Народный календарь, 1 августа - 7 августа

Александр Мишутин
 

  Ах, август! Жданный, странный, грозный. Август — разносол, всего вдоволь. Август-густарь, страды государь: и косить, и пахать, и сеять. До обеда — лето, после обеда — осень. И брать всё надо, да Илья не даёт. Успеть все надо, да погода не пускает. Мука и радость этот август.

  1 АВГУСТА. МАКРИДА.
  И на Афиногена и на Макриду — не нужен дождь. Некстати он. Да и примета плохая: Макрида мокра — и осень мокра. А вот еже¬ли вёдро (ясно) на Макриду, то осень будет сухой. В то же время дождь благоприятствовал хорошему севу озимых. Но до сева озимых может смениться погода, а хлеб убирать надо сейчас. Каждый день простоя хлеба — потеря урожая. А завтра убирать нельзя: Ильин день.

  2 АВГУСТА. ИЛЬИН ДЕНЬ.
  Строг Илья. Чтобы умилостивить этого грозного пророка, не работали в поле: не косили, не убирали. Да и вообще все работы были запрещены: не позволяет Илья. Только пчеловоды возились с пчёлами: срезывали первые соты меда, подчищали ульи и перегоняли рои пчел. По верованиям крестьян, Илья никогда не ударит огненной стрелою в улей, даже если там скрывается нечистый дух: пчела «божья пташка» и работает она на церковь, на свечки Богу. Работающих в этот день односельчан даже наказывали штрафом: если Илья увидит, что кто-то из села работает, то спалит все сено; а потому — это не личное дело: работать или не работать, а общественное, мирское. Был случай, когда на крестьянина, выехавшего в поле за снопами, набросилась толпа сельчан, сняла с лошади хомут. Хомут отнесли в кабак и сообща пропили. И это не считалось нравственным или правовым нарушением.

  Ещё накануне Ильина дня принимали меры для предотвращения возможного гнева грозного пророка: окуривали ладаном дом, а все светлые блестящие предметы завешивали полотном, или же вовсе выносили из избы; зеркала, самовары Илья мог посчитать роскошью в крестьянском быту и наказать.

  И не дай Бог, если в этот день дело доходило до грозы. Люди забивались в избы, наглухо затворяли двери, занавешивали окна и зажигали перед образами в красном углу четверговые свечи (свечи, освященные в церкви и принесённые домой в великий, чистый четверг перед Пасхой). И обязательно выбрасывали кошек из избы, а иногда и изгоняли собак за пределы двора. Крестьяне полагали, что всякая нечисть, страшась гнева Ильи, перемещается в тела животных или обращается в различных зверей. Ударит Илья молнией в беса, спрятавшегося в кошку, и спалит весь дом. Нет, от греха подальше — выбросить кошку!

  В некоторых областях России устраивали на Ильин день обеды. Делали мирскую складчину (сбрасывались деньгами), покупали у кого-то из своих же крестьян быка, телёнка или барана, забивали его, готовили и съедали всей деревней.
А в Тульской области на мирскую складчину пекли хлеб из нового урожая и раздавали его нищей братии от имени всей деревни, получив прежде благословение от священника. Священник же окроплял святою водою согнанный к церкви домашний скот и чаши с зерном — «для плодородия».

  По поверьям народа, осенние «гремячие» стрелы Ильи-пророка высекают из камней и почвы ключи-родники. Этим гремячим источникам приписывалась чудодейственная сила. А потому такие источники-ключи огораживали крепкими срубами, ставили кресты и даже часовенки (маленькие, крошечные церковки с иконами, но без алтаря; место для молений) с иконами святого Ильи-пророка.
В местах удара молнии в землю (в дерево) находили «громовые стрелы»: сплавившийся песок. Их брали с собой, клали на чердак, как оберег от пожара и молнии.
Вода из «гремячих ключей» так же, как и сам ильинский дождь, считались целебными и избавляли от «очногого призора (сглаза) и всякой вражьей силы».

  Крестьяне считали, что на Ильин день звери и змеи выползают из своих нор и рыскают по лугам и лесам. Поэтому и скотине, и человеку в эту пору быть в лесу или в поле очень и очень опасно. И только бесстрашные знахари вылавливают в этот день змей, чтобы из вытопленного из них сала сделать свечи, обладающие непостижимой волшебной силой.

  С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы), и охотники начинают свои первые выезды на волков.
  С Ильина дня перестают кусаться комары и начинаются холодные утренники.
  С этого же дня прекращается купание в водоемах.


  3 АВГУСТА. СЕМИОН (СЕМЁН).
  Закончилась ильинская воробьиная ночь: всю ночь оглушительные раскаты грома, молнии беспрерывно озаряют всё небо, испуганные птицы вспархивают, мечутся, невидяще натыкаются на разные предметы и падают, скотина в хлеву ревёт, взлаивают, а то и воют собаки. Светопреставление! Не спится человеку в такую ночь: страшно становится.
  Будут еще  воробьиные ночи. Но эта, ильинская, как грозное предзнаменование, как визитная карточка Ильи-пророка, сурового и беспощадного. Такого же, как его языческий предшественник — Перун.

  Бог огня и воды, грозы и плодородия языческий Перун был не менее важен чем скотий бог, бог богатства Велес (Волос). Но если Велес воспринимался домашним, бытовым, то Перун — небожитель, грозный, немилосердный, воинственный. Потому и стал главным в пантеоне языческих славянских богов. Потому и принят был княжеской дружиной, как покровитель воинов. Потому и ставились ему идолы (скульптуры) для поклонения в кумирнях (места молений и жертвоприношений), ему приносились кровавые жертвы и в мирное время, и на бранном поле.
   Идола Перуна в Киеве, с серебряной бородой и золотыми усами, единственного не изрубили, не изломали при крещении Руси, а по велению великого князя Владимира стащили в Днепр и сплавили далеко, до днепровских порогов. Уважали предки силу. Побаивались Перуна даже низвергнутого.

  Постепенно, столетие за столетием функции и характер Перуна  почти полностью перешли к Илье-пророку. А генетическая память народа сильна и глубока настолько, что страх, языческий страх перед Ильей, наследником забытого Перуна, сохранился. Да и как не  бояться и не трепетать, когда от дождя и огня (молнии, пожара) столетиями зависела перспектива: богатство (урожай) или голод (засуха, пожары).

  Вот и не спится человеку «воробьиными ночами». Но есть и утешение: раз дождь на Ильин день — будет мало пожаров. А если уж пожар случился в ильинсную грозу, загорелась изба, то тушить её надо не водою, а молоком или сывороткой.

  Вот, поди ж ты: лето за порогом, начало августа, а у крестьянина уже есть тревога и заметы об осени и зиме. «В августу дуб желудями богат — к урожаю». «Если листья на деревьях в августе желтеют - ранний сев (ранний сев озимых) будет хорош». «Макрида (1 августа) сряжает осень, а Анна (7 августа — зиму». То есть: какова Макрида, такова и осень.

  При всей непредсказуемости матушки-природы она всё-таки благоволит к крестьянскому человеку: оводы уже не кусают — значит, наедаются животные днём; комары вот-вот отстанут — тоже хорошо; ночи стали длинные — работники и кони выспятся и отдохнут.

  И именно сегодня, не покладая рук и не жалея себя и конягу свою, трудится крестьянин, страдует от зари до зари: надо навёрстывать, да и впрок побольше сделать работ. А завтра...


  4 АВГУСТА. МАРИЯ МАГДАЛИНА.
 Самое время уборки. День год кормит, колос зерно роняет. А крестьянин... не выезжает сегодня в поле. На Марию Магдалину в поле не работают: гроза убьёт. Громовый день.
Вот и идут по ягоды бабы да ребятишки; занимаются цветочными луковицами: самое время их вынимать. Сокрушаются, если в это время сильные, обильные росы: «Сильные росы — льны будут серы и косы». И стелят льны по росной траве.


  5 АВГУСТА. ТРОФИМ-БЕССОННИК.
  Ну да! 2 августа, на Ильин день, крестьянин не работал совсем — Илья убьёт. Четвёртого августа не работал в поле — громовый день, делал мелкую да огородную работу.
А уж день Трофима-бессонника не потеряй. До зари уже в поле. Влажный или сухой хлеб — надо брать его. «Если идёт работа — спать неохота». «Долго спать — с долгом встать». Каждая пара рук — и детских, и заскорузлых крестьянских — впору в поле. «Все, кто дорос, спеши на покос». И до поздней ночи — в поле. А то завтра ведь опять... Чересполосица какая-то: да — нет. Но обычай не объедешь и не отвернёшься от него; обычай — старше закона.


  6 АВГУСТА. БОРИС И ГЛЕБ.
  «Бориса и Глеба — пали копна» (гроза сжигает копны), поэтому в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться. Но припекает необходимость и страх перед бесхлебьем. И этот страх сильнее суеверного страха перед грозой. И обычай уже не запрещает полевые работы, а как бы не рекомендует: «старались» не выезжать. Кто был уверен, что успеет убрать и потом, или у кого хлеб не перезрел — те не выезжали в поле: имеющие батраков, большие, «многорукие» семьи и соблюдающие обычаи предков. А бедняк мчался в поле, батрак использовал свободный день на своем поле. Это был бунт против сложившихся обычаев. Ну что это?! «На Глеба и Бориса за хлеб не берися»! Берись, родной! Работай! Двум смертям не бывать, а одной не миновать. С Богом! Хлеб — всему голова.


  7 АВГУСТА. АННА-ХОЛОДНИЦА. МАКАРИЙ.
  По этому дню пробовали предугадать время наступления и характер будущей зимы. Крестьяне замечали, если утро в этот день холодное, то зима будет ранняя и холодная. «На день святой Анны зима припасает холодные утренники». «Если в этот день идет дождь, то зима будет «снежная». Приметы только о зиме. Поэтому святая Анна и зовется в народе «холодницей» или «зимоуказательницей». Светлая и тёплая погода в этот день предвещала холодную зиму, а дождь — тёплую, Даже погода «до» и «после» обеда определяла характер зимы. «Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря: какова погода после обеда, такова погода после декабря».

  День святой Анны считался на Руси и днем калИк перехожих. КалИками перехожими на Руси называли весь бродячий люд, кормившийся подаянием: слепцы, убогие, нищие. Каликами могли быть и здоровые люди, странствующие по монастырям, паломники к святым местам. Калики рассказывали легенды, небылицы, пели песни о христианских святых и подвижниках, переносили по городам и весям слухи и новости, информацию. Калики для простого народа—люди уважаемые и жалеемые одновременно.
  Седьмого же августа, на Макария, знаменитая нижегородская ярмарка была именинницей.

   Я с удовольствием поздравляю именинников недели. 1 августа: Роман.
2 августа: Афанасий, Илья.
3 августа: Иван, Семён.
4 августа: Мария.
5 августа: Трофим.
6 августа: Борис, Глеб, Давыд, Роман, Христина.
7 августа: Анна, Макар.
  С днем ангела вас!