От 1 года до 1 года, 2 мес. без редакции

Дочки-Матери
******

В деревне, у прабабушки.__Сентябрь 1988г.


• Где мячик? – а ты «подпрыгиваешь» - коленочки сгибаешь – прыг-скок.

• И также при слове Зайка.



• Вчера перебирали картошку. В разные ведра складывали – большую и маленькую. Ты, уже на ножках, стояла -  рядом была.
Потом ты подошла к нам и стала также кидать картошку в ведро – левой ручкой – тебе это было удобнее, за что бабушка волновалась, и мы тебе всё место подбирали, чтобы ты правой ручкой работала.
При чем у тебя это быстро получается. Складываешь картошку в ведро, и большую и маленькую.

Я стала потихоньку оттуда перебрасывать в другие ведра. Смотрю, и ты – достаешь из своего ведра картошку и подаешь мне в руки.
А потом даже, на наше удивление, стала у картошки отрывать корешки.


****


• Достала вчера фото нашего папки - бабушке Лене показать. Она хотела его увидеть.

Потом дала тебе эти две карточки. А ты смотришь и говоришь: «Папа...» Причем, никто, до этого, тебе не говорил, что это папа (на фото).

А потом долго-долго, держа фото в руках, твердила: «па-па, па-па», на разные лады.
У тебя это так нежно получается.


• Тебе уже вовсю хочется ходить. Теперь даже не пытаешься ползать. Всё пешком. И рискуешь на большие расстояния, во всю комнату.
Конечно, очень привлекает тебя чулан, где ведра и всякая посуда.

А так – активно пошла ты – как раз перед деревней, 10 сентября. Вообще пошла – 2-3 шага сама, ровно в годик. А 1 шаг делала – еще за неделю, полторы – до года.



• А 2 сентября, в лесу, мы папу ждали. Ты тогда и решилась сделать сразу несколько шагов: я от тебя отхожу, а ты ко мне всё идешь.

• А перед деревней, так интересно! -  Было холодно. И ты была тепло одета, в куртке. А это тяжело для тебя.

Я тебя поставила к лавочке, что возле подъезда. А там помойные огромные ведра  - мусор из них убирали.
Смотрю, ты отходишь от лавочки, и топ-топ – к ведрам.

Так интересно, когда ты ходишь: такой колобок, и так стараешься!
Мы тогда папе успели еще раз позвонить: что наш Ульчонок пошел совсем! Но твердости у тебя пока еще нет, всё впереди.


***


• В дорогу собирались. Разбудили тебя одеваться. Ты заплакала, а потом проснулась, развлеклась.

В троллейбусе ехали, уже на всё и на всех смотрела, наблюдала. Двери хлопнут – на двери, а потом глазами на меня: что это, не страшно ли это…
В поезде спали хорошо, в коляске, - там укачивает. А дома здесь, 1-ую ночь – почему-то плохо спала, сегодня уже лучше.
Правда, и до деревни что-то 3 ночи подряд были беспокойные, - м.быть зубы лезут.

Брала тебя к себе в кровать. Раньше тебя это не успокаивало, когда была маленькая. А сейчас – успокоишься, засыпаешь.


• В поезде баба Маша спросонку спрашивает: «У нее головка свисает, чем бы подпереть?»
 Вот пока и всё. Сегодня уже 13. 09. 88г.




***

29.09.88г.

Маленький наш, что о тебе написать? Иду и думаю, какая ты будешь у нас большая, какая будешь красивая, в папку, и умница.

Писать о тебе, о прошедшем, трудно: столько всего происходит, - ты заметно растешь. Что было 2 месяца назад, это уже несравненно с тобой, теперешней.

К сожалению, никак не налажу свою, нашу жизнь, - чтобы она текла равномерней и поспокойней. Есть и суета, и спешка, и усталость. Всё это переплетается со счастьем, с радостью, с тобой, растущей.

И всё время: ты растешь – приходится думать, думать о новом – об одежде, об питании, играх.


Приехали мы из деревни 22.09 – вечером. Дорогу ты перенесла хорошо.
Питание с кухни с тех пор не брали; и наверное, совсем откажемся. Так у нас и утро посвободней. Правда, я теперь выбираю время – ходим с тобой в магазин – входим в нашу самостоятельность.

Хочу уж тебя поразнообразней кормить. Но и у меня пока кулинарного опыта нет, - всему приходится учиться на ходу.


От детских каш, из муки, ты отказалась в деревне; сразу варю тебе каши взрослые. Но сейчас ты и их плохо кушаешь.

Стараюсь, чтобы ты побольше покушала утром и днем, т.к. вечером ты стала есть мало, порой даже меньше ; порции – (кефир).

И в особой строгости, как 2 месяца назад, в отношении еды уже тебя не держу. Между кормлениями могу дать тебе покушать, но это редко.

Ужин мы едим иногда в 2-3 приема, да и в кормление ты кушаешь, сколько хочешь. Правда, когда ешь мало, стараюсь все-таки найти выход тебя докормить.

Сегодня ты плохо ела овощное пюре. Открыла тебе горошек. Ты его брала из тарелки рукой, а я в это время покормила тебя пюре, и горошком тоже.

Раньше, примерно 1 мес. назад, на твой аппетит я не жаловалась. А сейчас появились наши некоторые трудности с едой.


***
Сделала тебе 2-ую прививку – 27.09.88г.
На следующий день поднялась температура. Сегодня, на другой день, она немного спала. Утром: 37.4.

Погода сейчас стоит хорошая – бабье лето. Поправляйся быстрей, наш человечек! Сейчас самое время побегать по листьям, пособирать их.
Ходишь ты уже неплохо, но еще не совсем твердо.


***

29.09.88г.

• Пошли мы с тобой и с папой в поликлинику. Тянешься к нам: лицо к лицу, носиком в нос, или носиком в щечку уткнешься. Видела, как мы целовались, и пытаешься копировать.

• Луна тебе очень нравится. Первый раз в деревне увидели, а потом здесь, в городе. Она сейчас большая.

• Говорю тебе: «Смотри, мячик!» Ты обрадовалась и ручкой показываешь, по направлению к полу: прыг! И говоришь отрывисто: «п!»

• Любишь, когда ворона каркает: «Кар!» Мы за ней с тобой повторяем. Или  - когда они в небе летят – порой сама скажешь: «кар!»

• «Ка-ка» - говоришь уже до деревни.

• Слово: какая – «ка-ка!» - повторяешь с интонацией слова. И также слово: попалась – «па-па-а!»

• Подбегаешь и хватаешь за ногу; прижмешься. Потом – обратно.

• В деревне – днем ходишь спокойно, осторожно, а к вечеру начинаешь бегать: - от опоры к опоре.

• Кошки тебя интересовали, но при этом ты ведешь себя осторожно.

• КУ-КА-РЕ-КУ – ты говоришь, уже с новой интонацией: «ка-ка-а!»

• МУ-Му – говоришь, не открывая рта, в деревне мы игрушку – Оленя звали: Му.

• Сейчас поглядываешь на Бегемота, в углу, у нас. Боишься и интересуешься одновременно.

• Показываешь уже давно, до года, - где Уля: на себя, пальчиком, или на отражение в зеркале, в стекле, в луже.

• В деревне баба Маша давала тебе чеснок. А в поезде ты хорошо пила сама из бутылочки воду.

• Показываешь, гладя себя по щечке, какая Уля хорошая. А также, гладя себя, показываешь, если кто другой хороший.

• Говоришь: «папа» и показываешь - хороший.

• Часто говоришь: «папа», а последнее время иногда твердишь: «ма-ма, ма-ма» и прислушиваешься к себе.

• Знаешь, где буквы (изображены).

• Дала тебе вчера и сегодня альбом и цветные карандаши. Отошла, а ты через некоторое время зовешь. Одна пока редко и недолго сидишь в кроватке.
А если ты на полу, тем более – по пятам. Да и я сама тебя с поля зрения не отпускаю.


• Подхожу, а у тебя карандаш, черный – во рту. Язык черный, и лицо всё изрисовано. Карандаш оказался, как «Живопись», мягкий.

• А в альбом уже можешь сделать несколько «каляк», но у тебя еще не очень получается; и не очень это тебя интересует.

• Купали мы с тобой куклу (еще мою), и Кису (от Шурика осталась), на стене висит. Ты была довольна и очень возбуждена.

• Очень любишь ботинки и носки, схватишь их в руки и бегаешь-ходишь с ними.

• Любишь залезать в щель между кроваткой и стулом, у шкафа; и выглядываешь оттуда.


***

29.09.88г.

• В деревне.

• Баба Маша спрашивает: где у тебя попка. Ты показала, хотя я тебе так не говорила до этого.

• Увидела, как кошка умывается, и тоже умываешься, высунув язык.

• Весишь сейчас 10 кг. С граммами, рост – 75 см.

• В деревне. Ты помогала бабушке картошку перебирать: складывала из кучки в ведро. Потом стала, глядя, что я оттуда, потихоньку, вынимаю,  - подавать ее мне из ведра. А потом и «корешки» отрывала, как и мы.
Работаешь быстро; и чаще – левой рукой.

• «Скажи – яблоко!» Чмокаешь губами. И когда хочешь есть – пить, тоже чмокаешь.

• «Скажи –!» Чмокаешь губами, при виде  яблока, что означает «яблоко!»
 
• Слова пытаешься повторять: ПИТЬ – «пт».




 ********

01.10.88г.

• Сегодня пыталась одеть себе босоножек на ногу. И у тебя почти получилось. Осталось только ногу немного вперед продвинуть.

• Ходишь уже неплохо, даже в своей большой куртке, на улице. (в ней тяжелее).

• Вчера гуляли с папой.  И за ручку ходили, и в коляске были, и он тебя подбрасывал вверх, что тебе нравилось.

А сегодня вошли с тобой в лес, ты смотришь в сторону, откуда вчера к нам папа вышел; показываешь пальчиком и говоришь «Папа.»

Я спросила, где папа, ты снова показываешь, что там.


• А вчера папа проводил нас и на лифте обратно поехал. Двери лифта закрылись. А ты сидишь немного растерянная, как еще не было до этого, - … почему папа ушел…  Как будто понимаешь, что папа должен идти с нами домой, т.к. он наш, родной и любимый.

Я тебя отвлекла, но подумала, что скоро нашему папке будет непросто уходить.


• Знаешь, где «Баба», и своя, и другие. Четко твердишь на них: «баба!»

• Пописаешь, и вытираешь пол рукой. А сегодня сорвала с себя тряпочку – нагрудничек, и стала усердно «мыть пол». (В этот раз не писала.)

• В коляске (прогулочной) качаешь лялек и кисок: «а-а-а».

• Капризничаешь, часто из-за того, что многое уже хочешь делать сама: и одеваться, и ножками ходить, и кушать.

• С едой приходится изощряться. Пюре едим с горошком. Ты его в руках перебираешь, кормишь – то себя, то меня; в это время я тебя кормлю.

• Каши ешь плохо. Пытаюсь разнообразить: гречневую варила без молока, и овсяную – с маслом.

• Ночи сейчас более беспокойные. Часто кладу тебя с собой.

• Недавно ночью ты упала с коляски: вверх подползла, и она опрокинулась. Головкой ударилась, но была сонная, и плакала больше от моей холодной примочки.
А я перед этим крепко заснула. И не сориентировалась вовремя.

Послесловие.__П.С.
И устала с тобой, но где-то уже легче. Ты бегаешь или ходишь по кухне и в коридор. А я готовлю или стираю.

• Моешь руки под струей воды и умываешься, сидя у меня на коленях, перед раковиной.
• Когда я тебя умываю, не любишь. Терпишь немного, а потом капризничаешь.



********

(01)октября, 1988г.

      
Время сейчас переключили, на 1 час вперед. А просыпаешься пока по-прежнему: в 6-7 часов, (бывшие 7-8, по летн. Вр.).


За питанием с тобой уже ходим. И утро у нас большой и более-менее спокойное. Т.к. тебя я спускаю на пол. И тебе так интересней и не одиноко, как бывало одной в кроватке.

Сегодня ты играла в мячик. А я занималась делами. Потом вижу: мяч куда-то укатился, а куда – я не заметила сразу.

Посмотрела на полу , в комнате, - нет его.

Ну, говорю, - пошли с тобой в коридоре его поищем. И спрашиваю тебя: «Где мячик?»
А ты возбужденно говоришь: «а-а!», а сама присела на корточки, и пальцем показываешь. Я посмотрела, действительно! – в коридоре – под сумку с колесиками укатился!


А затем мяч оказался под кроваткой. Чтобы не показывать примера: тебе туда лазить, я его лопаткой твоей достала.

Смотрю, через некоторое время мяч снова под кроваткой. А ты взяла лопатку, - правда взяла за серединку ручки, и тебе длины не хватило, - и тянешься за мячиком!
Я тебе помогла. Вместе с тобой достали мяч.

Отошла, смотрю, а ты лопатку уже правильно держишь, и то по мячу ударишь, то по другим игрушкам.



********

02 октября, 88г.


• Нос у нас называется еще и фуки-фуки, когда мы хотим его высморкать. Время от времени ты им шмыгаешь: или при слове НОС, или копируя меня.

• А там, где мусорное ведро, у нас еще и ХРЮ-ХРЮ.

• Ты очистки от яблок выплевываешь на пол. Я их подняла, - «Пойдем, ХРЮ-ХРЮ отдадим!» А другую очистку ты уже сама несла бросать в ведерко.

• П.Сл.  Бабье лето кончается. Вновь похолодало. Но осень стоит пока спокойная, почти без дождей; и уже красивая: самый разгар желтизны и багрянца.



********

В деревне.


• Посидела ты как-то часик с Валей. Я вхожу, а она тебя научила нарочно плакать: закрываешь лицо рукой, и как плачешь, говоришь: «и-ы-ы» или «у-у-у».
Но значения этого ты тогда не поняла. Просто копировала. А сейчас про это уже забыла.



02 октября, 88г.


• Сегодня с утра ты тянулась к большой кукле Непослушной Аленке. Но мы уже собирались гулять. А после обеда я тебе ее дала.

Ты, по-моему, уже проявляешь к ней интерес. И так смешно было смотреть: ты делала вместе с ней, держа ее за руку (и за волосы, порой) – прыг-скоки. А кукла для тебя еще тяжелая. Она падала. При этом закрывала глаза. Ты говорила ей: «а-а», пыталась ее разбудить; снова попрыгали.

А потом я посадила ее на кровать, а ты к ней тянешься, головку наклонила, поцеловать ее хочешь.

Удержаться было невозможно, я смеялась вслух.



• П. Сл. Стараюсь всё же писать про тебя сразу. Сегодня нам Нина передала фотографии твои. Снимала она 7-8 сентября (чуть более 1 года тебе было).
Я довольна ими: хоть некоторые твои эмоции «попались», как мы бы с тобой сказали.

Но прошло чуть менее месяца. На лицо ты почти не изменилась, но внутренне подросла и еще вытянулась (судя по ползункам).

Эмоций, да и причин для эмоций – стало больше.



• Ты любишь спрятаться, -  или накрывшись платком (…, пеленкой, шапкой) – и на вопрос: «Где Уля?» - при этом уже выглядываешь и смеешься.
• Любишь залезть между кроваткой и стулом, в комнате; или за холодильник спрячешься и выглядываешь, смотрю ли я на тебя…  Затем смеешься, выбегаешь оттуда до стенки противоположной и обратно, - и вновь выглядываешь.

• Сейчас любишь заниматься с мячом.
Яблоко нередко бросаешь, как мяч (что тебе не разрешаю). В деревне их было много, и мы ими играли, всё оттуда.



05 октября, 88г.

• Сегодня тебе 1 год и 1 месяц!

• Пытаешься говорить слова:
Писс – (п-с-с) – писать;
Бо-бо – (бю-бю).

Но пока это просто слова.


• Пытаешься повторить, получается более внутренним голосом: дядя, тетя.

Сегодня снова была сложная ночь: просыпаешься раза 3-4; и очень при этом плакала. Так уже бывало раньше, думаю – зубы.


• После года активно занимаешься куклами: таскаешь их с собой, укладываешь спать в коляску; последнее время целуешь их в губы, чем смешишь и одновременно смущаешь меня.

• Сегодня поила куклу из кружки. И еще - поставила куклу на ноги, на пол; сама присела, а кукла у тебя стала танцевать: прыг – скок.

• Дед говорит, что ты – Лиса. Вообще ты сейчас ласковая, нежная; и не без хитрости.



• Любишь прижаться носом к носу. Сегодня этим деда удивила: вдруг прижавшись ко мне носом.

• Любишь заглянуть в лицо; следишь сек., другую – за выражением. В ответ на улыбку обрадуешься, убегаешь, и снова.

• Спим порой уже 1 раз. Но такие дни более беспокойные. Стараюсь уложить тебя 2 раза. Но то утром не заснешь, а то утром переспишь, и вечером не спится.

• Тебе понравилась целиковая вареная картошка. Но не всегда к ней тянешься.




• Вчера на детской площадке вы вдвоем с такой же маленькой девочкой качались на качелях. Тебе вроде понравилось, - ты не сопротивлялась.
А потом мы пошли – в машину (на площадке) залезли: в кабину, потом в кузов. Девочка начала там ползать, а ты стояла в углу и смотрела. Я думала: будешь ее копировать; а – нет.


• Вчера уже вовсю сама на улице ходила. Чтоб я тебя держала за руку, уже часто не хочешь.


• Любишь смотреть на поезда метро, - на улице.
• Ты одета в куртку. Нагибаешься, а твои шнурочки с колокольчиками качаются – туда – сюда. Ты их ловишь (как котенок-игрун). А потом отпускаешь и снова начинаешь.


• Собачка – «гав-гав», с деревни. До этого была: резко «а!».



09 октября, 88г.

• Гуляли с тобой вечером. Подошли к освещенной витрине. И ты возбужденно: «Бу! Бу!» Смотрю – буквы! – Ателье.

• «Сколько тебе годиков?» - Показываешь  - вверх – указательный палец и говоришь: «Го!» (год).

А порой показываешь указательный палец на обеих руках.

Я тебя учила говорить: «один год», а ты подхватила: «го(д)».


• Попробовала дать тебе снова куклину ложку и бутылку. А ты и кукле даешь, а потом отнимаешь себе на пробу, а бутылочку разбираешь. Пришлось снова их отложить.

• А куклу эту – Аленку – ты сейчас любишь больше всех. Правда, она для тебя тяжеловата.



• Стала крутить головой: (нет, не хочу!) Иногда просто так крутишь, балуешься. И «кудели» тебе вчера из-за этого понравились.

• Подходишь к батарее (у бабушки) и говоришь с выдохом: «а-а!» - горячо.

• А сегодня баба зарядку делала: сидя на диване, наклонялась к ногам. И ты села на пол и стала тянуться также к носкам ног.

• С книжками уже обращаешься более аккуратно. На картинках уже находишь знакомых: бабу, деду, кис, ко-ко.



• Птица – говоришь: «пт».

• Вчера все книжки детские со стула высокого перенесла на диван, а потом положила их снова на стул. Причем, в очень аккуратную стопочку.

• На улице любишь перебирать листья руками, а не лопаткой. Очень интересует камушек, если он тебе попадется. (попадается). Стараюсь тебя от этого отвлечь.

• Вчера мылись в ванной с игрушками. Долго играли в них ты присаживалась. Потом я тебя посадила. А уж давно мы мылись только стоя.
Ванночку ты любишь. Тянешься туда поплескаться рукой.


• Я разбиралась. Ты подошла к большому зеркалу (на гардеробе) и стала показывать себе язык, не кончиком его высовывая, а изгибая его, немного корчив рожицу.



10 октября, 88г.


• Ты, совсем недавно, стала вытягивать губки, как при звуке у-у, если тебя что-то беспокоит, или ты чем-то недовольна. Например,  тем, что упала и т.п.
И это так мило у тебя получается; и помогает мне лучше тебя понять.


• А вчера – интересный эпизод.
Ты сидела за столом, - у меня на коленях,  - и перекладывала яблоки из чашки на стол. При этом я повторяла слово: «аккуратно», а ты за мной – звук «к-к».
А потом яблоко нечаянно укатилось под стол. Ну, давай мы его поднимем!
А на 2-ой и на 3-ий раз укатилось оно уже не нечаянно: «Ба-бах!» Я говорю тебе: «Не надо так делать, это плохо!» А ты вдруг как заплачешь. И не капризно заплакала, а обиделась, Зайка ты моя.


15 октября, 88г.


Прошу тебя, скажи – ворона. Ты: «кар!» А собака – «гав-гав!»; а кис – «мяу» (или – на этой тональности – «уа-я»).

• Лягушка – «ква-ква!» - это у тебя хорошо получается.

• Ты, я заметила, перед зеркалом, хорошо подхватываешь слоги. Смотришь то в зеркало – и на себя, и на меня; то – когда новый, интересный звук: «ля-ля» - вчера пытались, - прям на меня, на рот.

          Пытаешься повторять. Если не получается этот слог, часто заменяешь: «да-да» на нужной интонации.

• Скажи, как коровка? «Му-у!», не открывая рта. (Еще помнишь.)

• И петушок? «Ка! Ка!» - звонко! (это твоё ку-ка-ре-ку!)

• И это вчера, всё в один раз, ты мне рассказала (для меня – неожиданно, т.к. это не повторение тех же звуков.)

• Рассматриваешь на моей кофте вышитые цветочки. Я тебе говорю: «Это цветы!» А ты почему-то звук «ка» на это пытаешься сказать. Я посмотрела, показываешь на красный.

- А где еще? – (это слово я тебе давно говорю, оно в смысле – другой, еще один; или – подожди, сейчас еще дам: кушать, пить или игрушку.)

Ты, не сразу, с моей помощью, а потом и сама – показала  - красный цветок.

А я дальше: «А это – синий цветочек!» Ты повторяешь: «си!»

- А где еще синий? Ты показала.



• Ты пописала (на пол), как всегда, молча. А потом показываешь пальцем на лужу, и тут же пытаешься вытирать рукой.

Мы обычно сразу идем за тряпкой. А тут я решила сначала тебя переодеть. Ты закапризничала. Пришлось сначала нам взять в ванной тряпку, - ты показываешь, где она лежит, - а потом всё остальное.



• Приходила Лена – Лисенок. Подарила тебе игрушечную коляску. Пока редко, но иногда баюкаешь: «а-а-а», по-моему, хочешь и сама туда сесть.

• Ты пописала. А Лена строго: мол, что ты наделала? Ты поняла, что тебя ругают, и заплакала. Я тебя пока за это не ругаю; стараюсь тебя «поймать» - на горшок. Но это пока трудно. Ты писаешься редко.

А недавно, вдруг,  – дома – стала часто писаться. М. быть стало холоднее…
Я тебя тогда успокоила. А ты потом на Лисенка смотрела настороженно; еле-еле помахала ей – до свидания; и даже не показала свое: «Го!» - (год! -  указательный палец) – на мою просьбу. А это ты обычно сразу показываешь.
Как только дверь захлопнулась, я тебя переспросила. Ты тут же: «Го!»



• Прочитала, что ты уже можешь сама снимать носки, трусики, шапку; да и общение уже должно быть более сложным:

- Иди, позови бабушку… Спроси у нее… - (это мы иногда делали, но еще очень редко).
Но здесь трудность, что чаще – мы с тобой вдвоем.

• Я сейчас призадумалась, что ты растешь. И надо, как можно больше, не забывать о твоей самостоятельности. Ведь и на руках я тебя еще кормлю.



25 октября, 88г.


• Уже порой просишься на горшок. А сегодня подбежала ко мне и говоришь: «пис!», - то, что уже пописала. И всё ходила и разглядывала свои мокрые штаны, пока я тебя не переодела.

• На улице иногда присядешь и говоришь: «а-а». Или встанешь, чаще задумавшись…

• Ночью и под утро мы с тобой писаем. На горшок. А перед этим ты начинаешь ворочаться. Постель чаще теперь сухая, всю ночь.


• Пытаешься повторять всё новые и новые слова: кухня, кофта, балун, малыш.


• Ня-ня! – это тебе понравилось, и ты сейчас это часто твердишь. Отсюда уже и «На!» - возьми, и «няня» - (т.е., у тебя – ляля-кукла), и «ня-ня» - в смысле: ням-ням – вкусно, дай это! – просишь.


• Купали мы с тобой однажды твоих лялек в ведре для кипячения.
 
          Я налила туда немного воды. Ты сначала рукой воду потрогала. Потом хотела себе голову помыть: начала мочить рукой волосы. Потом стала лялек умывать. А затем, смотрю, кладешь в ведро одну, затем другую.
          Благо, воды там было мало. Мне уж больно не хотелось большую Аленку мочить в ее накрахмаленном платье.



• Сейчас ты к кубикам проявила интерес: достаешь их, ставишь один на другой.

• Перетаскиваешь их и др. игрушки на кухню или в коридор, у ванной.

• Любишь маленький мяч.

• Книжки более внимательно рассматриваешь, смотришь, кто нарисован на картинке; часто узнаешь.

• Папа катал тебя в маленькой коляске, для кукол, - тебе очень нравится.

• Твоя любовь сейчас – «Гу-гу». Это маленькие гномики-картинки; и просто гномик-игрушка.

• И «Гу-гу» - на коробке «Беби-папа». Им сейчас можно тебя и отвлечь, и успокоить.

• Перед сном любишь смотреть на гугу-картинки на стекле секретера.

• Спать укладываю рядом с собой. Потом перекладываю в кровать. И под утро, в основном, мы вместе спим.

• Понравились тебе куриные котлеты. Но у тебя от курицы пока диатез немного, когда ее едим несколько дней подряд.



05 ноября, 88г.


• Тебе уже 1 год и 2 мес.
• Залезла в ящик с убранными игрушками, достала оттуда красный мяч. Мы его надули. Ты видела, как я его надувала, и потом, еще долго, поднеся мяч ко рту, любой стороной – «надувала» его.

• Я на кухне. Ты меня зовешь возгласом: «и-и!» Смотрю, хочешь пройти между кроватью и диваном. (А мы кровать твою пока передвинули перпендикулярно к дивану.) А мяч – перед тобой, в руках – весь проход загородил!

• Приехала я с работы. Заказы брала. Варежки положила, в спешке, на диван.
Смотрю, а ты рядом сидишь с ними. Думаю, - они,  после метро, грязные. Говорю (получилось немного резко): «Ну-ка, дай сюда варежки!» Ты мне их в один миг подала.
Я так удивилась: откуда ты знаешь, что это варежки, - они даже свернуты были: одна в другой.



• Сели с тобой кушать. Ты сама что-то ела, рот весь грязный. Я тебе говорю: «Улюшка, ты стала похожа на Хрю-хрю!»

Через секунду, смотрю – ты подвинула ко мне книжечку (она оказалась на столе чисто случайно), раскрыла нужную страницу и пальцем показываешь мне 3-х поросят (хрю-хрю).

• У тебя почти получается говорить «спасибо» - «СПАСИ».

• Укладываю, вчера, спать. Ты села, и пальцем показываешь на бутылочку с оставшимся «ужином». Я ее ставлю в твою кроватку, а засыпаешь, да и спишь, почти всю ночь – ты рядом со мной.

• На бегемота Борю любишь положить головку, как я тебе однажды показала.
А вчера играла с папой на своей подушке.

А к вечеру – мне на подушку показываешь, чтобы я ее достала.

• Стирала в тазике свои трусы. Поднимешь их, вода стекает ручьем, - тебе нравится. А потом – мокрые начинаешь трясти: брызги во все стороны!



11 ноября, 88г.

• Сегодня бабушка из деревни должна приехать!



***
***
Твой язык.

упала – «ба-бах»;
спряталась – «ку-ку»;
кувшин – «ку-ку»;
нога – «га-га»;
киска – «ки-и»;

Ляля, на(ня), мама, папа;
деда, тетя - (по-франц., в нос);

И животные:
миша – «ми»;
собачка – «гав- гав»;


***
Спрашиваю тебя: «Баба куда пошла?»
- Си! (В туалет…)

«Води» - водичка;
«Ку-ку» - кувшин.


********

*
Наша любимая - и одна из первых! - книга детства:
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Автор Алексей Толстой


Иллюстрация.
http://www.fairyroom.ru/?p=12319   - 
Художник  Леонид Владимирский «Золотой ключик или приключения Буратино»


***