Ради Огня. 6. Дым колечками

Люба Рубик
                Продолжение Ради Огня. Записки пиромана.

  Я смотрю на курящих людей и удивляюсь: что за глупое занятие - Дым* глотать? При этом говорят, что испытывают некое наслаждение… А некоторые уверяют, что курение "нерьвы" успокаивает, а стихоплётам, мол, даёт вдохновение, и пр. глупую дребедень сочиняют. Враки всё это! Ни вдохновения, ни успокоения "нерьвов" табак не даёт! Наслаждение идёт от самого процесса курения, а не от табака!  Дети начинают курить исключительно из видимости показаться  взрослыми и независимыми. Хотя один умный кент сказал, что всегда надо быть, а не казаться!

Красоваться шкету в роли взрослого- это же пародия! От сигареты в зубах не взрослеют. Но зато кентово подойти к ровеснику и эдак свысока брякнуть:

-Эй, ты, пацан, дай в зубы, чтоб Дым пошёл!

Иногда и вправду леща схлопочешь, даже зубы заноют. Но дым почему-то не идёт...

Я вот никакого наслаждения от Дыма во рту не испытываю – у него горький вкус  и  противный запах. Но я же не враг себе, и не настолько голодный, чтобы Дым кушать. Я курил исключительно из удовольствия поддержать  Огонёк на конце цигарки, чтобы им любоваться,  а Дым я выпускал из себя вон! На фиг он мне сдался?!. Одно удовольствие: выпускать его ко-леч-ка-ми! Я затягивал Дым в рот, скатывал губы в трубочку, легонько щёлкал по щеке пальцем, порционно выпуская Дым, и получалось чудо: кольца большие, колечки маленькие, мелкие друг за другом цепочкой вылетают, парят в пространстве и та-а-ют, та-а-ют, исчезая, растворяясь неизвестно как и где… ЧуднО! Правда, от этой забавы у меня зубы чернели...

   Я насмотрелся на огонь в печке, и увидел все жуткие последствия Дыма: у мамки в кухне вся посуда была закопченная! Чёрная сажа так въелась в кастрюли и сковородки, что мамка драила их и песком, и наждаком, и в мыле кипятила, а толку – ноль. До следующего встречи с печкой...

   И я представил, что, если стану курить, то есть вдыхать Дым, то  вся эта чёрная  сажа осядет в моих лёгких и бронхах, и они станут такими же закопчёнными, как дно чугунка... Ничего себе перспективка! Брр! Я и после пускания колечек так же драил свои зубы зубным порошком, даже мыл мылом, но зубы оставались рыжими, как у древнего старикана… Фу! Только вот мои лёгкие чем отдраивать от копоти?.. То-то что нечем!...

   Мало того, за эти вдохновенные (в полном смысле) занятия мне перепадало ремня, так что сиделка до-олго помнила о вредности дымопожирания. И батяня, и маманя мои аргументы насчёт красоты колечек и слушать не хотели!

- Я что ли, дурак, - ору им под ударами ремня, - чтоб дымом свои лёгкие коптить? Я просто лю-бу-юсь ко-леч-ка-ми!

 Да кто меня слушал-то? Как вдолбить в родительские головы, что я люблю только Огонёк на конце цыгарки и обожаю пускать колечки из Дыма?.. Но меня всякий раз выдавали жёлтые пальцы на руках. Батяня или маманя, как увидят их, так давай за ремень хвататься, отучивать, значит:

- Вот тебе за табак, негодник! Вот тебе за дым, безбразник! Вот тебе за огоньки, неслух! – лупили меня с приговорками родители. – Ишь ты, какой дымоглотатель нашёлся! Я тте покажу колечки! Ишь, чего надумал, проказник! А завтра тебе понравится бульканье водки, что, тогда тоже будешь водку жлуктить?..Или экспериментировать- горит ли она?

   Как они не понимали, что я против курения! Я даже в Академию ПедНаук задачку послал, чтоб её включили в учебники:

«В России курят 3 миллиона  школьников. Из них 2,5 млн мальчики по 12 сигарет в день, и 500 тысяч девочек по 7 сигарет в день. Вопрос: сколько окурков в год валяется на улицах нашей страны?»  В ответе написал: гора Эверест. Хотя при подсчёте суммы мой калькулятор зашкаливал, а от руки получилось 112 227 500 000 окурков!

   (Кстати, родители подкинули ценную идею: надо будет проверить, как горит водка?.. Ну, это потом. За экспериментом дело не станет!.. В то время, как глупые пацаны в кухне у соседей на сковороде патроны жарили (бахнуло так, что!...) я ставлю эксперименты с чисто научной целью!)

    Но сейчас я вспомнил, как сам курить научился. Значит, у бати в лесных сторожках всегда был припасён табак. Ну, чтобы путники, если забредут в непогодь, то с табачком, стало быть, им легче было бы время коротать. Так же возле каждой сторожки батя копал грядку и сеял на ней табак, чтоб деньги свои скудные на это противное зелье не тратить, а гостям приятность на-халяву сделать.

Сначала он срывал с куста табака верхние нежные салатового цвета листья: из него самое качественное сырье считалось, самое дорогое.  Его батя в гильзы набивал: верхняя бумага из кальки называлась рубашкой, сверток из более плотной бумаги, вставленный в рубашку, — мундштуком. Свободное от мундштука пространство, куда набивается табак, имеет название «курка».

  А потом в ход шли нижние лопоухие листы – это крепкий табак  второго сорта. Самый же ядрёный табак третьего сорта получался из стебля и прожилок листьев - крупка. Он для самокруток. Смешанное с листами и крупкой курево называется махра, или  махорка. Махра шла солдатам в армии и зекам в тюрьмах.  После сушки начиналась рубка. Для сего чихательного занятия у бати было специальное корытце из дуба выдолблено и круглый топорик к нему - навроде тамагавка, сечка называется. Такою же и капусту по осени у нас бабы рубили. Сворачивает он трубочкой подвяленный лист и сечёт мелко папиросный табак первого сорта. Потом поворачивает сечку и поперек сечёт.

Табак для цигарки должен быть умеренного размера- и не крупный, чтоб, значит, газетку не порвал и не стрелял, но и не мелкий, и особо - без пыли - чтоб тянулся нормально. Табак на крупку надо хорошо высушить в русской печке, чтоб он хрустел в корытце. Батя на двойном  ситечке просеивал нарубленный табак сразу на два вида: мелкий просеивался вниз, крупка в верхнем оставалась, а пыль сразу проваливалась, - она в настое пригождалась мамке в огороде - с вредителями растений бороться.

    Весь этот процесс (от семян табака до вонючего, заплёванного окурка) я видел с малых лет, но мне в нём больше всего нравились посиделки охотников по вечерам. Я по лежанке карабкался на тёплую печку, и сверху слушал все их побрехушки, хотя наверху моим лёгким доставался весь Дым коромыслом, источаемый самыми ярыми на свете курильщиками, матершинниками и брехунами - охотниками и рыболовами.

   По детской наивности я всем побасенкам верил беспрекословно, хотя «им врать, что лыко драть». Наверное, благодаря этим бродягам я и сам врать научился. А вот курить стал точно из-за них!

Это же так романтично выглядело, представляете? Ночь. Темно. В каморке отсвет от печки да кое-какой из окна от одноглазой Луны чуть освещал лица. В полумраке  светлячками светятся цыгарки весёлых гостей батьки. Сизый дым клубами поднимается к закопчённому потолку. То колечками, то коромыслом. Сизым туманом стелется, переливаясь в лучиках скудного света. Смотреть на это- вот было моё наслаждение! Гости кто лежит, кто сидит, кто плечом к косяку двери задумчиво привалится, слушая бесконечные истории.

- Раз на привале случай был, - пуская ровненькие колечки дыма, начинал вечернюю затравку кудрявый бродяга Алесь. -  У  костра в лесу той ночью пришлось стоять раком нашему дружищу  Лёнику, которому в попу клещ влез, а мы впятером его оттуда извлекали...  А рядом стоянка, где молодежь тусовалась - вот они офигели от зрелища!..

   Избушка ещё долго сотрясалась от хохота подобных хохм, пока хохмачи не перешли на случаи охотничьи.

- И вот я тет-на-тету иду на медведя с рогатиной, - окая, начинает очередную байку маленький, косматый и бородатый Семёныч, с подходящим прозвищем Сморчок. – Древком рогатины-то  выуживаю Потапыча из берлоги, значит, и ён с рёвом кидается  на меня, а я ка-ак всажу ему рогатину-то прям  в сердце... Мишка в это время, гад кривоногий, чевой-то  дёрнулси и я... ето... промазал, гадство!..- матюкнулся рассказчик.

   Ехидный хохоток с прибаутками слушателей немного сглаживает напряжение сюжета.

- А он на меня прёть напролом! – как ни в чём ни бывало окает далее волжанин. - Прёть и ревёть, прёть и ревёть! Чего делать-то, братцы, в зад бы ему крестовину?!. Уж и не помню, как я на дерево винтом  вскарабкалси. Сижу на суку ни жив, ни мёртв.  Медведь, значится, прибежал ко мне, трясёт дерево, что есь силы, ревмя ревёть, мол, слезай по-хорошему, а не то свалю дерево и тебя когтями разорву на части, а зубищами изгрызу, как вошь колхозную! Ишь, будить меня среди зимы вздумал! я тте покажу, как шатуна из мене делать!

Ббаттюшки, во где я страху-то натерпелси! Трясусь хуже курицы под петухом… И то ли от медвежьей встряски, то ли от тряски моего тела, но сук  этого издевательства не выдержал и...ето...того...обломилси, братцы...Ой, караул!  Чё делатца! Господи, спаси и помилуй грешнаго!- закрестился я.

   Все затаили дыхание и я на печке от страха тоже трясусь. Ишь, какую жуть слышу! А махонький мужичок писклявым голосочком снова запел-заокал:

- И упал я, братцы, прямо на хребтину косолапого! Хоть и мягкО мне, но верите, нет ли, - душа в пятку юркнула! - Мы все, конечно, непременно поверили. -  А руки мои в холку медведЯ не знай сам, как цепко вцепилися. Медведень-то и сам вусмерть перепужалси, как сквазанёт  с рёвом-то, дебри ломая, и я на ём!..  Ветки шапку сняли, шубу и штаны мои порвали, ветер в ушах насвистыват,  и я лечу по тайге нешто всадник без головы етого, как его…ммм?...

- Майна Рида…- подсказываю я с печки.

   Рассказчик смачно докуривает цыгарку, старательно плюёт на неё и кидает окурок к печке, а мужики нетерпеливо заспрашивали:

- Дальше, дальше - то чё?

- Дальше-то? – тянет сюжетец враль.- Дальше... Ну,  так вот в деревню меня и довёз. Вы не поверите, словно таксист, адрес мой знал: точно у мово двора в дрова меня и, того... ссадил.

- Да ну?- охают охотники.- Врёшь ведь, подлец!

- А чё мне врать-то? Жена видала, когда мои штаны стирала, спросите – подтвердит.

- Так ты не женатый сроду-то!- съехидничал кто-то.

- А я рази сказал, что эт моя жена? – парировал зубоскал. После взрыва хохота кто-то спросил мужичка:

- Ну и чё, Потапыч тя не разорвал?

- Не-е, куды ему, трусоватому, против мене? Как увидал дрова, так жутко ревя, ускакал в лес, только его и видели: медведи-то они шибко быстро бегають, что и тигра его хрен догонить!- под хохот собратьев усмешливо закончивал байку охотник, закручивая новую цигарку. – Да...Забыл ещщо сказать: помял бы мя Мишка непременно, кабы я ему в мордень горсть махры не бросил... Зверьё табак, ох, как не любить! Без махры в  лес не ходи-и!..

   Ну, насчёт махры Сморчок явно загнул: сразу видать, что не охотник. Настоящие охотники прячут махру в жестяные табакерки, а то чуткое зверьё за километры табак учует и обойдёт тебя стороною...

- Эт чё? Ет же брехня! - подхватил тему другой.- Я  вот правду расскажу.  Мне мой прадед рассказывал, а ему его прадед поведал. Значит, было это в давние времена, когда молодые хлопцы до совершеннолетия без портков ходили, в длинных рубахах аж до пяток. Ей-бо, не вру! Да... И вот, мой пращур вышел  поле пахать. К полудню приморился, кобылку стреножил и пастись пустил. Соху за межу кинул, а сам на пригорке под дерево лег на молодую травку, и так сладко уснул, что тебе дитя малое. Ни солнышко яркое ему не помеха, ни мухи. Во сне ногу-то откинул и почуял: во что-то мягкое нога-то уложилась. Открыл один глаз, глядит, а ето... волк с им рядом спит!...Вскрикнул хлопец с перепужки, волк-то и проснулся. Оба они вусмерть перепугались. Впились в глаза друг другу. Волк взгляда не выдержал, да как вскочит, (он внизу хлопца-то почивал), прям, под рубаху-то парня рылом и сиганул! Будто метился, поганец. И понёс парня, и понёс со слепу-то… Пролетел пращур мой верхом на волке, может, километра два, может, метров двести, кто ж там считал?  Тут же  волк упал да издох.

- Знамо, кто быстро бежал, тот скоро и умер.- вставил седой дядька пословицу.

- Да погоди ты про смерть-то!- цыкнул рассказчик,- дело не в этом: главное, по его следу волчий понос белой лентой, навроде из кишок, так и пометил дорогу - то. – уточнил прапраправнук. - Так мой пращур узнал, что это такое «как волк от страха лыком след... метит». Вот, то и было волчье лыко... – усмехнулся охотник, а за ним дружно заржали и слушатели. - Парень-то волка за хвост домой приволок. Здоровецкий волчара был, а от страха сердце разорвалось...

   Под эти байки я засыпал и помню, как всю ночь кашлял от вонючего Дыма в моих лёгких. И всё же, Дым колечками под потолком так меня манил, так хотелось самому выпустить эти колечки на свободу! Так вот я и начал крутить цигарки, чтоб исполнить своё желание: уж колечки у меня колечились один к одному, один к одному - и кругленькие, и сердечками, и цепочками- одна красота, короче! Только, кому бы это понять?..
==========
* Дым – я дико извиняюсь, уважаемые училки, мамашки и папашки, но всё, что касаемо Огня, я с уважением пишу с заглавной буковки!

                3 авг 2013г. Курган

                Иллюстрация из Интернет. Спасибо!