Жека, кагор и я

Александр Квиток
ЖЕКА, КАГОР И Я

                Александр Квиток

Сегодня получился славный футбол – играли, пока не стемнело. Мокрые, усталые, но довольные, мы расходились по домам. На въездных воротах в геологический посёлок меня окликнул Женя:
    – Санёк, приходи ко мне на ужин. Есть кагор, картошка и полная сковородка котлет.
    – Ты не поверишь, Жека, но я с удовольствием…У тебя никак день рождения?
    – Нет. Неохота одному ужинать. Жена на дежурстве, а кагор у меня давно стоит – ждёт не дождётся, когда мы его выпьем.
    – Передай своему кагору, что сегодня мы его выпьем. Я буду минут через десять…Привет кагору!

Жека улыбнулся, и мы разошлись в разные стороны. Как вовремя, однако, Женя возник с приглашением на ужин! В столовую я не мог сходить по причине закрытия, магазин тоже не работал, а дома у меня даже куска сухого хлеба нельзя отыскать. Аппетит же после трёхчасовой игры в футбол был просто зверский. Если бы меня позвали есть поджаренную змею, то и здесь бы я согласился. Наверное…

Быстро помывшись и переодевшись, я пошёл к Жене. Он жил на другом конце посёлка, но что такое для молодого и голодного пройти триста метров к накрытому столу? Две минуты – и я у Жеки.

На столе стояла большая миска с дымящейся картошкой, сковорода с котлетами, а также нарезанные продольными дольками солёные огурцы. Ну и кагор, конечно – две бутылки, а к ним, как положено, гранённые стаканы. Натюрморт, что и говорить, весьма привлекательный.

Жека налил вина по полстакана, а потом взял чайник с плиты и долил себе кипятка до полного стакана. Я удивился и спросил:
    – А что, Жека, нынче так надо, что ли, кагоры распивать? Зачем водой-то разбавлять?
    – Так делали античные греки. Они пили только разбавленное вино. Так снижается скорость опьянения и улучшается вкус вина. Тебе разбавлять или нет?

Кагор я пробовал впервые в жизни. Знал уже вкус водки, самогона, коньяка, шампанского и всяких-разных портвейнов.
    – Жень, я сначала попробую, какой он неразбавленный. А разбавить всегда успеем. Не возражаешь?

Жека не возражал, и я отхлебнул немного вина. Погонял его во рту три секунды, проглотил. Вино вкусное, но чересчур сладкое. Приторное.
    – Разбавляй, – сказал я и подвинул стакан ближе к нему. Жека улыбнулся и потянулся за чайником. Долив в мой стакан горячей воды, он заметил:
    – Если б ты видел, какое у тебя было умное лицо, когда ты дегустатором выступал!
    – В том-то и дело, что в зеркале себя умным не увидишь. Спасибо, Жека, за комплимент. А что, я и вправду умником смотрелся?
    – Ещё каким!...Вот по этому поводу и выпьем.
    – Прекрасный тост! За умных античных греков, которые дали нам хороший пример!

Мы чокнулись полными стаканами и…Горячий кагор шёл в горло только мелкими прерывистыми глотками. Уже после третьего глотка в горле приятно запершило, и это ощущение сохранялось до окончания ужина.
Дальше мы так и пили – медленно, растягивая удовольствие, а вместо тоста говорили, поднимая горячие стаканы:
    – Ну, будем…
    – Будем.

Котлеты мы съели все, картошки и огурцов немного осталось. Чай пить не стали, поскольку напились горячего кагора. Взглянув на пустую сковороду, Женя весело заметил:
    – Жена готовила на два дня.
    – Теперь тебе объяснение надо писать, да, Жека?
    – Да ладно, обойдёмся. Жена у меня понятливая.
    – Ты сам виноват. Не надо было выставлять всю сковородку с котлетами. Половиной бы обошлись. Ты же видишь, какой жор находит под горячий кагор?
    – Так и скажу жене: не могли остановиться.
    – Так и скажи. А котлеты, к тому же, были очень вкусные. Она сама виновата – не надо так вкусно готовить.
    – Ладно, Санёк. Так ей и передам.

Мы хохотали, довольные как слоны, своим пьяным юмором. Когда успокоились, Женя спросил:
    – А ты бы мог ещё стакан горячего кагора выпить?
    – Мог бы.
    – А два стакана?
    – И два мог бы.

Женя полез в тумбочку и извлёк третью бутылку кагора.
    – Ну ты, Жека, даёшь! – только и мог я сказать.

Это вино мы пили долго, неторопливо, наливая по полстакана, и засиделись до двух часов ночи. Дважды выходили покурить и прогуляться в прохладе осенней ночи. Гуляли по единственной улице притихшего посёлка. О многом тогда мы поговорили: он рассказывал о своей жизни, а я – о своей. Женя вырос в интеллигентной семье, а потому усвоил многие правила хорошего тона, чего не хватало мне. Пить разбавленное вино – эта манера пришла с ним от воспитания, а вот разбавлять вино горячей водой (не тёплой, а горячей) это было его собственное изобретение. И мне оно пришлось весьма по душе.

Утром встать на работу для меня прошло безболезненно, голова ощущалась почти лёгкой. Вино было хорошее и в горячем виде благодатно воспринималось организмом, хотя выпили мы многовато.

Через год мне пришлось вспомнить о Жене и кагоре. К тому времени он уже работал в другой геологоразведочной партии, а у меня случилась жестокая простуда или же это было осложнение после гриппа, перенесённого на ногах. Проболел я тогда две недели, а когда дело уже пошло к вялому выздоровлению, мне посоветовал сосед по общежитию, старичок-маркшейдер:
    – Пей горячий кагор на ночь и всё пройдёт.

Такое лечение я воспринял с удовольствием. Три дня подряд я выпивал на ночь бутылку разбавленного кипятком кагора, отчего до полуночи исходил потом и не спал, а когда переодевался в сухое и снова ложился в постель, то сон был до утра крепкий, здоровый. Действительно помогло.

А с Жекой мы потом ещё несколько лет работали в одной партии и дружили семьями: наши жёны нашли общий язык и тоже сдружились. Как полагается, у нас появились дети, и вскоре мы получили квартиры в курортном городе. Пятью годами позже я перевёлся из Кольцовки в другую экспедицию, и с Женей мы теперь виделись редко: возник другой круг общения, новые друзья, другие интересы.

Он рано ушёл из жизни. Последние годы его жизни сложились трудно: жена тяжело и долго болела, старшая дочь ушла из дому и вышла замуж вопреки воле родителей, а младшенькая (любимая дочь Жени) умерла через год после замужества на руках у отца, когда везли её в Ставрополь с каким-то осложнением.

Я приходил на его похороны, хотя не люблю этих печальных проводов в иной мир. Смотрел на его бледно-землистое спокойное лицо и вспомнил тот день из нашей молодости, когда мы с ним так хорошо посидели, распивая горячий кагор. Больше ничего не вспоминалось.

Через полгода после его смерти скончалась и его жена. В их трёхкомнатной квартире, которую они с таким трудом исхлопотали, теперь живёт их старшая дочь с мужем и детьми. Я видел их на похоронах – нормальная семья, спокойные отношения, нормальный с виду мужик (муж старшей дочери). Они ведь принца голубых кровей хотели для дочери, а она выбрала простого парня, одноклассника из рабочей семьи. Напереживались из-за этого основательно, сами себя довели. А ещё смерть младшенькой изрядно подорвала здоровье Жени и его жены. Печальная история.

Кагор я уже не пью. Не идёт даже в горячем разбавленном виде. Наверное, кагор не тот, а скорее всего – я уже не тот. Всему своё время: время смеяться и время печалиться, время пить кагор и время вспоминать былое.

                01.08.2013