21. С мамой хожу в театры

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. За памятником Александринский театр.


В драматические театры мы ходили вместе с мамой. Чаще всего она покупала билеты в БДТ – Большой драматический театр  и в театр Комедии.  В Пушкинский театр билеты нам приносила Аня, – она работала там администратором. И до революции, и после распада СССР его называли Александринский театр, или просто Александринка, – мама часто так и говорила по привычке. Перед театром к Невскому проспекту примыкал сквер, где стоял большой памятник Екатерине Второй.

Помню, я всех спрашивал, почему памятники царям Николаю и Александрам I-му, II-му и III-му убрали, а Петру и Екатерине II-й оставили стоять. Про Петра мне еще как-то пытались объяснить тем, что он царь-реформатор, прорубил окно в Европу, а вот про Екатерину – никто толком ничего не мог сказать. Только мама сказала, что она сама была просвещенной царицей – переписывалась с Вольтером – и поддерживала многие прогрессивные начинания. А вот про то, что именно она ввела для российских евреев черту оседлости, моя мама не помнила.

В Пушкинском театре играли замечательные артисты, фамилии которых мы знали по радиопередачам. Среди них особенно знаменит был Николай Черкасов. Он играл в театре всего четыре роли, так как был очень занят на съемках кинофильмов, но как играл! Мы смотрели с мамой все пьесы, которые он играл: «Великий Государь», «Жизнь в цвету», «Борис Годунов» и «Ревизор». Черкасов был тогда самым моим любимым артистом.

В театре комедии Главным режиссером был Николай Павлович Акимов. Мы с мамой ходили на все спектакли «Школу злословия» Р. , «Опасный поворот» Д.Б. Пристли, "Тени" Е. Шварца и другие. Театр находился на Невском, 56, там же, где располагался роскошный Елисеевский магазин. Глаза разбегались от его красоты и великолепия, но мы там не покупали, – денег не было. А вот на театры мама выкраивала деньги.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/02/178