Куда исчезла доброта

Ангелина Кныш
Одна знакомая поделилась оригинальным способом приобретения продуктов на рынках. «Я никогда ничего не покупаю у бабки, если она мне не понравится», - сказала она. И дело вовсе не в опрятном внешнем виде продающей – она имела в виду, добрый и искренний человек или хитрый и злой. Наверное, в этом есть какой-то резон – добрый с большей вероятностью поступит с тобой порядочно во всех смыслах.

Как ни странно, доброта сквозит во внешнем облике человека. Она лучится из глаз, улыбки, слов – словно теплой волной обдает при встрече с добрыми людьми. А злых и вычислять не надо – агрессия, напор, хамство, бесконечные обвинения в ущемлении их прав идут впереди них самих.

К сожалению, добрые люди под этим напором зла умолкают, тушуются и куда-то пропадают. Все меньше их почему-то встречается вокруг…
 
А ведь доброта неразрывно связана с любовью к ближнему. Той, которую проповедовал Христос.

Удивительная все-таки книга – Евангелие! Ее можно читать бесконечно, и каждый раз поражаться какой-то строке, по которой раньше скользил    взглядом, а сейчас она вдруг озарила как вспыхнувшая под лучом света грань драгоценного камня.

Все знают, например, что люди должны подражать Христу. Почему же мы так мало обращаем внимания на то, что Христос не пытался дать отпор и мстить своим мучителям, а все время повторял: «Не ведают, что творят!» То есть, нет их вины, они ослеплены и оглушены.

Любимым учеником Христа был не импульсивный Петр, отсекший ухо обидчику Господа, а апостол любви Иоанн, единственный из двенадцати, умерший своей смертью и еще при жизни удостоившийся увидеть далекое будущее.
 
Почему же мы так молниеносно даем отпор своим обидчикам, раздувая по цепной реакции целый пожар зла на радость бесам? Сколько локтей было «покусано» потом, сколько судеб разрушено из-за неуступчивости и ранящего, словно клинок, слова!
 
Хотя, казалось бы, все так просто: сделать себе установку непременно сосчитать до пяти, прежде чем ответить злом на зло и вспомнить, что этот человек не ведает, что творит.

Любыми путями нужно стараться сохранять мир – об этом говорил Серафим Саровский и другие богословы.

Но легко ли это сделать, если грех словом (как и грех чревоугодия) считается самым трудноискоренимым?

Хорошо, если есть с кого брать пример. Например, стоишь в церкви на Литургии и чувствуешь, как нарастает гнев из-за того, что сзади кто-то громким шепотом обсуждает домашние дела, а впереди уже минут пять громко плачет ребенок, а его мать, казалось, и не собирается его успокаивать.

А потом глянешь на священника, который все это воспринимает, как должное и постепенно начинаешь успокаиваться. Он может, значит, и я смогу!

Этот священник, в отличие от других (храм соборный) всегда улыбчив, приветлив, никогда не одергивает людей, всегда выслушает и даст совет. Его проповеди ждешь, потому что там непременно прозвучат какие-то мудрые мысли и важные советы, а не просто пересказ событий Евангелия, как у других.
 
Возможно, он за свои молитвы и доброе отношение к людям удостоился благодати Божьей – кто знает? Но ты начинаешь понимать, что улыбка и теплые слова, обращенные к обозленному человеку, способны творить чудеса…