Чоки-чоки

Галина Кравец
Сколько разных воспоминаний теснится в голове! Кажется, что все было так давно, новые события наслаиваются непрерывно, погребая под собой все давно прошедшее. Ан нет! Какое-то мимолетное событие, или чье-то фото, или разговор вдруг всколыхнут память и вот, как черт из табакерки появляются неожиданно канувшие в прошлое события, ярко, в подробностях, и кружат воспоминания, и не дают уснуть…

Когда  мне было лет шесть и мы только переехали на новую квартиру я подолгу не могла заснуть вечером. Спать меня укладывали достаточно рано, мама всегда была приверженцем строгого режима. Я лежала и долго рассматривала корешки книг в шкафу напротив моей кровати. Эти непонятные странные фамилии и имена меня завораживали – Бальзак, Фейхтвангер, Проспер Мериме, Шолом-Алейхем и др. Читать я еще не умела, но эти буковки, как узоры на цветных томах, привлекали взор и действовали умиротворяюще. Машины, проезжающие по дороге, высвечивали прожектором расширяющуюся полосу наискосок и снова и снова высвечивались загадочные письмена.

В комнате родителей негромко говорил телевизор и я прислушивалась к голосам, но что бы там ни говорилось, строго-настрого было запрещено выбегать из своей спальни и любопытствовать… Хотя этот запрет я все же частенько нарушала. И удивляла родителей своим появлением. Растрепанная, в длинной ночнушке, щурясь от яркого света в «зале», я вдруг являлась пред их очи, и мама неизменно восклицала: «Ты что, еще не спишь?» И папа добавлял: «А ну-ка марш в кровать!»

Пожалуй, самым страшным наказанием в нашей семье было «Завтра гулять не пойдешь!» В мире без интернета, без круглосуточного многоканального телевизора (передачи только вечером несколько часов по одному каналу и все!) самым интересным было общение с себе подобными. Потому что театр и кино – это изредка, чаще всего всей семьей, а вот друзья… Друзья – это особый мир, мир, где ты можешь выбрать себе любую роль – подчинять или подчиняться, главенствовать, придумывая новые игры, или быть тихоней, ожидающей позовут или не позовут тебя играть в компанию.

Игры во дворе были самые разнообразные: это и прятки, и «12 палочек», и «выжигалы», и просто волейбол, «Ножички» и «Земли», «Города» и «Кольцо-мольцо», «Чоки-щеки» и «Десятки-девятки», «Казаки-разбойники» и «Море волнуется раз…», «Дочки-матери», игры со  скакалкой: «Матки» и «Каждый за себя», опять же «Десятки-девятки» и много-много чего еще, все сразу и не упомнишь! И главное, что все знали эти игры, от дошколят до старшеклассников! Где, когда прервалась эта связь поколений, когда старшие обучали во дворе младших правилам этих игр?

Я помню, как приехала домой к родителям с сыном первоклассником. И оказалось, что во дворе дети не умеют играть… В нашем дворе! Где все дети – это дети моих друзей-соседей! Я вышла во двор с ними и учила их играть в мяч!
Чоки-чоки
Щеки-щеки
Лады-лады
Склады-склады
Садик-садик
Палисадик-палисадик
Ларец-ларец
Дворец-дворец
Белка-белка
Стрелка-стрелка
Колено-колено
Полено-полено

Кажется я уже перепутала последовательность И конца не помню… А вы помните? Ну если кто и помнит, то это кто-то из нашего поколения точно. Ну никак не нынешние дети…И самое главное, что каждому словосочетанию соответствовали свои движения! Удивительно, но я многие из них помню до сих пор. Иногда в соседних дворах они не совпадали. Сколько было споров, если ты играл не на своей территории! Это была настоящая школа нахождения компромиссов, школа ведения словесных баталий.

Сколько было разбитых окон, потому что игра строилась на отскакивании мяча от стены дома. А сколько раз мяч влетал в открытую форточку, и надо было кому-то, самому дипломатичному, идти вызволять мяч у злобных соседей первых-вторых этажей.

А когда уставали от подвижных игр с мячом или скакалкой приходил черед спокойных игр на лавочках. Например, таких как «Кольцо-мольцо». Когда ведущий выбирал себе пару, опуская камушек кому-нибудь в ладошки, сложенные лодочкой. Да так надо было опустить, чтоб никто не догадался, кому! Потому что когда ведущий выкрикивал «Кольцо-мольцо, выйди на крыльцо» игрок с камушком должен был выскочить неожиданно, чтоб никто его не задержал, не схватил. А иначе не быть ему со-ведущим, вернут на место! И после этого двое ведущих отходят в сторонку и загадывают фильм, который все будут отгадывать. Они могут только сказать из скольки слов название фильма и очень коротко, немного загадочно намекнуть, о чем этот фильм. А иногда играют «С кадриками» - это когда разрешается пересказать кратко пару эпизодов из фильма, но так, чтоб сразу никто не догадался! Как же мы изощрялись в этих пересказах! Сколько приходилось выдумывать, чтоб и правду сказать и не выдать сразу название. Я помню, мой брат даже тетрадку завел, куда записывал все фильмы, что смотрел в кино. Впрочем, так делали многие во дворе. Там было по нескольку сотен фильмов! Вот это тренировка памяти!

Игры со скакалкой – настоящее соревнование в ловкости. Как гордились те, которых раз за разом выбирали «Маткой» в команде, потому что только «Матке» давалась возможность спасти неловкого игрока и «отпрыгать» за него, как впрочем за всех неловких в своей команде, и только за себя «Матка» переиграть не могла – пропала – дальше играть будут соперники, а вы пожалуйте веревочку крутить. Не скрою, я очень радовалась, когда меня выбирали «Маткой» и такая гордость распирала, когда удавалось вывести свою команду вперед, вырвать победу у соперников!

Пожалуй, ностальгия по тем временам сегодня станет причиной моей бессонницы. Так много хочется еще вспомнить, рассказать кому-нибудь, кто также хранит в памяти эти незабываемые моменты. Моменты побед над собой, моменты поиска истины в жарком споре, моменты поражений и поиска компромиссов. Взрослых не было рядом, они работали весь день, вечерами были заняты домашними делами, и нам приходилось учится жить в обществе себе подобных без их подсказок. Не обходилось и без разборок, иногда доходило до драк, до обид и многодневных бойкотов. И это тоже была наша школа общения.

Может быть, завтра-послезавтра я напишу продолжение своих воспоминаний о наших детских играх. Если будут читатели. Если будет настроение. Если будет время. Ведь сейчас у меня есть телевизор круглосуточно, многопрограммно, есть интернет,  и еще есть огромная жажда общаться с друзьями в реале, играть в новые наши игры, взрослые, но не менее интересные. Потому что мы так привыкли жить. Общаться. Спорить. Находить компромиссы…