1. 006 Андрей Тимофеевич Болотов

Виорэль Ломов
1.006 Андрей Тимофеевич Болотов


1.006 Андрей Тимофеевич Болотов
(1738—1833)


Таких добродушных милых писателей, таких добропорядочных как Андрей Тимофеевич Болотов больше нет на свете. Нет, потому что и в принципе быть не может. Ибо суть писательская — будоражить душу человеку и являть ему мерзость его (человека) или, напротив, высоту. Не оттого, что сам писатель мерзок или непомерно высок (это у каждого по-своему), а оттого, что читатель иного и не воспримет. И в этой должности милым и добродушным, не говоря уж о добропорядочности остаться почти невозможно. Впрочем, был еще один такой же, современник Болотова — английский писатель С. Ричардсон, о ком язык не повернется сказать ничего дурного.

Писатель оставил свои «Записки», которые он писал 30 лет, — «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», ставшие подлинной хрестоматией русской жизни XVIII столетия, литературным памятником, написанным прекрасным стилем, высоко оцененные современниками и потомками писателя, которые Л.Н. Толстой назвал «драгоценными».

Имя Болотова мало что говорит нашим современникам. Между тем это была грандиозная (хоть и «тихая») личность масштаба М.В. Ломоносова. Одних только литературных и научных трудов им написано свыше 350 томов! Научных работ опубликовано за десятилетие (1780—1790) только в одних «Московских ведомостях» 4 000!

Будущий писатель и ученый родился 7 (18) октября 1738 г. в родовом имении — деревне Дворяниново Тульской губернии в семье мелкопоместного дворянина, полковника Архангелогородского полка Тимофея Петровича и Мавры Степановны Болотовых. (Скорее всего, ударение следует ставить на втором слоге — от слова «болото»).

Детские годы Андрей провел в Прибалтике и Финляндии, по месту службы отца. Отец приохотил его к труду и чтению книг. С пяти лет мальчика обучали грамоте, рисованию, немецкому и французскому языкам. В Петербургском частном пансионе он проучился всего год. В 10 лет Болотов потерял отца, в 12 мать, и вынужден был поселиться в Дворянинове для ведения хозяйства. Но уже через три года, поскольку с 10 лет был записан в полк отца, прибыл в полк, стоявший в Лифляндии. Военная служба тяготила Болотова, но он нес ее исправно. Терпеливо обучал солдат, не наказывал их. Был он и квартирмейстером, и ротным командиром, участвовал в походах и сражениях Семилетней войны (1756—1762).

В 1758 г. Болотова назначили письмоводителем, а затем переводчиком при канцелярии генерал-губернатора Восточной Пруссии Н.К. Корфа. Он посещал лекции по философии, театральные представления любительского театра, организованного Г.Г. Орловым, будущим фаворитом Екатерины II, собирал библиотеку, рисовал (по его эскизу Кенигсбергский монетный двор начеканил новую монету), переводил, писал.

Через два года поручик Болотов в качестве флигель-адъютанта Корфа, ставшего петербургским генерал-полицмейстером, прибыл в столицу. Г.Г. Орлов, с которым Андрей подружился в Кенигсберге, попытался привлечь его к заговору в пользу Екатерины II, что сулило в будущем блестящие перспективы. Но Болотов, всегда чуждавшийся интриг и политики, воспользовался указом Петра III «O вольности дворянства», подал в отставку и поселился в своем имении в Дворянинове.

В деревенской тиши Болотов обзавелся семьей — женился на А.М. Кавериной (у них родилось девять детей, четверо из которых умерли в детстве), вел хозяйство, развел прекрасный ботанический сад, обобщал «опыты хлебопашества», издавал книги по этике, философии и педагогике, в качестве члена Вольного экономического общества печатался в его «Трудах». Сочинения ученого трижды удостоились наград общества. В 1774 г. Екатерина II поручила Болотову управление своими имениями в Киясовской волости, а через два года назначила его управителем дворцовых имений в Богородицкой волости.

За 20 лет Андрей Тимофеевич преобразил Богородицк: образцово организовал хозяйство, составил проект застройки города, приведший в восхищение столичных архитекторов и императрицу, включился в работы по строительству дворца и соборной церкви, разбил пейзажный парк, стал издавать первый русский сельскохозяйственный журнал «Сельский житель», редактировал журнал «Экономический магазин», участвовал в «Трудах Вольного экономического общества», составил первое русское руководство по морфологии и систематике лекарственных растений. В 1794 г. Саксонское королевское экономическое общество в Лейпциге избрало ученого своим почетным членом.

Познакомившись с картофелем в Пруссии, Болотов впервые в России начал опыты по его выращиванию и стал «отцом» российского картофелеводства. Теория ученого о минеральном питании растений на десятки лет опередила достижения европейской науки.

Болотов открывал школы, в т.ч. для крестьянских детей; создал первый в России детский театр, для которого писал пьесы, ставил их с детьми, в котором был и художником, и декоратором, и артистом; лечил крестьян; сочинял духовную музыку; писал маслом и акварели (в Эрмитаже хранится его автопортрет); у себя дома устраивал музыкальные и литературные вечера, театральные представления.

То, что он далек публичности и тщеславия, стремления к карьере и славе, Болотов подтверждал каждый день: все его сочинения и переводы печатались анонимно, он отказался от заманчивого предложения вступить в масонскую ложу. Повторил он свой отказ и своему другу, известному масону, просветителю Н.И. Новикову.

После смерти Екатерины II Богородицкая волость была пожалована А.Г. Бобринскому, незаконнорожденному сыну императрицы. Болотов вышел в отставку в чине коллежского асессора и возвратился в Дворяниново. Началась вторая «серия» его деревенских трудов. Поскольку он видел смысл жизни в беспрерывной деятельности на пользу Отечества, постольку самоотверженно и трудился на благо его, занимаясь селекцией, лесоводством, огородничеством, различными ремеслами и медициной.

За услуги, оказанные сельскому хозяйству, Вольное экономическое общество присудило Болотову золотую медаль. О его трудах было сообщено императору Александру I, и тот пожаловал Андрею Тимофеевичу бриллиантовый перстень.

Ученый издал первый в России семитомный труд по помологии, не утративший своего значения и поныне — «Изображения и описания разных пород яблок и груш, родящихся в Дворяниновских, а отчасти и в других садах», включивший описания более 600 сортов яблок и груш с их изображением. Он активно сотрудничал в «Земледельческом журнале». В 1828 г. Болотов был избран почетным членом Московского общества сельского хозяйства. А еще он в течение 52 лет вел регулярные метеорологические наблюдения, занимался прудовым хозяйством, изобрел электрогенератор… Впрочем, пора сказать о нем пару слов как о писателе.

В первом, опубликованном в 1776—79 гг. произведении «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми…» Болотов популяризировал учение И.-Г. Зульцера об устройстве Вселенной. Следующие сочинения писателя — «Чувствования христианина, при начале и конце каждого дня в неделе…» и «Путеводитель к истинному человеческому счастию…» были проникнуты идеей нравственного усовершенствования. Драматические произведения «Честохвал», «Несчастные сироты», «Награжденная добродетель» предназначались для домашнего детского театра. В 1790-е гг. Болотов сочинил множество стихотворений духовного и натурфилософского содержания, в основном белым стихом.

Самое значительное свое произведение — «Записки» — Андрей Тимофеевич не предназначал для печати и создавал как историю своей жизни. Однако они стали и литературным, и историческим, и автобиографическим памятником, с которым по полноте охвата не только личной, но и общественной жизни соперничать в истории русской литературы больше нечему. Записки представляют собой повествование в виде писем автора к читателю, написанных великолепным слогом.

До последнего дня своей жизни Болотов не прекращал работать, хотя в старости потерял зрение и почти лишился слуха. Умер Болотов 3 или 4 (16) октября 1833 г. Похоронен на кладбище села Русятино, в двух километрах от Дворянинова.

Впервые часть «Записок» была опубликована в журнале «Сын отечества» в 1839 г. На публикацию восторженно откликнулся известный критик Д.И. Писарев: «Громадный повествовательный талант Болотова во всей своей полноте развертывается в этой части записок». В 1870 г. «Записки» вышли отдельным изданием. Произведения Болотова оказали большое влияние на многих русских писателей XIX в. — В.А. Жуковского, Л.Н. Толстого и т.д.

Имя Болотова хорошо известно за рубежом и ныне. Так, в 1976 г. Оксфордский университет выпустил сборник статей англо-американских исследователей «Русская литература эпохи Екатерины Великой», который открывался работой Дж. Райса «Записки А.Т. Болотова и история русской литературы».

В творческом наследии писателя есть еще много сочинений, ни разу не публиковавшихся: «Современные известия о первой французской войне», «Собрание мелких сочинений в стихах и прозе», «Мысли о романах», «Собрание анекдотов о князе Потёмкине», «Краткая история Польши» и др.