От добра худа не бывает

Лидия Христенко
         Задумывались ли вы о том, что означает слово"добро". На каждом шагу , каждый день сталкиваемся с этим словом, когда желаем доброго утра, доброй ночи. Не задумываясь, помогаем друг другу  бескорыстно. А ведь это мы делаем доброе дело. Жаль, но чаще всего делаем его в трудную ситуацию. Помню в селе жила многодетная семья. Хозяин был старше жены на  двенадцать лет. Выпивал, но был настоящим  кормильцем. Зимой работал кочегаром, а в летний период стоял на бирже труда. Часто нечего было есть. Так он нанимался работать к частникам. Были люди, которые хорошо платили за проделанную работу, но, к сожалению,  были и такие, которые чашку чая не предложат или отделаются бутылкой самогона. По характеру добрый человек, трудолюбивый, мастер на все руки. Никакой работы не боялся, делал добросовестно и красиво.  Иногда помогал и мне (бывший мой ученик).
                ***
         Зима. Утро. Стук в дверь.
- Да, заходите.
- Здравствуйте, Лидия Петровна.
- Валера, здравствуй.
- Петровна, я к  Вам по делу, знаете какому?
- Скажешь, буду знать.
- Может Вам помощь моя нужна?  Мне нужны продукты, да может и денег на хлеб дадите.
- Помощь? Нужна.
Показываю, что нужно сделать.
- Я  сейчас всё сделаю…
- Валера, ведь ты со смены?
- Да.
- Так вот сейчас позавтракаешь, а потом будешь работать.
- Я же ещё не заработал…
- Валера, какой с тебя работник на голодный желудок? Мне что жалко?
- Нравится мне у Вас  работать. Петровна, знаю, что у тебя много чушек. Стыдно просить, но не продашь ли мне одну на мясо? Я постараюсь рассчитаться за неё в течение полугода.
- Да, продам. Как-нибудь сочтёмся…
Знаю, что люди, творящие Добро реже болеют, а если и заболели, то они излечиваются от недуга быстрее, чем те, кто делает худо и зло.
                ***
          Пока завтракал, изливал душу, делился своими житейскими проблемами. А их у него хватало. Жена молодая, пятеро детей, всех надо накормить, одеть-обуть. К тому же она ленивая.  Приходилось почти всё делать самому.
Даю капусту, огурцы,  топлёный жир,одежду детскую.(осталась от моих детей, а многие рассуждают так: лучше сожгу, чем кому-то отдам) и денег на хлеб. Не жалко. "От добра худа не бывает". По себе знаю, что  добро окупается здоровьем, благополучием, настроением… Мне приятно делать добро. И пока жив был Валера, семья вся была в сборе. Умер Валера. Хоронили всем селом.
          Часто вспоминаю его и его детей. Детей забрали. Вот уже восемь лет четверых  детей воспитывает добрая благополучная  семья, а самого маленького приютила другая семья. Спросите: где же мама? Мама ведёт  беззаботную жизнь. Мужиков меняет, как перчатки. Здоровая, симпатичная женщина..
           У соседки, ей семьдесят шесть лет) частые сердечные приступы. Как-то ночью сквозь сон слышу  кто-то зовёт, голос едва слышен:
- Лида, мне плохо.
Подскочила с кровати и к ней в комнату, вижу: в тяжёлом состоянии, вызываю скорую. Не жду,  не могу бездействовать, пока придёт помощь, нитроглицерин, полтаблетки аспирина- лишь бы только облегчить страдания. Уже не раз так спасала……
А как она мне благодарна!  Относится ко мне с любовью, как мать к дочери. Смотрю на неё и вспоминаю маму.
                ***
          У  меня много друзей. Всегда поддержат, помогут. Я их очень люблю и дорожу дружбой с ними. Попала я в больницу. Операция. В селе, где я живу, дом, хозяйство. Родственников никого.  Так моя подруга с мужем управлялись по дому. Да не абы как! Разве это не добро? Такое не забывается.
                ***
         Моя дочь рассказывала:
- Как-то идём с Серёжей по парку, не спеша прогуливаемся. Вдруг зазвучала такая позитивная музыка, удалая, весёлая. Играл на гармони старенький дедушка, седой, похожий на Божий одуванчик, опрятненький. Перед ним стояла банка. Прохожие шли и бросали в неё деньги. Я достала кошелёк, вынула оттуда сторублёвую купюру и положила  в банку. Мамочка, видела бы ты его реакцию! Дедушка на долю секунды приостановился, потом заиграл,перебирая играючи аккорды: сверху вниз, снизу вверх, при этом выкрикивая:"Внучка, большое тебе спасибо! Дай Бог тебе счастья! Крепкого здоровья! Любви! Внучка! Удачи тебе!Красавица!" У меня такое радостное настроение было! Душа ликовала.! Хотелось весь мир обнять, петь, танцевать.
- Доченька, вот это и есть Добро. "За добро злом не платят"

    Давно  Зоя Ковылина, семья её дочери,  Галина Гузяева, Татьяна Петровна Донец, Людмила Сергеева и многие другие занимаются благотворительством. Вещи  и обувь в хорошем состоянии раздают людям, нуждающимся в помощи.
А в здании соцзащиты стоит столик, куда многие жители приносят  вещи, которые разбираются людьми. Здесь же можно вместо принесённых  вами вещей, взять в обмен себе другое. Со временем, надеюсь, таких добросердечных людей станет больше.                ***
         Итак, заглянем в словарь Владимира Ивановича Даля, найдём  значение этого слова: «Добро-все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу,хорошее, доброе дело, поступок. В духовном значении добро - благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. Добро противоположно худу и злу. Моральное качество поступка, личности."  Все знают пословицы: Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает… И от добро произошло слово "доброта". Оно указывает на моральное качество человека. Итак, доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
          Милые читатели!Будьте отзывчивы и  добры друг к другу! Спешите делать добрые дела, спешите совершать добрые поступки!  Они приносят нам духовное благо, поднимают настроение. Повторюсь ещё раз: "Добро окупается Здоровьем."