Мерседес - звезда с небес

Зерг Алдар
               
Когда человек слышит слово «Мерседес», то в первую очередь в его памяти всплывает картинка марки автомобиля. На вопрос же о происхождении названия марки, каждый повторяет общеизвестную историю, связанную с дочерью некоего предпринимателя Эмиля Еллинека. Но вот как появилось само имя «Мерседес»? Обратимся к словарным статьям, в коих, наверняка, есть толкование.

Читаем статью в Википедии:
Мерсе;дес (исп. Merc;des от лат. merces «дары», «награды») — распространенное в быту в испаноязычных странах женское имя, означает «милосердная». Полное имя Мария де лас Мерседес.

Имя происходит от различных титулов Богоматери, принятых у католиков:
• исп. Mar;a de las Mercedes — Мария Милостивая, букв. «Мария милостей»,
• исп. Mar;a de los Dolores — Мария Скорбящая, букв. «Мария скорбей»,
• исп. Mar;a la Reina de los ;ngeles — Мария — царица ангелов,
• исп. Mar;a del Consuelo – Мария Утешительница.
Эта словарная статья, как мы видим, не раскрывает этимологию имени «Мерседес». Не понятно, каким образом латинское merces «дары», «награды» преобразовалось в «Мерседес»? И  возможная связь с испанским именем «Мария» заставляет нас вновь открывать словари и искать толкование имени «Мария».
Вновь мы открываем страницу Википедии о происхождении имени «Мария» и читаем:

Мари;я (Марья, греч. ;;;;;) — имя происходит от древнееврейского имени Мариам / Мириам, что по одной версии идет от корня, означающего «отвергнутая», по другой — от слова(;;;;;) «печальная»[.
Так звали мать Иисуса Христа, а потому Мария стала одним из самых распространенных женских имен среди христианских народов (хотя в русской традиции именем «Мария» называют не в честь Божьей Матери, а в честь других святых, как то: Мария Египетская и Мария Магдалина). Имя Мария пришло в русский язык через греческий, в оригинале (на иврите) оно звучит как Мириам ;;;;;. Имя Мириам впервые в каноническом тексте Библии встречается в Книге Исход, 15:20 — «Мириам, сестра Ааронова» (а значит, и Моисея). В Книге Руфь одна из её главных героинь - Ноеминь, став вдовой и потеряв сыновей, говорит: «Называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горечь» Руф.1:20). Мар(;;) - на иврите означает «горечь» (во множественном числе ;;;;; — мирим). Так же оно звучит и в мусульманском (арабском) варианте.

Как мы видим из этих статей, имя «Мерседес» никак не может быть связано с именем «Мария», так как у них разные толкования.  Ивритский корень «мар» (горечь) и латинское
merces «дары», «награды» никак не могут быть взаимосвязаны. К тому же толкование имени «Мария» тоже вызывает сомнение: вряд ли мать может назвать своего ребенка отрицательным именем. Так как же нам найти этимологию имени «Мерседес», если существующие на сегодняшний день толкования не дают нам убедительного ответа?


Для того, чтобы понять этимологию имен «Мария» и «Мерседес», нам необходимо ответить на вопрос о происхождении корня «мр» в обоих словах. Для этого проведём небольшой экскурс в каменный век и восстановим события из жизни наших далеких предков.


Предыстория.

Давным - давно, когда на земле еще водились пещерные медведи, саблезубые тигры и мамонты, место под солнцем с ними разделяли и древние люди. Представляя себе этот враждебный для человека мир диких зверей, мы можем только догадываться, с какими трудностями сталкивался человек. Постоянное чувство голода, холода и страха за свою жизнь принуждало древних людей искать новые возможности для выживания.

Справляясь с холодом, человек научился строить себе примитивные жилища. Постоянная нужда в еде заставила его осваивать все новые и новые пространства. Чтобы не стать добычей диких зверей, ему пришлось изучить технологию обработки камня. Работая с камнем, человек научился высекать искру, добывать огонь и изготавливать различные орудия труда. Имея каменные орудия, человек стал охотиться на диких зверей, а из их шкур научился делать себе одежду.
Шли годы и тысячелетия. Из поколения в поколение человек передавал свой опыт и знания об окружающей его среде.

С тех пор, когда наш далекий предок впервые взял в руки камень, началась и история его языка. Обладая уникальной способностью подражания всему, что видит и слышит, человек жестами и звуками описывает и передаёт те или иные события и явления. На основе подражания появились первые зерна человеческого языка.
Подобно тому, как ребенок с момента своего рождения начинает слышать голоса своих родителей и с возрастом учится понимать и повторять, так и человечество училось языку своей природной среды с самой зари истории.
 
Язык природы уникален, красив и многообразен. Когда мы говорим о человеческом языке, мы немного не точны, так как изначально наш язык обязан языку природы. Сегодня кажется немыслимым воссоздание языка людей из далекого каменного века, но если посмотреть на звуки природы, то можно увидеть и услышать, что акустика их не изменяется - она вечна.

Древний человек, имея в своем арсенале лишь каменный нож, из-за своего любопытства забрел в незнакомую, темную пещеру. Бродя по лабиринтам пещеры, он случайно наткнулся на медведя, который тут же встал на задние лапы и набросился на непрошенного "гостя". В смертельной схватке человеку удалось своим каменным оружием убить медведя. Весь разодранный и еле живой, он смог добраться до своей стоянки. Его сородичи, видя своего израненного соплеменника, жестами и звуками стали спрашивать у него, указывая на его раны.

Переполненный эмоциями от встречи со зверем, наш герой должен был описать и передать своим соплеменникам, что с ним произошло. Имея в своей лексике скудный набор лексем, он начал свое повествование, своими телодвижениями имитируя сцену схватки. Естественно, он показал, как медведь встал на задние лапы и, рыча, напал на него, обняв и подмяв под себя.

Сегодня, смотря на эту картину, мы можем проследить и понять, как произошли, к примеру слова, присутствующие в нахских языках. Одно из этих слов «м1ара» (коготь), которое, как мы видим, имеет звукоподражательную основу от рычания зверя. Подтверждение верности этимологии мы находим в греческом языке.
Это слова:
1) марос — бешеный, безумный, жадный, прожорливый;
2) ;;;;;;=;;;;;;;; — свирепствовать;
3) ;;;;;;;;; — делаться бешеным.

В баскском языке мы находим слово "мурунча" (рычание), а в армянском "меренчоц" (рычание).

Что же мы имеем в итоге?  В первую очередь, у нас появилась возможность видеть возникновение фоносемантического ядра в виде звукоподражательного звукокомплекса «мр» и развитие семантических линий, проникающих со временем в образующиеся языки.

Вновь обратившись к словарным статьям, мы находим некоторые слова с корнем «мр»  в уже образовавшихся языках, носящих как положительный, так и отрицательный характер.

Например, слово «мор»  происходит от праслав. формы *morъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. моръ (;;;;;;; ;;;;;;;; Супр.), русск. мор, укр. мор (род. п. мо;ру), белор. мор, болг. моръ;т, сербохорв. мо;р «умирание», словенск. m;r (род. п. m;ra), чешск. mor, польск. m;r (род. п. moru), в.-луж. m;r (род. п. mоrа). Связано чередованием с *merti (мереть, мёртвый). Родственно лит. m;ras, мн. mara; «мор, чума», др.-инд. maras, m;ras м. «смерть, мор», mаrаkаs м. «чума» (но не лат. morbus «болезнь»).(Викисловарь).

Другой контекст положительный.
Слово «мир» происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. миръ (греч. ;;;;;; «мир, мирное время», ;;;;;; «украшение, порядок, вселенная»). Ср.: укр. мир «весь мир, народ, спокойствие, согласие», болг. мир(ъ;т) «мир, спокойствие, свет», сербохорв. ми;р (род. п. ми;ра) «мир, покой», словенск. m;r — то же, чешск. m;r «мир, покой, спокойствие, согласие», польск. mir, в.-луж., н.-луж. m;r — то же. Первонач. основа на -u, следы которой имеются в ст.-слав. и др.-чешск. Родственно др.-лит. mieras «мир, спокойствие», латышск. mie^rs — то же, далее алб. mir; «хороший», др.-инд. mitr;s «друг», далее милый.  (Викисловарь)

Реконструировав картину схватки человека со зверем, нам удалось выяснить вопрос о противоположности значений корня «мр», исходной точкой, которой является появившееся понятие «объятия» (изначально объятие человека медведем).

Как мы видим, отрицательная сторона семантики от корня «мр», развилась от образа объятия зверя, воды, земли, болезни.  Положительная сторона, от объятия человека.

И вот, в нахских языках мы встречаем производные слова такие как: «мар» (обнять, муж, смелый), «маре» (в объятие, замужество). В английском языке мы встречаем слово marriage (замужество). Оно же и во французском - mariage (замужество).
Отсюда мы можем и этимологизировать имя «Мария»  с внутренним смыслом «желанная» или «приходящая в объятие».   Индоевропейское margo (пограничная территория, область) тоже несет в себе смысл «объятия», но только по образу объятия горизонтального круга. 
Небольшой экскурс в историю и этимологию позволяет нам видеть логические  цепочки (семантику), идущие с самой зари общечеловеческой истории.
 

Взяв за основу положительное значение корня «мр», можно предположить, что первая часть имени «Мерседес» несёт  в себе смысл - «объятие», «замужество».

Исходя из этих последних данных, нам предстоит ответить на вопрос о происхождении второй части слова «Мерседес» - «седес».

Есть один способ узнать об этом: нам необходимо использовать данное слово как ключ и попытаться найти подходящий замок в разных языках в виде фонетических соответствий. Этот метод очень прост и логика его такова, что если есть замок, то где-то должен быть и ключ к нему.

Применив этот метод фонетического соответствия, мы находим опять - таки в нахских языках словосочетание «маре седа». А вот и смыслы этих слов:
«маре» (в объятия, замуж) и «седа» (звезда). Что же означает и какую смысловую нагрузку несет это словосочетание? Ответ есть в народном фольклоре, отраженном не только в нахских языках.

Примечание:
Нахское «седа» (звезда) происходит из слов «са» (свет) и «да» (пропасть, исчезнуть) так как звезды появляются, когда исчезнет свет, стемнеет.
См. латинское «sides» (звезда).
См. ивритское "седер" (порядок)(вечерняя трапеза,разговение)

Все дело в летящей звезде или комете, которая иногда появляется на небосклоне. Сегодня мы понимаем механику этого явления, но тогда, многие тысячелетия назад, древний человек мог утешить свою любознательность, исходя из своего понимания. Изначально это явление было описано им как «звезда, уходящая в объятие, за горизонт» (см. сл. Margo). Но, так как понятия «объятие», «замужество» передавались одним словом, древние люди создали фольклорный образ падающей звезды как «невесты с небес».

 

 Как же  могут устоять молодые люди, видя это явление, и не отправиться в застенье горизонта за самым сокровенным желанием: встретить самую прекрасную девушку – посланницу небес….

По сей день, увидев на ночном небосклоне падение звезды, молодые люди загадывают желание и искренне надеются, что оно сбудется - они встретят своих суженых. История нам говорит, что это явление влекло за собой не только молодых людей, но и волхвов, предсказывающих будущее. Наглядный пример с библейскими волхвами, шедшими за летящей звездой, которая привела их в Вифлеем, где родился мальчик Иешуа (Иисус).

Кто знает, было ли предначертано  имени «Мерседес» определить судьбу немецкого автогиганта и случайно ли, что логотипом его является трехлучевая звезда? Конечно, мы не можем утверждать, что предлагая трехлучевую звезду, ее авторы знали об этимологии имени «Мерседес». Возможно, это случайное совпадение, но, как мы видим, случайность просто удивительная.

И вряд ли, вряд ли можно назвать случайным совпадением  образа шлейфа свадебного платья, с образом шлейфа кометы…, в общем  контексте происхождения имени «Мерседес».


         Алдар Зерг.