26. У меня дома голодный Зощенко

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958), классик русской литературы


               Я требую памятников для Зощенки по всем городам и местечкам или,
               по крайней мере, как для дедушки Крылова, в Летнем саду…
                Осип Мандельштам. 1930 г.

               Кто не хочет перестраиваться, например, Зощенко,
               пускай убирается ко всем чертям.
                Иосиф Сталин. 1946 г.

Мы с мамой пошли по каким-то ее делам  на Невский проспект. Была середина дня последней декады августа. Теплая и солнечная погода, но не жарко. Вблизи кинотеатра «Октябрь» почти на углу с Литейным нам повстречалась какая-то мамина довоенная подруга, и они долго стояли, разговаривая, перескакивая с темы на темы, обрадованные встречей. Я стоял, прислушиваясь в пол-уха, поскольку не улавливал для себя ничего интересного. И вдруг подруга сказала слова, которые заставили меня насторожиться:

– Ну ладно, сказала она, – я с тобой совсем заболталась, – а у меня дома сидит голодный Зощенко.

14 августа 1946 года вышло Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград". Оно было опубликовано во всех газетах, его прорабатывали на всех предприятиях, во всех учреждениях и даже с детьми в школах. Так что, я его не просто внимательно прочел, а знал досконально. Вот, что там было написано про Зощенко:

В журнале "Звезда" за последнее время ... появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе.
<…>
Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко "Приключения обезьяны" ("Звезда", N 5-6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
<…>
Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции "Звезда" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как "Перед восходом солнца", оценка которой, как и оценка всего литературного "творчества" Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик".

Вместе с Зощенко в этом постановлении подверглась критике великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова:

Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Стихи Ахматовой я тогда не знал, потому что ее практически не печатали, а остросатирические рассказы Зощенко приходилось читать и в газетах, и в ленинградских журналах. Его раскритиковали, прежде всего, за его последний детский рассказ «Приключения обезьяны», где партийные деятели усмотрели намек на то, что обезьянам в Советской стране живется лучше, чем людям.

Я сразу же спросил маму, как это может быть, что его (Зощенко) критикуют, называют «пошляком и подонком литературы», говорят о его «антисоветских выпадах», а он спокойно сидит в квартире твоей подруги и ждет, что она принесет ему поесть.
В моем представлении он уже должен сидеть в местах не столь отдаленных.

И вот тут моя мама очень раззволновалась и сказала мне, что я еще ничего не понимаю, что Зощенко – великий сатирик, что он никакой не антисоветчик, что он критикует наш быт, который нельзя не критиковать, настолько он отвратителен, но все боятся, а он критикует, что люди, которые написали это постановление, наверное, ничего не понимают в литературе.  А то, что там критикуют еще и Анну Ахматову, у которой очень хорошие стихи, говорит о том, что скоро выпустят новое Постановление, где напишут, что это был перегиб, как это уже бывало.

Мама была права, такое Постановление ЦК КПСС на самом деле выпустил, только, к сожалению очень не скоро, в годы перестройки, кажется, в 1988 году. Вот выдержки из текста этого Постановления:
Рассмотрев обращения в ЦК КПСС Союза писателей СССР (т. Маркова Г.М.) и Ленинградского обкома КПСС (т. Соловьева Ю.Ф.) об отмене постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград", ЦК КПСС отмечает, что в указанном постановлении ЦК ВКП(б) были искажены ленинские принципы работы с художественной интеллигенцией, необоснованной, грубой проработке подвергались видные советские писатели.

Проводимая партией в условиях революционной перестройки политика в области литературы и искусства практически дезавуировала и преодолела эти положения и выводы, доброе имя писателей восстановлено, а их произведения возвращены советскому читателю.

      ЦК КПСС постановляет:

Постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" отменить как ошибочное.

Ни Ахматовой, ни Зощенко тогда уже не было в живых.

– Поздно, – подумал я, Наломали вы дров в стране. Теперь не отмоетесь.
 
– Только ты, пожалуйста, об этом никому не говори, – сказала мне моя мама. – А моя подруга – храбрая и принципиальная женщина, и достойна уважения.

К сожалению, запомнив этот разговор, я забыл имя маминой подруги. А жаль! Она называла маму «Зиночка». Мама ее тоже называла каким-то уменьшительным именем. Кажется, они вместе были в каком то вокальном кружке в годы молодости. Я эту подругу потом никогда не видел.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/02/381