Посвящение любви. Четвёртая глава. Кривой рог

Жанна Строенко
Вот и  «Кривой рог»!...Я вышла из поезда, и оглянулась: никто меня не встречал...                Дело шло к вечеру. Был выходной. «Видно, не получили мою телеграмму о приезде»,- подумала  я…/Откуда мне было знать, что артистов, далеко не всегда встречают,- даже если и получат не одну телеграмму, телефонные звонки и т.д./…Дальше, мне придётся это узнать! Почувствовать на «своей шкуре», не раз!   Узнать, что такое гастроли в провинции и ночёвки на  вокзалах, в фойё гостиниц иногда,- или:  возле глухой станции,- на чемоданах…Я не предполагала тогда, что моя  бродячая» жизнь провинциального артиста,  с этого момента и началась... Осматривалась, с недоумением: почему же
не встретили молодого специалиста!?
Как назло, долго не было никаких автобусов до города  Кривой рог, который виднелся вдалеке  на линии горизонта.  Вообще  почему-то,  в тот день не было никакого транспорта очень долго.  И, наконец,  кто-то мне посоветовал добираться пешком, /мол,- «тут не очень-то далеко»… И я, подхватив два, довольно тяжёлых чемодана, / ведь ехала надолго, на обустройство и «строительство» театра»,.а это «вам не шутки»./,-двинулась в путь.  Дорога была размыта дождями. А город, как  оказалось,- был не так уж и близко! /Легче сказать, чем дойти пешком с тяжёлыми чемоданами, да ещё по липкой грязи!                И я, прикусив губы от тяжести и напряжения, /ноги-то всё больше увязали в глине./,- «потёпала»  вперёд ..  Ведь вот, вроде и заводские трубы, и сам город казался близко,-
 а когда идёшь,- то эти трубы, словно отодвигаются всё дальше. Знаете этот «оптический обман»?..Вроде,  «рукой подать», а движешься и «цель» оказывается не близко!              Вот и тут: получалось так же! А когда на подошве налипает глина и грязь, то с каждым шагом она накатывается всё больше, и уже неподъёмным  комом, словно «кандалы»: не даёт «ходу»! Останавливаешься, чтобы  как-то стряхнуть эту грязь, /а чемоданы- то,                в грязь не опустишь!./,-вот и стоишь, как «дурак-дураком»: чемоданы чуть ли не «в зубах»  держишь, размахивая  то одной ногой, то другой…«Хорошо» же встретили артистку»! Подумала я, и чуть не заплакала!.../ «Вот те раз»,- скажете вы,- ведь приехала на такое важное идеологическое дело: «строительство театра»!...И  с первых шагов, с первых трудностей: «нюни распускать!?...Где же: комсомольская закалка»!?.Где же осознание  важных  задач!?»  и т.д./Но что-то очень не хорошее почувствовала я, стоя чуть ли не по колена в грязи, с тяжёлыми чемоданами в руках! Уж никак не ожидала, что так встретят! Да ещё, к тому ж: «молодую героиню», приехавшую играть главные роли! Что-то очень унизительное было в таком отношении к прибывшему  «молодому специалисту»! Сразу же, с первых шагов на пути к «великой цели»!..../«Если так и дальше  будет!?...Что же будет дальше!?»  Но я постаралась отогнать плохие мысли! «Наверное, это случайность! Не получили телеграмму, скорей всего!»  И ещё подумала: «Почему же,  все остальные комсомольцы нашего курса, не поехали по назначению!? Даже и секретарь  комсомольской организации Чесноков, не поехал! Все постарались остаться в Киеве!..              А меня «клеймили», что я плохая комсомолка!...Вот только Вася Гурин и его жена Гутя -, кроме меня,- поехали по назначению:  «строить театр»! Но всё больше точила мысль: как же это  втроём мы будем «строить театр»!?  А режиссёр кто !?  Всё больше сомнений                возникало в душе! И вспомнила  я  вдруг, того самого  Додика, который выкрикнул моему брату: «Дурак! Дурак! Ты зачем сюда приехал»!?  Что-то похожее, почувствовала  я…  «Нет! Нужно гнать плохие мысли! Приехала, значит буду работать!» И вот дошла я, наконец, пёхом до этого самого,  Кривого рога!...«Ткнулась»  в театр!  Благо, здание это приметное в самом центре города…  Здоровенное белое здание с большими колоннами! Типа многих «помпезных» клубов и «дворцов культуры», архитектуру которых я изучала потом не раз на «просторах нашей Родины»!  .Встречала много раз эти «величественные» колонны, так называемых «Дворцов культуры», даже иногда там, где и предположить было невозможно!    Представляете, эдакую  «колоннаду» огромного, пустынного «Дворца», холодного зимой,  как колодец,- с продуваемый со всех сторон  и  ещё более холодной сценой  И маленькой  комнаткой  для артистов, где и стульев не найдёшь, обычно…А вокруг такого «Дворца»,- чаще всего, стоят: убогие дома, грязь непролазная и… стандартный, деревянный  загаженный туалет! Стоит, как всегда, «маячком», чуть подальше, возле клуба, на улице…Ох, эти «наши» знаменитые туалеты на улице! Наверное, поставленные   ещё при «Царе-горохе»...  Всё проклянёшь! Особенно в стужу! И откуда только «вдохновение» бралось  у бедных  заезжих артистов, «гастролёров» концертных групп и «привозных» спектаклей!?  /И ещё, ведь, концерты старались проводить хорошо, с успехом! И спектакли тоже… Хоть, подчас, зритель зимой в таких «дворцах»: в пальто-шубах сидит,- а у поющей артистки пар из горла валит на сцене от холода! Вот где ангину получали! Так же, как и «радикулиты» у многих артистов, гастролировавших в провинции-  / из-за того, что передвигались к таким «дворцам», как правило  на очень холодных «фурцевских»  автобусах, как  их называли артисты …
А одна  известная исполнительница романсов как-то сказала мне после очередных гастролей по стране:  «Как я могу петь хорошо романсы, после посещения таких  засра…ых туалетов!?»   Кто этого не испытал, не видел, не передвигался по стране так, как передвигаются обычно  труженики- артисты,- тот не может по достоинству оценить эту фразу известной романсистки!  В общем: «ПРИЕХАЛИ»! Вот он: «Дворец  большой
с колоннами»!  Вот он: «Театр с большой буквы»!..и  т.д. и т.п…/.Но, это я всё рассказываю, не забывая  известной фразы одного великого артиста: «Там где я, там и Театр»!  Верно! Однако, очень важны и некие составляющие, т.е. необходимые условия для настоящего творчества!  /Иначе, не было бы такой ожесточённой борьбы за «место под солнцем» в столицах!/
Итак, в этом театре меня никто не ждал!  В выходные все: отсутствовали.  Пришлось остановиться в гостинице, /что была напротив театра/,-да и то, приняли  с трудом,  после звонка какому-то начальству или руководству театра! В общем, и тут то же продолжалось.     Как в известной картине Репина: «Не ждали»!
Видно, здесь были свои,  другие правила! И «роли» давно распределены. Как позже выяснилось: «молодых героинь» играла жена секретаря парторганизации театра... /Толстая коротышка с выпученными глазами, как у  «лягушки» и  далеко не молодая!./ Извините, за сравнение, но что поделаешь, если это было действительно, так....                Жена Главного художника театра: играла  «лирических героинь»!  /Стареющее, замученное, существо!/ Простите за слово «существо», но так тогда и выглядела эта женщина…А «главный герой» театра- муж директрисы этого театра! Игравший все лучшие роли  и даже престижную роль В.И Ленина...  За что и получил звание  «Заслуженного артиста»..Будучи ещё не старым…  Но я помню только, как этот бледный, худой, /похожий на «макаронину»/,-  «герой»: бегал по сцене с «окаменевшим» лицом,- и через каждые пять минут,  выбрасывал руку вперёд, «указуя путь»…  знаменитым жестом вождя!  Но и  «директриса» этого театра, была достойна своей «макаронины»!
 Потому что была  наглой, толстой, расплывшейся бабой, /никак не напоминавшей даже   своим обликом,- «культурного деятеля»/:  с бесцветным, как «блин» лицом, и без … «признаков былой красоты»...  /Выраженной только в крашенной «золотой» косе, поставленной на голове в виде королевской «короны»../ А её приёмы  подчинённых  и вызовы на разговор  в  кабинет,- поучающие беседы: были такими же, как это бывает
у плохих торговок на рынке…/Хоть и с «королевскими» амбициями.../                Как она попала на это место!?  Руководить театром!  Было не понятно.                А её муж, игравший вождя, как говорили: «пригрелся» возле неё, чтобы быть «первым артистом»! Вот и «Заслуженного» получил… /Да вскоре, умер! Хоть был ещё не старым. /  Главного режиссёра, кажется,  совсем не было тогда.  Какие-то невзрачные декорации и совсем не заметные спектакли, вроде бы шли, но редко... Всем «заправляла» только она, «королева- директриса»!  Со своей крашенной «золотой» короной на голове»!                /А по сути: «баба-бабой»! Даже в манере разговаривать, в голосе и речи. /                И это после интеллигента и аристократа, К.П.Хохлова,- одного из лучших педагогов в стране по  мастерству актёра!
/Но тогда я  всё ещё не осознавала всей опасности, которая ждёт молодого артиста
 в таком  театре! Всего ужаса, что кроется, часто,- в провинциальных театрах, с их «заштатной»  нищенской и далёкой от настоящего творчества, обстановкой! /
Я всё ещё «парила над землёй» в своих мечтах и надеждах! Не снимая  своих «розовых очков», даже глядя на эту  наглую «королеву» с фальшивой косой,- и всё убожество,-                не имевшем в этом театре, ничего общего с настоящим искусством! Конечно, не одна я попадала  в  такой «омут»! По всей стране  разбросаны театры, до которых никому дела не было и нет! Вот и пропадают там  часто: молодые творческие души! И это страшно!                Это нужно менять! Как и безответственное отношение к культуре вообще, что было и есть  всё ещё, к сожалению! Вот и  погибают  мечты и надежды, жизнь и талант: очень многих людей!  /Как это: послать на «строительство» театра троих выпускников,  где не было режиссуры, фактически!? Может быть, если бы  мы приехали всем  курсом, да ещё бы режиссёра достойного дали,- тогда, что-то и получилось бы творческое …Но такой наш «десант» из трёх человек, в  так называемый, «театр»,- это было просто вышвырнуть, скорее всего, на  погибель,- и забыть, что были!/ Как вышвыривают или топят  «слепых котят»!  И если бы это положение было только в одном провинциальном театре! Увы!
Чем дальше забираешься в глубинку  страны, тем больше ощущаешь нехватку настоящего  отношения к КУЛЬТУРЕ,  НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ !
/ Так было в  годы советской власти, но  не вижу, что бы сейчас:  менялось к лучшему! /
А в результате, всё ещё «процветает»: пьянство,  мат, убожество и бескультурье,-
стоит  только немного отъехать от столицы!                Давно пора  задуматься на эту тему очень серьёзно  и поставить дело культурного строительства на должную высоту! А не формально: «плодить» артистов  в различных училищах, институтах  и  затем,- «вышвыривать» в «никуда», убивая «на корню» всех, кого зачем-то учили высоким творческим идеалам!  /   И мы, творческие люди, всё ещё «барахтаемся» сами по себе.  И нужно: чтоб условия были для творчества, не только в столицах! В нашей стране  и в глубинке,  люди должны жить по-человечески! Ведь и там  живут  люди! Достойные лучшей участи! /Но, :даже  и не верится  уже, что наши «родимые» чиновники услышат это и повернутся лицом ко всем работникам культуры!
 И стали бы серьёзно переустраивать положение в нашей  культуре так, чтобы она «доходила» до всех! И, чтоб, появилась обстановка настоящего творчества вокруг людей и для людей: в любой нашей далёкой сторонке!
Но продолжу рассказ о  том, куда  меня тогда «назначили»……Как-то появился в этом театре  и  …режиссёр,- /по виду и поведению: обыкновенный еврейский  «затурканный» дядечка. Который выскакивал на сцену и учил «с голоса», как за ним  повторять фразы и интонации только так, как он сам произносил! / Какой там «поиск»! Какое новаторство?    Бросить в  «прокисший суп» любое хорошее яство, не значит, что это можно  «есть»!              И в том театре тогда, ничего интересного и творческого не было!
В пустом зале на репетициях  «затурканного дядечки», иногда молча сидела его жена-брюнетка…  Которая,  тоже чего-то не выдержала и неожиданно для всех, дома,
 в отсутствии   мужа-режиссёра,  вскоре: умышленно проглотила иголку!                Был переполох! Все недоумевали… И режиссёр потом долго не показывался  в театре… Было такое впечатление, что, кроме колоннады и здоровенных пустых  пространств  этого здания, - больше ничего не было! Иногда шли какие-то безликие постановки,                в  полупустом зрительном зале…./Силюсь вспомнить хоть один спектакль: не могу вспомнить!    Помню только: появлялись серые,  высокие декорации - и холод во всём...          И по очереди, всех  в свой кабинет, вызывала та самая баба, т.е. извините,  «королевская директриса»: на  «проработку»… Вызвала и меня как-то.  Ибо я отказалась выходить на сцену в  какой-то постановке, где вся моя «роль» состояла только в том, чтобы я вылезла на стол…с голыми ляжками!
Наверное, это она же и придумала, чтобы поиздеваться надо мной и унизить! Ведь она ревновала своего моложавого мужа ко всем, кто был моложе её и очень негативно относилась, - к амплуа «молодых героинь»…/Которые, как ей казалось, все только и мечтают, как бы увести её муженька!/  И она меня сразу же невзлюбила!               
И сделала  предложение: поселить меня в самом театре, /т.е. у неё  «наглазах»,
 в комнатушке на третьем этаже, где рядом  жила ещё супружеская пара артистов. /
 Вот и выделила  для меня  там  шестиметровку,  не предупредив, что кто бы ни жил в этой комнатушке, что бы ни делал,- но от множества клопов избавиться  не мог!
И  меня так и  «огорошили» сказав, что избавиться от них  там невозможно!
Вот уж что не терплю! Чего боюсь и не понимаю: как же тогда там можно было жить!?
И я тут же  сама сделала ремонт!     /Прежде чем вселяться,- использовала рецепт одной умной женщины, которая посоветовала купить «дустовое» мыло, зашпаклевать этим мылом все щели и щелочки, дырочки,- и т.д. Насыпать  в ведро с краской, ядовитого порошка от всякой «живности»,- и всем этим  прокрасить, затереть, замыть  щели, стены и потолок! Что я и сделала!  И так постаралась, что когда потом, в открытое окно влетала какая-нибудь «комашка», то тут же падала...  Но раз и навсегда, я избавилась от любых насекомых: ползающих, или летающих! И больше с этим проблем не было.
/Чем удивила весь театр, т.к. почему-то до меня никто с этой проблемой «клоповника»: справиться не смог!/ И скажу вам  «по- секрету»: по-моему, это самое  главное «культурное» дело, что я сделала тогда в  Криворожском театре! 
Ибо в тот период, в  данном театре: не было не только слышно о .Шекспире и Шиллере, но и советские пьесы не  получались, не принимались, «не звучали»  и даже, как бы… вообще…отсутствовали! Любое творчество там «глохло» на «корню»! И исчезало, как
 и «комашки» в том застарелом «клоповнике»!
/Так что и Вася  с  Гутей  стали поговаривать, что нужно отсюда быстрей уезжать! 
 Хоть нам полагалось тогда, как молодым специалистам,- отработать три года.                Ни о каком «строительстве театра» уже никто и не вспоминал! Да и я тоже начинала   осознавать реальность.
Но, неожиданно для себя,- музицируя и распевая  песни, сидя  за роялем на сцене пустого театра, я «намузицировала» себе жениха! ./Оказывается, он уже не раз прятался за кулисами, слушая мои «вокализы» и высматривая меня, молодую «героиню»,т.к. это был тоже молодой «герой» в этом театре…И не успел он со мной познакомиться, а только «покрутился-попрятался» за кулисами,-.как меня вызвала «на ковёр»,… ну, конечно же: «королевская» директриса! И  сразу же, приступила «к делу»...
Говорит:  «Я должна вам сказать, что все девочки-поклонницы за этим Вадимом бегают! И он с ними тоже! Они ему букеты приносят, дарят.. А он: пьяница! У него пятки голые сверкают, носки рваные! В дырках! В общем, вы поняли!?  А ещё он…                /и  «пошло-поехало» про «него» в  том же духе…и т п.  Что меня  сразу насторожило! Потому что, когда мне кто-нибудь, про кого-нибудь, что-нибудь наговаривает,-                /я, памятуя, как меня оговаривали и «топили»  так же/, никому не верю, пока сама не смогу убедиться в том, какой это человек! Не верю сплетням.  Стараюсь сначала сама разобраться.  Вот, поэтому, выслушав «королеву», я и «обратила внимание» на этого «героя», которого до этого  не замечала.  Играла себе и пела, «удаляясь» от  всех подальше, т.к. ничего хорошего тогда  в этом театре, я  для себя не видела!
И сказала как-то ему, /прятавшемуся за занавесью, как обычно/: «Послушайте, что вы там прячетесь за занавеской ? Подойдите! Вы, кажется «молодой герой» в этом театре?»
Он вышел…Ничего себе…Человек, как человек! Чем-то похож на знаменитого артиста  кино: Дружникова!../Когда тот играл Незнамова в фильме: «Без вины виноватые»/…                Вот и Вадим напомнил мне этого артиста в роли персонажа  из той пьесы: такой же  «несчастный» провинциальный молодой артист…«Незнамов»... .Он стоял, передо мной, смущаясь и  виновато щурясь близорукими глазами…«Ну, хорошо! А зачем вы пьете?» сказала я . .. «И почему такая плохая слава о вас? Вот и меня уже предупредили!
Чтобы от вас подальше!»     Он виновато  и растерянно молчал….И началось!
 /Я смотрела на него уже с жалостью, глядя, как  нелепо и смущённо он стоял передо мной, бледный, несчастный, худой,- и тоже никому здесь не нужный, так называемый «молодой герой»! Ведь и для «героя» хороших ролей здесь не было! Играл, в основном, «героев»: муж директрисы!...А у меня, простите,- такая тяга есть: к спасательству и выручательству:  то, на чём я в жизни «горела» не раз,- а всё продолжаю подпадать под это «тяготение», помогать  кому смогу…Обязательно мне нужно кого-то спасать и  выручать, подчас, забывая о себе, и своих делах! Теряя время и силы на такие неожиданные  иногда, хлопоты,- отвлекавшие меня часто, от  моих собственных дел и  забот…/Я  знаю, что по «Библии»- помогать другим, это  хорошо! А в земной жизни почему-то, мне от этой моей «тяги», чаще всего только неприятности и  даже несчастья  «перепадали»! /   Даже сейчас, по прошествии многих лет, это  во мне присутствует: и я  спасаю щенков, котят, собак, кошек, и т.д. Ну и людей, конечно!  А  «пьяницы» и другие «заблудшие»: обязательно  попадаются на моём пути,- и радуются  при встрече!
Так и ходят за мной,, чтобы я их спасла, пристроила и т.д.  И как-то, даже одну сумасшедшую вызволила из сумасшедшего дома, куда её «упекли»!/
 Вот и Вадим стал  за мной ходить, как бездомный «щенок», /которых я спасала не раз «пачками», подкармливая и при страивая «в хорошие руки»!/  Но мне  совсем не хотелось опять попасть к директрисе в её кабинет, а тем более, слушать незаслуженный выговор в мой адрес  и «тираду» её  пошлых наставлений … И поэтому, я старалась держаться подальше от этого «героя»! Который  норовил  заглянуть уже и в мою комнатушку при театре, очень почтительно вытирая ноги перед входом и бледнея, когда я ему говорила  строго: «Зачем он так себя запустил, что даже носки не купит, а ходит в рваных!?
И так себя ведёт, что о его «похождениях» всех предупреждают»…  А по театру, уже  «пронеслось», что  этот  «герой»: в меня влюбился»! И он всё больше стал за мной ходить… Покорно выслушивая  мои «нотации» и  даже исправляясь при этом! Прихорошился! Носки купил! И даже пить перестал!  /Что всех поразило в  театре!/
 И особенно удивлялись, что даже пить бросил!? И не только носки купил, но и…   галоши новые! И больше  никаких девочек-поклонниц, не  «привечал» , и  вроде как, совсем преобразился...    И тогда наша «королева» вызвала меня опять к себе на  «ковёр»!   
И сказала мне: «Что это такое у вас с ним происходит!?  Его весь город знает!
 Он пьяница! Бабник! И он ходит к вам домой! Чем вы там с ним занимаетесь!?
Это- аморальность!  Как вам не стыдно! Вы  живёте в театре! И весь город будет говорить! Что у нас в театре, творится! В наших стенах! Вас посещает мужчина! Что!? Ничего не было и нет у вас с  ним!?  Не верю! Что б одинокий мужчина, да ещё артист,- ходил к одинокой женщине, да ещё к артистке,- и ничего не было!?  Не верю!
В общем: немедленно прекратите эти посещения мужчины»! 
 И я сказала Вадиму  о требованиях директора, и попросила: больше ко мне
не подходить .Он стал ходить по театру, как «в воду опущенный»: бледный, ещё более несчастный, потерянный… Ну, «Незнамов» и только! .Из «Без вины виноватых»!
Вот-вот произнесёт знаменитый монолог из этой драматической пьесы.!

/В это время, мне пришло сообщение от мамы, что она «завербовалась на три года на  Колыму, чтобы подработать денег!  Ни учительская, ни даже, директорская зарплата-                не обеспечивали  жизнь.  Бедная мамочка! Она, наверное, больше всего, из-за меня
это сделала: чтобы опять мне помогать...  И, ещё потому, что видно, всё не находила  себе места, страдая в душе…Недаром, и мебель часто передвигала в доме!                Пытаясь, как-то изменить свою жизнь. Продолжая  страдать из-за отца, т.к. эта боль у неё,  как видно, была настолько глубокой, что не унималась и с годами!                Брата она оставляла на эти три года,- на попечение тёти Нади! И я  не знала, что думать, по поводу такого решения мамы…Ведь уже настрадалась во время войны в  холодной Сибири! И опять, ещё дальше  уезжает куда-то, в морозы и холода!
Улетая на самолёте, а потом и морем: через всю страну! 
Но,  и я была виновата в том, что не смогла повлиять на  её решение! На улучшение материального  положения нашей семьи! Нищенская зарплата молодой артистки
в заштатном  театре, тоже  не давала обеспеченности!  И я была в такой растерянности тогда!  Не такой  «жизни в искусстве».- я ожидала...
Как призывал великий Станиславский! Как учил Хохлов… .                Я «увязала» всё больше в  бесперспективном театре, как в  непроходимом «болоте»! Выражение: «Меня согнули в «бараний рог»,- почти то же значило для меня тогда, что и- загнали в «кривой рог»!  «Окунувшись»  в чуждую  и совсем не творческую обстановку,
я, как в «водяной воронке»: стала «пускать пузыри», теряя себя ...
Однажды, Вадим  опять постучал в мою дверь, но я сказала  строго,- чтобы не подходил больше ко мне  никогда!  И он, побледнев,  сникнув, стал выходить из моей комнаты.
 И я увидела, как изменилось его лицо, словно ему смертный приговор вынесли! Как он, сгорбившись, обречённо, пошёл к двери…/И.. .вот она: моя жалость! Мне, вдруг, стало его так жалко! /  И  в ту же минуту, я разозлилась на всех и «вся»!
И на директрису, в первую очередь…На сплетни! На такой  пустой театр!  На  коллег, которые «руки» не протянут, чтобы помочь человеку! И сказала: «Подождите! Всё это сплетни! Ведь у нас с вами просто  товарищеские отношения! И я не намерена больше  никого слушать! Мне поручили сделать стенгазету для комсомольской организации театра! Вот и сделаем её вместе!»…Он захлебнулся от радости! Выдохнул воздух из груди, словно перехватило дыхание...  И стал приходить, чтобы вместе со мной делать стенгазету! А я сочинила сатирические стихи и нарисовала всех наших «героев», которые считались «героями», потому что были в родственных отношениях с кем либо из руководства театра …И  «молодая героиня »  /вовсе не молодая и с выпученными глазами, как у лягушки / ,- очень хорошо у меня получилась в большом и выразительном комичном рисунке…Так же, как и остальные «герои», из-за коих не давали хода никому больше…             И, узнав, что на днях в театре будет проходить большое собрание партактива города
и руководства, -как раз к этому собранию,- я  и повесила за кулисами  свою критическую газетку так, чтобы наша директриса не успела бы её снять! Что и получилось!
 И весь партактив и руководство города с большим любопытством ознакомились с этой газетой  и даже сняли её и унесли к себе куда-то, вызвав  директрису и секретаря парторганизации  на  большой разговор!   И,  даже оказалось, что руководству  города  эта газета понравилась, т.к. уже всем видно, надоело, что в театре и посмотреть было нечего! И поддержали нас!  И попало кому следует!  И даже понемногу, стали нам, приезжим,  «ролишки» перепадать…
Но директриса, сделав паузу,  вскоре всё же, ринулась « в бой»! Улучшив момент, когда  моя сокурсница Гутя , вдруг решила устроить мне почему-то, опять «разборку»!
 /А, скорей всего об этом и попросила её директриса, с учётом интересов  всех остальных «обиженных героев», в той стенгазете!/  В общем, решили собрать  комсомольское собрание театра, по поводу: моего:…«аморального»  поведения с Вадимом! Чувствуете?! Что делают такие собрания?!   /Замечаете, как умело  сделала «ход королевой», «королевская» директриса –выждав  время:  решила меня проучить!../.                Выждала, пока городское начальство обо всём призабудет…И под другим предлогом , организовали это собрание… И  к тому ж, «королева», не отказала себе в удовольствии, опять  вызвать меня к себе в кабинет, и сказать: «Значит, вы меня не послушались!?
 И вас продолжает посещать мужчина!? Позорите наш театр!?».                /И ни слова о моей газете и о критике, и о том, что говорилось о театре на партактиве и в руководстве города!/  «Вы что молчите!? Я вас спрашиваю: как вам не стыдно!? Продолжаете принимать мужчину! Значит, будем принимать ещё меры!»                И  я вышла, растерянная…Потому что удивило, что она совсем не вспомнила о стенгазете и о том, какой резонанс эта  газета вызвала….И проигнорировала то, что руководство города и комсомола, - были на моей стороне, т.е. на стороне критики положения в театре!
И, после  этого разговора  со мной,- на следующий же  день,  меня и Вадима вызвали уже на комсомольское собрание театра, которое  вела и  возглавила:…Гутя !                Она же и речь держала!  Разгромную речь в мой адрес! Называя меня чуть ли не «падшей» женщиной! ./Помните, как она старалась и по поводу моей красивейшей шляпы, в институте ещё!?  И по поводу, якобы имеющегося  у меня,- «порока» пьянства ,- которого у меня  не было! И потом, я  не раз  слышала от неё какие-то  злые  реплики в свой адрес…Что-то её всё время во мне раздражало! / Вот и на этом комсомольском собрании, моя сокурсница опять старалась больше всех!   А, скорее всего, таким образом, выслуживалась перед директрисой и другими, кто был задет критикой в стенгазете, и кто был близок к руководству театра! Видно, это  всё, вместе взятое, тогда  «сыграло роль», потому что, после моей стенгазеты, меня с какой-то  роли на сцене, сняли, и… назначили на эту  роль: Гутю…  Я уж и не припомню, что там  играли тогда на этой сцене!
И, вслед, за этим,  и организовали  разгромное в мой адрес, подготовленное собрание!
.«На таких не женятся!»- злобно  выкрикнула сокусница!  И Вадим не выдержал!
Он вскочил с места и тоже стал кричать: «А вот я женюсь на ней! Хоть завтра! Да! Завтра же и распишемся!»…/И крикнул  мне отчаянно: «Согласна!?»  А я, тоже разозлившись на то, что на меня опять наговаривают и унижают,- вдруг,  с вызовом сказала:«Ссогласна!
 Завтра же и распишемся!»  И Вадим опять крикнул:   « Слышите!? Мы завтра же  пойдём в ЗАГС»!   И все замерли от неожиданности!   /Намеченная «разборка  аморалки»-
не состоялась! Подготовленное директрисой, «Дело»: развалилось!
 А  Гутя , как в финальной сцене из гоголевского «Ревизора»,- так и осталась стоять:…
С  открытым  ртом…
 О, только сейчас, через много лет, до меня «дошло», что затевалось тогда в отместку за мою сатирическую газету! Они же  все, кто там был в руководстве театра, и кого вызывали потом к руководству города с критикой…Они, видно,- хотели мне  «пришить»  «аморалку»!  И выгнать с позором из театра!  Это «обелило» бы их, в глазах руководства города, а я, изгнанная с позором из театра на первом же году своей актёрской деятельности,- была бы представлена, как «падшая женщина», которая вместо того, чтобы «строить театр», как мне было назначено,- занялась тем, что «принимала мужчин»...                Да ещё «в стенах театра»!  Ого! Это «тянуло» бы  уже и на «отлучение» меня от актёрской деятельности вообще!  .Честное слово, только сейчас  я сообразила о том , что организовала тогда директор театра и остальные заинтересованные лица! Чтобы навсегда  опорочить и уничтожить меня!  Но «они» не ожидали, что всё обернётся иначе!
 И их «сценарий»  провалится!  А я и не догадывалась тогда, что мне готовили.
Никакого страха и каких-то подозрений, что со мной хотят расправиться, не было.                / Да, ещё не  раз  вспомню я своего молодого «пророка», который сказал. что я смотрю на мир  через «розовые очки»!./   Но я это  забываю и  опять: склонна доверять людям.
Я не хочу в них видеть худшего. Ведь, все мы бываем: разные! И душа просит нормальных человеческих отношений! Я  всё ещё не отреклась от своих светлых надежд..                Даже и после многих разочарований. /   Только, бывает,- не сплю ночами:  пересматриваю свою жизнь.  И, иногда вырывается стон! Зачем  я так поступила!?
В общем, мы с Вадимом ушли с того собрания, вроде как… «победителями»!                И на следующий день пошли в ЗАГС и расписались! И я дала телеграмму маме, что «выхожу замуж»! И она ответила телеграммой с поздравлением! И что высылает: свадебную посылку  И весь театр, «всколыхнулся»! Словно ожили, обрадовавшись,                что что-то происходит , наконец-то... И словно все «проснулись от спячки»! И стали  нас  поздравлять  удивлённо…И даже директриса, вдруг, заявила, что они с мужем к нам придут на свадьбу! И разрешила провести её в моей комнате…И «пошло-поехало»!            Все почему-то так  радостно это  в театре  тогда  приняли... Кроме меня! Я-то никаких других чувств, кроме дружеских к Вадиму не испытывала!   /.И чего они так радовались, не понимаю!?…Особых друзей я там не заметила. Никому ни до кого, «дела не было»! Все, будто прятались от чего-то…Разбегаясь по своим «норам», как «мыши»…
Вели себя  очень тихо.  /Сейчас я  вспомнила  одно «знаменательное» высказывание, которое услышала гораздо позже: «Главное: быть незаметными!»…Так учил жить один  известный телережиссёр, сделавший, очевидно,  под этим  «девизом», неплохую карьеру!../   Все поздравляли меня! И только Вася Гурин подошёл, когда вокруг никого
не было,- и сказал: «Что ты делаешь!? За кого ты выходишь замуж!?»
Но я не придала значения его словам.  Упрямо, «закусив удила», как  «вспуганная  лошадь»,- уже неслась безоглядно в «бездну»!  Голова  «кругом пошла» от всего происходившего…  И я, наверное,-  уже вообще  ничего не соображала тогда,  что происходит!  Вот как  «закрутило»,  «затянуло» в  «омут», как  «щепку», в том самом «море»..   / В том самом «жизненном море», о котором говорил наш учитель Хохлов!/
 Вот и затуманилась моя голова! Даже и крикнуть  не смогла:  «Спасите!»                А на той глупой свадьбе в моём бывшем «клоповнике», повелительно и радостно восседала:  «королевская директриса», со своим  «героем»...                И ещё я позвала супружескую пару артистов, что жили рядом. И жена  артиста  принесла набор хороших рюмок попользоваться  на свадьбе,- потому что у нас тогда ничего  такого не было. А директриса, продолжая безудержно чему-то радоваться,- начала, вдруг, неожиданно: хватать эти чужие рюмки и со всех сил «хлопать» их  об пол, разбивая! Приговаривая, при этом: «На счастье! На счастье!». /Да так и перебила  чужие рюмки!/
А соседка, вздрагивая,- моргала  сильно  накрашенными ресницами, глядя,  как бьют её рюмки!  И растерянно улыбалась…Ведь, и не скажешь ничего! Начальство же рюмки бьёт!  И директриса, со всей силы, азартно продолжала  бить  эти чужие рюмки об пол!
А они звенели, разбиваясь безжалостно! /Как и моя жизнь тогда.!
А потом,  директриса с мужем ушла…И  вот тут я, действительно, решила напиться!                И сказала, что уж, извините, но вот теперь-то, я  и напьюсь! Потому что, мне становилось всё страшней отчего-то…И пила одну рюмку за другой, так же, как разбивались чужие  рюмки…  И напилась!  И соседка, уложив меня спать, ушла. Я же, «провалилась» в какую-то «черноту» …уснула   /А Вадим, оказывается, тоже  напился, и тоже: уснул! /
 И когда я утром проснулась, то он виновато сказал: «Извини, но я тоже напился и проспал всю ночь!»  А я  сказала: «Вот и хорошо! Пусть  весь этот шум  по поводу нашей свадьбы, уляжется. А я  хочу подумать!»   «Но ты, ведь, моя жена теперь! Мы же,  расписались!» -испуганно сказал он. А я ответила: «Надвигаются новогодние праздники! Давай встретим Новый год, а там видно будет!»...«Но мы же расписались, повторял он. Ты же моя жена!  А я твой муж!»     Я сказала ему: « Кажется, в Японии есть хорошее правило! Три года не должно быть детей, пока  не проверят в браке свои отношения!
 И будут ли они вместе  жить дальше! Я не хочу, чтобы дети страдали из-за наших ошибок! И три года у нас не должно быть детей!»  «Но ты же, всё ещё девушка!
 А я, теперь твой законный муж!» И мне опять стало его жаль.. .И тогда- словно:
 «махнула на себя рукой»...А, будь что будет! Согласилась выйти за него, значит должна быть женой, как  все!»  Но…ещё три дня после свадьбы я ходила  в «нетронутых девушках», т.к. никакой тяги к  законной супружеской постели: у меня не было!
 Но разве это интересно кому-нибудь?  Что тут интересного!?  Это только сейчас,
 на экранах ТВ и кино: идёт  пропаганда сексуальной распущенности! Появились даже передачи, где ведущий с ухмылкой «похотливого осла», выспрашивает у мужчин и женщин, как им  «спится и лежится»…  А какого-нибудь наглого юнца-извращенца, величают, при этом :  «наш герой»...   А потом показывают передачу о тысячах бездомных детей, которых запросто покупают,  чуть ли не за мороженное!     И  сообщают,  что и  в   столице  теперь:  есть нелегальная торговля пятилетними  малышами!
 .Теперь я понимаю, почему в сохранении девичества, раньше, - видели необходимость!  Это нужно, для  сбережения здоровой семьи, здоровья нации: физического и духовного!    И поэтому, в Православных традициях: девушки должны беречь свою честь и чистоту!   Да ещё и потому, что всё, что происходит с нами: отражается  и на состоянии нашей души! И просто «спасать» человека – это одно! Но «спасать», укладываясь с ним в постель,- это совсем другое!
/Вспомнилась  шутка одного  мужчины, когда он повторял стишок »Любить,- это падать!              И вместе с собою: другого увлечь!»/...Но это он говорил, смеясь. Потому что так не должно быть: чтобы  человек  «падал», когда приходит любовь!                Вот такая «лже- любовь»  и  такое «лже - спасение» у меня тогда было!
Хоть, это происходило с оформлением брака официально, с печатями и росписью!
 Но и это тоже, не только  безнравственно, но грех и разврат, если нет настоящей любви,
 а только подмена этого чувства чем-либо другим! Той же  «жалостью», например…
Что я поняла позднее…И не слушайте никого девушки! Не выходите замуж «из жалости»! Или из-за общественного мнения…Или потому, что все подруги уже  «повыскакивали» замуж!  Это только в песне красиво поётся: «Жалеет его!»...Но счастья не будет! И всё это: для вас может обернуться: несчастьем!  Ведь и детки пойдут в таком  «лже- браке»...                И какое же воспитание  у них будет!? Какой пример !?.                Набирайтесь терпения, и молитесь, просите у Господа, чтобы дал встретить своего Суженного! И только любовь настоящая, одухотворённая - оправдывает  и физическую близость! Берегите себя! И не верьте пошлой рекламе и бесстыдным россказням пошляков! Все эти разговоры нынче: об «интим- салонах», «секс- символах», и т п.   «галиматья»- развращающая  душу! Порочат честь! Губят здоровье! Духовное и физическое! И, значит, всё это от  лукавого!
И вот, теряя себя в таком замужестве и  не имея возможности играть на сцене,- я  стала играть в жизни  роль: «образцовой жены и домохозяйки»! Одевала и холила мужа,-                в первую очередь ему шила костюмы, покупала галстуки и рубашки! Изощряясь в познаниях, что и как лучше приготовить  и подать к столу! И убеждая себя, что, наверное:  «Это и есть любовь!»  И пусть, наконец  и у меня будет: «как у всех»!  Да! Я, наконец, решила что буду жить: КАК  ВСЕ !  /Ведь,  большинство людей женятся, выходят замуж, когда «время подошло»! Или когда им выгодно, удобнее  хочется жить и т.д.                Вот и выходят замуж!  И так: очень многие! И разве они ждут настоящей любви!?  И где эта любовь!?  Вот и опять вспомнила свою  роль: «Ларисы-бесприданницы»! Она, ведь, тоже сказала, умирая: «Я хотела любви, но не нашла! Её нет на свете! Незачем и искать!»                И разве я не обманулась уже!? Всё, чего ждала, к чему стремилась в любви и в творчестве,  всё ИСТИННОЕ И НАСТОЯЩЕЕ: уже обрушилось! И продолжало рушиться  и в моей душе! И только  «звенели», как  разбивающиеся рюмки на моей свадьбе, слова из «Бесприданницы»: «Любви нет на свете! Незачем и искать!»                И ещё хотелось крикнуть: «Я так жить не хочу! Хоть в «обрыв»! Хоть замуж! Хоть ещё куда-то,- но только бы уйти от никчемной, бесцельной и бессмысленной жизни!».
Здесь вспомню классиков! /Меня иногда упрекали, что я классиков люблю цитировать…
А я отвечала: «Но разве это не лучше, чем повторять пошлости!?»  ./                Оказалось, что я всё время, как  «белая  ворона»!   Недавно, одна приятельница  меня так и спросила: «Ну почему вы одна!? Почему не голосуете, как все»!?»   А  я ответила, что есть такое хорошее  высказывание: «Человек  формируется  в  сопротивлении среде!»  Или вот ещё высказывание кого-то из великих: «Видеть зло и молчать: это преступление!»

Да, ведь, и К.П.Хохлов слишком высоко «поднял планку», от которой можно отмерять жизнь и «театр»! .               
Вот и Вася Гурин, тоже  ходил по «криворожскому  театру», как «неприкаянный»!
 Не похожий на самого себя! Ведь и он, после учёбы у  К.П. Хохлова , тоже попал  в такой глухой театр, как «кур во щи»! .Он  сник,  похудел, ходил  уныло, с большими кругами под глазами…       И даже  стал попивать, скрывая это от всех…Тоже не имея ни ролей, ни счастья в личной жизни, /с его женой тогда: Гутей!/
..               
 А …  я !?  «Сломалась»!?   Или «ослепла» вдруг!?   Или так  «оглушила» безжалостная реальность после всех моих фантазий и высоких помыслов и порывов,- что даже уже и соображать перестала!?   Или испугалась жизни, одиночества, людской молвы?                Или хотела кому-то доказать что-то!?  Не знаю!  Знаю только, что  «когда Бог хочет наказать, то отнимает разум»!    Вот такое затмение  на меня нашло тогда: с этим моим  «обычным  замужеством»,  как  у всех »...                Ведь  «уму не постижимо», как я могла с собой тогда такое сотворить!?...Берегла, берегла свою девическую честь и чистоту,- и… «швырнула» себя мало знакомому человеку, которого видите ли, стало жалко! И которого «нужно было спасать»! В общем, что-то произошло со мной тогда! Но, кроме всего уже перечисленного, теперь скажу, что была ещё и…элементарная молодёжная  дурость!   И,  всё же,- «захлебнулась» фантазёрка
в «розовых очках»- «прозой жизни»!   /А, ведь и мама, позже, когда приехала,-
ответила  на моё объяснение замужества, что мне: «Стало его стало жалко»,
-сказала:А МЕНЯ ТЫ НЕ ПОЖАЛЕЛА !?./    Прости, мама! Что тут ещё сказатьь!? Прошлое не исправишь!   /Так же, как  ГРЕХ, который совершаешь: отпечатывается навсегда в памяти и душе! Как пятно, что не вытравить! Как клеймо, что- Навечно!
Вот почему так страшен грех!  Очерняет душу.  И сколько же совершаем разных грехов
за всю нашу жизнь!?  И это всё: отпечатывается в душе! С какой же душой приходим к Богу!?...Велико же Терпение  и Милосердие Твоё, Господи!   
Верно сказано у Л.Толстого «Всё, что может случиться извне, ничто в сравнении с тем, что может сделаться внутри!»... 
И опять приснился мне тогда вещий сон:
«Глубокая яма! И в ней: черти! Ищут меня, переговариваясь: «Где она»!? Но я не видима им. Только  вижу их!  И, наконец, появляется ещё один, самый страшный чёрт,-                и, вдруг, увидел меня! И показал пальцем в тот угол, куда я прижалась: «Вот она!»                Черти кинулись ко мне! И я проснулась от ужаса!...»
 /Всё сходилось: сон и действительность!.../
 Безразличная ко всему, спокойно и тупо: стала ходить на рынок… Готовила ему разные вкусные обеды и т.д….И даже стала вроде бы, входить во вкус к такой бездумной жизни, раскармливая муженька…Да и сама тоже стала поправляться при этом, что для молодой актрисы, было уж совсем ни к чему! Но  для «какой актрисы»!? «Ролишки» - то  где!?
 И какие!?  И я притихла,  будто меня  придавило чем-то.  Смотрела на всё  уже молча, думая: какой теперь ему  ещё лучший костюмчик  сшить из маминого отреза, что она прислала в посылке. А мне золотые часы прислала и  очень красивое, тёплое  золотистое одеяло из верблюжьей шерсти! Вот  теперь и я  буду жить, как  все!  «Не высовываться»! Не вмешиваться ни во что! Не связываться!  «Быть незаметными!» Ведь, так учат те, кто уже сделал неплохую карьеру! И у них: более спокойная, благополучнее жизнь.
 «Всё в дом! Всё в дом»!   « Так и я теперь буду жить»!             /Чувствуете, что осталось от  «Лучшей Ученицы Хохлова»!? От Шекспира и Шиллера!? И от меня самой, наконец! /

А, может быть, больше всего в этом было: безвыходности и  отчаяния? Ведь я уже поняла, что из этой  театральной  ямы,- выбраться  будет почти невозможно!  Как попасть теперь
в хороший театр!?    /Всё это  «месиво»  и составило тогда в моей душе: такой  «горький коктейль».   И разве было не понятно тем, кто придумал послать нас, троих молодых артистов в такой запущенный театр, / без настоящей режиссуры/,-что никакого  «строительства театра»-  при таком положении, не получится !? /Но  и об этом горевать было уже бесполезно !/
А при попытке «барахтаться»  и  «подымать волну», получалось только, как в  том анекдоте: «захлебываешься»….кое-чем! И идёшь: ещё быстрее ко дну !
Вот потому и зародилась во мне тогда эта предательская мысль: «жить, потише!
Как многие!  /Сейчас вспомнила  нынешнее изречение: «Пипл всё схавает»! 
Вот  и  я тоже!?   Нет! Я  не хочу так  жить!  Чтобы «хавать»…не думая своей головой! 
И повторяю: «Не нужно терять себя! Свой характер! Предавать свои  мечты и стремления! Падать духом! Прекращать борьбу за свою жизненную цель! За свою творческую судьбу! Убегайте от пошлости со всех ног»! И мне нужно было тогда бежать не  «за комсомолом»,                а  бежать «куда глаза глядят», как только увидела, что никакого «строительства театра» не будет! И бежать быстрее! И, избежать глупого замужества и потери времени! Потери  самой себя! Что самое главное!// А ещё: нужно было  в институте, на курсе, быть гораздо, осторожнее! Не забывать  слова Пушкина: «Молчи, скрывайся и таи! И мысли и дела твои»! А я  всё: «душу нараспашку»…  со всеми! Да что теперь жалеть!? Поздно!/ Правильно сделала Элина , рассказав мне позже, при встрече,- как получив назначение после института в Херсонский театр  и узнав, какая там режиссура, -поняла,  что там её  ожидает  творческая гибель. И сделал всё, чтобы  самой  устраивать дальше  свою судьбу! И   добилась этого, пустилась в свободное  «плавание», чем  спасла себя! Ведь, в то время,- за прекрасными призывами и  устремлениями: «На чернозём»!                «На  «Бам», с песнями»!  «На Север!  и т д…была скрыта другая реальность: сами-то  призывавшие, оказывались, всё же: поближе к центру!  Поближе к столицам!
 Даже присказка такая тогда появилась: «Умрём, но под Кремлём!»
 / А теперь?  Какая  «присказка»!?/   «Всё решают деньги»! Разве это правильно!?..Сколько талантов,  погибает! Сколько людей… гнутся и ломаются!? Оказавшись перед  лицом  жестокой   действительности!   Вот потому я  всё больше  думаю, что настоящий расцвет страны только и возможен тогда, когда будут создаваться должные условия для расцвета всех  людей и их талантов! И когда будет доступна справедливость  и возможность для творчества в любой профессии: для большинства! А не только:  кто при деньгах!

/ Вспомнила, как на прощанье,- когда я уезжала после института из Киева, Олег Борисов сказал мне: «Не выходи замуж! У тебя из этого ничего не получится!»…Он, ведь, был умница!  А я тогда не задумалась: почему он мне так сказал!?  Ну, то, что отец Аллы, Роман Степанович сказал мне: « Реветь будешь, как белуга»,- это понятно! Он, был чекист! Глаз у него: «намётанный»! А вот, Олег!? Почему он мне тогда так сказал!?... Безусловно, как хороший артист- он и в молодости, обладал даром психологического проникновения в сущность человека и событий! И это, потом, проявлялось и в исполняемых им, ролях. Он сумел, несмотря на многие трудности, подчинить себе и театр и кино, - и реальность тоже! Сумел пробиться!/
Но что касается его предсказания моей личной жизни, то до сих пор это некоторая загадка для меня! Ведь я была  привлекательной девушкой! Но, что касается личного счастья - то мне в этом, действительно,- не везло! Ошибки,  разочарования, страдания!...А любви
счастливой- не  было!  И теперь, оглядываясь на прожитые годы, вижу ясно, что так и
 не встретила «свою половину»! Я фантазировала и придумывала  вымышленный мной «образ», а потом  этот  «флёр»  исчезал  и я видела совсем другого,  реального  человека... «Хоть ждала и верила»!  Как поётся в известной песне.  Всё хотела найти свою настоящую любовь! Да, видно, не суждено было! И это ещё одна загадка: почему кто-то находит свою истинную любовь!  А кто-то ждёт и «мается» в тоске, да так её и не отыщет!
 Слабый, от этого сопьётся или извините,- «скурвится»…Начнёт таскаться
«во все тяжкие», да так и погибнет душой и телом! А сильный,- всё же преодолеет невезенье  и направит свою жизнь на активную деятельность в профессии, в творчестве.
 И это: лучший выход! Вероятно, истинная ЛЮБОВЬ,- это такой большой ДАР БОЖИЙ,- что далеко не каждому даётся! Это - тоже  Тайна!  И ещё я подумала, что если душа слабая и невежественная, то кто-то и преступником становится, из-за того, что был обделён любовью! Конечно, очень тяжело и опасно жить, не испытав настоящей любви! Наверное, нужно больше молиться и просить у Господа Милости!  /Тешу себя тем, что после жизненной науки, мне сейчас стало многое яснее../
Ах, как хорошо сказано у Пришвина: «Сущность жизни - есть любовь! А борьба, только средство: борьба за любовь! Но пусть остаётся так: на первом месте в словесном выражении будет стоять борьба, а в невыразимом молчании будет любовь!»
Сейчас, в жизни появилось так много грязи, мутного потока какого-то, даже в публичных рассуждениях  на эту тему,- что хочется непременно ещё и ещё раз вслушиваться  в изречения великих людей, не раз ещё  возвращаясь к чистому «роднику»  большой литературы! Вдохнуть свежего воздуха, при этом! И я ещё не раз, вместе с вами, читатель,  буду возвращаться к этим «родникам»! К духовному  «богатству»! К  тем мыслям, что подобны  весенним цветам, лесному благоуханию, цветущим каштанам и белому цветку вишни,- шуму морской волны, или нежному звучанию родника! Вот что такое для меня: эти умные и прекрасные мысли великих  людей!
Так вот, продолжаю из Пришвина: «И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить,- и было действием  души моей, и что душа - это и  значит: любовь!»
/Чувствуете аромат ландышей, при этом!?../….
Да, есть тайны, которые не сразу  можешь понять! А, быть может, и не поймёшь  никогда!
Не могу удержаться и хочу обратить Ваше внимание и на такие слова Паустовского: «Любовь одна - невыразимо  чиста, и может быть,- один из тысяч чувствует её Божественную сущность…Люди развенчали её.. А она - творчество, она- смысл  земли!»

/И разве это имеет какое-то отношение к нынешнему культу бездуховной сексуальной распущенности!?  И если кто-то думает, что от такой пропаганды будет  увеличиваться  в стране рождаемость, то глубоко ошибается! Болезней и несчастных судеб  прибавится!            И детей бездомных! Что уже наблюдается! А укрепить семью поможет только счастливый брак, основанный на любви!/
А вот вчера: только включила телевизор, а там: разглагольствует на эту тему один известный депутат! И что вы думаете!? Так уверенно, нагло, беспрекословно внушает:  что замуж нужно выходить не по любви, а только по расчету!  И все молча и очень внимательно слушали, внимая этому! Что же дальше будет в стране, если такие   «деятели» будут насаждать безнравственность и продажность даже в чувствах!?
Итак уж всё продаётся!  Даже честь и совесть! Даже память о наших славных отцах и дедах! Только отдельные  голоса слышатся! Словно мутно-грязный «сель» на страну обрушился!
Однажды я спросила у мужа: «Ты говоришь, что у нас любовь! Но в книгах пишут, что нужен трепет…А у меня трепета нет! Спокойно!...»…
Он ответил: «И хорошо, что спокойно. Это и есть любовь.»
Ему было тогда  тридцать лет, а мне  двадцать два….И я всё ещё была очень наивна и доверчива! К тому же, вспомнились мои  «трепетные» страдания, по поводу  красавца Николая в институте…И я согласилась, что, пожалуй так лучше: «когда спокойнее»..
./Если б знала я тогда, как осознала позже,- что брак без любви - это тоже грех!
Вы скажете: «Сколько же тогда грешников на земле»!? Ведь, настоящая любовь встречается редко!»/ Да, много греха и во мне, и во всех нас! И не сразу это осознаёшь!                В молодости, только начинаешь познавать себя и жизнь…Возможно, так и задумано!..                Как цветок, вырастая, подымается  и становится всё краше! Так, очевидно, и человек: проходит все стадии взросления…И вырастает либо красивым духовно, радующим людей и мир! Либо, загнивая, ссохнется и погибнет до срока! Конечно, хотелось бы пораньше прозреть и многое осознать быстрее! Чтобы в ошибках своих, не потерять самое главное: свою бессмертную Душу! /Как записано в дневнике священника Ельчанинова:                «Грех - убивает душу»! И ещё: «Грех- разрушительная сила,- и, прежде всего,- для самого носителя: даже физически грех потемняет,  искажает лицо человека»!
/Действительно, страшно смотреть на спившегося, опустившегося нравственно, а, затем,                и физически: человека! Даже речь его, становится  будто зловонной: изо рта исходит сквернословие и вонь! Глаза затуманенные, бессмысленные, как у дикого зверя!
 В них только злоба и ненависть  ко всему! Или отсутствующий, словно, «слепой» взгляд! Такой спившийся  человек, пропитан не только ядом алкоголя, но и бесовской злобностью!/ Недаром есть выражение: «Водка, это кровь сатаны»!...И  сам бес вселяется в человека, при этом, дабы привести к гибели душу человеческую,- а затем, погубить и физически! Кому не знаком этот современный портрет спившегося мужчины?...Да и женщины, порой! Такой потерянный человек «смердит» словно живой труп!
 Недаром Л,Н Толстой озаглавил так свою великую пьесу: «Живой труп»!
Как это страшно! Сокращать, итак очень короткую свою жизнь! Умереть заживо, разлагаясь! Не жалея своих детей  и близких! Страдающих неимоверно, глядя на этот ужас!  /Как же не изучать великих мыслителей!?  Как же не вдумываться в их мудрые слова, данные в помощь нам всем!? /
В Библии записано: «Дай нам Господи, зрети  грехи наши!» И так же наставлял Святой Иоанн Кронштадский: «Благодарю Господа, что не оставил меня совсем!                Хоть и через годы, но Дал Прозрение! Дай же, Господи,- прозреть и тем, кто ещё не понимает, не видит Свет Твоей Истины! Молюсь за своё прозрение и за их души»!..

 А мама моя!? Ведь, ещё несмышленым ребёнком, не сознавая себя,- от горя  и слёз: «отреклась» от Бога! /Как она рассказывала./ А жила не ради себя, а ради нас, детей! Старалась помогать и чужим детям, порой незнакомым людям! Значит, жила по Божьей Заповеди! Но она осознала это только в конце своей жизни! И сказала мне это, умирая!               И я молюсь теперь  за её Душу! И за Душу моей любимой тёти Нади! Которые в делах своих и намерениях, несли добро,- посвятив  свою жизнь, светлой мечте: «построения счастья для  всех людей», т.е. жили, фактически,- для других, а не для себя! Жили, с Господом Богом в душе! Хоть и не сразу это осознав! Господь Милостивый! Прости нас всех,  грешных!  Прости, грехи наши, вольные и невольные!               
               
Мама продолжала присылать мне письма из далёкой Колымы, куда её занесло  несчастье, мучившее её! Неизбывное её горе: когда отец  не вернулся! И там, на далёком Севере: она возглавила детский приют для бездомных детей! Оставив  на три года,  город Львов, пытаясь как-то всё-таки, изменить свою жизнь, т.к. себе  места не находила!
И опять, на Севере ей пришлось пережить  много тяжёлого, и даже пожар в  вверенном ей детском приюте..  И даже то, что обнаружили рядом с этим приютом: беглых заключённых, которые  убежали из лагеря строгого режима, пробираясь через тайгу группой, поедали друг друга… И возле самого  детского приюта,- нашли потом их  «пищевой» запас, зарытый в землю, т.е.останки своих товарищей: их печень, сердце …
Оказалось, что они,  поблизости от детского приюта:  прятались в тайге! /Вот какой ужас бывает, когда человек падает до последнего предела, подчиняясь сатанинскому злу!/                Как ей там было опять тяжело! Как будто, Злой Рок гнал её по жизни  студеным вихрем!                И унёс её опять в холода! На Край Света!  Где было очень опасно и страшно! Особенно, для одинокой женщины! Но  видно, она не выдерживала своих душевных мук! Даже и в наладившемся быту, - во Львове, после войны! Она маялась! Невидимая ни для кого душевная боль, подтачивала её! И вот опять сделала отчаянный рывок в неизвестность! Что-то изменить! Как-то убежать от этой  боли! Которая жила в ней, не переставая, когда она вспоминала свою жизнь и отца!  Она часто начинала  об этом разговор, когда мы были вместе…И всё повторяла, пережитое,-  рассказывая одни и те же события, которые сделали её несчастной!  Она, словно, хотела вырваться из этой  проклятой «колеи» её жизни,- но, как загнанная,  всё шла так же, одиноко,--/ где  изводили её одни и те же воспоминания: что он, её муж, предал её! Бросил одну в Сибири с двумя детьми!/ А она   так  честно и верно ждала его!   Или вспоминала, не раз, как  тяжело умирала её мать из-за того, что поехала за мешком муки для голодных детей своих, и простудилась!
 И эти воспоминания  тоже изводили её! Только молитва и Бог могли помочь её измученной душе! Но она же отреклась от Бога ещё ребёнком! И никто не мог ей помочь! Её исстрадавшейся душе! Круг  замкнулся! И, словно петля на шее, стягивалась всё туже, в её душевных страданиях!  Она не находила выхода для своего бедного сердца! И вот, опять решила уехать, улететь куда-то, как-то всё поменять!..И улетела неожиданно: за  «тридевять земель»! На Дальний Север!... /Ехала поездом, потом самолётом через всю страну, потом  пароходом, в море,- куда-то всё дальше! Вот какая боль и какое отчаяние было в ней! Так, что и не боялась: куда летит и зачем!  Да и уехать, убежать, улететь:
от этой своей неизбывной боли в душе,- она не могла! И меня тогда, не было рядом с ней! Я сама медленно опускалась на «дно», как  «утопленник »,- утопая в жизненном море! Теряя свою мечту! Любимую  творческую профессию! Потеряв уже и свою девическую чистоту, хоть и с распиской  в паспорте о замужестве... Но разве дело в «расписках»!?

Я  ей  ни о чём плохом не писала тогда! Старалась сообщать только, что «всё хорошо»!                И «замуж вышла хорошо»! И, вообще,  у меня  всё «хорошо»! «Лучше не бывает»!                /Не хватало ещё - моими бедами, её добивать!  И я  думаю: какая  сила, всё-таки, таилась , в её изболевшейся душе! В  маленькой женщине: жила большая душа! Которая не смогла найти счастья в нашей страшной, чаще всего,- земной жизни!
А, тётя Надя, её сестра, находила себя в большой и ответственной работе! Это придавало ей спокойствия, уверенности, -/ даже когда понимала, что у неё личного счастья, тоже нет!/   Правда, во Львове,-через несколько лет, она вышла замуж за полковника в отставке, и жили они согласно и хорошо…А потом, он умер, и она опять осталась одна!
 Да и складом характера, тётя Надя была другая: более уравновешенна и спокойная!
 Она, всегда, с любовью: помогала нам!  И многим людям, что тогда работали с ней.                И мы были для неё  тоже: как родные дети. Поэтому, мама могла спокойно оставить на время её отъезда, -моего брата Валерия, учившегося в школе тогда,- зная, что он в надёжных руках!
В этот период,  в Кривой Рог, приехал на гастроли оркестр из Москвы,- под управлением знаменитого композитора И.О.Дунаевского!  И это было очень большое культурное событие в городе! Наконец-то, в  театр устремилась публика! Был аншлаг!
И, неожиданно, за кулисами я встретила маленького ростом, человека,  И этот маленький ростом  мужчина, взглянув на меня внимательно, что-то спросил,-  мы  поговорили немного и он представился! Оказывается, это и был  композитор:  И.О Дунаевский!
 Его музыка звучала тогда по всей стране!  Он постоял передо мной немного,- узнал, что
 я актриса этого театра и пригласил  вести его концерты  все десять дней  гастролей!

От львовской комиссионки у меня  сохранилось немецкое чёрное длинноё, бархатное, очень красивое  платье,- и я, со своими длинными пышными тёмными волосами,- выглядела  эффектно! В общем, почувствовала, наконец,  на сцене праздник!
С  Дунаевским прибыло несколько певцов  и солистка: Виктория Иванова-сопрано!
Пел также, очень популярный в те годы лирический тенор: Владимир Нечаев!
Его тоже в те годы знала вся страна! И он был тогда очень знаменит!
И вот, Владимир Нечаев в меня влюбился! Но ухаживал красиво, без пошлостей и т. п. Мы втроём ходили в ресторан обедать или ужинать: я, Виктория Иванова и Нечаев…
И он галантно нас угощал! А Виктория Иванова подшучивала над ним за то, что он хотел «держать форму» и не поправляться, но заказывал на ужин: бифштекс с жареной картошкой, не в силах от этого  отказаться… Как-то, он мне сказал: «Знаете, как я стал знаменитым ?  Просто послушался умного совета: «бить» только в одну  «точку»!                Не рассеиваться в выборе репертуара! И я стал исполнять только советские  лирические песни! И меня стали запоминать»! /Ему льстило, что он знаменит! Приходя на почту в моём сопровождении, с удовольствием, демонстративно показывал своё Удостоверение,    красную книжечку,- и с вызовом произносил девушке в окошко:«Я- Владимир Нечаев!» Краснея от удовольствия произведённым эффектом, наблюдал, как менялось у девушки лицо, как  другие девушки, тоже с улыбками радости: переглядывались, доставая ему письмо! А Виктория Иванова сказала мне однажды: «Здесь такая скука! Как вы здесь живёте!? Не удивительно, что уже вышла тут замуж! Тут от скуки с ума можно сойти!»
Нечаев стал называть меня: «Эсмеральдой».. .И я, со своими тёмными  длинными волосами, действительно,- напоминала тогда этот образ! Концерты проходили с успехом! И.О.Дунаевский, выходя после  «номера» за кулисы, посматривал на меня  внимательно.. Но казалось, что он чем-то был тогда озабочен!  А я восхищалась, как уверенно он дирижировал большим оркестром! Как красиво и слаженно звучала музыка! И на сцене совсем не было заметно, какого он роста!../Ведь и Наполеон был небольшого роста! Дело не во внешности!/...Эти гастроли оркестра И.О. Дунаевского,- знакомство с Владимиром  Нечаевым, его красивые ухаживания и комплименты, весёлые шутки Виктории Ивановой, словно перенесли меня в другой мир! А Виктория Иванова сказала мне: «Вам надо уехать отсюда! Приезжайте в Москву! Покажитесь в какой-нибудь театр! Вы ещё молоды, прекрасно выглядите! Не задерживайтесь здесь!» /.Но тогда, Москва, казалась мне такой далёкой! И недоступной!/    В те годы, с пропиской  в Москве, действовали, поистине: «драконовские» методы. Прописаться в столице тогда было просто невозможно!                А, значит, и  устроиться  на  работу! Да я тогда и не думала об этом! Была в другом состоянии души.  /Вот как много зависит, в каком духовном состоянии пребываешь! Если сила в душе появляется: многое можешь сделать. Даже, казалось бы,- недостижимое  прежде!/  Но , в  Кривом роге,- я ещё была в «полной прострации»…
 Когда  гастроли оркестра  закончились  и они уехали,- Владимир Нечаев ещё присылал мне  какое-то время, письма, всё так же называя: «Эсмеральдой»...                Это было, с его стороны, ни к чему не обязывающее увлечение! Да и мне он был интересен только, как  столичный известный певец. Но всё это  прошло мимо…И снова пошли  криворожские будни..  /А через пару лет, я услышала печальную весть!
И О.Дунаевский неожиданно умер! Ходили какие-то страшные слухи. Не известно, что было правдой, что нет! Виктория Иванова пела ещё долго и довольно часто  звучала тогда на радио! Её нежный  высокий голос звучал необычайно красиво! И исполнительницей она была  высокого класса.  А Владимир Нечаев - прожил не долго! Мне рассказали,
 что бегая по утрам,- всё стараясь похудеть и поддержать  «форму», он, однажды,
 не добежав немного до дома, упал…и умер! С ним случился инфаркт!/
 Я вычитала у Брэгга, что бегать утром нужно не перенапрягаясь! И лучше бегать вечером. Впрочем, у священника Ельчанинова, записано: «Нет ничего случайного на свете! Тот, кто верит в случайность,- не верит в Бога!»  Над этой фразой можно задуматься!
Ибо расшифровывать загадки бытия,- не просто.
.Гастроли оркестра Дунаевского остались в моей памяти, как единственное светлое пятно, за весь год моей жизни в городе, под названием Кривой Рог!
Делать в этом театре уже было  нечего! Вот и Вася с  Гутей,- уехали!
 Без отработки трёх лет, после института, как положено было. По окончанию этого года и театрального сезона, пустого, как мыльный пузырь, -королевская директриса с фальшивой   «золотой косой», нас тоже отпустила: «на все четыре стороны»!..И мы двинулись с мужем  в Москву! На актёрскую  биржу! /А куда же ещё ехать провинциальным артистам, чтобы отыскать работу по актёрской профессии!?. Ведь не было и нет ещё многопрофильных  творческих агентств для  трудоустройства  творческой профессии! Чтобы для всех, кого обучали высокому  мастерству, в  училищах и институтах: обеспечить должные условия, для нормальной творческой деятельности!  И будет ли это сделано когда- либо,-
не известно до сей поры…
В общем, приехали мы тогда на  допотопную биржу, что располагалась в Москве,
 в коридорах Министерства культуры, / как бы, полулегально/…Съехались бедняги-провинциалы: походить по этим коридорам,- унижаясь, никому не нужные, и…                «Катите, откуда приехали!»  И куда было деваться!?
 Осталось только сказать в пространство: «Привет! От старых  «щиблет»!
 «Приехали продаваться!»