Вот и «Кривой рог»!...Я вышла из поезда, и оглянулась: никто меня не встречал... Дело шло к вечеру. Был выходной. «Видно, не получили мою телеграмму о приезде»,- подумала я…/Откуда мне было знать, что артистов, далеко не всегда встречают,- даже если и получат не одну телеграмму, телефонные звонки и т.д./…Дальше, мне придётся это узнать! Почувствовать на «своей шкуре», не раз! Узнать, что такое гастроли в провинции и ночёвки на вокзалах, в фойё гостиниц иногда,- или: возле глухой станции,- на чемоданах…Я не предполагала тогда, что моя бродячая» жизнь провинциального артиста, с этого момента и началась... Осматривалась, с недоумением: почему же
не встретили молодого специалиста!?
Как назло, долго не было никаких автобусов до города Кривой рог, который виднелся вдалеке на линии горизонта. Вообще почему-то, в тот день не было никакого транспорта очень долго. И, наконец, кто-то мне посоветовал добираться пешком, /мол,- «тут не очень-то далеко»… И я, подхватив два, довольно тяжёлых чемодана, / ведь ехала надолго, на обустройство и «строительство» театра»,.а это «вам не шутки»./,-двинулась в путь. Дорога была размыта дождями. А город, как оказалось,- был не так уж и близко! /Легче сказать, чем дойти пешком с тяжёлыми чемоданами, да ещё по липкой грязи! И я, прикусив губы от тяжести и напряжения, /ноги-то всё больше увязали в глине./,- «потёпала» вперёд .. Ведь вот, вроде и заводские трубы, и сам город казался близко,-
а когда идёшь,- то эти трубы, словно отодвигаются всё дальше. Знаете этот «оптический обман»?..Вроде, «рукой подать», а движешься и «цель» оказывается не близко! Вот и тут: получалось так же! А когда на подошве налипает глина и грязь, то с каждым шагом она накатывается всё больше, и уже неподъёмным комом, словно «кандалы»: не даёт «ходу»! Останавливаешься, чтобы как-то стряхнуть эту грязь, /а чемоданы- то, в грязь не опустишь!./,-вот и стоишь, как «дурак-дураком»: чемоданы чуть ли не «в зубах» держишь, размахивая то одной ногой, то другой…«Хорошо» же встретили артистку»! Подумала я, и чуть не заплакала!.../ «Вот те раз»,- скажете вы,- ведь приехала на такое важное идеологическое дело: «строительство театра»!...И с первых шагов, с первых трудностей: «нюни распускать!?...Где же: комсомольская закалка»!?.Где же осознание важных задач!?» и т.д./Но что-то очень не хорошее почувствовала я, стоя чуть ли не по колена в грязи, с тяжёлыми чемоданами в руках! Уж никак не ожидала, что так встретят! Да ещё, к тому ж: «молодую героиню», приехавшую играть главные роли! Что-то очень унизительное было в таком отношении к прибывшему «молодому специалисту»! Сразу же, с первых шагов на пути к «великой цели»!..../«Если так и дальше будет!?...Что же будет дальше!?» Но я постаралась отогнать плохие мысли! «Наверное, это случайность! Не получили телеграмму, скорей всего!» И ещё подумала: «Почему же, все остальные комсомольцы нашего курса, не поехали по назначению!? Даже и секретарь комсомольской организации Чесноков, не поехал! Все постарались остаться в Киеве!.. А меня «клеймили», что я плохая комсомолка!...Вот только Вася Гурин и его жена Гутя -, кроме меня,- поехали по назначению: «строить театр»! Но всё больше точила мысль: как же это втроём мы будем «строить театр»!? А режиссёр кто !? Всё больше сомнений возникало в душе! И вспомнила я вдруг, того самого Додика, который выкрикнул моему брату: «Дурак! Дурак! Ты зачем сюда приехал»!? Что-то похожее, почувствовала я… «Нет! Нужно гнать плохие мысли! Приехала, значит буду работать!» И вот дошла я, наконец, пёхом до этого самого, Кривого рога!...«Ткнулась» в театр! Благо, здание это приметное в самом центре города… Здоровенное белое здание с большими колоннами! Типа многих «помпезных» клубов и «дворцов культуры», архитектуру которых я изучала потом не раз на «просторах нашей Родины»! .Встречала много раз эти «величественные» колонны, так называемых «Дворцов культуры», даже иногда там, где и предположить было невозможно! Представляете, эдакую «колоннаду» огромного, пустынного «Дворца», холодного зимой, как колодец,- с продуваемый со всех сторон и ещё более холодной сценой И маленькой комнаткой для артистов, где и стульев не найдёшь, обычно…А вокруг такого «Дворца»,- чаще всего, стоят: убогие дома, грязь непролазная и… стандартный, деревянный загаженный туалет! Стоит, как всегда, «маячком», чуть подальше, возле клуба, на улице…Ох, эти «наши» знаменитые туалеты на улице! Наверное, поставленные ещё при «Царе-горохе»... Всё проклянёшь! Особенно в стужу! И откуда только «вдохновение» бралось у бедных заезжих артистов, «гастролёров» концертных групп и «привозных» спектаклей!? /И ещё, ведь, концерты старались проводить хорошо, с успехом! И спектакли тоже… Хоть, подчас, зритель зимой в таких «дворцах»: в пальто-шубах сидит,- а у поющей артистки пар из горла валит на сцене от холода! Вот где ангину получали! Так же, как и «радикулиты» у многих артистов, гастролировавших в провинции- / из-за того, что передвигались к таким «дворцам», как правило на очень холодных «фурцевских» автобусах, как их называли артисты …
А одна известная исполнительница романсов как-то сказала мне после очередных гастролей по стране: «Как я могу петь хорошо романсы, после посещения таких засра…ых туалетов!?» Кто этого не испытал, не видел, не передвигался по стране так, как передвигаются обычно труженики- артисты,- тот не может по достоинству оценить эту фразу известной романсистки! В общем: «ПРИЕХАЛИ»! Вот он: «Дворец большой
с колоннами»! Вот он: «Театр с большой буквы»!..и т.д. и т.п…/.Но, это я всё рассказываю, не забывая известной фразы одного великого артиста: «Там где я, там и Театр»! Верно! Однако, очень важны и некие составляющие, т.е. необходимые условия для настоящего творчества! /Иначе, не было бы такой ожесточённой борьбы за «место под солнцем» в столицах!/
Итак, в этом театре меня никто не ждал! В выходные все: отсутствовали. Пришлось остановиться в гостинице, /что была напротив театра/,-да и то, приняли с трудом, после звонка какому-то начальству или руководству театра! В общем, и тут то же продолжалось. Как в известной картине Репина: «Не ждали»!
Видно, здесь были свои, другие правила! И «роли» давно распределены. Как позже выяснилось: «молодых героинь» играла жена секретаря парторганизации театра... /Толстая коротышка с выпученными глазами, как у «лягушки» и далеко не молодая!./ Извините, за сравнение, но что поделаешь, если это было действительно, так.... Жена Главного художника театра: играла «лирических героинь»! /Стареющее, замученное, существо!/ Простите за слово «существо», но так тогда и выглядела эта женщина…А «главный герой» театра- муж директрисы этого театра! Игравший все лучшие роли и даже престижную роль В.И Ленина... За что и получил звание «Заслуженного артиста»..Будучи ещё не старым… Но я помню только, как этот бледный, худой, /похожий на «макаронину»/,- «герой»: бегал по сцене с «окаменевшим» лицом,- и через каждые пять минут, выбрасывал руку вперёд, «указуя путь»… знаменитым жестом вождя! Но и «директриса» этого театра, была достойна своей «макаронины»!
Потому что была наглой, толстой, расплывшейся бабой, /никак не напоминавшей даже своим обликом,- «культурного деятеля»/: с бесцветным, как «блин» лицом, и без … «признаков былой красоты»... /Выраженной только в крашенной «золотой» косе, поставленной на голове в виде королевской «короны»../ А её приёмы подчинённых и вызовы на разговор в кабинет,- поучающие беседы: были такими же, как это бывает
у плохих торговок на рынке…/Хоть и с «королевскими» амбициями.../ Как она попала на это место!? Руководить театром! Было не понятно. А её муж, игравший вождя, как говорили: «пригрелся» возле неё, чтобы быть «первым артистом»! Вот и «Заслуженного» получил… /Да вскоре, умер! Хоть был ещё не старым. / Главного режиссёра, кажется, совсем не было тогда. Какие-то невзрачные декорации и совсем не заметные спектакли, вроде бы шли, но редко... Всем «заправляла» только она, «королева- директриса»! Со своей крашенной «золотой» короной на голове»! /А по сути: «баба-бабой»! Даже в манере разговаривать, в голосе и речи. / И это после интеллигента и аристократа, К.П.Хохлова,- одного из лучших педагогов в стране по мастерству актёра!
/Но тогда я всё ещё не осознавала всей опасности, которая ждёт молодого артиста
в таком театре! Всего ужаса, что кроется, часто,- в провинциальных театрах, с их «заштатной» нищенской и далёкой от настоящего творчества, обстановкой! /
Я всё ещё «парила над землёй» в своих мечтах и надеждах! Не снимая своих «розовых очков», даже глядя на эту наглую «королеву» с фальшивой косой,- и всё убожество,- не имевшем в этом театре, ничего общего с настоящим искусством! Конечно, не одна я попадала в такой «омут»! По всей стране разбросаны театры, до которых никому дела не было и нет! Вот и пропадают там часто: молодые творческие души! И это страшно! Это нужно менять! Как и безответственное отношение к культуре вообще, что было и есть всё ещё, к сожалению! Вот и погибают мечты и надежды, жизнь и талант: очень многих людей! /Как это: послать на «строительство» театра троих выпускников, где не было режиссуры, фактически!? Может быть, если бы мы приехали всем курсом, да ещё бы режиссёра достойного дали,- тогда, что-то и получилось бы творческое …Но такой наш «десант» из трёх человек, в так называемый, «театр»,- это было просто вышвырнуть, скорее всего, на погибель,- и забыть, что были!/ Как вышвыривают или топят «слепых котят»! И если бы это положение было только в одном провинциальном театре! Увы!
Чем дальше забираешься в глубинку страны, тем больше ощущаешь нехватку настоящего отношения к КУЛЬТУРЕ, НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ !
/ Так было в годы советской власти, но не вижу, что бы сейчас: менялось к лучшему! /
А в результате, всё ещё «процветает»: пьянство, мат, убожество и бескультурье,-
стоит только немного отъехать от столицы! Давно пора задуматься на эту тему очень серьёзно и поставить дело культурного строительства на должную высоту! А не формально: «плодить» артистов в различных училищах, институтах и затем,- «вышвыривать» в «никуда», убивая «на корню» всех, кого зачем-то учили высоким творческим идеалам! / И мы, творческие люди, всё ещё «барахтаемся» сами по себе. И нужно: чтоб условия были для творчества, не только в столицах! В нашей стране и в глубинке, люди должны жить по-человечески! Ведь и там живут люди! Достойные лучшей участи! /Но, :даже и не верится уже, что наши «родимые» чиновники услышат это и повернутся лицом ко всем работникам культуры!
И стали бы серьёзно переустраивать положение в нашей культуре так, чтобы она «доходила» до всех! И, чтоб, появилась обстановка настоящего творчества вокруг людей и для людей: в любой нашей далёкой сторонке!
Но продолжу рассказ о том, куда меня тогда «назначили»……Как-то появился в этом театре и …режиссёр,- /по виду и поведению: обыкновенный еврейский «затурканный» дядечка. Который выскакивал на сцену и учил «с голоса», как за ним повторять фразы и интонации только так, как он сам произносил! / Какой там «поиск»! Какое новаторство? Бросить в «прокисший суп» любое хорошее яство, не значит, что это можно «есть»! И в том театре тогда, ничего интересного и творческого не было!
В пустом зале на репетициях «затурканного дядечки», иногда молча сидела его жена-брюнетка… Которая, тоже чего-то не выдержала и неожиданно для всех, дома,
в отсутствии мужа-режиссёра, вскоре: умышленно проглотила иголку! Был переполох! Все недоумевали… И режиссёр потом долго не показывался в театре… Было такое впечатление, что, кроме колоннады и здоровенных пустых пространств этого здания, - больше ничего не было! Иногда шли какие-то безликие постановки, в полупустом зрительном зале…./Силюсь вспомнить хоть один спектакль: не могу вспомнить! Помню только: появлялись серые, высокие декорации - и холод во всём... И по очереди, всех в свой кабинет, вызывала та самая баба, т.е. извините, «королевская директриса»: на «проработку»… Вызвала и меня как-то. Ибо я отказалась выходить на сцену в какой-то постановке, где вся моя «роль» состояла только в том, чтобы я вылезла на стол…с голыми ляжками!
Наверное, это она же и придумала, чтобы поиздеваться надо мной и унизить! Ведь она ревновала своего моложавого мужа ко всем, кто был моложе её и очень негативно относилась, - к амплуа «молодых героинь»…/Которые, как ей казалось, все только и мечтают, как бы увести её муженька!/ И она меня сразу же невзлюбила!
И сделала предложение: поселить меня в самом театре, /т.е. у неё «наглазах»,
в комнатушке на третьем этаже, где рядом жила ещё супружеская пара артистов. /
Вот и выделила для меня там шестиметровку, не предупредив, что кто бы ни жил в этой комнатушке, что бы ни делал,- но от множества клопов избавиться не мог!
И меня так и «огорошили» сказав, что избавиться от них там невозможно!
Вот уж что не терплю! Чего боюсь и не понимаю: как же тогда там можно было жить!?
И я тут же сама сделала ремонт! /Прежде чем вселяться,- использовала рецепт одной умной женщины, которая посоветовала купить «дустовое» мыло, зашпаклевать этим мылом все щели и щелочки, дырочки,- и т.д. Насыпать в ведро с краской, ядовитого порошка от всякой «живности»,- и всем этим прокрасить, затереть, замыть щели, стены и потолок! Что я и сделала! И так постаралась, что когда потом, в открытое окно влетала какая-нибудь «комашка», то тут же падала... Но раз и навсегда, я избавилась от любых насекомых: ползающих, или летающих! И больше с этим проблем не было.
/Чем удивила весь театр, т.к. почему-то до меня никто с этой проблемой «клоповника»: справиться не смог!/ И скажу вам «по- секрету»: по-моему, это самое главное «культурное» дело, что я сделала тогда в Криворожском театре!
Ибо в тот период, в данном театре: не было не только слышно о .Шекспире и Шиллере, но и советские пьесы не получались, не принимались, «не звучали» и даже, как бы… вообще…отсутствовали! Любое творчество там «глохло» на «корню»! И исчезало, как
и «комашки» в том застарелом «клоповнике»!
/Так что и Вася с Гутей стали поговаривать, что нужно отсюда быстрей уезжать!
Хоть нам полагалось тогда, как молодым специалистам,- отработать три года. Ни о каком «строительстве театра» уже никто и не вспоминал! Да и я тоже начинала осознавать реальность.
Но, неожиданно для себя,- музицируя и распевая песни, сидя за роялем на сцене пустого театра, я «намузицировала» себе жениха! ./Оказывается, он уже не раз прятался за кулисами, слушая мои «вокализы» и высматривая меня, молодую «героиню»,т.к. это был тоже молодой «герой» в этом театре…И не успел он со мной познакомиться, а только «покрутился-попрятался» за кулисами,-.как меня вызвала «на ковёр»,… ну, конечно же: «королевская» директриса! И сразу же, приступила «к делу»...
Говорит: «Я должна вам сказать, что все девочки-поклонницы за этим Вадимом бегают! И он с ними тоже! Они ему букеты приносят, дарят.. А он: пьяница! У него пятки голые сверкают, носки рваные! В дырках! В общем, вы поняли!? А ещё он… /и «пошло-поехало» про «него» в том же духе…и т п. Что меня сразу насторожило! Потому что, когда мне кто-нибудь, про кого-нибудь, что-нибудь наговаривает,- /я, памятуя, как меня оговаривали и «топили» так же/, никому не верю, пока сама не смогу убедиться в том, какой это человек! Не верю сплетням. Стараюсь сначала сама разобраться. Вот, поэтому, выслушав «королеву», я и «обратила внимание» на этого «героя», которого до этого не замечала. Играла себе и пела, «удаляясь» от всех подальше, т.к. ничего хорошего тогда в этом театре, я для себя не видела!
И сказала как-то ему, /прятавшемуся за занавесью, как обычно/: «Послушайте, что вы там прячетесь за занавеской ? Подойдите! Вы, кажется «молодой герой» в этом театре?»
Он вышел…Ничего себе…Человек, как человек! Чем-то похож на знаменитого артиста кино: Дружникова!../Когда тот играл Незнамова в фильме: «Без вины виноватые»/… Вот и Вадим напомнил мне этого артиста в роли персонажа из той пьесы: такой же «несчастный» провинциальный молодой артист…«Незнамов»... .Он стоял, передо мной, смущаясь и виновато щурясь близорукими глазами…«Ну, хорошо! А зачем вы пьете?» сказала я . .. «И почему такая плохая слава о вас? Вот и меня уже предупредили!
Чтобы от вас подальше!» Он виновато и растерянно молчал….И началось!
/Я смотрела на него уже с жалостью, глядя, как нелепо и смущённо он стоял передо мной, бледный, несчастный, худой,- и тоже никому здесь не нужный, так называемый «молодой герой»! Ведь и для «героя» хороших ролей здесь не было! Играл, в основном, «героев»: муж директрисы!...А у меня, простите,- такая тяга есть: к спасательству и выручательству: то, на чём я в жизни «горела» не раз,- а всё продолжаю подпадать под это «тяготение», помогать кому смогу…Обязательно мне нужно кого-то спасать и выручать, подчас, забывая о себе, и своих делах! Теряя время и силы на такие неожиданные иногда, хлопоты,- отвлекавшие меня часто, от моих собственных дел и забот…/Я знаю, что по «Библии»- помогать другим, это хорошо! А в земной жизни почему-то, мне от этой моей «тяги», чаще всего только неприятности и даже несчастья «перепадали»! / Даже сейчас, по прошествии многих лет, это во мне присутствует: и я спасаю щенков, котят, собак, кошек, и т.д. Ну и людей, конечно! А «пьяницы» и другие «заблудшие»: обязательно попадаются на моём пути,- и радуются при встрече!
Так и ходят за мной,, чтобы я их спасла, пристроила и т.д. И как-то, даже одну сумасшедшую вызволила из сумасшедшего дома, куда её «упекли»!/
Вот и Вадим стал за мной ходить, как бездомный «щенок», /которых я спасала не раз «пачками», подкармливая и при страивая «в хорошие руки»!/ Но мне совсем не хотелось опять попасть к директрисе в её кабинет, а тем более, слушать незаслуженный выговор в мой адрес и «тираду» её пошлых наставлений … И поэтому, я старалась держаться подальше от этого «героя»! Который норовил заглянуть уже и в мою комнатушку при театре, очень почтительно вытирая ноги перед входом и бледнея, когда я ему говорила строго: «Зачем он так себя запустил, что даже носки не купит, а ходит в рваных!?
И так себя ведёт, что о его «похождениях» всех предупреждают»… А по театру, уже «пронеслось», что этот «герой»: в меня влюбился»! И он всё больше стал за мной ходить… Покорно выслушивая мои «нотации» и даже исправляясь при этом! Прихорошился! Носки купил! И даже пить перестал! /Что всех поразило в театре!/
И особенно удивлялись, что даже пить бросил!? И не только носки купил, но и… галоши новые! И больше никаких девочек-поклонниц, не «привечал» , и вроде как, совсем преобразился... И тогда наша «королева» вызвала меня опять к себе на «ковёр»!
И сказала мне: «Что это такое у вас с ним происходит!? Его весь город знает!
Он пьяница! Бабник! И он ходит к вам домой! Чем вы там с ним занимаетесь!?
Это- аморальность! Как вам не стыдно! Вы живёте в театре! И весь город будет говорить! Что у нас в театре, творится! В наших стенах! Вас посещает мужчина! Что!? Ничего не было и нет у вас с ним!? Не верю! Что б одинокий мужчина, да ещё артист,- ходил к одинокой женщине, да ещё к артистке,- и ничего не было!? Не верю!
В общем: немедленно прекратите эти посещения мужчины»!
И я сказала Вадиму о требованиях директора, и попросила: больше ко мне
не подходить .Он стал ходить по театру, как «в воду опущенный»: бледный, ещё более несчастный, потерянный… Ну, «Незнамов» и только! .Из «Без вины виноватых»!
Вот-вот произнесёт знаменитый монолог из этой драматической пьесы.!
/В это время, мне пришло сообщение от мамы, что она «завербовалась на три года на Колыму, чтобы подработать денег! Ни учительская, ни даже, директорская зарплата- не обеспечивали жизнь. Бедная мамочка! Она, наверное, больше всего, из-за меня
это сделала: чтобы опять мне помогать... И, ещё потому, что видно, всё не находила себе места, страдая в душе…Недаром, и мебель часто передвигала в доме! Пытаясь, как-то изменить свою жизнь. Продолжая страдать из-за отца, т.к. эта боль у неё, как видно, была настолько глубокой, что не унималась и с годами! Брата она оставляла на эти три года,- на попечение тёти Нади! И я не знала, что думать, по поводу такого решения мамы…Ведь уже настрадалась во время войны в холодной Сибири! И опять, ещё дальше уезжает куда-то, в морозы и холода!
Улетая на самолёте, а потом и морем: через всю страну!
Но, и я была виновата в том, что не смогла повлиять на её решение! На улучшение материального положения нашей семьи! Нищенская зарплата молодой артистки
в заштатном театре, тоже не давала обеспеченности! И я была в такой растерянности тогда! Не такой «жизни в искусстве».- я ожидала...
Как призывал великий Станиславский! Как учил Хохлов… . Я «увязала» всё больше в бесперспективном театре, как в непроходимом «болоте»! Выражение: «Меня согнули в «бараний рог»,- почти то же значило для меня тогда, что и- загнали в «кривой рог»! «Окунувшись» в чуждую и совсем не творческую обстановку,
я, как в «водяной воронке»: стала «пускать пузыри», теряя себя ...
Однажды, Вадим опять постучал в мою дверь, но я сказала строго,- чтобы не подходил больше ко мне никогда! И он, побледнев, сникнув, стал выходить из моей комнаты.
И я увидела, как изменилось его лицо, словно ему смертный приговор вынесли! Как он, сгорбившись, обречённо, пошёл к двери…/И.. .вот она: моя жалость! Мне, вдруг, стало его так жалко! / И в ту же минуту, я разозлилась на всех и «вся»!
И на директрису, в первую очередь…На сплетни! На такой пустой театр! На коллег, которые «руки» не протянут, чтобы помочь человеку! И сказала: «Подождите! Всё это сплетни! Ведь у нас с вами просто товарищеские отношения! И я не намерена больше никого слушать! Мне поручили сделать стенгазету для комсомольской организации театра! Вот и сделаем её вместе!»…Он захлебнулся от радости! Выдохнул воздух из груди, словно перехватило дыхание... И стал приходить, чтобы вместе со мной делать стенгазету! А я сочинила сатирические стихи и нарисовала всех наших «героев», которые считались «героями», потому что были в родственных отношениях с кем либо из руководства театра …И «молодая героиня » /вовсе не молодая и с выпученными глазами, как у лягушки / ,- очень хорошо у меня получилась в большом и выразительном комичном рисунке…Так же, как и остальные «герои», из-за коих не давали хода никому больше… И, узнав, что на днях в театре будет проходить большое собрание партактива города
и руководства, -как раз к этому собранию,- я и повесила за кулисами свою критическую газетку так, чтобы наша директриса не успела бы её снять! Что и получилось!
И весь партактив и руководство города с большим любопытством ознакомились с этой газетой и даже сняли её и унесли к себе куда-то, вызвав директрису и секретаря парторганизации на большой разговор! И, даже оказалось, что руководству города эта газета понравилась, т.к. уже всем видно, надоело, что в театре и посмотреть было нечего! И поддержали нас! И попало кому следует! И даже понемногу, стали нам, приезжим, «ролишки» перепадать…
Но директриса, сделав паузу, вскоре всё же, ринулась « в бой»! Улучшив момент, когда моя сокурсница Гутя , вдруг решила устроить мне почему-то, опять «разборку»!
/А, скорей всего об этом и попросила её директриса, с учётом интересов всех остальных «обиженных героев», в той стенгазете!/ В общем, решили собрать комсомольское собрание театра, по поводу: моего:…«аморального» поведения с Вадимом! Чувствуете?! Что делают такие собрания?! /Замечаете, как умело сделала «ход королевой», «королевская» директриса –выждав время: решила меня проучить!../. Выждала, пока городское начальство обо всём призабудет…И под другим предлогом , организовали это собрание… И к тому ж, «королева», не отказала себе в удовольствии, опять вызвать меня к себе в кабинет, и сказать: «Значит, вы меня не послушались!?
И вас продолжает посещать мужчина!? Позорите наш театр!?». /И ни слова о моей газете и о критике, и о том, что говорилось о театре на партактиве и в руководстве города!/ «Вы что молчите!? Я вас спрашиваю: как вам не стыдно!? Продолжаете принимать мужчину! Значит, будем принимать ещё меры!» И я вышла, растерянная…Потому что удивило, что она совсем не вспомнила о стенгазете и о том, какой резонанс эта газета вызвала….И проигнорировала то, что руководство города и комсомола, - были на моей стороне, т.е. на стороне критики положения в театре!
И, после этого разговора со мной,- на следующий же день, меня и Вадима вызвали уже на комсомольское собрание театра, которое вела и возглавила:…Гутя ! Она же и речь держала! Разгромную речь в мой адрес! Называя меня чуть ли не «падшей» женщиной! ./Помните, как она старалась и по поводу моей красивейшей шляпы, в институте ещё!? И по поводу, якобы имеющегося у меня,- «порока» пьянства ,- которого у меня не было! И потом, я не раз слышала от неё какие-то злые реплики в свой адрес…Что-то её всё время во мне раздражало! / Вот и на этом комсомольском собрании, моя сокурсница опять старалась больше всех! А, скорее всего, таким образом, выслуживалась перед директрисой и другими, кто был задет критикой в стенгазете, и кто был близок к руководству театра! Видно, это всё, вместе взятое, тогда «сыграло роль», потому что, после моей стенгазеты, меня с какой-то роли на сцене, сняли, и… назначили на эту роль: Гутю… Я уж и не припомню, что там играли тогда на этой сцене!
И, вслед, за этим, и организовали разгромное в мой адрес, подготовленное собрание!
.«На таких не женятся!»- злобно выкрикнула сокусница! И Вадим не выдержал!
Он вскочил с места и тоже стал кричать: «А вот я женюсь на ней! Хоть завтра! Да! Завтра же и распишемся!»…/И крикнул мне отчаянно: «Согласна!?» А я, тоже разозлившись на то, что на меня опять наговаривают и унижают,- вдруг, с вызовом сказала:«Ссогласна!
Завтра же и распишемся!» И Вадим опять крикнул: « Слышите!? Мы завтра же пойдём в ЗАГС»! И все замерли от неожиданности! /Намеченная «разборка аморалки»-
не состоялась! Подготовленное директрисой, «Дело»: развалилось!
А Гутя , как в финальной сцене из гоголевского «Ревизора»,- так и осталась стоять:…
С открытым ртом…
О, только сейчас, через много лет, до меня «дошло», что затевалось тогда в отместку за мою сатирическую газету! Они же все, кто там был в руководстве театра, и кого вызывали потом к руководству города с критикой…Они, видно,- хотели мне «пришить» «аморалку»! И выгнать с позором из театра! Это «обелило» бы их, в глазах руководства города, а я, изгнанная с позором из театра на первом же году своей актёрской деятельности,- была бы представлена, как «падшая женщина», которая вместо того, чтобы «строить театр», как мне было назначено,- занялась тем, что «принимала мужчин»... Да ещё «в стенах театра»! Ого! Это «тянуло» бы уже и на «отлучение» меня от актёрской деятельности вообще! .Честное слово, только сейчас я сообразила о том , что организовала тогда директор театра и остальные заинтересованные лица! Чтобы навсегда опорочить и уничтожить меня! Но «они» не ожидали, что всё обернётся иначе!
И их «сценарий» провалится! А я и не догадывалась тогда, что мне готовили.
Никакого страха и каких-то подозрений, что со мной хотят расправиться, не было. / Да, ещё не раз вспомню я своего молодого «пророка», который сказал. что я смотрю на мир через «розовые очки»!./ Но я это забываю и опять: склонна доверять людям.
Я не хочу в них видеть худшего. Ведь, все мы бываем: разные! И душа просит нормальных человеческих отношений! Я всё ещё не отреклась от своих светлых надежд.. Даже и после многих разочарований. / Только, бывает,- не сплю ночами: пересматриваю свою жизнь. И, иногда вырывается стон! Зачем я так поступила!?
В общем, мы с Вадимом ушли с того собрания, вроде как… «победителями»! И на следующий день пошли в ЗАГС и расписались! И я дала телеграмму маме, что «выхожу замуж»! И она ответила телеграммой с поздравлением! И что высылает: свадебную посылку И весь театр, «всколыхнулся»! Словно ожили, обрадовавшись, что что-то происходит , наконец-то... И словно все «проснулись от спячки»! И стали нас поздравлять удивлённо…И даже директриса, вдруг, заявила, что они с мужем к нам придут на свадьбу! И разрешила провести её в моей комнате…И «пошло-поехало»! Все почему-то так радостно это в театре тогда приняли... Кроме меня! Я-то никаких других чувств, кроме дружеских к Вадиму не испытывала! /.И чего они так радовались, не понимаю!?…Особых друзей я там не заметила. Никому ни до кого, «дела не было»! Все, будто прятались от чего-то…Разбегаясь по своим «норам», как «мыши»…
Вели себя очень тихо. /Сейчас я вспомнила одно «знаменательное» высказывание, которое услышала гораздо позже: «Главное: быть незаметными!»…Так учил жить один известный телережиссёр, сделавший, очевидно, под этим «девизом», неплохую карьеру!../ Все поздравляли меня! И только Вася Гурин подошёл, когда вокруг никого
не было,- и сказал: «Что ты делаешь!? За кого ты выходишь замуж!?»
Но я не придала значения его словам. Упрямо, «закусив удила», как «вспуганная лошадь»,- уже неслась безоглядно в «бездну»! Голова «кругом пошла» от всего происходившего… И я, наверное,- уже вообще ничего не соображала тогда, что происходит! Вот как «закрутило», «затянуло» в «омут», как «щепку», в том самом «море».. / В том самом «жизненном море», о котором говорил наш учитель Хохлов!/
Вот и затуманилась моя голова! Даже и крикнуть не смогла: «Спасите!» А на той глупой свадьбе в моём бывшем «клоповнике», повелительно и радостно восседала: «королевская директриса», со своим «героем»... И ещё я позвала супружескую пару артистов, что жили рядом. И жена артиста принесла набор хороших рюмок попользоваться на свадьбе,- потому что у нас тогда ничего такого не было. А директриса, продолжая безудержно чему-то радоваться,- начала, вдруг, неожиданно: хватать эти чужие рюмки и со всех сил «хлопать» их об пол, разбивая! Приговаривая, при этом: «На счастье! На счастье!». /Да так и перебила чужие рюмки!/
А соседка, вздрагивая,- моргала сильно накрашенными ресницами, глядя, как бьют её рюмки! И растерянно улыбалась…Ведь, и не скажешь ничего! Начальство же рюмки бьёт! И директриса, со всей силы, азартно продолжала бить эти чужие рюмки об пол!
А они звенели, разбиваясь безжалостно! /Как и моя жизнь тогда.!
А потом, директриса с мужем ушла…И вот тут я, действительно, решила напиться! И сказала, что уж, извините, но вот теперь-то, я и напьюсь! Потому что, мне становилось всё страшней отчего-то…И пила одну рюмку за другой, так же, как разбивались чужие рюмки… И напилась! И соседка, уложив меня спать, ушла. Я же, «провалилась» в какую-то «черноту» …уснула /А Вадим, оказывается, тоже напился, и тоже: уснул! /
И когда я утром проснулась, то он виновато сказал: «Извини, но я тоже напился и проспал всю ночь!» А я сказала: «Вот и хорошо! Пусть весь этот шум по поводу нашей свадьбы, уляжется. А я хочу подумать!» «Но ты, ведь, моя жена теперь! Мы же, расписались!» -испуганно сказал он. А я ответила: «Надвигаются новогодние праздники! Давай встретим Новый год, а там видно будет!»...«Но мы же расписались, повторял он. Ты же моя жена! А я твой муж!» Я сказала ему: « Кажется, в Японии есть хорошее правило! Три года не должно быть детей, пока не проверят в браке свои отношения!
И будут ли они вместе жить дальше! Я не хочу, чтобы дети страдали из-за наших ошибок! И три года у нас не должно быть детей!» «Но ты же, всё ещё девушка!
А я, теперь твой законный муж!» И мне опять стало его жаль.. .И тогда- словно:
«махнула на себя рукой»...А, будь что будет! Согласилась выйти за него, значит должна быть женой, как все!» Но…ещё три дня после свадьбы я ходила в «нетронутых девушках», т.к. никакой тяги к законной супружеской постели: у меня не было!
Но разве это интересно кому-нибудь? Что тут интересного!? Это только сейчас,
на экранах ТВ и кино: идёт пропаганда сексуальной распущенности! Появились даже передачи, где ведущий с ухмылкой «похотливого осла», выспрашивает у мужчин и женщин, как им «спится и лежится»… А какого-нибудь наглого юнца-извращенца, величают, при этом : «наш герой»... А потом показывают передачу о тысячах бездомных детей, которых запросто покупают, чуть ли не за мороженное! И сообщают, что и в столице теперь: есть нелегальная торговля пятилетними малышами!
.Теперь я понимаю, почему в сохранении девичества, раньше, - видели необходимость! Это нужно, для сбережения здоровой семьи, здоровья нации: физического и духовного! И поэтому, в Православных традициях: девушки должны беречь свою честь и чистоту! Да ещё и потому, что всё, что происходит с нами: отражается и на состоянии нашей души! И просто «спасать» человека – это одно! Но «спасать», укладываясь с ним в постель,- это совсем другое!
/Вспомнилась шутка одного мужчины, когда он повторял стишок »Любить,- это падать! И вместе с собою: другого увлечь!»/...Но это он говорил, смеясь. Потому что так не должно быть: чтобы человек «падал», когда приходит любовь! Вот такая «лже- любовь» и такое «лже - спасение» у меня тогда было!
Хоть, это происходило с оформлением брака официально, с печатями и росписью!
Но и это тоже, не только безнравственно, но грех и разврат, если нет настоящей любви,
а только подмена этого чувства чем-либо другим! Той же «жалостью», например…
Что я поняла позднее…И не слушайте никого девушки! Не выходите замуж «из жалости»! Или из-за общественного мнения…Или потому, что все подруги уже «повыскакивали» замуж! Это только в песне красиво поётся: «Жалеет его!»...Но счастья не будет! И всё это: для вас может обернуться: несчастьем! Ведь и детки пойдут в таком «лже- браке»... И какое же воспитание у них будет!? Какой пример !?. Набирайтесь терпения, и молитесь, просите у Господа, чтобы дал встретить своего Суженного! И только любовь настоящая, одухотворённая - оправдывает и физическую близость! Берегите себя! И не верьте пошлой рекламе и бесстыдным россказням пошляков! Все эти разговоры нынче: об «интим- салонах», «секс- символах», и т п. «галиматья»- развращающая душу! Порочат честь! Губят здоровье! Духовное и физическое! И, значит, всё это от лукавого!
И вот, теряя себя в таком замужестве и не имея возможности играть на сцене,- я стала играть в жизни роль: «образцовой жены и домохозяйки»! Одевала и холила мужа,- в первую очередь ему шила костюмы, покупала галстуки и рубашки! Изощряясь в познаниях, что и как лучше приготовить и подать к столу! И убеждая себя, что, наверное: «Это и есть любовь!» И пусть, наконец и у меня будет: «как у всех»! Да! Я, наконец, решила что буду жить: КАК ВСЕ ! /Ведь, большинство людей женятся, выходят замуж, когда «время подошло»! Или когда им выгодно, удобнее хочется жить и т.д. Вот и выходят замуж! И так: очень многие! И разве они ждут настоящей любви!? И где эта любовь!? Вот и опять вспомнила свою роль: «Ларисы-бесприданницы»! Она, ведь, тоже сказала, умирая: «Я хотела любви, но не нашла! Её нет на свете! Незачем и искать!» И разве я не обманулась уже!? Всё, чего ждала, к чему стремилась в любви и в творчестве, всё ИСТИННОЕ И НАСТОЯЩЕЕ: уже обрушилось! И продолжало рушиться и в моей душе! И только «звенели», как разбивающиеся рюмки на моей свадьбе, слова из «Бесприданницы»: «Любви нет на свете! Незачем и искать!» И ещё хотелось крикнуть: «Я так жить не хочу! Хоть в «обрыв»! Хоть замуж! Хоть ещё куда-то,- но только бы уйти от никчемной, бесцельной и бессмысленной жизни!».
Здесь вспомню классиков! /Меня иногда упрекали, что я классиков люблю цитировать…
А я отвечала: «Но разве это не лучше, чем повторять пошлости!?» ./ Оказалось, что я всё время, как «белая ворона»! Недавно, одна приятельница меня так и спросила: «Ну почему вы одна!? Почему не голосуете, как все»!?» А я ответила, что есть такое хорошее высказывание: «Человек формируется в сопротивлении среде!» Или вот ещё высказывание кого-то из великих: «Видеть зло и молчать: это преступление!»
Да, ведь, и К.П.Хохлов слишком высоко «поднял планку», от которой можно отмерять жизнь и «театр»! .
Вот и Вася Гурин, тоже ходил по «криворожскому театру», как «неприкаянный»!
Не похожий на самого себя! Ведь и он, после учёбы у К.П. Хохлова , тоже попал в такой глухой театр, как «кур во щи»! .Он сник, похудел, ходил уныло, с большими кругами под глазами… И даже стал попивать, скрывая это от всех…Тоже не имея ни ролей, ни счастья в личной жизни, /с его женой тогда: Гутей!/
..
А … я !? «Сломалась»!? Или «ослепла» вдруг!? Или так «оглушила» безжалостная реальность после всех моих фантазий и высоких помыслов и порывов,- что даже уже и соображать перестала!? Или испугалась жизни, одиночества, людской молвы? Или хотела кому-то доказать что-то!? Не знаю! Знаю только, что «когда Бог хочет наказать, то отнимает разум»! Вот такое затмение на меня нашло тогда: с этим моим «обычным замужеством», как у всех »... Ведь «уму не постижимо», как я могла с собой тогда такое сотворить!?...Берегла, берегла свою девическую честь и чистоту,- и… «швырнула» себя мало знакомому человеку, которого видите ли, стало жалко! И которого «нужно было спасать»! В общем, что-то произошло со мной тогда! Но, кроме всего уже перечисленного, теперь скажу, что была ещё и…элементарная молодёжная дурость! И, всё же,- «захлебнулась» фантазёрка
в «розовых очках»- «прозой жизни»! /А, ведь и мама, позже, когда приехала,-
ответила на моё объяснение замужества, что мне: «Стало его стало жалко»,
-сказала:А МЕНЯ ТЫ НЕ ПОЖАЛЕЛА !?./ Прости, мама! Что тут ещё сказатьь!? Прошлое не исправишь! /Так же, как ГРЕХ, который совершаешь: отпечатывается навсегда в памяти и душе! Как пятно, что не вытравить! Как клеймо, что- Навечно!
Вот почему так страшен грех! Очерняет душу. И сколько же совершаем разных грехов
за всю нашу жизнь!? И это всё: отпечатывается в душе! С какой же душой приходим к Богу!?...Велико же Терпение и Милосердие Твоё, Господи!
Верно сказано у Л.Толстого «Всё, что может случиться извне, ничто в сравнении с тем, что может сделаться внутри!»...
И опять приснился мне тогда вещий сон:
«Глубокая яма! И в ней: черти! Ищут меня, переговариваясь: «Где она»!? Но я не видима им. Только вижу их! И, наконец, появляется ещё один, самый страшный чёрт,- и, вдруг, увидел меня! И показал пальцем в тот угол, куда я прижалась: «Вот она!» Черти кинулись ко мне! И я проснулась от ужаса!...»
/Всё сходилось: сон и действительность!.../
Безразличная ко всему, спокойно и тупо: стала ходить на рынок… Готовила ему разные вкусные обеды и т.д….И даже стала вроде бы, входить во вкус к такой бездумной жизни, раскармливая муженька…Да и сама тоже стала поправляться при этом, что для молодой актрисы, было уж совсем ни к чему! Но для «какой актрисы»!? «Ролишки» - то где!?
И какие!? И я притихла, будто меня придавило чем-то. Смотрела на всё уже молча, думая: какой теперь ему ещё лучший костюмчик сшить из маминого отреза, что она прислала в посылке. А мне золотые часы прислала и очень красивое, тёплое золотистое одеяло из верблюжьей шерсти! Вот теперь и я буду жить, как все! «Не высовываться»! Не вмешиваться ни во что! Не связываться! «Быть незаметными!» Ведь, так учат те, кто уже сделал неплохую карьеру! И у них: более спокойная, благополучнее жизнь.
«Всё в дом! Всё в дом»! « Так и я теперь буду жить»! /Чувствуете, что осталось от «Лучшей Ученицы Хохлова»!? От Шекспира и Шиллера!? И от меня самой, наконец! /
А, может быть, больше всего в этом было: безвыходности и отчаяния? Ведь я уже поняла, что из этой театральной ямы,- выбраться будет почти невозможно! Как попасть теперь
в хороший театр!? /Всё это «месиво» и составило тогда в моей душе: такой «горький коктейль». И разве было не понятно тем, кто придумал послать нас, троих молодых артистов в такой запущенный театр, / без настоящей режиссуры/,-что никакого «строительства театра»- при таком положении, не получится !? /Но и об этом горевать было уже бесполезно !/
А при попытке «барахтаться» и «подымать волну», получалось только, как в том анекдоте: «захлебываешься»….кое-чем! И идёшь: ещё быстрее ко дну !
Вот потому и зародилась во мне тогда эта предательская мысль: «жить, потише!
Как многие! /Сейчас вспомнила нынешнее изречение: «Пипл всё схавает»!
Вот и я тоже!? Нет! Я не хочу так жить! Чтобы «хавать»…не думая своей головой!
И повторяю: «Не нужно терять себя! Свой характер! Предавать свои мечты и стремления! Падать духом! Прекращать борьбу за свою жизненную цель! За свою творческую судьбу! Убегайте от пошлости со всех ног»! И мне нужно было тогда бежать не «за комсомолом», а бежать «куда глаза глядят», как только увидела, что никакого «строительства театра» не будет! И бежать быстрее! И, избежать глупого замужества и потери времени! Потери самой себя! Что самое главное!// А ещё: нужно было в институте, на курсе, быть гораздо, осторожнее! Не забывать слова Пушкина: «Молчи, скрывайся и таи! И мысли и дела твои»! А я всё: «душу нараспашку»… со всеми! Да что теперь жалеть!? Поздно!/ Правильно сделала Элина , рассказав мне позже, при встрече,- как получив назначение после института в Херсонский театр и узнав, какая там режиссура, -поняла, что там её ожидает творческая гибель. И сделал всё, чтобы самой устраивать дальше свою судьбу! И добилась этого, пустилась в свободное «плавание», чем спасла себя! Ведь, в то время,- за прекрасными призывами и устремлениями: «На чернозём»! «На «Бам», с песнями»! «На Север! и т д…была скрыта другая реальность: сами-то призывавшие, оказывались, всё же: поближе к центру! Поближе к столицам!
Даже присказка такая тогда появилась: «Умрём, но под Кремлём!»
/ А теперь? Какая «присказка»!?/ «Всё решают деньги»! Разве это правильно!?..Сколько талантов, погибает! Сколько людей… гнутся и ломаются!? Оказавшись перед лицом жестокой действительности! Вот потому я всё больше думаю, что настоящий расцвет страны только и возможен тогда, когда будут создаваться должные условия для расцвета всех людей и их талантов! И когда будет доступна справедливость и возможность для творчества в любой профессии: для большинства! А не только: кто при деньгах!
/ Вспомнила, как на прощанье,- когда я уезжала после института из Киева, Олег Борисов сказал мне: «Не выходи замуж! У тебя из этого ничего не получится!»…Он, ведь, был умница! А я тогда не задумалась: почему он мне так сказал!? Ну, то, что отец Аллы, Роман Степанович сказал мне: « Реветь будешь, как белуга»,- это понятно! Он, был чекист! Глаз у него: «намётанный»! А вот, Олег!? Почему он мне тогда так сказал!?... Безусловно, как хороший артист- он и в молодости, обладал даром психологического проникновения в сущность человека и событий! И это, потом, проявлялось и в исполняемых им, ролях. Он сумел, несмотря на многие трудности, подчинить себе и театр и кино, - и реальность тоже! Сумел пробиться!/
Но что касается его предсказания моей личной жизни, то до сих пор это некоторая загадка для меня! Ведь я была привлекательной девушкой! Но, что касается личного счастья - то мне в этом, действительно,- не везло! Ошибки, разочарования, страдания!...А любви
счастливой- не было! И теперь, оглядываясь на прожитые годы, вижу ясно, что так и
не встретила «свою половину»! Я фантазировала и придумывала вымышленный мной «образ», а потом этот «флёр» исчезал и я видела совсем другого, реального человека... «Хоть ждала и верила»! Как поётся в известной песне. Всё хотела найти свою настоящую любовь! Да, видно, не суждено было! И это ещё одна загадка: почему кто-то находит свою истинную любовь! А кто-то ждёт и «мается» в тоске, да так её и не отыщет!
Слабый, от этого сопьётся или извините,- «скурвится»…Начнёт таскаться
«во все тяжкие», да так и погибнет душой и телом! А сильный,- всё же преодолеет невезенье и направит свою жизнь на активную деятельность в профессии, в творчестве.
И это: лучший выход! Вероятно, истинная ЛЮБОВЬ,- это такой большой ДАР БОЖИЙ,- что далеко не каждому даётся! Это - тоже Тайна! И ещё я подумала, что если душа слабая и невежественная, то кто-то и преступником становится, из-за того, что был обделён любовью! Конечно, очень тяжело и опасно жить, не испытав настоящей любви! Наверное, нужно больше молиться и просить у Господа Милости! /Тешу себя тем, что после жизненной науки, мне сейчас стало многое яснее../
Ах, как хорошо сказано у Пришвина: «Сущность жизни - есть любовь! А борьба, только средство: борьба за любовь! Но пусть остаётся так: на первом месте в словесном выражении будет стоять борьба, а в невыразимом молчании будет любовь!»
Сейчас, в жизни появилось так много грязи, мутного потока какого-то, даже в публичных рассуждениях на эту тему,- что хочется непременно ещё и ещё раз вслушиваться в изречения великих людей, не раз ещё возвращаясь к чистому «роднику» большой литературы! Вдохнуть свежего воздуха, при этом! И я ещё не раз, вместе с вами, читатель, буду возвращаться к этим «родникам»! К духовному «богатству»! К тем мыслям, что подобны весенним цветам, лесному благоуханию, цветущим каштанам и белому цветку вишни,- шуму морской волны, или нежному звучанию родника! Вот что такое для меня: эти умные и прекрасные мысли великих людей!
Так вот, продолжаю из Пришвина: «И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить,- и было действием души моей, и что душа - это и значит: любовь!»
/Чувствуете аромат ландышей, при этом!?../….
Да, есть тайны, которые не сразу можешь понять! А, быть может, и не поймёшь никогда!
Не могу удержаться и хочу обратить Ваше внимание и на такие слова Паустовского: «Любовь одна - невыразимо чиста, и может быть,- один из тысяч чувствует её Божественную сущность…Люди развенчали её.. А она - творчество, она- смысл земли!»
/И разве это имеет какое-то отношение к нынешнему культу бездуховной сексуальной распущенности!? И если кто-то думает, что от такой пропаганды будет увеличиваться в стране рождаемость, то глубоко ошибается! Болезней и несчастных судеб прибавится! И детей бездомных! Что уже наблюдается! А укрепить семью поможет только счастливый брак, основанный на любви!/
А вот вчера: только включила телевизор, а там: разглагольствует на эту тему один известный депутат! И что вы думаете!? Так уверенно, нагло, беспрекословно внушает: что замуж нужно выходить не по любви, а только по расчету! И все молча и очень внимательно слушали, внимая этому! Что же дальше будет в стране, если такие «деятели» будут насаждать безнравственность и продажность даже в чувствах!?
Итак уж всё продаётся! Даже честь и совесть! Даже память о наших славных отцах и дедах! Только отдельные голоса слышатся! Словно мутно-грязный «сель» на страну обрушился!
Однажды я спросила у мужа: «Ты говоришь, что у нас любовь! Но в книгах пишут, что нужен трепет…А у меня трепета нет! Спокойно!...»…
Он ответил: «И хорошо, что спокойно. Это и есть любовь.»
Ему было тогда тридцать лет, а мне двадцать два….И я всё ещё была очень наивна и доверчива! К тому же, вспомнились мои «трепетные» страдания, по поводу красавца Николая в институте…И я согласилась, что, пожалуй так лучше: «когда спокойнее»..
./Если б знала я тогда, как осознала позже,- что брак без любви - это тоже грех!
Вы скажете: «Сколько же тогда грешников на земле»!? Ведь, настоящая любовь встречается редко!»/ Да, много греха и во мне, и во всех нас! И не сразу это осознаёшь! В молодости, только начинаешь познавать себя и жизнь…Возможно, так и задумано!.. Как цветок, вырастая, подымается и становится всё краше! Так, очевидно, и человек: проходит все стадии взросления…И вырастает либо красивым духовно, радующим людей и мир! Либо, загнивая, ссохнется и погибнет до срока! Конечно, хотелось бы пораньше прозреть и многое осознать быстрее! Чтобы в ошибках своих, не потерять самое главное: свою бессмертную Душу! /Как записано в дневнике священника Ельчанинова: «Грех - убивает душу»! И ещё: «Грех- разрушительная сила,- и, прежде всего,- для самого носителя: даже физически грех потемняет, искажает лицо человека»!
/Действительно, страшно смотреть на спившегося, опустившегося нравственно, а, затем, и физически: человека! Даже речь его, становится будто зловонной: изо рта исходит сквернословие и вонь! Глаза затуманенные, бессмысленные, как у дикого зверя!
В них только злоба и ненависть ко всему! Или отсутствующий, словно, «слепой» взгляд! Такой спившийся человек, пропитан не только ядом алкоголя, но и бесовской злобностью!/ Недаром есть выражение: «Водка, это кровь сатаны»!...И сам бес вселяется в человека, при этом, дабы привести к гибели душу человеческую,- а затем, погубить и физически! Кому не знаком этот современный портрет спившегося мужчины?...Да и женщины, порой! Такой потерянный человек «смердит» словно живой труп!
Недаром Л,Н Толстой озаглавил так свою великую пьесу: «Живой труп»!
Как это страшно! Сокращать, итак очень короткую свою жизнь! Умереть заживо, разлагаясь! Не жалея своих детей и близких! Страдающих неимоверно, глядя на этот ужас! /Как же не изучать великих мыслителей!? Как же не вдумываться в их мудрые слова, данные в помощь нам всем!? /
В Библии записано: «Дай нам Господи, зрети грехи наши!» И так же наставлял Святой Иоанн Кронштадский: «Благодарю Господа, что не оставил меня совсем! Хоть и через годы, но Дал Прозрение! Дай же, Господи,- прозреть и тем, кто ещё не понимает, не видит Свет Твоей Истины! Молюсь за своё прозрение и за их души»!..
А мама моя!? Ведь, ещё несмышленым ребёнком, не сознавая себя,- от горя и слёз: «отреклась» от Бога! /Как она рассказывала./ А жила не ради себя, а ради нас, детей! Старалась помогать и чужим детям, порой незнакомым людям! Значит, жила по Божьей Заповеди! Но она осознала это только в конце своей жизни! И сказала мне это, умирая! И я молюсь теперь за её Душу! И за Душу моей любимой тёти Нади! Которые в делах своих и намерениях, несли добро,- посвятив свою жизнь, светлой мечте: «построения счастья для всех людей», т.е. жили, фактически,- для других, а не для себя! Жили, с Господом Богом в душе! Хоть и не сразу это осознав! Господь Милостивый! Прости нас всех, грешных! Прости, грехи наши, вольные и невольные!
Мама продолжала присылать мне письма из далёкой Колымы, куда её занесло несчастье, мучившее её! Неизбывное её горе: когда отец не вернулся! И там, на далёком Севере: она возглавила детский приют для бездомных детей! Оставив на три года, город Львов, пытаясь как-то всё-таки, изменить свою жизнь, т.к. себе места не находила!
И опять, на Севере ей пришлось пережить много тяжёлого, и даже пожар в вверенном ей детском приюте.. И даже то, что обнаружили рядом с этим приютом: беглых заключённых, которые убежали из лагеря строгого режима, пробираясь через тайгу группой, поедали друг друга… И возле самого детского приюта,- нашли потом их «пищевой» запас, зарытый в землю, т.е.останки своих товарищей: их печень, сердце …
Оказалось, что они, поблизости от детского приюта: прятались в тайге! /Вот какой ужас бывает, когда человек падает до последнего предела, подчиняясь сатанинскому злу!/ Как ей там было опять тяжело! Как будто, Злой Рок гнал её по жизни студеным вихрем! И унёс её опять в холода! На Край Света! Где было очень опасно и страшно! Особенно, для одинокой женщины! Но видно, она не выдерживала своих душевных мук! Даже и в наладившемся быту, - во Львове, после войны! Она маялась! Невидимая ни для кого душевная боль, подтачивала её! И вот опять сделала отчаянный рывок в неизвестность! Что-то изменить! Как-то убежать от этой боли! Которая жила в ней, не переставая, когда она вспоминала свою жизнь и отца! Она часто начинала об этом разговор, когда мы были вместе…И всё повторяла, пережитое,- рассказывая одни и те же события, которые сделали её несчастной! Она, словно, хотела вырваться из этой проклятой «колеи» её жизни,- но, как загнанная, всё шла так же, одиноко,--/ где изводили её одни и те же воспоминания: что он, её муж, предал её! Бросил одну в Сибири с двумя детьми!/ А она так честно и верно ждала его! Или вспоминала, не раз, как тяжело умирала её мать из-за того, что поехала за мешком муки для голодных детей своих, и простудилась!
И эти воспоминания тоже изводили её! Только молитва и Бог могли помочь её измученной душе! Но она же отреклась от Бога ещё ребёнком! И никто не мог ей помочь! Её исстрадавшейся душе! Круг замкнулся! И, словно петля на шее, стягивалась всё туже, в её душевных страданиях! Она не находила выхода для своего бедного сердца! И вот, опять решила уехать, улететь куда-то, как-то всё поменять!..И улетела неожиданно: за «тридевять земель»! На Дальний Север!... /Ехала поездом, потом самолётом через всю страну, потом пароходом, в море,- куда-то всё дальше! Вот какая боль и какое отчаяние было в ней! Так, что и не боялась: куда летит и зачем! Да и уехать, убежать, улететь:
от этой своей неизбывной боли в душе,- она не могла! И меня тогда, не было рядом с ней! Я сама медленно опускалась на «дно», как «утопленник »,- утопая в жизненном море! Теряя свою мечту! Любимую творческую профессию! Потеряв уже и свою девическую чистоту, хоть и с распиской в паспорте о замужестве... Но разве дело в «расписках»!?
Я ей ни о чём плохом не писала тогда! Старалась сообщать только, что «всё хорошо»! И «замуж вышла хорошо»! И, вообще, у меня всё «хорошо»! «Лучше не бывает»! /Не хватало ещё - моими бедами, её добивать! И я думаю: какая сила, всё-таки, таилась , в её изболевшейся душе! В маленькой женщине: жила большая душа! Которая не смогла найти счастья в нашей страшной, чаще всего,- земной жизни!
А, тётя Надя, её сестра, находила себя в большой и ответственной работе! Это придавало ей спокойствия, уверенности, -/ даже когда понимала, что у неё личного счастья, тоже нет!/ Правда, во Львове,-через несколько лет, она вышла замуж за полковника в отставке, и жили они согласно и хорошо…А потом, он умер, и она опять осталась одна!
Да и складом характера, тётя Надя была другая: более уравновешенна и спокойная!
Она, всегда, с любовью: помогала нам! И многим людям, что тогда работали с ней. И мы были для неё тоже: как родные дети. Поэтому, мама могла спокойно оставить на время её отъезда, -моего брата Валерия, учившегося в школе тогда,- зная, что он в надёжных руках!
В этот период, в Кривой Рог, приехал на гастроли оркестр из Москвы,- под управлением знаменитого композитора И.О.Дунаевского! И это было очень большое культурное событие в городе! Наконец-то, в театр устремилась публика! Был аншлаг!
И, неожиданно, за кулисами я встретила маленького ростом, человека, И этот маленький ростом мужчина, взглянув на меня внимательно, что-то спросил,- мы поговорили немного и он представился! Оказывается, это и был композитор: И.О Дунаевский!
Его музыка звучала тогда по всей стране! Он постоял передо мной немного,- узнал, что
я актриса этого театра и пригласил вести его концерты все десять дней гастролей!
От львовской комиссионки у меня сохранилось немецкое чёрное длинноё, бархатное, очень красивое платье,- и я, со своими длинными пышными тёмными волосами,- выглядела эффектно! В общем, почувствовала, наконец, на сцене праздник!
С Дунаевским прибыло несколько певцов и солистка: Виктория Иванова-сопрано!
Пел также, очень популярный в те годы лирический тенор: Владимир Нечаев!
Его тоже в те годы знала вся страна! И он был тогда очень знаменит!
И вот, Владимир Нечаев в меня влюбился! Но ухаживал красиво, без пошлостей и т. п. Мы втроём ходили в ресторан обедать или ужинать: я, Виктория Иванова и Нечаев…
И он галантно нас угощал! А Виктория Иванова подшучивала над ним за то, что он хотел «держать форму» и не поправляться, но заказывал на ужин: бифштекс с жареной картошкой, не в силах от этого отказаться… Как-то, он мне сказал: «Знаете, как я стал знаменитым ? Просто послушался умного совета: «бить» только в одну «точку»! Не рассеиваться в выборе репертуара! И я стал исполнять только советские лирические песни! И меня стали запоминать»! /Ему льстило, что он знаменит! Приходя на почту в моём сопровождении, с удовольствием, демонстративно показывал своё Удостоверение, красную книжечку,- и с вызовом произносил девушке в окошко:«Я- Владимир Нечаев!» Краснея от удовольствия произведённым эффектом, наблюдал, как менялось у девушки лицо, как другие девушки, тоже с улыбками радости: переглядывались, доставая ему письмо! А Виктория Иванова сказала мне однажды: «Здесь такая скука! Как вы здесь живёте!? Не удивительно, что уже вышла тут замуж! Тут от скуки с ума можно сойти!»
Нечаев стал называть меня: «Эсмеральдой».. .И я, со своими тёмными длинными волосами, действительно,- напоминала тогда этот образ! Концерты проходили с успехом! И.О.Дунаевский, выходя после «номера» за кулисы, посматривал на меня внимательно.. Но казалось, что он чем-то был тогда озабочен! А я восхищалась, как уверенно он дирижировал большим оркестром! Как красиво и слаженно звучала музыка! И на сцене совсем не было заметно, какого он роста!../Ведь и Наполеон был небольшого роста! Дело не во внешности!/...Эти гастроли оркестра И.О. Дунаевского,- знакомство с Владимиром Нечаевым, его красивые ухаживания и комплименты, весёлые шутки Виктории Ивановой, словно перенесли меня в другой мир! А Виктория Иванова сказала мне: «Вам надо уехать отсюда! Приезжайте в Москву! Покажитесь в какой-нибудь театр! Вы ещё молоды, прекрасно выглядите! Не задерживайтесь здесь!» /.Но тогда, Москва, казалась мне такой далёкой! И недоступной!/ В те годы, с пропиской в Москве, действовали, поистине: «драконовские» методы. Прописаться в столице тогда было просто невозможно! А, значит, и устроиться на работу! Да я тогда и не думала об этом! Была в другом состоянии души. /Вот как много зависит, в каком духовном состоянии пребываешь! Если сила в душе появляется: многое можешь сделать. Даже, казалось бы,- недостижимое прежде!/ Но , в Кривом роге,- я ещё была в «полной прострации»…
Когда гастроли оркестра закончились и они уехали,- Владимир Нечаев ещё присылал мне какое-то время, письма, всё так же называя: «Эсмеральдой»... Это было, с его стороны, ни к чему не обязывающее увлечение! Да и мне он был интересен только, как столичный известный певец. Но всё это прошло мимо…И снова пошли криворожские будни.. /А через пару лет, я услышала печальную весть!
И О.Дунаевский неожиданно умер! Ходили какие-то страшные слухи. Не известно, что было правдой, что нет! Виктория Иванова пела ещё долго и довольно часто звучала тогда на радио! Её нежный высокий голос звучал необычайно красиво! И исполнительницей она была высокого класса. А Владимир Нечаев - прожил не долго! Мне рассказали,
что бегая по утрам,- всё стараясь похудеть и поддержать «форму», он, однажды,
не добежав немного до дома, упал…и умер! С ним случился инфаркт!/
Я вычитала у Брэгга, что бегать утром нужно не перенапрягаясь! И лучше бегать вечером. Впрочем, у священника Ельчанинова, записано: «Нет ничего случайного на свете! Тот, кто верит в случайность,- не верит в Бога!» Над этой фразой можно задуматься!
Ибо расшифровывать загадки бытия,- не просто.
.Гастроли оркестра Дунаевского остались в моей памяти, как единственное светлое пятно, за весь год моей жизни в городе, под названием Кривой Рог!
Делать в этом театре уже было нечего! Вот и Вася с Гутей,- уехали!
Без отработки трёх лет, после института, как положено было. По окончанию этого года и театрального сезона, пустого, как мыльный пузырь, -королевская директриса с фальшивой «золотой косой», нас тоже отпустила: «на все четыре стороны»!..И мы двинулись с мужем в Москву! На актёрскую биржу! /А куда же ещё ехать провинциальным артистам, чтобы отыскать работу по актёрской профессии!?. Ведь не было и нет ещё многопрофильных творческих агентств для трудоустройства творческой профессии! Чтобы для всех, кого обучали высокому мастерству, в училищах и институтах: обеспечить должные условия, для нормальной творческой деятельности! И будет ли это сделано когда- либо,-
не известно до сей поры…
В общем, приехали мы тогда на допотопную биржу, что располагалась в Москве,
в коридорах Министерства культуры, / как бы, полулегально/…Съехались бедняги-провинциалы: походить по этим коридорам,- унижаясь, никому не нужные, и… «Катите, откуда приехали!» И куда было деваться!?
Осталось только сказать в пространство: «Привет! От старых «щиблет»!
«Приехали продаваться!»