К какому Боспору плыл князь Сфендослав?

Андрей Пустогаров
(сообщение было сделано на Боспорском форуме 2011 года)


«А Днепр втечеть в Понтеское море треми жерелы, иже море словеть Руское, по нему же оучилъ святыи апостолъ Андреи, братъ Петровъ...» Тремя руслами в Черное море впадает Дунай. Поэтому историк А.Л. Никитин еще в 1986 году сделал вывод, что содержащаяся в Повести временных лет история о путешествии св. Андрея с крещением им Руси относится к Дунаю [1].
Известны и многочисленные упоминания   в средневековых источниках о Руси, расположенной  на Дунае. К примеру,  в  датируемой 1250 годом энциклопедии Бартоломея Английского "О свойствах вещей" говорится:"Рутия, или Рутена, она же провинция Мезии, расположена по границе Малой Азии, гранича с римскими пределами на востоке, с Готией на севере, с Паннонией на западе, а с Грецией на юге. Земля же огромна, а речь и язык (ее) такой же, как у богемов и славян".   
О том, что так называемые  античные авторы  порой отождествляли Днепр и Дунай  можно судить по следующему отрывку из  «Гетики» Иордана: «Близ его [Данапра] устий, против них, есть остров по имени Ахиллов, а между ними лежит обширнейшая земля, заросшая лесами и страшная болотами» (46). Здесь явно описана дельта Дуная. О том, что остров Ахилла или Белый (современный Змеиный) находится напротив устья именно Дуная (Истра) пишет  Флавий Арриан в «Объезде (или перипле) Эвксинского понта» (гл. 31 -32) :  «Отсюда до так называемого Узкого устья Истра тысяча двести стадиев; местности, лежащие между ними, пустынны и безыменны. Почти против этого устья, если плыть прямо в море с ветром апарктием, лежит остров, который одни называют островом Ахилла, а другие – Бегом Ахилла, а третьи – по цвету – Белым».   
По  судоходному Дунаю, а не по напрочь перегороженному порогами Днепру, проходил    реальный  путь «из варяг в греки», начинавшийся в устье Одера в Варяжском Поморье. Вдоль этого пути расположены многочисленные Новгороды, Чернограды, Вышгороды, Переяславли [2]. Болгарский филолог Н.П.Ковачев [3] показал, что  в письменных источниках X-XIII вв. на территории Балкан, Центральной и Восточной Европы упоминается  около семи десятков "Киевов".
  (Более подробно  историю «переноса» Киевской Руси с Дуная на Днепр я разбираю  в книге «Кто написал Киевскую Русь?»).

  В данном  сообщении мы остановимся  на тексте  византийского автора Льва Диакона, содержащем упоминание Боспора Киммерийского, который принято  отождествлять с Керченским проливом.
В своей «Истории» Лев Диаон  среди прочего  повествует  о войне с тавроскифами, «которых в просторечии обычно называют росами». В книге восьмой читаем: «император  наградил гребцов и воинов деньгами и послал их на Истр для охраны речного пути – чтобы скифы не могли уплыть на родину и на Киммерийский Боспор» (кн.8, 1).
Других географических «привязок» для  росов  в книге  Диакона нет.  И единственная река, которую он упоминает  в связи с росами – это Истр.
  Посмотрим, что Диакон сообщает о том, где находятся росы в момент, когда император посылает свой флот.  «Сфендослав очень гордился своими победами над мисянами; он уже прочно овладел их страной» (кн.6,10). (Сфендослав – предводитель росов, мисяне – болгары). Итак, росы владеют всей Болгарией, в том числе Преславой (Преславом), которая находится далеко от Дуная, но близко от портов Варна и Бургас. Куда же в таком случае можно препятствовать уплыть росам, введя флот в Истр? Очевидно, только вверх по Истру (Дунаю).
 
  Перейдем теперь непосредственно к Боспору Киммерийскому. Как мы уже сказали,  принято считать, что  Лев Диакон имеет в виду Керченский пролив. Но если родина росов на Днепре в украинском Киеве (заметим, что Киев  Диаконом не упоминается), то зачем им плыть к Керченскому проливу, расположенному чуть ли не в противоположном от  устья Днепра конце Черного моря?
Напомним, что Боспор  –  достаточно распространенный топоним,  означающий просто Коровий брод.  К примеру,  Бычий брод –  город Оксенфурт и теперь  стоит на Майне, неподалеку от верховий Дуная.  И находится он в федеральной земле Бавария. О названии Баварии  сейчас рассказывают, что  произошло оно от племени  баваров. Это примерно то же, что рассказывать - город Москва назван по имени реки Москва, а река, в свою очередь, по имени города. А вот очень близко к слову Бавария  латинское boaria – бычье стойло. (Отсюда и старейший римский рынок  Forum Boarium) А само boaria происходит от bovis – бык, так что и беглое v тут  налицо.  То есть,  «коровий» или «бычий» в топониме Боспор вполне может быть связан с лежащей в верховьях Дуная Баварией и нет никакой необходимости «забрасывать» его к Керченскому проливу.
Возможно, в слове Бавария  объяснение и для загадочных обров-авар из «Повести временных лет», которые, по словам «Повести…»,  притесняли славян, когда те жили на Дунае.  Ведь  историки, всегда подчеркивая, что это абсолютно разные племена, сообщают, что делали то они всегда одно и то же, да еще и находясь по соседству: «Одновременно с борьбой против баваров славяне были вынуждены бороться против аваров»,  «Наконец авары взяли верх над булгарами  … Дагоберт по совету франков приказал баварам, чтобы тех булгар с женами и детьми они в Баварии, каждый в своем доме, в одну ночь убили. Это тотчас же было баварами исполнено» (хроника Фредегара, IV. 72),  «В своем заговоре против франков (Карла Великого) авары объединились с их врагами — лангобардами, саксами и баварами». Ну и так далее.
Кстати, и  в слове тавроскифы можно не оставлять без перевода первую часть слова.  Тогда в переводе с греческого это будет означать бычьи скифы. То есть, скифы, живущие у своего бычьего или коровьего брода  -  Боспора.
А слово Киммерийский?   Заглянем в «Географию» Страбона. Страбон, ссылаясь на Посидония,  пишет о кимврах: «от них-то и Боспор получил название «Киммерийского», как бы «Кимврского», так как греки называли кимвров киммерийцами» (книга 7, 2, 2). Где же живут  кимвры? « Кимвры проникли в эту область (Геркинский лес), но были отброшены бойями и спустились к Истру и в страну скордискских галатов, затем в область тевристов и таврисков (также галатов) и, наконец, в страну гельветиев» (там же). Геркинский лес, согласно Страбону, находится у истоков Истра и Рейна. Здесь же живут и все перечисленные соседи кимвров. Отметим опять присутствие «бычьего» названия – «тавриски». Получается, что слово «Киммерийский» тоже прочно связано с областью у истоков Истра (Дуная).
Приведем еще одно место из «Истории» Диакона. Император говорит
Сфендославу  « Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое» (кн.6, 10). Итак, вернувшись к  Боспору Киммерийскому, Ингор затем отправляется в поход на германцев. Если Боспор Киммерийский находится в верховьях Дуная, то все логично.
И еще одно место у Льва Диакона заставляет усомниться в том, что тавроскифы или росы приплыли с середины Днепра. Описывая убийство пленников, принесенных росами в жертву у Доростола,  Диакон пишет:  «говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обычаю жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анархасиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла» (кн.9, 6). Итак, Анархасис и Замолксис – философы росов. Опять заглянем в «Географию» Страбона. Замолксис (Замолксий) согласно Страбону – ученик философа Пифагора, прорицатель, жрец и правитель гетов (кн.7, 3, 5)  А геты «жили по обеим сторонам Истра» (кн. 7, 3, 2).
Вообще, когда читаешь  Льва Диакона ( как и также сообщавшего о росах Константина Багрянородного), то совершенно не возникает впечатления, что росы – это далекий народ, прибывший откуда-то с окраины мира. Наоборот, полное впечатление, что росы, мисяне (болгары), турки, пацинаки – все живут рядом, поочередно заключая мир и воюя друг с другом.

Касательно Боспора Киммерийского возможен  следующий довод в пользу его традиционного  местоположения – тесная связь с Меотийским озером, которое  принято отождествлять  с  Азовским морем. Заметим, что то, что в переводе на русский звучит как «Меотийское озеро»,  в оригинале  очень часто названо латинским   paludis, то есть болотом. Вот и Иордан, называя Меотиду болотом, говорит,что  «оно нигде не опускается глубже, чем на 8 локтей», то есть глубже 4 метров.  Азовское море тоже мелководно,  однако максимальная современная глубина его 18 метров (как раз в Керченском проливе), а средняя – около 8-ми. 
Гораздо лучше  соответствует  описанию  Иордана венгерское озеро Балатон. Средняя глубина его, действительно,  около 4 метров. Кроме того, примыкающий к Балатону Малый Балатон – это  болотистая местность, бывшая некогда  заболоченным заливом  Балатона.  Минимальная ширина Балатона -  1.2 км, что лучше подходит для брода,  чем 4.5 километровый в ширину  Керченский пролив. Иордан пишет: «Окружность этого озера (paludis, т.е.болота)  равна 144 тысячам шагов» (33). Принято считать этот шаг двойным и определять окружность Меотиды по Иордану в 216 км.  Длина современной береговой линии Балатона -  236 км. Длина береговой линии Азовского моря – 1472 км.
Само название Балатона производят от славянского «болото». На словацком  Балатон  называется Blatensk; jazero,то есть Болотное озеро. Отсюда, возможно, и двойственность в определении Меотиды – то как болота, то как озера. Заметим, что неоднократно упоминая  в «Гетике» и Понтийское море, Иордан ни разу не говорит о какой-то его связи с Меотийским болотом.  Наоборот, он пишет: «первое расселение (готов) было в Скифской земле, около Меотийского болота, второе – в Мизии, Фракии,Дакии, третье – на Понтийском море, снова в Скифии» (38).  То есть «около Меотийского болота» -   совсем не значит  «на Понтийском море».
Больше к озеру Балатон подходит и рассказанная Иорданом история о  переходе гуннов через Меотиду: «Охотники из этого племени ,выискивая, как обычно, дичь на берегу внутренней Меотиды, заметили, что  вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указывающим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Меотийское  озеро,, которое считали непоходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез» (124).  Я думаю,  не стоит напоминать связь названия Венгрии – Хунгарии, Hungry – c гуннами, а уж тем более с тем их племенем, которую Иордан называет хунугурами.  А вот, чтобы не сбивали  с толку «скифские земли», приведем отрывок  из описания Иордана : «Скифия погранична с землей Германии, вплоть до того места, где рождается  река Истр (Дунай)…» (30). 
Что же касается современного  Азовского моря, то ему у Иордана хорошо соответствует описание моря … Каспийского:  «это последнее возникает на крайних границах Азии,  от северо-восточного океана, виде гриба, сначала тонкого, потом широчайшей круглой формы» (30). Если принять за ножку гриба Таганрогский залив, то визуальное сходство очевидно.
В заключением скажем, что в прошлом было весьма распространенным  перемещение названий  по географической карте. (Даже таких, как, к примеру, Азия). Вот и Страбон,  который уже определенно помещает Меотиду на место современного Азовского  моря,  вынужден «поправить»  своих предшественников: «Не заслуживают упоминания писатели, утверждавшие, что Танаис (впадающий в Меотийское озеро) берет начало в областях на Истре…» (Книга 2,IV,6).
Только  все эти перемещения подчинены строгому закону: они происходят по направлению от центра обжитого мира  к его окраинам, но уж никак не наоборот.       

[1]  А. Никитин, «Ошибка древнего географа», «Вокруг света», №12, 1986.
[2]  А.Л. Никитин  «Путь «Из варяг в греки» и легенда об апостоле Андрее», в книге «Основания русской истории», Аграф, Москва, 2001, с.125, 130.
[3] Ковачев Н.П. Средновековного  селище Киево,антропонимът Кий и отражението му в българската и славянската топонимия\\ИИБЕ.кн.XVI, София, 1968,с.125-134.