С 1 года, 4 мес. до 2-х годиков

Дочки-Матери
********

08 января, 89г.

Тебе 1 год и 4 месяца.

- «Ва – ва – ва!» - (Алё – алё, - (алло) – по телефону кто-то разговаривает.

Тебя сегодня фотографировал деда. Были и интересные моменты.


***

«Бабино» стихотворение. Тебе читает:


Уля варежки надела.
- Ах, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.

Ищешь, ищешь и найдешь!
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?


***

13 февраля, 89г.

•   - Вот эта!
•   - Ку-ку! Нету соски.
•   - Вот она! Соска!



***


24 марта, 89г.

Давно про тебя не писала, месяца 1,5. Ты очень выросла. Разговариваешь уже вовсю.
Самый переходный момент в разговоре я немножко упустила, не оставила в этой тетрадке, жалею.
Но время, действительно, очень трудно подобрать, да к тому же, и усталость…


… и еще эти «ЗАПАСЫ» – возвращение назад как бы (ты уже в чем-то выросла, в каком то моменте; этому я уже обрадовалась, этим уже поделилась – с папой и с бабушкой.

А тетрадь как бы только фиксирует радость, т.к. времени на мои раздумья, на эмоции здесь почти что нет. Но эта наша память и тебе, и мне нужна.

Не хочу упускать твой рост. Уж очень интересно это развитие человека, и, в данном случае, нашего родного человечка, тебя, доченька.
Вот как длинно получилось.


***

А теперь о прошедшем постараюсь коротко (т.к. сегодняшний день описывать легче):

• (примерно)_ 1г. и 4 мес. – ты уже неплохо говоришь многие слова.
• (примерно)_ 1г. и 5 мес. – начались фразы.

• И к 1г. и 6 мес. эти  фразы очень быстро усложнились и превратились в действительно-предложения – из плавно текущих слов. (Ранее – были паузы заметные, между словами).

• - Баба, на! (возьми!)

• - Маменька, на! (Ранее – просто –«На!»)




Сейчас даже трудно описать твои фразы. Ты уже просто неплохо разговариваешь, на своем уровне.


• (примерно)_ 1г. и 5 мес. Мы гуляли на улице:
- Яблоки! – показываешь, глядя на комочки снега, на кустах.

- Балалайка! – глядя на подъемный кран, на место, треугольное, где крепятся тросы.





***

24 марта, 89г.

Твои любимые занятия сейчас: смотреть в окно, на подъемный кран; ловить солнышко на стене;

• Солнце вырисовывает предметы на стене – тень:

-  И соска!

- И баба снежная! – свою пирамидку («баба») – ты тоже называешь снежной бабой, любишь ее собирать.




• Игрушка – телефон, в коробке, с картинками – (недавно нам дядя Коля подарил) – тебе сразу понравилась.
Уже почти все названия картинок знаешь, (суслик, енот, хомяк, герб… - даже эти!)



***

24 марта, 89г.


• «Колокольчики мои, цветики степные…» - любишь рассказывать.

• Песню про бабушку – «Милая бабушка, добрая бабушка, ласковая бабушка любит нас.» - очень любишь. С 1-ого раза ее подхватила и сразу побежала бабушке петь -  «добрая бабушка!»,  - распахнув дверь в большой комнате; долго пела!




***

24 марта, 89г.

• Поликлинику не любишь.

Я отработала уже неделю, с 1-ого марта (после отпуска по уходу за ребенком). На работу ты меня не плохо отпускала.
Потом температура у тебя – 1 день подержалась – горло красное – я две недели дома была.


Лезут зубы – дальше, коренные. Ночи часто беспокойные: часа 1,5 ночью не спишь – то заснуть не можешь; то плачешь – потом засыпаешь.
 
Пока болели, снова сбились с режима. Спали снова 2 раза в день, или 1 раз утром (к 10 часам уже хочешь спать).



Вставать ты стала рано, в 6 часов. Ложишься – в 8 – 9 вечера спать.

Через день уже переключат время на летнее.



***

24 марта, 89г.


Недавно:
• - Дай сосу  … как маленькая.
• - И другую.


Спишь сейчас снова с 2-умя сосками: одна – в руке. Прикус зубов неправильный.
Бросать соску будет трудно. Еще немного подожду. Потом попробую резко оторвать.



***

24 марта, 89г.

У тебя соски упали, я попробовала заменить их: дала с дырками. Ты немного пососала, говоришь:
- Грязные, помыть надо!



***

24 марта, 89г.


• «Москва моя, ты самая любимая…» - поешь; 

• - Любимая! – говоришь страстно, на одном дыхании, прижимаясь к моей руке.




***

24 марта, 89г.


- Бабушка, до… свидания! – (четко, хорошо у тебя это слово получается, после 1г, 6 мес. его говоришь).

- Спокойной ночи.

- Дай, пожалуйста! – порой и сама, без моей просьбы, уже так просишь.

- До свидания… бабушке! – машешь ей ручкой.

- И дедушке! – машешь уже обеими руками.



***

24 марта, 89г.


* Надула тебе снова большой телефон.
- Алло, папа, …папенька!


• Любишь рисовать фломастерами (это слово хорошо говоришь! ). Нюхаешь их (они с приятным запахом).

• Любишь просить, чтобы я нарисовала.


- Сама!
- Уля умеет!
- Мама умеет! – и просишь меня что-то сделать: поднять, нарисовать.



***

24 марта, 89г.

Уле – 1г. 6 мес.

• Рисуем.
• - Дедушку и бабушку.
• - Папа! – (буква П, и маленькая «п»)

Понравилось точками рисовать.  Разукрашивать уже получше получается.



********

24 марта, 89г.

Твои слова:

- До свидания. Пошла к бабушке! – и машешь мне рукой.

- Не хочешь, Уленька!
- Не будешь! – если что-то не хочется.

- Бо-бо не надо. Надо пожалеть.
- Вставай, пора! – и утром, и из-за стола.

- Наелась… Уленька!
- Попила.

- Молоко. -
(с чаем, с кофе, с толокном – любишь пить! – последнее время.)
А с кашами – сложности. Даже сейчас сделала перерыв – пока болели.

Редко поешь – манную, гречневую. Стараюсь ими не надоедать.



***

24 марта, 89г.


Погода. Март стоит, в основном, солнечный. Уже перешли на куртку.
3 – 5 – 8 – град. тепла, чередуются с дождями.

• Получила я письмо от Гали, из Сибири (это папы двоюрная  сестра). Очень я обрадовалась ему, уже послала ответ.



********

24 марта, 89г.


• - Микки! – (мишки).

• - Мама зовет!

• - Мама… так делает! – (и повторяешь).

• - Баба! – (бигуди как накручивает, показываешь!)

• - Мыло!

• - С мылом! – (мама стирает...)



***

27 августа, 89г.


С конца мая до середины августа мы были в деревне. Сначала ты была с бабушкой, а потом со мной.
(За 3 недели, пока я осталась в Москве, без тебя, ты очень подросла. Когда не на глазах, это очень заметно.)


За лето ты выросла… - на полклеточки, что в ванной (плитка). – на 7 см. Сейчас ты, примерно, 5,5 клеточек, т.е. мин. – 82 см.



***

27 августа, 89г.


Папа сделал тебе из дерева игрушку: мишку с дедушкой: один молоточек у тебя сломался; ты потом долго-долго рассказывала, и папе – по телефону:

- Уля прыгала, прыгала, - прыг, прыг, - он и сломался!


Когда я принесла снова, починенный, ты с восторгом:
- Папа починил!

- Уля послушала,  - т.е. по телефону сказала папе.




Книжки новые мы тебе купили. Ты их бурно встретила:

- Картинки!

- Книжки!

- Мишка большой! И мишка маленький (голосом всё это выделяешь!)

- А зайка!, - и тут же:

- Заинька, попляши! – из песни.



***

27 августа, 89г.


А вчера я стирала и нечаянно облилась. Ты меня спрашиваешь:
- Ну, как вода? Хорошо мыться?!




***

27 августа, 89г.


Любишь играть:
- Мама, где моя девчонка! – (чтобы я спросила тебя). А ты прячешься, к шкафу подойдешь:

- Ни здесь нет, ни там…

- Вот она!



***

27 августа, 89г.


Играешь,  - по телефону разговариваешь:

- Как дела то?
- Хорошо.


• Лялю взяла под животик:
- Вот так полетим! – (как мы с тобой делали порой!)


• Взяла сумочку свою:

- Уля пошла на работку! (чертить!)
- Мама, не ходи сюда!



***

27 августа, 89г.

А теперь за период, пока были в деревне:

• Отвлекусь, - ты недавно стала говорить:
- Это моя мама!




В деревне, - кратко, - из писем папе:

• Ночью проснулась и, с плачем, говоришь: «Описалась!»

• Вчера Улюшка собралась к деду Васе. Говорит: «Давай одеваться и поедем!»

• Гуленьку укладывала спать. Она мне свою ладошку под щечку подставила: «На, мама, спи!»

• …просит, чтобы я помогла ей заснуть: «Мама, помоги!»


• Улюшка проснулась и рассуждает, вспомнив наш предыдущий разговор:
- К дедушке приедем. Он тебя не узнает!

• Уля бабушке объясняла, почему она босиком:
- Уля на ботинки написала и одела носочки. Поэтому босиком.


***
***


• Гуленька очень неплохо танцует!

• У Гуленьки появилась интересная черта:
Я ей говорю, что мама хочет в туалет. Она чуть меня подталкивает (где она это подсмотрела, м.б. как киску мы торопим иногда к двери) – «Иди, мама, пописай. А Уля подождет.»


А днем, - я из туалета вышла, а Гуленька что-то протягивает. Я ей говорю, что руки грязные. Она снова – чуть подталкивает: «Иди, мама, помой руки!»


• Мед начали мы есть в деревне (до этого он тебе не нравился).

• На вечерней прогулке бабушке вдогонку: «Бабушка, ты нас подожди, а Уля тебя догонит!»


***
***


• Из письма папе: «… Когда я ей тихонечко пою, она очень серьезная сидит, и так же тихо-тихо, нежно-нежно подпевает.»

• То же – (… папе): «А чуть похлопаешь в ладоши, чуть присядешь, она начинает танцевать: то в одну, то в другую сторону повернется, да еще плечами как-то делает; а иногда, как казак – руку согнет в локте, и вслед за ней поворачивается!»

• А сейчас – Уленька засыпала, - я ее по головке глажу, а потом перестала…
- Еще так делать!
- Тебе нравится?
- Очень!

• Засыпала, вдруг вздумала на киску посмотреть: «Посмотрим, как киска спит, а потом Уля будет спать.»

• «Не Гуленька, а Володя!»


***
***



Из писем папе:

• Такая вертушка наша, прежде, чем заснет,  - вся постель кувырком. Я ее укладываю, а она говорит: «Мама играет (с Гулей)» - и смеется.

• Улюшка шла, с удовольствием, в магазин – «…туда, где тети и дяди». В очереди стояла очень тихо, ко всему присматривалась, прислушивалась.

• Как только соберусь мыть посуду, она ко мне: «Гуля! Маме помогать!»

• Или же: «Гуля! Стирать будет!» Берет вещь из таза, ее поднимет – вода льется. Всё постирала, отжала, белье свое повесила на перила – у лесенки-ступеней.


• Рыбу чистили. Гуля ее переложила из тарелки в чугун, а воду из тарелки аккуратно вылила, отойдя в сторону.

• Сегодня мы надули 3 возд. Шарика. Минут через 10 все три – лопнули у нас.
• Гуля своей Ляле:

-  Ты зачем упала! Не надо падать!


• «И Гуля киску поругает: ай-яй-яй!» - пальчиком.

• Нельзя! – Льзя! – («я!» - звучит).

• У нас – бабушка уехала за пряниками, в Москву; а папа уехал на работку, в Москву.


• Гулюшка сама сорвала подорожник и приложила его к пальцу – «как папа!»

• «Бабушка купит пряники, и будем чай пить!»

• Я воду из бассейна вылила, а Гука мне по попе – хлоп, хлоп: «Маме по попе надо!»



• Гуленька капризничала, не ела. Я ей говорю: «Пойдем на улицу, м.б. АППЕТИТ к нам придет.» Мы потом его часто звали: «АП-ПЕ-ТИТ!» - …………- Пришел!......(- Ушел!)


***
***


• «Без разрешения!», «С разрешением!» - тебе понравилось это слово!

• Чай пьем «из папиной кружки!»

• Коровка – Дочка – («До-ка!»); «И Гуля дочка!»  - (Чья?) – «Мамина и папина!». (А бабушкина?) – «Внучка!»

• Глажу Гулю по ладошке: «Мама каляки-маляки делает!»

• Я говорю Гуле: «Чай горячий!» Она: «Надо подуть, и Гуля будет его пить.»

• Книжку: «Мама, читай!»

• Зовешь меня: «Мама! Маменька!»

• (Ладно) – «Не ладно!»

• (Можно) – «Не можно!»

• «Ба – нан!» - (мы их полюбили!)



***
***


• «Зубы мудрости» - 2 внизу, 1 – попозже – вверху – вылезают.

• Научилась забираться на стул, а потом и на кровать.

• А через кровать (перегородку?..) – еще трудно перелезть: «Мама, помоги!»

• «Они (ягодки) кислые! Пусть ягодка подрастет, и Гуля будет ее кушать.»


• Попросила у меня банан: «Немножко!»; а потом еще – «Маленькую крошечку!» («Чуточку») – и пальчиками показываешь  - чуточку – поднеся их близко к лицу.



• Сидишь и перебираешь: «Это – кора, а это – маленькая палочка, а это – большая палочка, а это – уголь.»

• Спрашиваю тебя: «А может Гуля больше не хочет?» Ты – «А может хочет?!»


• Из письма папе: Ты уходил, Гулюшка помахала ручкой, а потом говорит тебе вслед: «Купи пряников!»



• Я рассказываю сказку: «Жили- были мама и дочка…», а ты поправила меня: «Мама, папа и дочка!»

• «Это – коровка-мама!», с интонацией, что есть еще коровка-папа.

• Крошки накрошили. Я говорю тебе, что мышки прибегут. А ты встала: «Уходите, мышки! Не кусайте Гулю! …» - и про то, что Гуля не будет крошить, и что только одна! – (1 палец показываешь) – киска, а вас много!


• Взяла свою маленькую Лялю:
- Пс-с… - (пописай!)…
- Где твоя водичка? Вот умница!




********

29 августа, 89г.


• «У Машеньки – бабушка, а у Гули – бабушка-бабуленька!»

• Я себе волосы закалывала. Ты взяла у меня заколку, сказав, что Гуле заколка нужна, а мама не будет с заколкой, - и стала делать себе хвостик.

• - А чем же мама будет закалывать волосы?

- Мама купит заколку (еще).




• Ты играешь -  «читаешь» письмо: «Здравствуйте дорогие мама, бабушка…»

• Дни недели знаешь хорошо.

• «Это яма-канава!»

• Сорвала ромашку: «Любит – не любит…»

• Сейчас любишь песню: «Ой, цветет калина в поле у ручья!...»




***

29 августа, 89г.


• Баба тебе часики купила. Ты в них такая гордая, взросленькая. Говоришь мне: «Не тикают. А у мамы – тикают! А у бабы – тикают!»

• Воду в тазу меняла: «Там вода грязная, надо другую налить!» И несешь таз к колодцу.

• Я дала Гуле ее кружку, а она ее подставила под попку, присев, и прямо в кружку пописала, через штаны.



• Ходили с бабушкой Леной щепки собирать. Пока все не собрали, ты не ушла;  - «Не собрали!»

• Спускаешься с кровати, первый раз, и говоришь сама себе: «Попой надо!»

• Ульчонку понравилось стихотворение: «Божия коровка, улети на небо…» Она его всё сама рассказывала за обедом.



• А когда я комаров отгоняла, она вспомнила из «Мухи-золотухи» - «… летит мал. комарик,   … мал. фонарик,   где убийца, где злодей!...»

• А еще рассказываем: «Ветер, ветер, ты могуч…»

• Просыпаешься и просишь: «Печенье и пряник!» Я порой говорю, что уже хватит. «Капельку, маленькую чуточку! Мама! Дай, пожалуйста!»



***
***

• А это ТВОЁ, дочка, стихотворение! – Ты его и сейчас рассказываешь:
• «Кис – малис – бабис – гагис,


• Ты с кроватки брысь, брысь, брысь!» - ты его сама придумала!



*(За июнь – август, 89г)___29.08.89г.


***********

*
Наша любимая - и одна из первых! - книга детства:
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Автор Алексей Толстой


Иллюстрация.
http://www.fairyroom.ru/?p=12319   - 
Художник  Леонид Владимирский «Золотой ключик или приключения Буратино»


***