Штрафная рота. Часть 9

Василий Ковальчук
Ваня посмотрел на старшего лейтенанта и увидел, что у него по щекам текли слёзы оставляя светлую борозду на грязном лице от пыли и копоти. Он был лет на пять  старше его, такой же молодой и ему хотелось жить как и всем. Лязг металлических гусениц танков приближался, казалось, что время отчитывает им последние минуты жизни. Один из солдат крикнул: Победа будет за нами! И я верю, что благодаря нам будет мир и счастливая жизнь  на земле. Споём братья!? С песней и помирать не страшно!- и он хриплым голосом запел.

Все не гаснет свет за окошечком,
Лучиком стучит рассвет, красно солнышко,
И тревожно на душе у молодушки -
Ясный сокол далеко на чужбинушке.
               
Нет и весточки, год как минуло,
Кружит стаей воронье - знать, к беде...
И расправила крылья черные,
След кровавый оставляла война.

Не печалься, Любушка, не грусти, сердечная -
Снится мне твоя краса, моя горлинка...
Ты со мной всегда в бою во смертельном,
За тебя, за Родину, голову сложу!

Скоро, скоро возвращусь в края родимые,
Где шумят дубравушки, трели соловья,
Обниму матушку, землицу русскую,
Зазноба Любушка, дождалась, встречай!

Горе, горюшко, женам - вдовушкам,
На чужбинушке лежат ясны соколы.
Пухом вам земля, память вечная -
За свободу Родины, за Отечество!

Слава воинам, победителям!
Не расправит война крылья черные...
Снова над землей небо чистое,
Лучик ласковый, красно солнышко

Немецкие танки стали разъезжаться по флангам, а солдаты наоборот шли цепью в полный рост.
- Как на параде маршируют сволочи, - и Ваня выстрелил из винтовки. Танки  выстроились на флангах, и оттуда начали расстреливать прямо в линии окопов оставшихся солдат. От взрывов снарядов летела комьями земля, осколки рвали землю,  гарь и дым заволакивая  небо. Страх Ваня не испытывал, он просто не понимал происходящего. Не мог осознать того, что его горячее сердце встрепыхнувшись  скоро застынет. Немцы бросились в атаку, но сопротивления практически не было. Патроны закончились,  Ваня держал в руке гранату готовый в любую минуту выдернуть чеку. Немец прыгнул в траншею окопа, ударом автомата выбил из Ваниных рук гранату и вцепившись ему в горло стал его душить. В борьбе они упали на землю. Фриц был намного сильнее своего противника. Ваня хватал задыхаясь воздух, перед глазами поплыли тёмные круги. Сознание перенесло, вернуло его в детство.

-Ваня! Погнали сегодня жерлянки на щук поставим,- предложил Толик.
- Так ещё лёд тонкий,  не больше трёх сантиметров. Провалиться можно.
-Это для здорового мужика опасно, а у нас с тобой вес небольшой выдержит лёд.
-А где живца возьмём?
-Так у моего деда копань в огороде есть, там родник бьёт. Он ещё с лета заготавливал живца и туда его выпускал. Сачком наловим мелкой рыбки и завтра чуть свет на речку. Ну как согласен?
-Ладно, пойдём. Только об этом никому, а то мой батя если прознает ещё за такую рыбалку и ремнём полечит.
Светало. Ваня с Толиком подходили к реке, от лёгкого мороза на их лицах краснели щёки румянцем. Снега не было и поэтому лёд был прозрачным. На небольшой глубине можно было увидеть дно водоёма. Осторожно ступая они шли к лагуне  поросшей тонким камышом. Это любимые места обитания щуки. Лёд прогибался под их весом и пугающе трещал. Ваня вдоль камыша рубил  топором  лунки, а Толик ставил жерлянки.   На крупный одинарный крючок он насаживал чуть ниже плавника живца и опускал снасть в воду не доходя дна двадцать  сантиметров. К леске привязывал метровую камышинку с метёлкой и клал её на лёд. Когда щука заглатывает живца и тащит за собой леску, то видно как вертикально поднимается метёлка камыша.
-Ваня, давай перекусим. Я с собой сальца взял.
-Давай,- они ели нарезанное сало с хлебом и луком, которое на морозном воздухе казалось очень вкусным.  - Сейчас солнышко заиграет, заискрится лучиками и щука начнёт кормиться гонять малька.
-Смотри Ваня, метёлка поднялась и уходит в лунку.
-Я сбегаю, и Ваня бегом побежал к той лунке где  схватила щука живца. Под его весом лёд сильно прогибался, затрещал   и он теряя твёрдую опору  провалился уходя  под воду. Ледяная вода обожгла иголками его тело. Ваня пытался вынырнуть, но бился в предсмертной агонии  головой об лёд. Он задыхался,  пытаясь высвободиться из подо льда из последних сил.  Мысль на спасение пришла неожиданно. Ваня открыл глаза и увидел где самый яркий свет,  в этом месте он провалился. Проплыв под водой  чуть больше метра он вынырнул и освободился  из ледяного плена.

Что было силы Ваня ударил немца коленкой между ног.  Фриц на несколько секунд потерял контроль над ситуацией и заорав схватился руками за ушибленное место.  Придя в себя он стал наносить Ване удары кулаком правой руки в лицо, в голову. Его тело обмякло и звенящей тишиной сознание провалилось  в бескрайнею пропасть мрака. Немец схватил автомат, но в этот миг застыл, падая навзничь в траншею. Старший лейтенант справившись с двумя фашистами вовремя подоспел на помощь выстрелив несколько раз из пистолета в спину врага. Рядом с ним разорвалась граната, осколок разорвал ему плечо, но он не потерял сознание  и стрелял в немцев пока новые попадания пуль не остановили биться его отважное сердце. Враг уничтожил всех защитников плацдарма, раненых наших солдат расстреливали  на месте.  Убитых стаскивали к обрыву реки и сбрасывали их в воду.  В голове у Вани был какой - то шум и он открыл глаза. Два немца держа его за ноги тащили по земле и подтащив к обрыву бросили тело  в воду. Он упал с трехметровой высоты  и несильное течение подхватило его. Сознание полностью вернуло Ваню в реальность. Проплыв под водой несколько метров вынырнул и схватившись за глиняный берег он перевёл дыхание. Недалеко  от обрыва был берег пологий поросший зарослями камыша, чакона, осоки.  Ваня добрался незамеченным до камыша и укрылся в нём ожидая темноты. Лицо у него было опухшим, губы разбиты, рассечена бровь. Глаз заплыл кровавым синяком, в голове всё гудело от сильного сотрясения.  Немцы  заняли свои первоначальные позиции. Отдельная штрафная рота  выполнила поставленную перед ними задачу. Командование фашистов перебросили в этот район две дивизии ослабив этим другие участки своей обороны. Они были уверены что наступление русских будет именно на этом рубеже  фронта. Советская  армия прорвала  линию обороны немцев   на других рубежах,  стремительно развив наступление  углубившись в их тыл на пятьдесят километров и окружила несколько дивизий врага. Через двое суток кровопролитных боёв немцы были полностью разбиты. Красная армия вышла на прямой рубеж наступления и освобождения от фашистских захватчиков  города Ельня.

Под покровом ночи Ваня переплыл на другую сторону реки Тихая и к утру добрался к своим. В живых остался он один, пройдя через ад по дороги смерти.
За мужество и героизм Иван был награждён медалью за отвагу, не смотря на то, что  находится в штрафной роте. До конца срока ему оставалось три дня, двадцать семь дней позади. Сегодня снова бой. Бой за освобождение небольшой деревни где окружённые немцы прикрывались живым щитом. Живым щитом были  женщины, старики,  дети.
Продолжение. Часть 10.