Рецензия на фильм Кин-дза-дза

Николай Кладов
Рецензия на фильм « Кин-дза-дза»  первый и второй "Ку! Кин-дза-дза"
Мне понравился первый фильм и я ждал продолжения. Надежды  новый фильм оправдал.
В новом фильме есть удачные моменты и не очень удачные. Самый удачный  персонаж нового фильма это робот Абрадокс ( прелестная озвучка – А. Адабашьян*). В первом фильме «абрадокс»  это был самый главный и всесильный персонаж и его играл Данелия.


На самом деле оба этих фильма это не путешествие на планету «Плюк» это саркастический, гротескный рассказ о нас самих. О наших манерах, привычках, фобиях «бзиках» и заскоках, где все стараются друг друга «надуть»  и подставить.
Прочитайте назад слово «эцилоп» получите «полицай».
«Пепелац» это бабочка.  «ПЖ» во втором фильме расшифровывали по разному и даже хотели «кино» прикрыть.  «КУ» - от того, что во время  зарождения фильма, во всех газетах Данелия видел крупно «К.У. Черненко».

В фильме хорошая чистая «озвучка». И речевая и музыкальная. Хорошая игра на виолончели -
по катарсису она превосходит остальное. А кто за инструментом в титрах не нашел.

Узнаю, что в первом фильме вместо Яковлева должен был играть В.Гафт, а вместо С.Любшина – Фатюшин и рад, что так не случилось. Все прекрасно справились со своей ролью, вросли в фильм и замена нам кажется невозможной.

Предполагалось от автора, что в мультипликации он воссоздаст многое из того, что не удалось в первом фильме. Действительно этого много, например, стеклянный небесный купол или край планеты или переход по доске. Последний эпизод меня не очень позабавил. Потому как он был сюжетно не оправдан и  рождал состояние страха.
Главный перонаж (Уэф) по прежнему очень забавный. Мультяшный он даже интереснее живого Леонова. Авторы удачно пригласили сына для озвучивания, чтобы сохранить  типаж.
В первом фильме перестрались с «макияжем»  на лице  и грязный вид любимых героев удовольствия нам не доставлял это было явно лишнее.

Все сцены с планетой Хануд - мне кажутся неудачными -  мрачноватыми, их можно было вообще убрать, а вот путешествие на планету цветов показать и развить. По тому, как от контраста все сцены только бы выиграли.

В новом фильме главные герои поменялись местами и это органичнее. Молодой более продвинутый и активный, а старый - консервативный, несколько заносчивый и манерный.
Нашлись и реальные прототипы. Для «скрипача» - музыкант В. Ростропович, а Толика увидели и срисовали в метро.
Главная их роль, в первом фильме, а во втором это еще более развито, что два разных человека, начиная с неприятия, с ксенофобии, пройдя испытания, все же сближаются и становятся дружны, понимают и выручают друг друга.

Эти два фильма по сюжету застолбили многие сцены, для подобных тем и теперь трудно снять, не повторяясь. Вообще подобные фильмы относятся к классу настоящего кино.
Поясню. Есть два вида фильма.  Первые это фильмы, где происходят истории, которые  мы видим каждый день и такие фильмы могут быть интересны. Например, фильм того же Данелия «Я шагаю по Москве». Вторые это фильмы, где происходят события, которые в реальной жизни для нас ну никак не могут произойти и тем интересны. Первый фильм
«Кин-дза-лза» интересен  тем, что он выполнен с потрясающей достоверностью.
Есть еще фильм, обладающий этим качеством, это «Окно в Париж»
Достоверность для любого фильма первейшее качество, а для фильмов с фантазийным сюжетом особенно.
Если почитать сценарий, то он совершенно невыразительный и скучный и сделать из него шедевр это заслуга режиссера и актеров, конечно.
Правильный подбор актеров это залог успеха для любого фильма. Данелия здесь тоже не гений и он действует по наитию, а скорее за него действует провидение.
Например, на роль героя в «осеннем марафоне»  он долго не хотел брать Басилашвили.
Пробовал разных актеров и все было - не то. Его помощница раз за разом предлагала ему
Басилашвили, но Данелия решительно отказывался. После очередной неудачной пробы она снова его предложила и режиссер вскипел: «Если вы его еще раз предложите, я вас выгоню с работы!»  И попробуйте, теперь, представить это кино без Басилашвили…даже без Леонова его можно представить…а  вот если бы Басилашвили сыграл вместо Мягкова в «Иронии судьбы»  мы бы потеряли великое кино.

Фильм говорит от том, что будет если будем из воды делать топливо.
"Пацаки" и "Четлане" это деградировавший "человек разумный", который поднялся, а потом опустился. Планета "Плюк" это планета недовольных.

Семь или восемь лет снималось новое «куно». Отдадим должное его создателям.
Спасибо вам. «Ку».

Некоторые интересные сведения о первом фильме.
Юрий Яковлев на съемки фильма сбежал из больницы. В роли жены главного героя Дяди Вовы  сыграла супруга режиссера, а в роли главного "ПЖ" ( в бассейне) - директор фильма. "Скрипач" это сын сценариста.