Мимо церкви на базар

Ангелина Кныш
Ранним воскресным утром в центре города можно наблюдать одну и ту же картину: один, довольно малочисленный и тихий поток людей  направляется в храм на службу, а другой, более многолюдный и оживленный  – на расположенный за храмом рынок.

Если спросить у представителей второго направления, почему они не идут в церковь, многие ответят: «Зачем мне посредники? Бог у меня в душе». А более разговорчивые посетуют на попов, которые устанавливают заоблачные цены на свои услуги и товары в церковных лавках, а также на их неискренность, отражающуюся даже во внешнем облике: значительную часть года они должны поститься, а вы только посмотрите на их комплекцию! А кто-то добавит: «Какой смысл во всем этом? Вот я, например, сколько себя помню, не грешу, не делаю никому зла, а несчастья следуют одно за другим. Где справедливость?»

От себя автор этих строк могла бы добавить: «Это непростое испытание: долгое время стоять на одном месте и думать не о смысле проповеди, а о ноющих ногах». На что пожилая монахиня однажды ответила: «А вы попробуйте! Если будете постоянно ходить в храм молиться, у вас и болезни ног пройдут!»

Однако поверить в это было непросто.

Между тем, одно из последних исследований необходимых для счастья человека условий свидетельствует: счастливый человек должен быть… любопытным. Ну почему, например, не переворошить вместо серии «Жизнь замечательных людей», жизнеописания святых, ведь эти люди достигли таких вершин? Или не попробовать на себе что-то из того, о чем говорят и пишут богословы?

Так воскресные службы вошли в повестку дня. Это удивительно, но монахиня оказалась права: ноги болеть перестали. Нормализовалось и много чего еще.

А позже пришло понимание смысла всего этого.

Те, кто говорят, что они не грешат – лукавят. Заставьте их назвать перечень Божьих заповедей – наверняка затруднятся назвать более трех самых известных (не убей, не укради, не прелюбодействуй).

А как же еще одна, не менее важная: «Помни день субботний»? Христианство отнюдь не отменило день, который нужно посвятить Богу и благотворительным делам, а лишь перенесло его на воскресенье – в честь самого важного события в жизни христиан.
Поэтому те, кто в воскресенье не ходят в церковь, грешат не меньше, чем если бы нарушили одну из перечисленных ими самими заповедей.

Ведь Бог создавал людей, чтобы они славили и почитали Его, и это Его право, Он – Творец. Больше всех Своих царей Бог любил и щедро одаривал еще при земной жизни Давида и Соломона – первый прославил Его в бессмертных псалмах, а второй построил для Него знаменитый храм.
 
Многократно усиленная общая молитва людей в церкви во время Литургии способна творить чудеса. Потому что среди них незримо присутствует Христос: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я среди них».

А мы в это время – мимо храма и на базар. Так чему же тогда удивляется «не убивший и не укравший», если его постигают несчастья? Кесарю Кесарево он научился воздавать сполна и даже больше, учитывая наш уровень коррупции, а вот Богу Богово – никак.

А теперь о священниках. Не нам с вами, имеющим столько «бревен в глазах», судить об этих людях. Можно сказать только одно: за их каждодневные многочасовые молитвы на службах им простится многое. А вот что простится тем, кто не молится вообще – это большой вопрос.

Когда преподобному Серафиму Саровскому задали вопрос о том, что отличает спасающегося праведника, или святого, от погибающего грешника, он ответил: только решимость.

Которая зависит лишь от нас самих.