Страсти по мастерской

Элеонора Белевская
               
     В канун Нового года 18  московских скульпторов получили письмо следующего содержания. «жэк-5   Дзержинского     района ставит   вас   в   известность, что договор на арендуемое вами помещение в дальнейшем перезаключен не будет. Это помещение, расположенное по улице  Сретенка 17/29, подлежит реставрации  в связи  со строительством станции метро «Колхозная». Вам предлагается освободить помещение и сдать жэку до 15/1 1971 г.».
          Прошло четыре года, скульпторы трудятся в своих старых мастерских.  Давно уже построена и открыта станция метро «Колхозная».  А здание, которое  подлежит реставрации», так и стоит в былом запустении, обнесенное зеленым забором.  Этот охраняемый государством архитектурный памятник хорошо виден теперь и с Колхозной площади, и с Проспекта Мира, отнюдь не украшая их.  Несведущему  прохожему вряд ли  придет в голову, что это обшарпанное кирпичное строение — одна из жемчужин московской архитектуры 17 века, бывшая церковь Троицы в Листах,
     Архитекторы совместно с историками проделали большую работу, чтобы восстановить первоначальный облик здания. Оно было построено на средства стрельцов. Видно, в московских стрельцах продолжал жить дух великого Новгорода. По стилю Троица в Листах очень напоминает новгородскую Софию. Церковь была увенчана пятью шлемовидными куполами. Необыкновенным было покрытие куполов — трехцветная черепица. Под полутораметровым слоем грунта и строительного мусора археологам открылся замечательный профилированный пояс из темного кирпича, окружавший здание.
     Почему же столь затянулось возрождение редкого памятника?    
     Обратимся к материалам московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Решением исполкома Моссовета от 15 февраля 1971 года центральному совету общества было предложено срочно начать реставрационные работы. Центральный совет выделил средства. В научно-реставрационной мастерской была составлена и утверждена проектная документация. Автор проекта архитектор О.Журин сделал эскиз  памятника. Увы, вместо строительных лесов вокруг Троицы стали вырастать горы переписки. Арендаторы не освободили здания, реставраторы, следовательно, не начали работ. Центральный совет прекратил финансирование, и пять тысяч рублей, отпущенные на реставрацию, были перераспределены на другой объект.
После этого архитектурный памятник продолжал обрастать грудой всевозможной служебной переписки, ходатайств общественности, отказов, постановлений. Трудно перечислить все инстанции, в которые обращались сами скульпторы в поисках мастерских.Неспокойно жилось им все эти годы, тревожно. Каждый новогодний праздник встречали они под угрозой выселения из мастерских. Каждый год, вместо новогоднего поздравления, получали от жэка «последнее предупреждение». А с осени прошлого года Дзержинский райисполком начал применять «санкции». То свет отключат, то воду, то отопление, а то и все коммуникации сразу.
     -Все эти годы мы живем в постоянном напряжении. Боимся уехать, боимся начать новую работу, рассчитанную на несколько лет,— сказал мне профессор Высшего  художественно-промышленного училища А. Кондратьев.- Двух наших товарищей уже нет с нами. Не выдержали такой жизни.
       Скульпторов нетрудно было понять. В мастерских сосредоточены плоды их творческой жизни, которые не увезешь к себе домой и не вытащишь просто так на улицу. Но никто не хотел это понимать.
      А Троица в Листах продолжала фигурировать в списках Общества охраны памятников как первоочередной объект...
      Наконец после многолетних мытарств лед тронулся. По просьбе Художественного фонда РСФСР исполком Моссовета выделил подходящие помещения для мастерских, Художественный фонд отпустил деньги на ремонт, нашел рабочих. Скульпторы готовились к переселению. Но помещение вдруг оказалось занятым другой организацией. Москворецкий райисполком счел возможным наложить вето на резолюцию Мосгорисполкома, заняв позицию удельного княжества: памятник-де в чужом районе, и нам нет до него дела...
     В итоге оказалось легче пробиться сквозь толщу веков и отыскать  там утраченный облик архитектурного памятника, разработать проект реставрации и найти средства на его осуществление, чем решить вопрос переселения мастерских – вопрос несложный в условиях огромного строительства в Москве.
      Такова история одного московского памятника,  рассказанная мной  в1975 году в газете «Советская культура». С тех пор многое изменилось. Не стало Советского Союза. Отреставрировано и воссоздано множество памятников старины, много и утрачено в процессе реконструкции Москвы.  Давно украшает Сретенку церковь Троицы в Листах.   А проблема с творческими мастерскими остается столь же острой  и порой трагичной.

          Продолжение следует.