Актёр актёрыч

Ирина Лисовская
               

Вчера  в Пушкинских Горах  в научно-культурном центре  открылся фестиваль любительских театров   «ЛИК».  На открытии фестиваля должен был по слухам, так как никаких объявлений по этому поводу не было, выступать Никитин.  Не знаю, как у вас, но эта фамилия у меня ассоциируется  с известным у нас в стране бардом и менестрелем  Никитиным. 
Дай, думаю я, схожу и послушаю песенки Никитина. Не всё же  природой наслаждаться. Каково же было моё удивление, когда на сцену вышел неизвестный мне товарищ Виктор
Никитин, народный артист нашей страны, как его объявили…

Господину Никитину показалось недостаточным, что его вот так вот просто объявили- народный артист и фамилию назвали. Он рассказал, где он, в каких театрах работает, что он народный артист, а не заслуженный. Всё это он говорил в микрофон, говорил громко, поэтому звук был настолько сильным для небольшого зала, что пришлось закрыть уши, чтобы хоть что-то разобрать из того, что вещал артист.

Потом господин народный артист стал долго- минут десять сценического времени,  рассказывать, почему он будет читать стихи Пушкина. И это всё он кричал в микрофон,  совершенно не чувствуя, что ОРЁТ. Наконец, кто-то, кто сидел за пультом, догадался смикшировать звук- люди вздохнули с облегчением.

И наконец, он стал читать… Первая фраза стихотворения была произнесена так громко  и с таким  пафосом, что я вздрогнула.  Дальше- больше. Я смотрела на господина из Москвы и думала: «Несчастный! Ты перепутал ВРЕМЯ! Так читали в 18 веке. Так уже перестали читать даже в 19 веке!»  Стихи Пушкина звучали, как молот по наковальне. Артист использовал две основные краски- громко и тихо. Никакого  личностного отношения, никакой искренности, а уж о современном прочтении и речи быть не могло…

Мне очень хотелось встать и уйти. Но стадный инстинкт победил. Я продолжала мучиться. Потом началось движение в зале. Один не выдержал натиска народного артиста- встал и ушёл, другой, третий… И я, наконец, набралась храбрости, встала и вышла из зала. МНЕ было неловко, что я не досмотрела концерт…Мне, а не этому АКТЁРУ-АКТЁРЫЧУ, который, как читал 50 лет назад, так и не потрудился полюбопытствовать, может, так уже не читают, может, стихи, которые  ВСЕ знают ещё по школьной программе, надо как-то переосмыслить, что-то найти новое, созвучное со временем? Или вообще найти у Пушкина то, что никто до тебя не находил. В общем, ПОТРУДИТЬСЯ ГОЛОВОЙ.

Ну, что вы, куда там! ОН- НАРОДНЫЙ АРТИСТ! Правда, какой народ его  знает, вот вопрос?!

…В 80-е годы я работала в Иркутске. И в Иркутск с концертом приехал С.Ю. ЮРСКИЙ. Естественно, я пошла послушать прекрасного артиста. Зал был полон. Никто С.Ю.Юрского ни длинно ни коротко не объявлял. Он просто вышел на сцену, все зааплодировали, он посмотрел в зал и стал читать рассказ Бунина, потом Куприна и т. д. по программе, которую он подготовил для концерта.

Он читал без всякого микрофона, о себе ничего не рассказывал… Просто с ПЕРВОЙ ФРАЗЫ захватил зал. Взял его в полон! Не КРИКОМ, не ложным пафосом, а ИСТИННЫМ ИСКУССТВОМ! Глубоким пониманием того, что читает, своим отношением, современным прочтением…
На дворе 21 век… А ощущение такое, что многие люди искусства  совсем этого не понимают, не чувствуют.  Наверное, талант, это такой дар, который проходит со временем, или он  покидает того, кто перестал ЧУЯТЬ ВРЕМЯ?!

  …После концерта  в Пушкинских Горах я  вышла на воздух и вздохнула с облегчением. Только что прошёл дождь, и воздух был наполнен запахами листвы, цветов... Какое облегчение, какая благодать, какое это чудо- природа!  И я поняла, что с плохого концерта, спектакля надо уходить сразу, не мучаясь мнимым стыдом! И ещё я пожалела, что в наше время не принято забрасывать бездарного артиста помидорами и чем там ещё  его можно забросать, чтобы он понял, что он выступает перед ЛЮДЬМИ, которые не хуже его разбираются и в поэзии и во времени. 

   
02.08.2013.
И.Лисовская.