Окончание квирту и первое назначение. Глава 4-я

Александр Зубков 2
                Глава 4-я. «Хлебный город» Ташкент.

   В субботу, 15 ноября, в 5 часов утра, наконец, мы прибыли в  Ташкент.  Оставил оба чемодана в камере хранения, взяв с собою только электробритву и зубную щётку.  Выйдя на привокзальную площадь, был поражён увиденным. Общественный транспорт ещё не ходил. Весь город был в тумане от сухой пыли, поднятой  дворниками, яростно скребущими мётлами по сухим тротуарам и проезжей части. При этом дворники так громко кричали, переговариваясь друг с другом на узбекском языке, что стоящий гвалт напоминал крики стаи крупных птиц и просто оглушал. На улице было тепло, от пыли трудно было дышать.  Пришлось снять шинель. Спросил у редкого прохожего, как  найти ближайшую гостиницу.  Получив в ответ направление, минут через 20 вышел к новой гостинице «Ташкент».

      Гостиница  находилась на площади им А.Навои. Её недавно построили.  Рядом располагался Ташкентский Большой театр оперы и балета им. Алишера Навои. Без проблем меня поселили в двухместный номер.  С дороги принял душ, стало немного легче. Затем, побрился, привёл себя в порядок.  Внизу, в холле,  был пункт городской справки. Узнав, как найти штаб корпуса, адрес  был в предписании,  и, перекусив в гостиничном буфете, отправился  по указанному    адресу.          

      В 3-ем часу дня  уже был возле  здания  штаба Ташкентского корпуса ПВО.  Предъявил своё предписание дежурному офицеру.  Он сообщил, что сегодня рабочий день уже закончился и мне лучше прибыть в понедельник к 9-00 часам утра. Это известие  не огорчило, так как подумал,  что уже разобрался, где находится штаб и как туда ехать.  В воскресенье же можно познакомиться с Ташкентом.

      Вернувшись в гостиницу, обнаружил, что в номер ко мне поселили молодого мужчину,  лет 25 -30.    Познакомились, парня звали Олег. Он из Москвы, работает переводчиком английского языка. В Ташкенте  не первый раз. Сейчас приехал на длительное время, сопровождая  англичанина, изучающего  Востоковедение. Мой сосед оказался шустрым и общительным парнем, но имел один физический недостаток: он был горбатым.  Олег  пообещал познакомить меня с городом.

     Вечером, по предложению Олега, в ресторане гостиницы поужинали и отметили знакомство.  За ужином Олег  рассказал о себе. Он женат. С женой познакомился в институте, во время учёбы. Работают они вместе в одной организации. Сейчас жена в командировке в Англии с какой-то делегацией. Когда уже легли спать, Олег ещё долго рассказывал о себе, своих командировках  и  своих  «победах» на любовном фронте. Под его трёп,  незаметно уснул.

     Утром в воскресенье проснулся, когда мой сосед уже вышел из ванной. Он сообщил, что ему позвонил его англичанин, и попросил   куда-то его сопровождать   Обещанная Олегом, экскурсия по городу срывалась. Я понял, что свои планы должен  реализовывать сам.   Позавтракав в буфете, и узнав у дежурной по этажу,  как можно организованно познакомиться с городом, поехал на вокзал. На вокзале быстро нашёл экскурсионный автобус.

     Обзорная экскурсия продолжалась 4 часа. Мы останавливались у музея Амира Тимура,Музея изобразительных искусств,  Медресе Кукелдаш, Исторического музея, возле мечети Хаст-Имам. Возле Алайского рынка, самого крупного рынка в Ташкенте, нам дали 20 минут для «пробега»  по рядам. Естественно, не смог удержаться и купил большой мраморный арбуз. Цена этих арбузов была просто смешной, 10 копеек за кг. Проезжая мимо Окружного Дома Офицеров, увидел, что там проводятся  состязания на первенство гарнизона по вольной борьбе. Решил пойти посмотреть. После окончания экскурсии, поел плов, который готовили прямо на улице, и поехал в Дом Офицеров.   В гостиницу вернулся поздно вечером. Мой сосед уже был на месте и отдыхал.  День принёс мне много  информации и впечатлений.

    В понедельник, 17 ноября в 9-00 уже  входил в штаб корпуса ПВО. Прежде чем пойти в отдел кадров, спросил,  где найти начальника физкультуры и спорта. Мне сообщили, что начальник, майор Корж Аркадий Моисеевич сейчас в отпуске.  Его замещает офицер отдела эксплуатации РТВ майор Леонид Верховский.

    Найдя  майора,  рассказал ему, что  имею первый разряд по пулевой стрельбе, член молодёжной сборной Киевского Военного Округа. Показал свою зачётную книжку спортсмена.  Майор сам оказался  кандидатом  в мастера по шахматам,  призёром первенств ТуркВО. Он пошёл со мною в отдел кадров  и попросил направить в  в/часть  откуда было бы проще  вызывать на сборы и состязания.   В это время начальник отдела кадров  находился в отпуске и должен был выйти на службу через неделю.

     Без него принимать решение не захотели.  Мне порекомендовали прийти в отдел кадров  в следующий понедельник. Так неожиданно,  мой отпуск увеличился ещё на 7  дней.

     В последующие дни сосед по комнате в гостинице был занят своим англичанином. Я был предоставлен самому себе и просто ходил  и ездил по Ташкенту. Знакомился с улицами парками, кинотеатрами, рынками.  Несколько раз был в спортзале Окружного Дома Офицеров. Там систематически проводились состязания: по борьбе, боксу, спортивной гимнастике.  Всё было бы неплохо, но меня беспокоили мои финансы, стремительно таявшие, как мартовский снег.

     Перед убытием из училища нам выдали по 1450 рублей. У меня ещё были небольшие сбережения, которые забрал из сберкассы. Во время отпуска дома, как-то незаметно, большая часть  моих финансов успела растаять. Перед отъездом родители предлагали с собой денег. От  этого предложения отказался, считая, что вся процедура назначения и перемещения  к месту службы займёт 4-5 дней. В части же мне должны были выдать подъёмные в размере месячного денежного содержания. К тому же, не хотелось брать  деньги у родителей потому, что считал, пора уже рассчитывать на свои силы и становиться самостоятельным.

     В Ташкенте, неожиданно пришлось задержаться, питаться, платить за  проживание в гостинице.  Были  и другие совсем не предвиденные расходы.

     И вот наступил понедельник 24 ноября. В 9-00 был уже у майора Леонида Верховского. С ним пошли в отдел кадров. Начальник отдела полковник А.Казаков сам был в прошлом спортсменом. Объяснение майора принял.  Попросил меня подойти  к  одному из офицеров его отдела после обеда.

     После обеда мне вручили предписание  прибыть в военную школу операторов РТВ, расположенную в городе Чкаловске, Ленинабадской области, Таджикской ССР. Кроме этого, получил проездное требование для приобретения билета на поезд. Из штаба поехал на вокзал и оформил проездной билет в купейный вагон  на поезд Москва – Сталинабад  (в 1961 году город был переименован в Душанбе),  который уходил из Ташкента в 23-30.

     С вокзала приехал в гостиницу. Олег уже был в комнате. Увидев меня, он обрадовался;
     - Мы с тобой сегодня идём на день рождения, - объявил мне Олег, как только я вошёл в комнату.
     - Какой ещё  день рождения?  Сегодня уезжаю. Получил назначение и уже взял билет, - сообщил своему соседу. 
    
     Узнав, когда отходит поезд, Олег стал меня уговаривать:
     - Давай сходим. Сестре моего приятеля исполнилось 18 лет. Она окончила школу,  поступила в театральную институт. Отец и дед приятеля воевали в коннице генерала Плиева. Сейчас они артисты цирка. Выступают с конным аттракционом. Они армяне, но очень хорошие люди. Я тебя с ними познакомлю, они будут тебе рады.

      Пытался  возражать,  говоря, что уезжаю и, наверное, больше не буду в Ташкенте. Но, в конце концов, Олег  почти убедил,  пообещав, что на вокзал меня доставит его приятель Артур, брат именинницы.   
     - Но  на день рождения надо прийти с подарком, - уже слабо сопротивлялся я.
     - Что мы ей подарим?
     - Купишь хороший букет роз, - ответил Олег.

     Мы быстро собрались и вышли из гостиницы. По пути зашли в цветочный магазин, Там  купил   18 алых роз.  От моих финансов осталось 9 рублей и, какая-то, мелочь.

      Мой приятель привёл меня на улицу Апанасенко, 26. Дверь нам открыла  именинница, симпатичная, черноглазая брюнетка, стройная, среднего роста девушка.
     - Каприэлова  Наташа - назвала она себя и подала  руку. Я, передав ей букет, осторожно взял её узкую, маленькую, тёплую ладонь и назвал себя. Олега она уже знала и, поздоровавшись с ним, сказала:
     - Проходите, ребята.

     Мы прошли в  квартиру. Это была  3-комнатная квартира с последовательным расположением комнат. Комнаты были расположены одна за другой. В первой большой комнате стоял уже накрытый стол. На стенах, в рамках под стеклом,  висели фронтовые фотографии  старших Каприэловых, одетых в черкески с саблями, с орденами на груди.

     В следующей комнате висели фотографии, где  мужчины   Каприэловы были на арене цирка, верхом на лошадях, во время выступления. К нам подошёл брат именинницы и, подав  руку, назвал себя:
     - Эдик!

     Мы познакомились и обменялись крепким рукопожатием. Эдуард был высоким, стройным, атлетического сложения парнем,  лет 25-ти.
     - У него первый разряд по десятиборью в лёгкой атлетике и он учится в театральном, - шепнул Олег.

     Показывая рукой на, висевшие на стене, фотографии, Эдуард сказал:
     - На этих фото мой дед, отец и два его брата.

     Вскоре, все гости собрались, и хозяева  пригласили за стол. Из молодёжи за столом оказались именинница с подругой, её брат и мы с Олегом. Остальные человек 20 были родственники и друзья семьи.

     Наконец,  старший Каприэлов, дед именинницы, встал с бокалом шампанского в руке, обвёл всех собравшихся за столом тяжёлым взглядом и произнёс, смотря в мою сторону:
     - Уважаемые гости! Мы Вас никого не приглашали!

     После этих слов мне стало как-то не по себе. Захотелось стать невидимым.

     - Если бы мы пригласили всех своих друзей, - продолжал свою речь старейшина семьи, - то здесь собралось бы намного больше  людей. Пришли поздравить мою внучку Наташу те, кто посчитал это необходимым. Поэтому, я предлагаю выпить первый тост за Вас, уважаемые гости.

     После этих слов на душе у меня стало легче, чокнувшись бокалом шампанского с Наташей, её братом и Олегом, осушил свой бокал.  Далее были тосты за именинницу, за её родителей, за родителей родителей именинницы. В общем, напряжение за столом разрядилось. Гости выпивали, закусывали, шутили, а время шло…  Когда  посмотрел на часы, было уже 23-00.  С тревогой в голосе, шепнул Олегу:
     - Я опаздываю на поезд.

     Олег пошептался с Эдиком и тот встал из-за стола и пригласил пройти за собой. Попрощавшись с именинницей и её родственниками,   последовал за Эдуардом. 

     Рядом с подъездом стоял мотоцикл Ява. Эдик завёл его и жестом пригласил занять заднее сиденье.  Посмотрел на часы. Было 23-10.

     - Эдик, я опаздываю на поезд.
     - Когда он отправляется? – спросил.
     - В 23-30,- ответил.
     - Успеем, - коротко бросил Эдуард.

     И мы помчались. Эдуард вел мотоцикл по пустым улицам Ташкента, на бешеной скорости, не обращая внимания на сигналы светофоров. Через 7 минут мы были на вокзале. Бегом  спустился в подвал в камеру хранения. На моё счастье, касса и камера хранения работали. Подбежав к кассе,  протянул в окошко бумажки, выданные мне, при сдачи чемоданов на хранение. Кассир сказала:
     - С Вас 10 рублей 50 копеек..

     Вытряхнув свой кошелёк, еле набрал  с мелочью 10 рублей 10 копеек.
     - У меня больше нет ни копейки, сказал, протягивая в окошко деньги.
     - Ладно, лейтенант. Вы ведь будете ещё в Ташкенте? Тогда и занесёте.

     Схватив свои чемоданы, перепрыгивая через две ступеньки, побежал на перрон. Поезд стоял на 1-м пути.  Только поднявшись в свой вагон и,  войдя в купе, сумел успокоиться и отдышаться.  Вагон был полупустой, в купе  оказался один. Как только убрал чемоданы в багажный отсек, поезд отправился. Вскоре,  зашёл проводник-узбек и, взяв у меня билет, стал извиняться:

     - Товарищ  лейтенант, извините, но поезд следует из Москвы. По пути пассажиры выходили, входили, и у меня нет чистого постельного белья.

     Я не мог сказать проводнику, что у меня  не только нет  одного рубля, чтобы заплатить за постельное бельё, но вообще нет, ни копейки. Поэтому, строгим голосом произнёс:

     - Как это нет чистого белья? А как же  буду спать?
     - Вы возьмите матрас и ложитесь. Ведь в Чкаловске мы будем в 8 часов утра, - произнёс проводник с виноватым  видом.

     Поворчав, для порядка, ещё немного,  стал устраиваться на ночлег. Постелил матрас на полку, вторым укрылся и  сразу же уснул.

     В 7-30  разбудил проводник, постучав в дверь купе.  Умылся, побрился, успел выпить стакан чаю без сахара, так как сахара у проводника тоже не было. А у меня не было денег, чтобы расплатиться за сахар. В это время поезд уже заезжал на вокзал города Чкаловск.

     Выйдя из вагона, подумал:
     -Что теперь делать? Куда и как добираться?

Решил пойти к начальнику вокзала, чтобы разобраться. Начальник вокзала  разъяснил, что город Чкаловск находится в 3 километрах от вокзала. Туда идут рейсовые автобусы. Объяснив, что на автобус у меня нет денег, так получилось. Попросил разрешения связаться с командиром части по телефону.
     Позвонил на коммутатор войсковой части. Ответил солдат-телефонист. Представился, попросил соединить с командиром. Услышав низкий мужской голос:
     - Подполковник Зараховский, слушаю.
Доложил командиру о прибытии для прохождения службы, Командир ответил:
     - Садись в автобус и приезжай.
     - Не могу.  У меня нет ни копейки денег. Нечем заплатить за билет, - ответил.
     - Тогда иди пешком. Здесь недалеко, около 3-х километров, - предложил подполковник.
     - Не могу. У меня тяжёлые вещи.
     - Что ты от меня хочешь, лейтенант?
     - Пришлите, пожалуйста, за мной  какую-нибудь машину.
     - Хорошо, ожидай. За тобою приедет дежурная машина.
     - Спасибо, товарищ подполковник, - поблагодарил командира части нищий инженер-лейтенант.

     Вскоре приехала грузовая машина ГАЗ-51 с дежурным офицером. Забросив свои чемоданы в кузов,  последовал за ними.  Через несколько минут мы были в расположении 74-й военной школы операторов РТВ.

     Оставив вещи в комнате дежурного, пошёл докладывать о прибытии командиру. Войдя в его кабинет, увидел нескольких офицеров, которые с интересом,  улыбаясь смотрели на меня.  Понял, что в этом кабинете мне уже перемывают кеости. Доложил подполковнику о своём прибытии для прохождения службы.

     - Что,  лейтенант, здорово погулял в Ташкенте? – спросил подполковник.
     - Никак нет,- отвечаю,- на неделю задержали в отделе кадров. Ждали выхода из отпуска начальника отдела. Вот деньги и растворились.

     Командир снял трубку телефона и вызвал начфина. Когда в кабинет вошёл майор,  сказал ему улыбаясь:
      -  Выдай лейтенанту 100 рублей авансом, чтобы он не умер с голоду до получки. 

     Майор пригласил следовать за ним. Через пять минут у меня было целое состояние – 100 рублей.  Зашёл к дежурному за вещами, а он сообщил, что командир просит  зайти к нему. Зашёл к подполковнику, доложил. Он спросил:
     - Ну что, получил деньги?
     - Так точно, - отвечаю. Спасибо Вам большое.
     - К нам из КВИРТУ  несколько дней тому прибыл лейтенант Бурханов. Знаешь его?
     - Конечно, знаю. Мы учились с ним на одном курсе.
     - Поговори с ним, Он, по-моему, снял комнату. Возможно, поможет и тебе устроиться.

     Поблагодарив командира, вышел из штаба и увидел, как к штабу подходит Рустамчик Бурханов. Пошёл к нему навстречу. Обнялись.

     Так началась моя воинская служба, после окончания  Киевского Высшего инженерного радиотехнического училища войск ПВО страны. Но это уже совсем другая история, которую обязательно постараюсь рассказать Вам, мои читатели.

                Александр Зубков.