В начале был звук...

Зерг Алдар
В начале, был звук...

   
Проводя свое очередное расследование, мистер Холмс и доктор Ватсон остановились на ночлег в небольшом городке близ Лондона. В номере гостиницы они развели огонь в камине, отчего небольшая комнатка быстро озарилась красно-багровым светом. Холмсу это напомнило древнюю пещерную жизнь человека.

Раскурив свою трубку и расположившись в кресле близ камина, Холмс стал размышлять над чем-то, всматриваясь в разгоревшийся огонь. Посидев немного и согревшись, он затеял диалог с Ватсоном, не касавшийся их профессиональной деятельности:
- Ватсон, знаете ли Вы, как могло появиться в немецком языке слово pfeif? - спросил Холмс.  (pfeif-трубка для курения - А.З.)
- Ну-у.., мистер Холмс...

Ватсон присел в кресло напротив Холмса и, откинувшись на спинку, после некоторых раздумий ответил:
 - Вероятно, мистер Холмс, заимствовано из какого-то языка.
- Я скажу Вам, Ватсон, из какого языка заимствовано это слово. Вот послушайте. Холмс сделал пару затяжек и выпустил густой дым.
- Ну? - в нетерпении произнес Ватсон.

Холмс сделал еще пару затяжек и демонстративно выдавил из себя, выпуская дым изо рта: "Пф-пф".
- Доктор Ватсон, уловили ли Вы какие-либо звуки? - Холмс опять затянулся через трубку и шумно выпустил дым: "пффф". - Вот от этих звуков и происходит, Ватсон, в немецком языке слово "pfeif".
- Хм, так просто? Гениально! - воскликнул Ватсон.
 
 Вот так должны были бы проводить свой досуг знаменитый сыщик - мастер дедукции - и его верный помощник, постоянно восхищающийся своим старшим другом, доктор Ватсон.
 По крайней мере, нам понадобится метод Шерлока Холмса, чтобы развить эту тему и прийти к довольно оригинальным, далеко идущим и многое объясняющим выводам. Смоделируем продолжение этого вечера.

Холмс посидел немного молча и вдруг спросил:
- Ватсон, а Вы можете сказать, как, к примеру, в русском языке могли появиться слова "печь" и "пища"?
- С точки зрения логики, слово "пища" есть производное от слова "печь", так как пищу готовили в печи, - решил Ватсон подключить дедукцию. - А что интересно сказано об этих словах в этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера?
 
 - В этом словаре по поводу данных слов приведены лишь лексические параллели в славянских языках, но этимологии слов нет, - прищурился Холмс, интригуя собеседника.
- Тогда, вероятно, надо искать истоки данных лексем в других языках?
- Я не думаю, что эти слова заимствованы из других языков и вот почему, - пустился в рассуждения Холмс. - Представьте себе, Ватсон, что Вы живете в каменном веке. Вы пошли на охоту и убили там медведя. Принесли его в свою пещеру, сняли с него шкуру и разделали тушу.

Кремневыми кресалами добыли огонь, развели костер и стали жарить мясо. И вот вы слышите, как жир, стекающий с мяса, попадая на раскаленные древесные угли, издает разного рода характерные звуки. То Вам слышатся легкие звуки типа "пш", "пч", а то и от обильного стекания жира с мяса и воспламенения его Вам слышатся звуки "жр"....
   - Я понял, мистер Холмс, от этих звуков и происходят слова! Однако как много слов сразу должно было получиться.

- Да, доктор Ватсон, такие слова, как: «печь», «пища», «жир», «жар» произошли именно в этой жизненной ситуации и на самой заре человеческой истории. К тому же и итальянское слово «пицца» из того же ряда.
- Так, выходит, что славяне самый древний этнос на земле?
- Нет, Ватсон, славяне как этногруппа сложились на много десятков, а то и сотни тысяч лет позже, но вот истоки славянских языков идут из этой далекой древности.

- Да, красиво мистер Холмс.
- А, знаете, Ватсон, как произошло слово «красиво»?
- Ну, расскажите уж.
   Ватсон не стал даже пытаться отвечать на этот вопрос, поняв, что Холмс изложит ему очередную гениальную звукоподражательную технологию словопроизводства. Холмс же, сидя в кресле, дотянулся до металлического прута, лежавшего рядом, и стал им окучивать обугленные головешки в камине, от которых стали рассыпаться искорки. Комнату вновь озарило красным светом от усилившегося огня в камине. Холмс вновь откинулся на спинку своего кресла, раскурил трубку и начал свое очередное повествование.

- Представьте себе Ватсон, что Вы живете, к примеру, миллион лет назад и не умеете еще добывать огонь. Вы берете в руки камень и начинаете стучать им о какой-нибудь орех, пытаясь разломить его. Теперь у Вас появилось первое орудие труда. Работая с камнем, Вы поняли, что острием легче разделывать что- либо. И вот, взяв очередной камень, чтобы расколоть его и получить остроконечие, стуча им о другой камень, Вы заметили, как вдруг стали появляться невидимые доселе искры. Эти искры попали на высохшую траву, от которых она загорелась, а от травы загорелся сухой хворост или кустарник. Так Вы и познакомились с огнем и нашли причину его возникновения.

Ну а причина - это появившийся звукокомплекс "скр" от ударов кремневых видов камня друг о друга. Отсюда и производные от него: "красный" и "красиво". Далее Вы сравниваете цвет своей крови с огнём и называете эту «жидкость» - кровь. Это ещё не всё. Вы берёте горящую деревяшку и заносите её в своё укрытие, чтобы сберечь огонь от ветра и дождя. Если Вы заметили, Ватсон, то в слове «кров» присутствует тот же звукокомплекс «кр». Гораздо позже Ваши потомки взбираются на вершину горы, наверху которой обнаруживают дымящуюся яму. Как Вы думаете, Ватсон, как они её назовут?
Ватсон пожал плечами, но тут его глаза загорелись, и он выпалил из себя:
-Кратер!

-Всё верно, Ватсон. Здесь сработал причинно-следственный закон. Потомки, имея в своей лексике слова со звукокомплексами «скр», «кр», недолго думали над тем, как назвать эту «яму». А вот концовка «тер» в слове кратер является словообразующей частью латинского языка, что означает «одинаково, похоже, идентично».
- Мистер Холмс, да Вы гений, - не сдержал восторга Ватсон.
- Я не гений, но все гениальное просто, - усмехнулся Холмс. - Ватсон, как бы Вы поступили на месте древних людей, находясь на краю кратера? Спустились бы Вы в дымящийся кратер?

- Если это было безопасно, то почему бы нет? Любопытство взяло бы верх,- ответил Ватсон.
- Хорошо. Допустим, Вы спустились на дно кратера и, подняв голову вверх, увидели над собой круг – границу кратера. А теперь обратите внимание на слова «край» и «круг», в которых тот же звукокомплекс «кр». Теперь понимаете, откуда произошли эти слова? И вот смотрите, Ватсон, как развивается дальнейшая мысль от увиденного образа – круга.
- Мистер Холмс, позвольте мне смоделировать дальнейшее развитие мысли наших предков.
- С интересом выслушаю Вас, Ватсон,- сказал Холмс.
Ватсон поднялся с кресла и, заложив назад обе руки, стал расхаживать по кабинету.

- Смею предположить, что, опустившись на дно кратера, я увидел бы много нового. И каждому образу я должен был дать название. Согласно тому же причинно-следственному закону, от одних слов я выведу другие производные слова. К примеру, образ окружности кратера  я сравню с кругом костра и, следовательно, назову словом, используя тот же звукокомплекс «кр». Появляется слово – круг.
- Всё правильно, дорогой Ватсон, Вы мыслите так же логично, как и должны были мыслить Ваши далёкие предки.
У Ватсона появилась лёгкая улыбка на лице.  И, дабы продолжить эту интереснейшую беседу, он задал Холмсу вопрос:

-Мистер Холмс, а как бы Вы описали образы, находясь со мной в том же кратере?
Холмс вновь подбросил в камин дров, окинул задумчивым взглядом комнату и, выдержав паузу, спокойно ответил:
- Да, мой дорогой друг, в каждой новой жизненной ситуации появляется необходимость назвать словами то, что впервые увидел. Вы совершенно правильно обратили внимание на круг кратера. А теперь представьте себе, что находитесь не в кратере, а где-то в степи возле костра. Здесь в памяти возникает образ кратера. И, вглядываясь вдаль, вы сравниваете край горизонта с краем кратера. И по этому образу видимое пространство вокруг себя Вы называете словом «край», т.е. горизонт, округа. Отсюда же происходит и название страны Украина.

- Никогда бы не подумал, мистер Холмс, что эта семантика от звукокомплекса «кр» приведёт к названию страны. Вероятно, генезис звукокомплекса не ограничивается несколькими словами.
-Вы совершенно правы, Ватсон, во многих языках, как во многих ветвях дерева, присутствует этот древнейший звукокомплекс. К примеру, в нахских языках мы встречаем усечённые слова «корт» (голова, вершина) и «керт» (ограда)  от латинского слова «кратер». Но не все племена использовали звукокомплекс «кр». Во многих он произносился как «гр». От него произошли слова: город, ограда, огород. От образа кратера вулкана с вариантом звукокомплекса «гр» родились слова гора, гореть, горе, горечь.

- Мистер Холмс, у меня от такой информации голова идёт кругом. Но должен признаться, это крайне интересно…
Наступило молчание. Огонь в камине мирно потрескивал. Его блики озаряли стены кабинета, на одной из которых висела шкура медведя. Холмс взглянул на неё и, немного помолчав, продолжил:

- Вот мы вначале нашего разговора о происхождении слова «пища» упомянули о шкуре, которую Вы якобы сняли с убитого медведя. Эта шкура высохла, и Вы стали скоблить ее и дубить камнем, приводя в нужное состояние. От появившегося звукокомплекса "шкр" или "скр" при выделке шкуры и появилось само слово «шкура». Через много тысяч лет Вы из выделанной таким образом шкуры научитесь изготавливать материал для письма (пергамент).

От слова «шкура» в семитских языках, в частности арабском и еврейском, произойдет общий глагол «кара», в значении «читать». Далее в арабском языке от этого глагола произойдет слово «Коран». В еврейском языке от этого же глагола произойдет название этногруппы «караимы» (чтецы), а от них уже, возможно, и название полуострова «Крым», что на территории современной Украины.

- Логично мистер Холмс, даже очень логично! Судя по Вашим этимологическим исследованиям, вначале было не слово - вначале был звук?
- Да, доктор Ватсон, Вы совершенно правы, вначале был Звук!...
Оставим английских джентльменов на этом, ведь нам есть о чем поразмыслить...


  Алдар Зерг