Серафима - 31. Коля работает

Ярослав Яковлев 2
Жители филипповки.1926 год.Фрагмент. Крайняя слева сестра Анастасия с моим сыном Юрой, крайняя справа жена брата Ивана - Мария Лукьяновна с дочерью Катей

                Глава  52. Коля работает

Утром Коля должен был рано подняться, чтобы попасть на завод к  6-ти часам утра. Коля спит, а мама подымается в 4 часа, ставит самовар, греет борщ. Я начинаю будить Колю. Каждое утро одно и тоже:
-Коля, вставай! Уже пора!
-Не трогайте меня! Дайте выспаться!
-Вставай Коля! Завтрак готов!
-Господи, что за люди! Отстаньте от меня!
-Коля, подымайся, опоздаешь!
Беру полотенце, мочу в холодную воду, вытираю ему лицо. Коля фыркает, сердится, но подымается, ест борщ, пьёт чай, бежит на работу.
Я старалась создать все условия,  только бы он работал. Ежедневно, завернув в узелочек, я носила ему на работу обед. Старалась, чтобы он покушал горячее. Трамваи не ходили, путь был не близкий, и эта процедура занимала у меня более 2-х часов. Коля это принимал как должное. Однажды, когда я принесла обед и поджидала прихода Коли, ко мне подошёл один из рабочих:
-Вы напрасно так балуете своего мужа, идёте сюда с Филипповки. Это же отнимает массу времени.
-Да, но ведь если человек работает, должен же он пообедать.
-Но мы же как-то обходимся, в крайнем случае, можно брать завтрак с собой.
Конечно, этот разговор никак не повлиял на моё поведение. Я по прежнему старалась для Коли.
С работы Коля приносит хлеб, рыбу, пшено. Я в доме, мама на огороде. Он минует дом, направляется на огород, кричит:
-Александра Васильевна! Куда это положить?
-Да там же Сима дома, у неё и спроси!
-Ну, я не знаю, возьмите у меня, а то мне неудобно держать!
Мама берёт кулёк, идут вместе в дом. Вся эта сценка из-за того, что Коля боится, вдруг мама не увидит, что он заработал. Входят, я грудью кормлю Юрочку, мама говорит:
-Ну, вот видишь, Николай, работаешь, что-то зарабатываешь, как-то налаживается жизнь. А что утром рано просыпаться, если не высыпаешься, раньше ложись спать.
Вечером приходят отец, Серёжа:
-Ну, как, Николай, втягиваешься в работу? Осваиваешь свою профессию?
-Да уж освоил. Александра Васильевна, угощайте-ка Серёжу рыбой.
Садимся ужинать, мама достаёт приготовленную рыбу, всем достаётся по кусочку, горячая картошка. Как хорошо, когда всё хорошо!
И только наша невестка, Ванина жена Марья Лукьяновна, ходит с пасмурным лицом. Приходит как-то её мать, посмотрела, как мы сидим за столом, вышла на веранду, и ни к кому не обращаясь, как бы про себя, но, тем не менее, чтобы все слышали, произносит монолог:
-Вийшла замiж, вiдрiзана скиба хлiба! Мати менi казала: гляди менi, вийшла, не вертайся, бо буду колякою бити и гнати iз дому!
Но эти выпады кое-как ещё можно перенести, более серьёзные опасности подбирались с другой стороны.