно,- где что можно найти поесть, что купить в подарок.  И мне тоже довелось «помотаться» по стране, во многих  отдалённых  уголках…
     В Котласе, мы жили в деревянном одноэтажном доме, где нам выделили комнату, Но я старалась бывать больше в театре, чем дома, т.к. наконец, получила возможность играть хорошие роли на сцене. Оказалось, что в этом северном городе,- было уже что-то похожее: на театр! Конечно, благодаря тому, что руководила театром: умная, культурная женщина, понимающая толк в театральном деле, т.к. и сама была хорошей артисткой, играла с успехом, на сцене. Просто судьба её, каким-то образом, сюда занесла. Позже она мне рассказала, почему она здесь оказалась!  Видно, в молодости, она была красивой: высокая, статная, женщина! Да и человеком она была простым и добрым! Никакого спесивого «худручества», в плохом смысле,- в её поведении не было! Она вела себя, со всеми почти «на равных». И ко мне относилась хорошо с первых дней! Давала все лучшие роли «молодых героинь». У меня в альбомах, сохранились фото тех моих «героинь»: в старинных костюмах и причёсках. Потому, что в этом уютном театре любили ставить классику! Что мне было, как жаждущему: чистая вода!  К тому же, несмотря на сильные холода зимой, (действительно, до сорока градусов мороза),- в этом театре было тепло не только от печки. У всех сложились тёплые человеческие взаимоотношения!     Запомнилась интеллигентная, умная женщина: «завлит» театра. Их семья была репрессирована по «политическим» мотивам  и отец их сидел поблизости в лагерях! И её с матерью тоже выслали сюда, на поселение! Они уже здесь привыкли и жили тут давно.
 Была одна пожилая пара артистов: очень хорошие люди! Всю жизнь проработавшие в таких небольших театрах в провинции! Как-то к концу сезона, эта пожилая артистка: (тихая, спокойная, добрая),- сказала мне: «У вас, наверное, хорошая мама! Она хорошо вас воспитала! Вы - хороший человек! И артистка хорошая! Но мой вам совет: вам нужно отсюда уезжать побыстрее! Не задерживаясь! Вы должны попасть в лучший театр, в большом городе! Вы - молоды! У вас ещё всё впереди! Уезжайте, пока не поздно! Потом, когда постареете,- вас уже никуда не возьмут! Вот, как мы остались. Уезжайте! И помните нас: всю жизнь отдавших таким небольшим театрам в провинции! Помните! Не забывайте нас!»  В глазах её были, сдерживаемые слёзы. У неё было хорошее доброе лицо…Чуткое сердце. Она ко всем относилась с теплотой!     Прошло столько лет! Я тогда была молода, красива! Впереди, казалось: ещё так много будет хороших ролей и всё будет хорошо! Но было много разного на моём пути. Много разных городов, сёл-(а также, и разных людей). Гастроли по всей стране! И за рубежом… И теперь я живу в столице. И ещё работаю творчески, не сдаюсь! Но когда мне бывает плохо, я вдруг, вспоминаю тепло тех людских сердец, что меня согревали там, у самого «Белого» моря! Где сорок градусов мороза зимой! И мне становится легче! Нет! Я не забыла Вас! Дорогие мои, честные труженики сцены! Так называемые: «провинциальные» артисты! И никогда не забуду, пока жива! Вы - истинные труженики культуры! Дававшие свет  искусства, согревавшие сердца, людям, живущим, в трудных условиях! Вы согревали их своей любовью! Согревали своим душевным теплом! Преданностью к театру! И, казалось, мороз отступал!
    Сорок градусов мороза,- этот холод,- отступал от людских сердец! И они аплодировали Вам! За то, что вы не оставили их в глуши, в холодах,- в их повседневных трудностях,- а были рядом с ними! Они заполняли театральный зал и вы переносили их в светлую мечту. Давая надежду на счастье! «Там где я, там и театр». И вы это создавали! В любых условиях! Часто, жертвуя своим здоровьем! Своей молодостью! Страдая сами, вы утешали страдания других. Своих зрителей и слушателей. Просветляя душу! Вот что такое театр! Да ещё в далёкой провинции!
     И здесь бы, чиновнику или чиновнице: помахать приветственно белым платочком! Приветствуя тех, кто, действительно, бескорыстно и преданно посвятил себя  Русской Культуре! Русскому Театру!  И подумать бы: как улучшить жизнь этих тружеников! Как добиваться и для них необходимых условий для  жизни и творчества!  И когда ж, это будет?!
      Праздники, мы тоже отмечали все вместе, «по-семейному» накрывая большой длинный стол в фойе театра! Все чувствовали себя хорошо и уютно. Такую атмосферу, прежде всего,- создавала руководитель театра! Конечно, как в любой семье, не всегда всё шло гладко. Однажды, муж руководительницы театра, тоже хороший актёр,- запил! Оказалось, он давно и тяжело болен алкоголизмом. И на одном из таких праздничных вечеров, вдруг, стал что-то кричать, а потом швырнул бутылкой через весь стол, в свою жену. Она, побледнев, пыталась его как-то успокоить! А всем было неловко  и переживали за неё! И казалось таким нелепым, что муж так компрометирует свою супругу, которая сделала всё, чтобы артисты жили в театре: творчеством, а не дрязгами и пьянством! Конечно, не все артисты были только высоко го уровня, в этом театре.      Как-то, со мной в одном спектакле играл «героя-любовника», стареющий претенциозный артист, -который совсем не умел общаться с партнёрами на сцене! И произносил все слова и монологи,- только глядя в публику: громко и напыщенно! Являя собой. «классический пример»: актёрского «наигрыша»! Ибо,  кроме «стеклянных» глаз и изображения, якобы, «большого темперамента»,- на самом деле: этот «герой-любовник»: никаких подобных чувств не испытывал,- и в глазах его была полная, «ледяная пустота»! И мне было довольно трудно играть «роковую страсть» и выражать «безумную любовь» к такому партнёру. И только моё воображение помогало! Потому что, этот «герой-любовник» очень даже староватый, к тому же: кривил рот, когда произносил любовные монологи, брызгая слюной.
     Мы часто «колесили» по районам с выездными спектаклями. В лесах,- было много лагерей заключённых! И мы обслуживали и посёлки, и воинские части, и эти лагеря. Добирались до самого Белого моря!  Оно, действительно, было  белое, вернее,- беловато-туманное, словно застоявшаяся  сметана  или белесый густой туман. Люди в посёлках были приветливые! Жили в крепких деревянных домах и тоже в них было тепло зимой! И однажды, в таком большом двухэтажном деревенском доме нас устроили на постой: на первом этаже,- /я и Вадим/ А на втором: семейная пара, которая всегда возила с собой: большого и очень любимого ими, серого кота, в клетке! И вот, уже после того, как прошли наши выступления в клубе, и мы должны были уезжать -(все уже уселись, с чемоданами и сумками в автобус),- вдруг, получилась неожиданная задержка... Оказалось, что в последний момент: этот кот как-то выскочил и убежал! Его искали по всему дому, звали! Но он исчез! Наверное, свобода  требуется не только людям, но и котам! Хозяева кота были в отчаянии! Но нам же нужно было торопиться в другой район, там уже ко времени: ждала публика. Остальные артисты: тоже переживали, т.к. помимо обычной жалости к потерявшемуся животному и к переживаниям хозяев,- этот кот, (особенно в глухих посёлках),-прибавлял нам зрителя! Дети, увидев два горящих глаза в клетке, (при нашей высадке из автобуса),- обычно очень заинтересованно и взволнованно задавали вопросы: «Кто это»!? И будет ли «ЭТО»… выступать на сцене!? А когда узнавали, что это кот – и, кто-нибудь из артистов ещё и пошутит, что, мол, и кот тоже будет выступать/, то весть эта мгновенно разносилась по местности,- и народ начинал быстрее собираться на «постановку». (/Как это называли, покупая наши дешёвые билеты). И, помимо того, что было жалко кота, мы ещё и лишились такой живой «кошачьей» рекламы. Конечно, я посмеиваюсь немного,- ибо в таких гастролях было больше трудностей, чем веселья!   Как-то, пришлось ночевать и на улице: у какого-то полустанка, на узлах и чемоданах! (Прислонившись к стенке станционного домишки).  Благо, лето ещё было! Но так спать - не сладко. А утром, шли в какой-то отдалённый от проезжей части, лагерь заключённых! В тайге, через шатающийся подвесной мост над речкой. Леса там были очень глухие! Располагались на ночёвку иногда и в самих лагерях. Как-то в свежесрубленном деревянном домике там ночевали: (типа небольшой гостиницы для приезжего начальства, наверное). Видела, как строем вели мимо нас заключённых мужчин в серых робах! Запомнились стальные глаза одного из них, побелевшие от ярости! И глядел он на нас так, что стало страшно! Невозможно было в эти глаза смотреть! Такая лютая ненависть и злость в них была!   
        Обедали иногда тоже в лагерных столовых, /где кормили и заключённых рядом за другими столами/. Заключённые сами готовили и приносили и нам обед. Помню: были в лагере для политических заключённых! И нам сказали: «Здесь в искусстве разбираются хорошо! Потому что тут много известных в прошлом людей».     Не забыть, как однажды, после спектакля в воинской отдалённой части (-куда мы приехали в лютый мороз ),-нужно было потом возвращаться ночью домой,- а автобус, на котором нас привезли: вышел из строя не выдержав, стужи! И нам сказали, извиняясь,- что единственная машина, которая в такой мороз может нас довезти, это: самосвал! И можно остаться переночевать, либо ехать домой на этом самосвале. И мы решили ехать, хоть как-нибудь, но скорее домой! Нам бросили на дно металлического холодного кузова: немного соломы,- и, прижавшись, друг к другу, двинулись! А я уткнула голову в чью-то грудь, чтобы не потерять голос, т .к. поехали быстро этой морозной ночью, с ветерком,- на открытом металлическом кузове самосвала, километров за тридцать-шестьдесят, (уж и не помню).. . А морозище был за сорок! Неимоверный холод! Да ещё на ветру! В металлическом кузове! Вот так и добрались, чуть живые, несчастные артисты: «великой советской страны»!
      И я удивляюсь сейчас: как это можно было вынести!? Как я не заболела тогда!? Не лишилась голоса!? И осталась жива!?  Видно, только очень большая любовь к искусству, к своей актёрской профессии: может давать силы для таких «подвигов»... Но я была молодой тогда. А как же пожилые артисты!? Выдерживали из года в год: такую жизнь!?
     И теперь, когда прошли годы и мне иногда приходится бывать в обществе известных деятелей культуры,- они с удивлением поглядывают на меня: почему это я, не известная,- так непринуждённо себя веду в их присутствии!? Не теряюсь и не благоговею перед их популярностью и наградами? Да потому, что можно поспорить, что ближе к духовному подвигу: раскрывать свои таланты в столицах, «на виду» у всех,- или нести «культуру в массы»,- в неимоверно тяжёлых условиях, в глубине страны!? Работать для тех, кто и даёт в глубинке: уголь, хлеб, - работает на заводах, в поле и т.д. и часто,- не имеет условий, для культурного отдыха и достойной жизни! Мы работали для этих  людей! Для того, героического поколения, что выиграло Отечественную войну! И о котором  хорошо сказал Народный артист: Михаил Ульянов:
« Это - Великое трагическое поколение»!
     И если честно, то я больше преклоняюсь перед  никому не известными героями и скромными тружениками, создавшими основные ценности нашей страны! Чем перед некоторыми знаменитостями, и «звёздами»,- с их «тусовками», что устраиваются нынче так бессовестно и бесстыдно: с оголёнными девицами и заморскими яствами, когда большинство народа, зачастую, не имеет элементарного для нормальной жизни! И вспоминаю слова одного журналиста, который сказал о подобном: «Это привело их к деградации! Интересы подменило честолюбием! Любовь - похотью! Мировоззрение - цинизмом! Возможен ли какой бы то ни было, научный, материальный, экономический прогресс: в атмосфере морального регресса»!?..
     Не забуду одного поселения, где в летний период жителей просто «зажирает» комарьё! Мы там под какими-то сетками спали! И то не очень помогало! Там же было много заболоченных лесов, земля летом не успевала просохнуть…     И в Архангельске гастролировали как-то… Выезжали также, из города в ближайшие рабочие посёлки… На берегу Белого моря видели норвежские корабли. Как-то встретили норвежских моряков. Они шли и рассматривали с любопытством, нас, группку женщин. Они не знали, что мы артистки.  А мы и не были похожи в эту встречу, на артистов! Одеты так, чтобы было удобнее и теплее передвигаться в автобусе, в глухих деревнях, -посёлках,- (где иногда спрыгиваешь из автобуса: прямо в грязь по колена!)  Резиновые сапоги в таких поездках нужно с собой брать обязательно! Я опустила голову под взглядами иностранцев! Мне стало неловко, как я выгляжу. А наша «завлит» сказала мне тихо, но гордо: «Опускать голову не будем»! Она была закалённой молодой женщиной: в этих унизительных для человека, условиях, жила  долго!
     И вот - театр опять повёз спектакли, в самую глушь! Где и купить еду тогда было  проблематично, особенно в сельских: магазинах. Чаще, одна водка стояла на прилавках, да какие-то старые консервы. (Которыми,  Вадим, как-то сильно отравился!)  Пришлось обращаться к врачу! В таких условиях, он стал всё чаще, после спектаклей, пить эту самую водку! Напивался так, что становился похожим на того самого «чёрта», что приснился мне перед  нашей свадьбой, в страшном сне! И как-то, руководитель театра, подошла ко мне и сказала, что хочет со мной поговорить! После очередного «представления», мы пошли с ней, прогуливаясь по тёмному уже, посёлку, и она сказала: «Я всё вижу! Так же и у меня с моим мужем было! Он стал сильно пить! Когда-то, он был хорошим артистом, мы работали и жили в большом городе! Но из-за этой его болезни, которая прогрессировала,- мне пришлось взять руководство тетра в провинции, чтобы можно было дальше работать в театре!». Я спросила: «Разве человек не может перестать пить, если сильно захочет!?»  «Уходите от него, пока не поздно! Он вас погубит! Вы талантливая артистка! А вам придётся, так же, как и мне жить и работать в глуши из-за него! Я, конечно, потеряю хорошую артистку, но мой долг подумать о вашей дальнейшей судьбе! Уезжайте отсюда! И, оставьте его! Так для вас будет лучше!» Слова этой благородной женщины запали мне в душу. Я серьёзно поговорила с мужем. Это был второй год нашей совместной жизни! Напомнила наш уговор, и что: остался впереди третий год. И что, будем решать: как будем дальше жить! И что: нужно отсюда, уезжать в конце сезона! Совет и другой, пожилой артистки о том же,- так же убеждали, что нужно, пока молоды, искать другой театр и где жить дальше. Эти советы: устроиться в лучший театр, пока молоды, были не напрасны! Я уже увидела на актёрской бирже в Москве, как рассматривают внешность, прежде всего. И в каком положении оказываются пожилые артисты! Если не успели в молодости сделать карьеру и найти подходящий театр! На тебе ставят «жирный крест», и кому, какое дело до твоих переживаний и не реализованных  возможностей и талантов!?«Тут молодых-то девать некуда!» Слышу я голосок бюрократа-чиновника. И вот, по окончанию сезона: мы собрались опять на актёрскую биржу в Москву! А директор и худрук театра, тепло простившись со мной, оставила в моей трудовой книжке благодарность:
1/ 8 марта 1954 г. Приказ № 74
 «Объявлена благодарность за ряд творческих удач и безупречное отношение к любой порученной работе»
 2/ 8 июня 1954г  Приказ №12
 «Объявлена благодарность за исполнение роли Полины в спектакле: «Мачеха»
3/ 16 августа 1954 г Приказ №44.
  «Дирекция объявляет благодарность за трудолюбивое и сознательное отношение к своему труду».
 /Директор:   Е.Лебедева/
     Спасибо ей за это! И за то человеческое тепло, что согрело  меня в сорок градусов мороза! «Нет! Я не забуду вас! Дорогие мои труженики: культурные деятели провинции! Вы всегда останетесь для меня примером честного и бескорыстного служения нашей культуре и людям! Господь, да согреет Ваши Души!   А в моей душе, пока жива,- будут звучать ваши прощальные слова:
 «Помните! Не забывайте нас!».  И хочется повторить эти слова и для тех, от кого зависят судьбы многих людей!  От кого зависит организация культурной жизни не только в больших городах и столицах,- но и на обширных просторах нашей Родины! Населённой такими же людьми, но, часто, лишёнными элементарной возможности для  культурной жизни! Оторванных от «всего и всех»…Ведь, культура России,- это не только культурная столичная жизнь. Казалось бы, это: «азы», - но, судя по всему, всё никак, «руки не доходят» до решения этой проблемы в нужном объёме! Но это положение необходимо менять! Если не хотим потерять слишком многое! Возможно, будущее нашей страны!     «Помните! Не забывайте ИХ»!   И сделайте для всех самых дальних сторон нашей Родины, для нашей культуры: гораздо больше, чем это делалось
прежде и делается сейчас!     Уже...в  ДВАДЦАТЬ  ПЕРВОМ  ВЕКЕ !