Имеретинское царство

Ирина Юлина
     Академик Российской академии художеств, заслуженный художник  республики Грузия, лауреат международных выставок   Гурам Доленджашвили  -  выдающийся мастер карандашного рисунка, выполненного в самой изысканной и трудоемкой технике -  тонально-живописной, при которой  объем и пространство моделируется средствами светотени. Чаще художники пользуются линейной и линейно-штриховой техникой, в которой выполнено большинство  рисунков великих живописцев:  Брюллова,   Серова,  Врубеля,  Репина, Шишкина и многих других. И в отличие  от подготовительных рисунков живописцев, работы  Гурама      воспринимаются   как изысканные черно-белые картины,  завораживающие объемными  изображениями и глубиной перспективы.   

     Его работы     поражают. В них ожило средневековое    Имеретинское царство.  Пейзажи «Имеретинская зима»,  в которых снег пушистый и легкий, делается тяжелым для женщины, которая расчищает его лопатой на дорожке.
    В «Имеретинском натюрморте (лето)» ромашковая поляна примята хозяйственным инвентарем.

    В рисунке «Сарай», где, так и хочется сказать, выписана (не нарисована)   нехитрая утварь.  Можно представить, что  таким инвентарем и утварью могли пользоваться в средние века, когда существовало феодальное Имеретинское государство со  столицей в Кутаиси.
   Здесь в Кутаиси в 1943 году  и родился художник Гурам Доленджашвили. Серия рисунков «Лунные ночи Имеретии»,  «Лунные сонаты»  пронизаны сиянием, отраженным в облаках и на снегу. Светотени оживляют рисунок, и он   звучит как  музыка, и хочется прислушаться к пиано и пианиссимо этой божественной мелодии.   Почему-то вспомнились символические работы  литовского живописца и композитора Чюрлениса   «Соната Весны», «Соната Солнца». 
     Когда смотришь на  черно-белые картины  Гурама, то  забываешь, что солнечные блики в «Имеретинских эскизах»  и солнечный  луч, падающий через приоткрытую дверь сарая,  не имеют цвета.
 
    Серия «Женщина в пространстве»  поэтична, со сказочной передачей света - от ослепительного   до мрачно грозового.    Непостижимая романтика почти во всех работах художника.  Применение художником растушки придает  прозрачность и нежность рисунку. Волшебство светотеней доведено до фантастики.

    Кажется трогательным посвящение Гурамом    рисунка «На севере диком» из серии «Лунная соната» художнику И. Шишкину.  Такую иллюстрацию к стихотворению            М. Ю. Лермонтова   художнику И. Шишкину заказал книгоиздатель     И.Н. Кушнерев  к двухтомному юбилейному изданию поэта.  И. Шишкин выполнил рисунок на коричневой бумаге соусом, углем и кистью, а затем  через год  в 1891 году живописное полотно. Известно, что в  стихотворении «На севере диком»,  сделав вольный перевод  из Генриха Гейне, Лермонтов заменил любовную  тему  темой  одиночества.   Можно предположить,  выбор художником работы для посвящения не случаен. Не отражение ли это  тоски  художника по  родной Имеретии – южной пальме?
 
     Все творчество  этого художника - торжественная песня, посвященная  Родине.   
     Его работы находятся в  Третьяковской галерее, в Государственном музее                им. А.С. Пушкина, в других музеях России и   многих  музеях мира.   К сожалению, невозможно   перечислить в одной статье десятки музеев  мира, в которых находятся  картины этого талантливого  художника.  И, конечно, картины Гурама,     выпускника Тбилисской государственной академии художеств, есть на родине: в Тбилисском государственном музее искусств и Тбилисской национальной картинной галерее, в Государственном историческом музее (г. Кутаиси) и т.д.
 
    Начиная с 1977 года,   Гурам   провел громадное количество  выставок: персональные, Международные выставки,  Зарубежные выставки по линии Союза художников и Министерства культуры СССР и т.д.
                2008 г.