Тайны морских катастроф

Володя Морган Золотое Перо Руси
               

     Англичане говорят: Any storm is dangerous for leaky ship. То есть, «Дырявому кораблю любой шторм опасен».   За этим простым и суровым высказыванием  кроется немалое: стечение роковых обстоятельств, технические параметры корабля,чьи-то судьбы, состояние дисциплины в экипаже. И многое другое, если не всё.
     Рассказы о крушениях парусных судов  всех времён и народов содержатся в большинстве очерков  публикуемой книги  The Truth and the Legends of Great Ocean (Правда и легенды Великого Океана). В частности,  в очерке «Золото затонувших кораблей».
    Из-за выросших требований к морским грузоперевозчикам   романтичные выжиматели ветров – винджаммеры, послужив человечеству верой и правдой, достойно уступили место более эффективным   деревянным и стальным пароходам.   Это произошло почти буквально с приходом Первой мировой войны.
    Прекрасной иллюстрацией открытой и романтичной схватки людей со  стихией Великого Океана служат нижеследующие рассказы. 
    В 1932 году  четырёх мачтовый барк «Хьюгомонт», следуя  в балласте курсом на залив Спенсера, попал в зону циклона и  остался без мачт. Часть из них, свешиваясь за борт, билась о корпус, нанося ущерб кораблю на страшной волне. Сконцентрировав всю свою волю в единый кулак, бесстрашным морякам  под командованием капитана Рагнара Линдхольма удалось освободиться от обломков в  условиях непрекращающегося шторма. После изнурительной и опасной работы экипаж из остатков рангоута соорудил временные мачты, и порожнее судно  продолжило плавание. На борту не было груза, не числилось никаких заработанных денег. Дважды, из соображений экономии средств за выплату вознаграждения спасателям, капитан вынужден был  отказываться от помощи других судов, но благополучно доставил корабль в надёжную гавань.
      Несколько ранее, в 1928 году, тяжёлая ситуация выпала на долю  экипажа «Герцогиня Цецилия», которой командовал капитан Де Клоке, помощником стоял вахты Свен Эриксон, брат Густава Эриксона, владельца упомянутого выше  барка «Хьюгомонт». Во время внезапного шквала «Цецилия», получив крен,  почти плашмя легло на правый борт и 800 тонн сухого балласта в балластном отсеке угрожающе переместилось. Люки грузовых трюмов коснулись воды и всё, что находилось на борту, было разгромлено. От полного опрокидывания парусник удержало лишь 600 тонн водяного балласта и сорванные с рей остатки парусов. В течение двух суток команда героически боролась за жизнь парусника. Страдая от непосильной работы, моряки вручную  переносили сухой балласт на левый борт. После смены галса судно, наконец, вернулось в вертикальное  положение. Через три дня после аварии «Герцогиня Цецилия» уверенно  шла своим курсом под полными парусами. 
    В наше время атомоходов и гигантских танкеров  наиболее привлекательной стала вдруг  трагическая гибель легендарного «Титаника» (Titanic) как  крупнейшего пассажирского лайнера прошлого века. Трагедия произошла в  Северной  Атлантике  14 апреля 1912 года. На борту находилось 2207 человек, влючая членов экипажа. Спастись удалось лишь  712, погибло 1495 человек.
     Но не будем повторять и повторяться. Сегодня предпринимаются попытки классифицировать морские катастрофы по годам и по времени дня,  по техническим характеристикам  судов, по размерам материального ущерба, по числу жертв коварного моря, по характерным признакам и по социальным инстинктам, проявленным гибнущими людьми сравнительно как  в «быстрых», так и в «медленных» катастрофах. 
     Порой выдвигаются самые фантастические версии. Например, применение микроволнового оружия через спутники и как следствие – временный отказ работы приборов.  Иногда появляются математические выкладки, доказывающие возможность проявления, так называемого, локального геофизического резонанса. Утверждается, что вследствие некоего взаимодействия планет Солнечной системы и планеты  Земля, в отдельных  зонах на её поверхности происходит  возбуждение физического пространства, проявлением которого  являются  землетрясения, перепады в напряжении земного магнитного поля. Именно это, якобы, лежит в основе  неадекватных поступков совершенных вахтенными, штурманами  и капитанами.   
    По  масштабам человеческих жертв гибель   пассажирского лайнера «Титаник» можно считать  лишь четвёртой  в истории мореплавания.      
     Крупнейшей братской могилой стала гибель советского санитарного теплохода «Армения» во время Великой Отечественной и Второй мировой войны.
     7 ноября 1941 года «Армению», обозначенную санитарными крестами, атаковала целая свора  фашистских самолетов-торпедоносцев  типа Хейнкель-111. От прямых попаданий двухпалубный корабль разломился пополам и ушёл на дно всего за четыре минуты.
     На борту судна находилось около семи тысяч раненых из четырех госпиталей Севастополя и Ялты. Кроме того, как сообщил глава департамента морского наследия Института археологии Национальной академии наук Украины Сергей Воронов, на судне, кроме всего, было порядка двух тысяч неучтенных беженцев.
      Из всех чудом  спаслось только восемь человек, которых сумел подобрать сторожевой катер, сопровождавший «Армению».       
    В январе 1945 года, как бы в отместку, на Балтике был пущен под воду   фашистский  военный транспорт  Wilhelm Gustloff.  На борту транспорта находились нацистские чиновники, военнослужащие вермахта, элита германского подводного флота, цвет люфтваффе и гражданские лица, срочно эвакуирующиеся из  блокированной Восточной Пруссии. Пораженный тремя советскими торпедами, выпущенными  подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско, морской гигант затонул менее, чем за сорок пять минут. По различным оценкам Wilhelm Gustloff увлёк на дно океана  около десяти тысяч человек.
      20 декабря 1987 года после случайного столкновения с нефтяным танкером Vector трагически погиб филиппинский пассажирской паром   Dona Paz. Столкновение произошло глубокой ночью и привело к губительному пожару. Танкер перевозил 8800 баррелей горючего. При столкновении огнеопасный груз вспыхнул и пламя перебросилось на Dona Paz. Сообщалось, что лишь после восьмичасового промедления  филиппинские морские власти узнали о случившейся беде. Ещё столько же времени  понадобилось для организации поисково-спасательных операций. По вине экипажа Dona Paz спасательные жилеты оказались недоступны.   Люди были вынуждены прыгать в воду, полыхающую огнём от разлитой нефти и кишащую злобными акулами. Чудовищную казнь за разгильдяйство  двух морских экипажей приняли более 4300 человек. Были спасены только 26.
     7 мая 1915 года в ходе Первой мировой войны (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) погиб, торпедированный немецкой подводной лодкой U-20, британский пассажирский лайнер Lusitania, следовавший курсом Нью-Йорка-Ливерпуль, неоднократный обладатель морского приза «Голубая лента Атлантики» — за рекорды скорости.
     Трагедия произошла вблизи берега, всего в 18 минутах хода на траверзе мыса Old Head of Kinsale (по-ирландски Seancheann), ставший после этого знаменитым.  Огромный стальной циклоп на плаву, каким являлась «Лузитания» казавшаяся непотопляемой,  наполнился студёной морской водой   всего за восемнадцать минут. Как известно, в  результате катастрофы  «Титаника» погибло 1495 человек. Незаслуженную мученическую смерть на борту «Лузитании» приняли 1198. Среди погибших оказалось 128 американцев. 
     Гибель «Лузитании» настолько сильно потрясла русского революционного поэта Владимира Маяковского, что вошла  в его юношескую поэму «Облако в штанах» отдельной строфой:
       «Обгорелые фигурки слов и чисел
       из черепа,
       как дети из горящего здания.
       Так страх
       схватиться за небо
       высил
       горящие руки «Лузитании».
      Однако безжалостное  торпедирование немцами беззащитного пассажирского судна вызвало волну возмущения во всём мире и повернуло общественное мнение  против Германии.  Гибель «Лузитании» стала  фактом, повлиявшим также на принятие исторического решения Соединённых Штатов Америки вмешаться  в события Первой мировой войны. США вступили в войну через два года.
   Также незадолго до начала  Первой мировой войны 29 мая 1914 года потерпел невероятное крушение канадский трансокеанский лайнер Empress of Ireland. Во время хода по реке Святого Лаврентия (Сан-Лоран) из-за  плохой видимости   произошло столкновение пассажирского судна с норвежским сухогрузом SS Storstad, заблудившимся в сильном тумане вблизи Квебека. В результате этой морской катастрофы 840 пассажиров и 172 члена экипажа расстались с жизнью. 
   Число жертв Великого Океана превышает всякую человеческую фантазию. Так, во время Второй мировой войны на Тихом океане в боевых действиях помимо военных участвовали и  обычные сухогрузы японского торгового флота, получившие  прозвище «Корабли Ада». Эти транспорты, никак специально не оборудованные и  не маркированные, перевозили в глухих трюмах американских, английских, австралийских и других военно-пленных, а также    невольников - мужчин и женщин  принудительно депортируемых из оккупированных стран для использования в Японии.
     В военном отношении флотилия «Корабли Ада»  являлись легко поражаемыми целями. Их вооружение и сторожевая охрана не представляли собой особых угроз для американских и английских подводников и самолётов. Субмарины и воздушные торпедоносцы союзников нещадно и успешно топили «япошек». Мир содрогнулся,  узнав, что в стальных трюмах погибли  сотни и тысячи невинных людей. Но поздно.
    На Тихом океане произошло несколько катастроф с количеством человеческих жертв намного превосходящем  число жертв на «Титанике». Малоизвестная, но страшная статистика «Кораблей ада» такова.   
     18 сентября 1944 года на Тихом океане произошла одна из крупнейших по количеству жертв катастрофа на море. В этот день усилиями союзников был  потоплен японский  транспорт Junyo Maru («Юньо Мару») из мрачной серии  «Корабли Ада». В результате хитрого азиатского обмана в одно мгновение погибло около 5600 военно-пленных и рабочих.
     25 февраля 1944 года уничтожен  «Танго Мару» - около 3000 «своих» погибших. 29 июня 1944 года потоплен «Рюси Мару»  – 4998 погибших. В тот же день, 29 июня 1944 года, пущен на дно «Тояма Мару»  – около 5600 погибших.  В августе 1944 года навсегда скрылся под водой «Кошу Мару», унеся с собой жизнь 1540 человек.
     Иногда кажется, что морские войны  значительно более кровопролитны, чем на суше или тем более в воздухе.
     Вслед за «Вильгельмом  Густлофым», в том же подводном походе, советская субмарина С-13  отправила под воду  «Генерала Штойбена», на борту которого находилось около  4500 фашистов. В апреле 1945 года другая советская подлодка С-3  уничтожила  фашистский пароход «Гойя» с шестью тысячами пассажиров.  Буквально накануне победы, 3 мая 1945 года, британская авиация, действуя слаженно и целенаправленно,  затопила пассажирский лайнер «Кап Аркона», на котором фашисты вывозили 5 тысяч военно-пленных и  заключенных концентрационных лагерей...      
     Гибель почти каждого корабля окутана тайной и мистическими догадками. Легенды о кораблях-призраках, о фантомах, слухи о них, возникающие в результате морские обычаи, традиции и суеверия вспыхивают и распространяются среди людей с самого начала мореплавания. Считается, например, что призраки парусных судов могут идти даже против ветра.
     Самым известным среди реально погибших общепризнан «Летучий голландец». Крушение произошло в 1680 году. Судно, выйдя  из порта Батавия в голландской колонии Восточная Индия на острове Ява, направлялось на родину - в Амстердам. У берегов Южной Африки судно попало в жестокий тропический ураган, была возможность  укрыться в ближайшей бухте, но капитан Хендрик Ван дер Декен  вопреки здравому смыслу упрямо пытался следовать намеченным курсом. Судно затонуло вместе со всей командой. В качестве кары за погубленных им людей Ван дер Декен был проклят небесами и осужден скитаться по морям вплоть до дня Страшного Суда.
     По другой версии, капитана судна звали Ван Страатен. Но это мало меняет суть дела. Во время шторма на траверзе мыса Бурь (мыс Доброй Надежды) корабль погиб, и с тех пор навечно обречён странствовать, неся на борту судовую команду из мертвецов. Случайная встреча с «Летучим голландцем» предвещает несчастье. Но многие моряки прошлых веков устно и письменно клянутся, что на самом деле видели старинный парусник-призрак в океане, стремительно несущийся  под всеми парусами против ветра.
      Самое богатое в мире место кораблей-призраков находится в Англии, в графстве Кент, на берегу Северного моря. Здесь, в  пяти милях от портового города Дил, в проливе Па-де-Кале и Ла-Манш, под водой скрывается губительная  отмель «Пески Гудвина». Моряки называют это страшное место «Великим пожирателем кораблей».
     Морская опасность представляет собой обширную группу банок-отмелей, которые под воздействием приливов постоянно меняют свои очертания и  дислокацию.
     По статистике только за последние 200 лет в объятиях блуждающих песков Гудвина погибло огромное число судов, а вместе с ними  бесследно пропали около 50 тысяч человек. В начале 60-х годов прошлого века геологи, пробурив насквозь 15-метровый слой песка, обнаружили в образцах грунта полусгнившие куски корабельного дерева и ржавое железо обшивки судов. Казалось, «Великий пожиратель» насквозь пропитался проглоченными кораблями.
    «Более всего разговоров,- пишет один из современных нам писателей-маринистов Константин Вадимов,- как о корабле-призраке идёт о трехмачтовой шхуне «Леди Лавинбонд», следовавшей в португальский порт Опорто и затонувшей 13 февраля 1748 года. Все находившиеся на её борту люди погибли. Легенда гласит, что это плавание было несчастливым с самого начала. Дело в том, что на шхуне присутствовала невеста капитана по имени Аннета, а согласно морским поверьям тех времен, женщина на судне – к несчастью».
     По другой  версии, ситуация усугублялась ещё и тем, что благосклонности Аннеты добивался не только капитан, но и помощник капитана,  и что это именно он, убив рулевого, в отместку сопернику устроил крушение шхуны.
    С тех пор каждые 50 лет именно 13 февраля «Леди Лавинбонд» появляется в районе Песков Гудвина. Первый раз, в 1798 году, шхуну якобы видели команды двух судов. Призрак выглядел настолько реально, что капитан корабля береговой охраны «Эденбридж» опасался за столкновение с ним. В 1848 году фантом «Леди Лавинбонд» возник вновь; на этот раз он погибал на глазах моряков, находившихся в гавани. Сцена трагедии разыгралась вблизи Дила и выглядела настолько реалистично, что обманутые наблюдатели вышли в море на шлюпках разыскивать уцелевших.
     Разумеется, спасатели не нашли ни людей, ни какие-либо следы кораблекрушения.
     Призрак шхуны следовал своему «потустороннему» графику и в 1898-м, и в 1948 годах. По 1998 году никаких сведений нет, так что остается ждать 2048 года.
     Еще одна жертва Песков Гудвина – колесный пароход «Виолетта», который более 100 лет тому назад пересекал пролив во время шторма, сопровождавшегося сильным снегопадом. Судно затонуло, а из тех, кто был на борту, не спасся ни один. В начале Второй мировой войны маяк Ист-Гудвин высветил призрак «Виолетты», находящийся на восточной оконечности отмели. Его увидели работники маяка и поспешили на помощь к гибнущим, но таковых в наличии не оказалось, впрочем, как и самого судна.
     На подводном «погосте» на расстоянии всего 10 км от  устья реки Темзы корабли буквально лежат друг на друге в несколько уровней. Античные триремы придавлены дракарами викингов, ладьи варягов - средневековыми каравеллами. Сверху  покоятся корветы и фрегаты времён Великих географических открытий.  Над ними возвышаются стальные корпуса пароходов и теплоходов двух прошлых веков.
       Для мореплавателей всех времён коварные мели Гудвина являлись и являются подлинным проклятьем. Моряки насчитывают  три основные основные причины, по которым суда часто тонули и тонут  в этих гиблых местах.  Прославленные бесконечные туманы Альбиона, лишали судоводителей точной обсервации, внезапные шторма, безудержно сносили слабо мощные парусники на пески,  мощные течения, сбивали корабли с проложенного курса.
   Если парусник садился  на мель на «полной воде» и не смог освободиться до наступления отлива, то судно навечно оставались в плену у коварного Гудвина. Производимый  эффект объясняется тем, что, как правило, парусники имели  сферическое днище. С отливом морские отмели подсыхали, и судно оказывалось лежащим  на борту.  С наступлением приливной волны высотой до пяти метров ничем неудержимый поток солёной воды обычно заливает обреченный парусник прежде, чем тот успевает принять вертикаль и засасывается зыбучими песками Гудвина.  Как правило, через три-четыре дня катастрофы любое плавающее средство оказывается погребённым и невидимым над поверхностью.  Во время штормов участь попавшего в ловушку парусника решалась еще быстрее. Волны опрокидывали его и топили почти мгновенно.
     По-иному гибнут на Гудвине пароходы и теплоходы. У стальных махин, отличие от парусников - плоское днище. Если в отлив они оказываются на мели, то остаются на ровном киле. Но с первой же приливной волной течение намывает высокий песчаный курган с одного борта корабля и коварно «выгребает» его из-под другого. Через три-четыре дня судно беспомощно опрокидывается, и  тогда вода  мгновенно захлестывает его. В случае, если  пароход попадал на мель развернутым носом или  кормой по направлению к течению, то песок вымывался из-под днища посередине.  Корпус парохода провисал, и он разламывался на двое.
     Но чаще всего морские катастрофы с человеческими жертвами являются делом рук самих людей.
     В разгар миновавшей «холодной войны» американский подводный флот приступил к созданию  атомных субмарин, предназначавшихся для охоты за советскими подводными ракетоносцами.    Первая из класса «убийц» атомная подводная лодка с бортовым номером SSN-593 и под названием «Трэшер» была заложена на военно-морской верфи в Портсмуте 28 мая 1958 года.
    «Трэшер» буквально переводится как «молотилка».  Но вообще, трэшером называют ещё и морскую лисицу – небольшую акулу, которая, охотясь перед поеданием, оглушает рыбу мощным хвостом. Отсюда  и  английское название – thresher shark – «акула-молотилка». Одновременно созвучное «сокровищу». Неофициально эти субмарины так громогласно  и назывались: «убийцы подводных лодок».
     9 апреля 1963 года после всех проверок «Трэшер» вышел из Портсмута и отправился  на юго-восток для   испытания глубиной. Создатели подводного атомохода утверждали, что  субмарина способна погрузиться  на рекордную по тем временам глубину  330 метров.
     Никаких стрельб не предвиделось и всё вооружение «Трэшера», состоящее из 21 торпеды, осталось на берегу (может быть,  потому, что  американцы не верили в коварное нападение русских вдалеке от своей территории). Зато на борту, помимо команды, присутствовали штабисты, гражданские инженеры и представители строительных фирм. Всего на подлодке находилось 129 человек.
     Для испытаний – погружение на каких-то 300 метров – необъяснимо почему было выбрано место, где подводная часть материка заканчивается обрывом и резко уходит в недостижимую глубину от двух с половиной до пяти километров.
     Свежим утром  началось погружение, с «Трэшера» пришло несколько сообщений, что они проводят проверку корпуса на течь. А через некоторое вемя  из прибора связи раздался непонятный шум, который штурман сопровождающего  судна «Скайларка», служивший когда-то подводником во Вторую мировую, охарактеризовал как «треск разламывающегося корпуса подводной лодки» и предположил, что, скорее всего, «Трэшер» развалился на части.   
     В результате ковбойской безрассудности и каких-то до конца невыясненных технических неполадок непроницаемый слой океанской воды толщиной в две с половиной тысячи метров навсегда скрыл от человеческих глаз «молотилку» - сокровище нашего века. Лишь значительно позже, обследовав то, что удалось, эксперты пришли к выводу, что для соединения трубок в системе охлаждения реактора вместо рекомендованной серебряной пайки,  использовалась обычная сварка. В результате при достижении максимально разрешённой глубины систему прорвало.  Атомный реактор пришлось заглушить. Однако починить охлаждение не удалось, лодка погружалась всё глубже и глубже, пока внешнее давление не расплющило корпус и не разорвало его на куски.
Немаловажным обстоятельством, как оказывается, в морских крушениях является «личная» судьба кораблей. В новейшей истории наиболее показательна в этом отношении история знаменитого линейного корабля ВМС США «Айова» (USS Iowa).  Линкор «Айова» был одним  из наиболее весомых аргументов американцев  во время сражений с Японией во Второй мировой. Он представляет  собой  образец могучих плавучих крепостей с бронированным поясом и лучшим в мире огневым и радиоэлектронным вооружением. По последнему слову техники «Айова» была оборудована радарами обнаружения воздушных и надводных целей, радарами управления огнём главных калибров, зенитной и универсальной артиллерии, а также средствами разведки и радио противодействия.
      Главная артиллерия линкора представлена девятью 406-мм орудиями, размещенными в трех орудийных башнях. В качестве универсальной артиллерии установлены 127-мм орудия, которые размещались по 2 в 10 башнях. Эти башни располагались таким образом, что четыре могли вести огонь в носовых и кормовых углах, а шесть – на траверзах.
     «Айова» был спущен на воду 27 февраля 1942 года. И почти тотчас начались «осложнения».   16 июля 1943 года, на переходе из Нью-Йорка в Каско-Бей (штат Мен), следуя узким семимильным каналом с сильным течением и  продуваемом ветрами,  линкор сел на мель, получив  пробоину в днище. Причём горючее из повреждённых 16 топливных цистерн вылилось в море. Неудачной оказалась для «Айовы» и охота  за германским линкором «Тирпиц», в  напрасном ожидании которого  в Ардженшии (о. Ньюфаундленд), с 27 августа 1943 года корабль провел несколько недель. 
     13 ноября 1943 года «Айова» с 32-ым президентом США Ф. Рузвельтом на борту проследовал в Тегеран на военное совещание «Большой тройки»: Великобритания, СССР,США. По недоразумению, на второй день этого плавания линкор вновь едва не стал жертвой очередного непредсказуемого случая. Оплошали моряки сопровождавшего линкор  эскадренного миноносца "Вильям Д. Портер". На «Портере» произошёл самопроизвольный сход торпеды. Раздался сигнал тревоги. С эсминца последовал ряд сообщений: «Торпеда идет за вами», «Торпеда моя».  На скорости 29 узлов линкор едва уклонился от торпеды, которую затем  расстреляли на расстоянии всего каких-то 1000 ярдов от корабля.
     22 января 1944 года «Айова» вошел в состав 5-го флота США. 18 марта того же года он вместе с «Нью-Джерси» в охранении нескольких эсминцев обстреливал береговые позиции японцев на атолле Милли (Маршалловы острова). В этой операции линкор «Айова» получил два попадания 152-мм снарядов, правда, не причинивших ему серьезных повреждений.
      Продолжая поддерживать соединение авианосцев в районе Новой Гвинеи, линкор принимал участие в высадке десанта на островах Сайпан и Тиниан. После некоторого перерыва до апреля 1945 года на ремонт и отдых экипажа корабль вернулся в зону боевых действий и до окончания второй мировой войны участвовал в операциях в районе островов Окинава и Кюсю. В июле огнём своей башенной артиллерии он подавлял цели береговой обороны японцев на островах Хоккайдо и Хонсю. 29 августа «Айова» с победой вошёл в залив Токио. 2 сентября 1945 года на борту его близнеца линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии.
     Впоследствии, в начале восьмидесятых годов, линкоры типа "Айова" были модернизированы и преобразованы в ударные ракетные корабли путем установки на них крылатых ракет «Томагавк».
    Не заканчивалась служба и жизнь корабля – продолжалась и линия судьбы. 19 апреля 1989 года в центральном помещении башни № 2 16-дюймового орудия произошел самопроизвольный взрыв боезапаса. Взрыв серьёзно повредил само орудие. Погибло 47 моряков. Вскоре легендарный линкор, участвовавший в войне с Японией на Тихом океане и в Корейской войне, станет кораблем-музеем. 
    Менее известна ныне широкой общественности катастрофа произошла также 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи вблизи Мемфиса. Следовавший с пассажирами на борту деревянный колёсный  пароход «Султана» (Sultana) затонул вследствие взрыва его парового котла.  Пароход перевозил с рабовладельческого юга освобождённых из плена солдат-северян, погибло по меньшей мере 1700 человек. По числу жертв это кораблекрушение является самой масштабной катастрофой XIX века и по сей день удерживает первенство смертельных случаев   на речном транспорте.
         В легендах о «привидениях с парусами» нередко фигурируют имена пиратов, разбойничавшие в морях  XVII-XVIII веков.
    Так, в Мексиканском заливе, поблизости от порта Галвестон, иногда видят призрак корабля пирата Джима Лаффита. Судно, как полагают, в 1820-х годах затонуло здесь вместе со всей командой.
      Но, пожалуй, самой древней и самой впечатляющей следует признать историю 1648 года, которая якобы произошла на атлантическом побережье в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.
     Случай описан в книге Magnalia Christi Americana («Великие деяния Христа в Америке») Коттона Матера. Коттон почерпнул эти сведения из письма пастора Джеймса Пирпойнта. Предыстория  событий такова.
    Торговцы Нью-Хейвена, выходцы из Лондона, переживали тогда тяжелые времена. На свои последние средства они решили в складчину построить судно, чтобы отправить его с товарами в Англию. В январе 1647 года корабль отправился в плавание, но так и не достиг берегов Англии. В течение многих месяцев жители Нью-Хейвена, не имея никаких сведений о судне, переживали за его судьбу и молились за души моряков.
   Затем, в один из июньских дней следующего года, около полудня на побережье внезапно налетел сильный шторм. Небо так же неожиданно прояснилось, и примерно за час до захода солнца произошло событие, которое Пирпойнт описывает так:   «…Корабль, размерами такой же, как только что упомянутый, с такими же парусами и вымпелами, развевавшимися против ветра, появился в виду, двигаясь от входа в нашу гавань, лежащую к югу от города. Его паруса, казалось, раздувал сильный штормовой ветер, гнавший его на север. В течение получаса корабль продолжал оставаться в пределах видимости, плывя по гавани против ветра.
     Многие собрались посмотреть на это великое Божье чудо. Наконец, корабль, за которым теперь следили сотни глаз, достиг такого места в бухте, где глубина была наибольшей. И тут словно кто-то бросил в него огромный камень: грот-мачту снесло одним ударом, и она повисла на вантах, затем повалилась бизань, а вскоре вся оснастка рухнула в море. После этого корпус корабля стал крениться, он перевернулся и исчез во внезапно возникшем тумане.
     Почти сразу же туман рассеялся, и сделалось ясно. До того, как корабль исчез, пораженные люди смогли разглядеть его вымпелы, такелаж и оценить размеры. Поэтому большинство собравшихся пришли к единому мнению: «Это тот самый корабль, и мы сейчас видели его трагическую гибель!»
     Говорят, правда, что это некая рефракция - способность земной атмосферы долго удерживать в себе и носить отражённые образы минувшего...

                *****
Опубликовано:
http://wemontreal.com/?p=20820
http://wemontreal.com/?p=20900