Гибель отложим на завтра. Взгляд заблудшего

Гуйван Богдан
            Вот уже почти два года я не обозревал фэнтези. И вот, наконец, СВЕРШИЛОСЬ. Сегодня я расскажу о своих впечатлениях от первой части романа Марины Аэзиды «Гибель отложим на завтра» (http://proza.ru/avtor/aezida).

            Если бы я сказал, что сюжет романа захватил меня с первых глав, то я бы соврал. Вообще, из тридцати глав, которые я прочёл, мало где повествованию удавалось захватить моё внимание больше, чем на несколько сцен. То есть местами читать было интересно, но между такими моментами лежали многостраничные провалы, наполненные скукой. Если бы не намерение сделать обзор, я бы вряд ли дочитал «Гибель» до конца. Отчасти спасает положение то, что в романе есть три основные сюжетные линии, и переключение между героями скрашивает затянутость многих эпизодов.

            Главных героев здесь тоже трое. Это братья Данте и Ве… Аданэй и Элимер и дева-воительница Шейра. Братья не простые, а из королевской семьи. После смерти папеньки они, как и полагается феодалам, немножко поспорили из-за короны, и в результате чего один её получил, а другой оказался в рабстве, а по официальной версии так и вовсе погиб. В первой части романа как раз рассказывается о том, как Аданэй (брат-лох) пытается подняться из грязи в князи, чтобы отомстить, а Элимер (брат-красавчик) тем временем развлекается с девой-воительницей, попутно правя своим королевством.

            Всё это приправлено предтечами (ну как же без них?) и Угрозой Всему Сущему (а без неё-то тем более как?). Тем не менее, мир без эльфов и чистки зубов при помощи заклинаний вызывает позитивные эмоции. Межгосударственные отношения прописаны терпимо. В созданном автором мире есть несколько политических игроков разного уровня могущества, интриги, пропаганда, раскрыта тема искажения властью фактов перед народом. И если бы размышления о власти были выдвинуты если не на первый план, то хотя бы подняты на тот же уровень, что и размусоливание внутренних миров героев, то читать было бы намного интереснее, и вместо слова «размусоливание» я бы с чистой совестью употребил термин «раскрытие». Роман иногда поднимает кое-какие вопросы, но в целом это просто история о личностях, пребывающих в броуновском движении. Лично меня такое уже не впечатляет.

            Сюжетные ходы логичны, никаких претензий, но неожиданные повороты практически отсутствуют, а в некоторых местах встречаются заезженные приёмы, например, сцен решение проблемы с Ли-Ли. Последние же главы зло шутят с читателем. Потому что они настолько насыщены событиями, персонажи раскрываются там во всей красе, да и заканчивается всё клиффхэнгером, после которого, даже если 80% первой книги читатель зевал, как делал, к примеру, я, становится понятно, что не получится просто так взять и НЕ взглянуть на продолжение.

            Герои романа – это вообще отдельная тема. Несмотря на обилие типичных для женского фэнтези самокопаний действующих лиц, главным инструментом раскрытия персонажей являются поступки. Все образы в «Гибели» неоднозначны. Каждый персонаж эгоистично преследует свои цели, часто используя не совсем чистые методы, даже если в целом он не склонен творить зло. И в финале это выдвигается на первый план так, что аж мурашки бегут, когда читаешь очередной эпизод, в котором герой убирает со своего пути какое-либо препятствие. А чаще всего препятствиями здесь оказываются живые люди, которым даже немного сопереживаешь. В целом, работа с персонажами – потрясающая. Хотя не обошлось без косяков. Например, сцена, где Аданэй просит прощения у Ветвильда (точное имя забыл) больше напоминает разговор провинившегося парня со своей девушкой. Может, какие-то детали их отношений и остались за кадром, но в мужской дружбе не принято настолько сопливо, смущённо и неуверенно извинятся.

            Стиль читаемый, не более. Иногда встречаются короткие лирические отступления, что лично я плюсом не считаю. Также неплохо описан быт и традиции. Мысли и переживания героев постоянно «на глазах» у читателя. Больше всего не хватает остроты и иронии в диалогах, да и в целом. Всё не то, чтобы до смеха напыщенно и серьёзно, но автор даже не пытается текстуально развлекать читателя, и это вносит свою лепту в нагнетание скуки, которой отравлена большая часть романа. Я часто ловил себя на мысли, что с удовольствием выбросил бы часть сцен, в которых персонажи совершают действия, некритичные для сюжета и их раскрытия. А ещё я негативно отношусь к тому, что на этом сайте попадаются романы, разделённые на –надцать глав, но здесь отдельные разделы просто пугающе огромны. «Гибель» и так разделена на тридцать глав, но я бы с удовольствием прочёл и сорок, если бы мне не приходилось иногда по часу наблюдать за нелюбимым персонажем.

            Под конец о сексе. В «Девушке с татуировкой дракона» постельных сцен меньше, чем в последней трети романа! Да я вообще ни в одной книге или фильме столько секса не видел. К заключительным главам я уже изрядно задолбался заставать персонажей в койке. Даже государственные дела здесь зачастую решаются на обнажённом мужском плече. О художественной ценности оборотов вроде «покрыл её тело поцелуями» я умолчу. Хорошо хоть «трепещущих губ» и «упругих грудей» не было. Не то, чтобы это умаляло художественные достоинства романа, но хотелось бы более разнообразных взаимодействий между персонажами, да и, честно говоря, эротическая составляющая меня вообще не зацепила. У иных авторов лучше получалось.

            Итог: герои и их поступки – зачёт, язык сносный, сюжет – тоже зачёт, но скучновато. Вторую часть обязательно когда-нибудь прочту.

__________________
Клиффхэнгер – художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения.