Мифы о героизме на западном фронте

Петр Котельников
О своем поражении в Юго-Восточной Азии американцы и не скрывают. Японцы нанесли удар, который скрыть было невозможно, уничтожив новейшей постройки корабли американского флота в  Перл-Харбор. Так и до лета 1945 года военной инициативой в этом регионе владели войска страны Восходящего Солнца. Самые «славные» американские победы – это атомная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки. Там не было японских войск, там были только мирные люди: старики, женщины и дети. Сомнительно, что таким «славным деянием» можно гордиться! Посмотрим, однако, как браво сражались янки на Западном фронте.
К началу операции «Оверлорд» силы противников выглядели так: 1,6 млн. человек наших союзников противостояло 526 тыс. немецких войск; у союзников 6000 танков, у немцев – 2000, иными словами, немцы по числу личного состава и по числу танков уступали противнику в три раза. У союзников было 15 тыс. орудий и минометов, у немцев 6700, т.е. немцы уступали более чем в два раза. У союзников  было 10859 самолетов, у немцев – всего 160. Иными словами, каждому немецкому самолету противостояло 70 англо-американских – чудовищно огромное превосходство.
Самоуверенность американцев превосходила все меры. Накануне высадки союзных войск в Нормандию американский генерал Паттон заявил журналистам, выступая в Бристоле: «После войны Британия и США будут править миром!»
Такое заявление наделало тогда столько шуму, что тому же Паттону пришлось извиняться, говоря, что он не имел в виду Россию. Просто прямолинейный генерал открыто сказал о том, что тайно вынашивалось в правительственных кругах наших союзников.
Сам процесс десантирования прошел относительно благополучно, сказался элемент неожиданности, не ожидали немцы, что противник рискнет в такую непогоду высаживать десант.
А дальше стал сказываться недостаток опыта ведения крупных военных операций, недостаточная подготовка солдат, немногочисленность боевых генералов. Впервые союзники познали панический страх перед диверсиями в тылу, когда за линией фронта, за спиной действует переодетый противник. Происходят убийства, поджоги, взрывы.
Немцы использовали тот метод, который ими был задействован в первые дни в России, когда в тыл стали забрасывать диверсионные группы агентов, переодетых в форму советских солдат.
Разоблачение врага произошло случайно. Как-то на одной из дорог далеко от фронта к американским солдатам обратился человек, одетый в американскую форму и попросил дать ему «петролеум» для джипа, остановившегося неподалеку. В джипе сидело еще несколько солдат, одетых в союзническую форму. Американцы, говоря о бензине, никогда не пользуются словом «петролеум», им пользуются немцы. Подозрительную группу задержали. На допросе выяснилось, что это – немецкие диверсанты. Руководил диверсионными операциями известный головорез эсесовец Отто Скорцени. Это он выкрал в 1943 году по приказу Гитлера из хорошо охраняемой крепости содержащегося там под стражей Бенитто Муссолини.
Известие о том, что немцы безнаказанно передвигаются и действуют у них в тылу  с быстротой молнии облетело союзную армию. Неправдоподобные слухи, один страшнее другого, передавались из уст в уста, вызывая страх и растерянность. По этим же слухам следовало – диверсанты должны были выкрасть или убить Эйзенхауэра. Призывы к бдительности вызвали всеобщую подозрительность. Военные патрули всех подозрительных лиц стали задерживать и строго проверять. Главный метод проверки заключался в том, что подозреваемому задавали вопросы из американской жизни,  которые могли знать только американцы. Не обошлось без курьезов.
Однажды военная полиция задержала командующего американской группой армий генерала Брэдли. Генерал не возмутился проверкой, поскольку сам издал приказ о ней, и терпеливо отвечал на контрольные вопросы: кто такой Микки Маус и другие. Ответы удовлетворили полицию. Вдруг один из военных полицейских задал, как он полагал сложнейший вопрос: «Как называется столица штата Иллинойс? Столицей был город Спрингфилд, город, являющийся родиной президента Авраама Линкольна. Генерал правильно назвал город. На его беду, полицейский, задавший этот вопрос, считал, что столицей штата является его крупнейший город Чикаго. Брэдли тут же был арестован и  подвержен строжайшему допросу. Хорошо хоть, что отделался только несколькими кровоподтеками.
Возможно, кто-то из читателей видел фильм «Мистер Питкин в тылу врага». Сценарист не далек был от истины, описывая неразбериху на фронте между немцами и союзными войсками, когда один из персонажей фильма Питкин оказывается за линией фронта в тылу немцев и посылает радиосигналы: «Алло, алло…Балаклава…». В такое же положение попал сам Айк, генерал Дуайт Эйзенхауэр, командующий соединенными союзными войсками. Сидя сам за рулем джипа, генерал потерял ориентировку, пересек линию фронта и более часа находился на вражеской территории. Только случай помог генералу выехать в расположение штаба 90-й дивизии. Вот там и рассказали генералу, что тот побывал в гостях у немцев.
Союзники не ожидали, что их ждет серьезное испытание в Арденнах. Здесь в 1940 году потерпели поражение французы. Немцы тогда, прорвав французскую оборону, на всем ходу мчались к Парижу. Тогда немцы использовали для прорыва свои тяжелые танки. Теперь, в 1944 году Эйзенхауэр полагал, что у немцев нет ни достаточного количества танков, ни горючего, чтобы их заправить
Насчет горючего генерал был прав, его немцам хватило бы только до Антверпена. Уверенность американского генерала чуть было не закончилась катастрофой. Гитлер не хуже американского генерала знал, что горючего мало. Но он решился на военную авантюру. Расчет был на то, что горючего хватит до Антверпена, а там находилась главная база союзников. Подзаправившись там, можно было гнать американцев и англичан до самого моря, чтобы  потом их сбросить в воды Ла-Манша. К счастью союзников, Гитлер ошибся в своих расчетах, горючего от Арденн до Антверпена не хватило.
16 декабря 1944 года немецкие бронетанковые части обрушили на американцев страшный удар. Двадцать четыре немецкие дивизии смяли американские части, заставив их бежать в полном беспорядке. Целью немецкого наступления был город Бастонь. Немцы, развивая наступление, гнали перед собой американцев, как стадо баранов. Множество их было взято в плен. Когда в конце войны американцы придут в лагерь Ордруф, то обнаружат 3000 трупов. Голые, истощенные, они будут валяться повсюду, некоторые из них будут обглоданы узниками, сошедшими с ума от голода. Это были те, кто был захвачен немцами в Арденнах. В Лимбурге американцы застанут еще живыми сотни умирающих от голода американцев, превратившихся в живые скелеты. В концлагере Эрл немцы загнали в здание заключенных и подожгли. В бегущие горящие факелы понеслись пули из автоматов. Все это были американские солдаты, попавшие в плен в Арденнах.
 К чести Эйзенхауэра, определившего цель немцев, он бросил навстречу им все, что  имел в резерве. Сюда была брошена 101-я десантная дивизия, которой было приказано любой ценой задержать немцев. Эйзенхауэр обещал неграм, солдатам американской армии, что за участие в битве под Арденнами, они получат право служить в белых войсках. Афроамериканцы поверили этому. Но своего обещания Айк выполнить не мог, его начальник штаба отказался выполнять этот приказ, ссылаясь на указания из Вашингтона. Эйзенхауэр не отважился  выступить против решений Вашингтона о сегрегации. Впервые американский генерал против немцев использовал штрафников. Всем, осужденным за тяжкие преступления, за активное участие в боях была обещана отмена приговора.
Черчилль срочно обратился к Сталину за помощью. 12 января, раньше намеченного срока, русские начали наступление. Оно заставило немцев спешно снять с Арденн 6-ю танковую армию СС, а затем еще шестнадцать дивизий, и бросить их против русских. Союзники были спасены. Правда, им потребовалось еще два месяца, чтобы прийти в себя и перегруппироваться.
И только потому, что ослабленные отправкой основных сил на Восточный фронт, немцы были вынуждены оставить Вогезы и Арденны и отойти на исходные позиции.
Ошибки в стратегии и тактике могут быть, никто от этого не застрахован. Только не нужно создавать мифы о том, что решающую роль в победе сыграли англо-американцы. Десятками тысяч русских жизней были спасены союзнические войска в Арденнах.
Это на Востоке против русских действовало 150 дивизий, в то время как на Западе их было всего 30! Простая арифметика показывает, кто лжет в этом вопросе…
 А немцы им еще раз напомнили о том, что они умеют воевать против запада.