37. Получаю 2-й разряд по шахматам

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Андрей Михайлович Батуев - автор кгини "Чудесный мир" (http://www.litmir.net/br/?b=128815&p=1 ), мой шпхматный учитель.


Весь учебный год в пятом классе я, как и раньше, постоянно два раза в неделю ходил в шахматный кружок Дзержинского Дома пионера и школьника. Я играл в щахматы в турнирах, но не брезговал и легкими партиями. Во-прервых турниры были не всегда. Во-вторых, всегда оставалось время от серьезных партий. К маю я выиграл квалификационный турнир и получил второй разряд.   

Я нашел в каком-то книжном магазине на Невском проспекте замечательную книгу – 500 избранных партий Чигорина и у букинистов книгу Алехина «Мои лучшие партии». И Чигорин, и Алехин – замечательные шахматисты конца ХIХ – начала ХХ вв. – были моими кумирами. Теперь я изучал шахматную теорию и разбирал партии шахматных корифеев. Я заметно усилил свою игру и теперь побеждал всех в Доме Пионеров.

Теперь на меня обратил серьезное внимание Андрей Михайлович Батуев. Он стал моим спарринг-партнером, и теперь каждый раз, когда я приходил, он играл со мной блиц, постоянно выигрывая у меня. Самым полезным было то, что он, выигрывая, показывал мне мои ошибки – и тактические, и стратегические, развивая мое шахматное мышление. Он постоянно вслух оценивал мою позицию с общих соображений, – он это умел делать совершенно великолепно. Я постоянно убеждался в его безупречно правильном шахматном видении.

Комбинации он просчитывал молниеносно, и меня учил быстрой игре, умению считать быстро, с одного раза, доводя расчет до конечной позиции, которую следовало оценить, рассматривая по дороге различные варианты. Он явно считал лучше меня. Мне почти никогда не удавалось у него выиграть или свести партию вничью.

Вскоре в квалификационных турнирах я получил сначала 3-й, а потом и 2-й разряд.

Иногда Батуев не приходил, тогда я садился играть в шашки (теперь их называют русскими шашками, в отличие от международных, стоклеточных). И по шашкам я получил 2-й разряд.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/03/68