генерел ведет прием

Анатолий Баюканский
ТЫЛГУРЫ ОТ АВТОРА
 
Помнится, в Ливане, куда я попал в качестве паломника, мы отыскали в глубине страны бывшую патриархию. И перед тем, как войти внутрь, я увидел на взгорке десять каменных домиков, а в каждом из них стоял каменный солдат. Эти каменные воины веками охраняли место, где собирались христианские патриархи, спасаясь от язычников. А вот в бывшем японском городе Тойохара, перед входом в музей малых народов стояли по обе стороны, отлитые из бронзы фигурки львов и собак. Это тоже были «охранники».
Недаром в одном из своих наблюдений Бронислав Пилсудский записал: «был на Южном Сахалине.  Воочию видел фигурки животных, так называемые «кома ину». У малых народов крупных храмов не имелось, но перед святилищами тоже были фигурки животных, сделанные из дерева или из камня. 
 


Однажды я попал впросак, когда жил в доме полуайна-полуяпонца Негоро-сан. Дома никого не было. И, проходя через половину дома, в которой жила семья хозяина я заметил две вещицы на низеньком комоде: металлическую резную вазочку величиной со спичечный коробок и металлическую полоску айнского орнамента. В первой вазочке хранилась некая пыльная субстанция, похожая на темный песок у меня. У юноши хватило ума послюнявить указательный палец и обмакнуть в эту субстанцию. Почему-то я решил попробовать содержимое вазочки на вкус. Вещество в вазочке  оказалось совершенно безвкусным. Позже я с ужасом узнал, что в фамильной вазочке хранился пепел умерших родственников хозяина, кажется за последние сто лет.
Графический же орнамент был любопытен, он состоял из двух отлично выполненных элементов –
спирали и зигзага и изображал змею. Позже хозяин объяснил, что я не заметил в этой тонкой выполненной работе головы, глаза и рыбы. Это лишний раз свидетельствовало, что у древнего народа было чему поучиться.
А за то, что я попробовал на вкус пепел родичей, мне и сегодня бывает не по себе
……
 ГЕНЕРАЛ ВЕДЕТ ПРИЕМ

В Александровске было так издавна заведено: дважды в неделю, в среду и пятницу Указующий Перст  вел прием жалобщиков.  В канцелярскую комнату обычно набивалось множество каторжан, в основном из числа «иванов» и тех, из «шпанки», кто считал себя не по закону наказанным розгами. . В затемненном углу сидели на табуретахстаршие надзиратели, два доктора, палач Комлев и смотритель Рыковского острога.. Они не имели права голоса и помалкивали, ожидая решения генерала .А Указующий Перст в этот вечер был зол, как голодный волк. Причин тому имелось множество: в Дербинском опять задушили зажиточного поселенца, в столичном граде до полусмерти избили недавнего майданщика, заподозрив его в доносе на беглого, ко всему доктор почему-то пожалел  кандальщика, который не успел снять шапку перед смотрителем.
На улице было душно,с моря шел ураган, как сообщили з метеостанции, все предвещало сильную непогодь. И служка в канцелярии открыл настежь оконце. Генерал придвинулся ближе к свежему потоку воздуха, положил перед собой  тетрадь и повелел начать прием жалобщиков.
Первым вошел в канцелярию здоровенный мужик в кепочке, сдвинутой на глаза, так носят головные уборы «иваны». В его глазах и в походке не чувствовалось страха, проступало спокойное безразличие.
-Шкрябин, опять ты явился, не запылился? Указующий Перст даже привстал со стула.-чем, на сей раз недоволен?
-Да ить как поглядеть, ваше высокородие, меня к порке представили, 60 розог, я уже и штанцы скидавать начал,  доктор пристал  ;как банный лист, давай допрашивать,, что у меня болит. А у меня ничто не болит. Однако дохтур не позволял на «кобылу» лечь, бурчал, будто нашел сильную хворь, а пготом взял и освободил меня от заслуженного наказания. Непорядок это даже шпанка смеяться принялась..-Надизаратели, доктора и даже палач Комлев заулыбались. Матерый убийца славился в главной кандальной тюрьме, как шалун, как клоун, который, не жалея своей шкуры, потешал почтенную каторжную публику, поддерживал ореол мученика и трудно было сразу понять. то ли впрямь доктор ошибся,то ли сам Шкрябин  радеет за порядок и справедливость