Когда и как наступит конец света?

Николай Шахмагонов
                КОГДА И КАК НАСТУПИТ КОНЕЦ СВЕТА?

       Лев Александрович Тихомиров считал, что в определении времени конца света правильнее основываться «не на цифровых вычислениях, а на оценке духовно-нравственного состояния человечества». По его мнению, «именно такой способ предвидения указан Спасителем: наблюдайте духовно-нравственную эволюцию мира, и когда увидите признаки, то знайте, что время близко».
       В своём творчестве Л.Тихомиров не раз обращался в размышлениях к последним временам, нам предстоящим. Этому посвящена его работа «В последние дни», состоящая из двух частей: «Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира» и «Эсхатологическая фантазия. В последние дни».
       В настоящее время в различных изданиях и особенно в Интернете распространено большое количество пророчеств о будущем России и Запада. Во многих из них предсказаны события, весьма суровые. Возьмём, к примеру, помещённое на одном из сайтов пророчество Схиамандрита Серафима (Тяпочкина), судя по заголовку, озвученное Феодосием (Кашиным). Вот только несколько строк:
       «Схиамандрит Серафим (Тяпочкин, + 6.4.1982) из Ракитного (1977): «Во время памятной беседы присутствовала молодая женщина из сибирского города. Ей старец сказал: «Ты примешь мученическую кончину от руки китайцев на стадионе твоего города, куда они сгонят жителей-христиан и несогласных с их правлением». Это был ответ на её сомнение по поводу слов старца, что практически вся Сибирь будет захвачена китайцами».
       Вот по поводу этого пророчества возникло много вопросов у многих читателей моей книги «И ненавидящим воздам!», которая в целом проникнута оптимизмом. Как же так, спрашивали у меня: вы приводите слова вещего Авеля, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Лаврентия Черниговского, пророчествующих о великом будущем России, а Серафим Тяпочкин говорит только об ужасах – развал СССР (что сбылось), затем развал России, захват Сибири Китаем и прочее.
       Людям со слабыми нервами иные пророчества читать я бы не советовал, потому что при чтении их машинально упускается то, на что необходимо, на мой взгляд, обращать внимание в первую очередь.
       Возьмём хотя бы прорицания Серафима Тяпочкина. Почему-то никто из тех, кто пришёл от них в ужас, не заметил следующих слов: «время свершения сказанного – в руках Божиих, и многое зависит от того, как будет складываться духовная жизнь Русской Церкви, насколько будет крепка вера в Бога у русских людей, каков будет молитвенный подвиг верующих». То есть яснее ясного сказано, что будут или не будут ужасы, зависит только от нас с вами – так неужели же надо сразу складывать руки и ждать трагедии, даже не пытаясь противостоять ей?
       Всё очень просто… Церковь учит, что вера без добрых дел мертва, что тот, кто истинно верует, тот непременно творит добрые дела. А если ничего доброго не свершает, то, значит, и не верует, а если люди уходят от веры, то они подвергаются самым суровым карам, что хорошо известно из истории. Так чему же ужасаться? Ужасаться надо своим мыслям, пугаться иных своих дел, ну и ждать за них кару, как ждёт преступник сурового наказания за преступление, на которое шёл, прекрасно понимая, что будет наказан. Но у преступника есть, по крайне мере, надежда, что он сумеет не попасться правоохранительным органам и избежать суда. Но от Суда Божьего уйти невозможно.
       Разве не понимали генералы и адмиралы, предавшие Государя Императора Николая II в тяжёлые для России мартовский дни 1917 года, что вершат страшное преступление простив Православия и Самодержавия, простив России и Русского народа, что они становятся клятвопреступниками, презрев свою клятву, данную на евангелие и преступив священную клятву, данную за себя и своих потомков нашими пращурами на Московском Земско-Поместном Соборе в 1613 году? Торжественны, но суровы те клятвы. Сурова и кара за них. Никто из восьми генералов и адмиралов, участвовавших в свержении Царя, не пережил гражданской войны. И смерть почти каждого была ужасна…
       Чем больше углубляешься в события великого и подчас трагического прошлого России, тем более убеждаешься, что ни одно клятвопреступление, ни одно предательство, ни одна измена, ни одно цареубийство не осталось без самого сурового воздаяния.
       В ночь на 29 июня 1174 года группа бояр-убийц, спровоцированных инородцами Мойзовичем и Анбалом,  и возглавляемых воеводой Борисом Жидиславичем, жестоко убили святого благоверного князя Андрея Боголюбского при равнодушии тогдашнего Владимиро-Суздальского духовенство и непротивлении народных масс. И сразу княжество было охвачено жестоким и беспощадным бунтом, унесшим немало жизней. А когда восторжествовала правда и к власти пришёл младший брат Боголюбского, князь Михалко, все убийцы были изловлены, перебиты, тела их зашиты в свиные шкуры, положены в короба, а короба подожжены и спущены в Поганое озеро.
       Поначалу удалось скрыться лишь Жидиславичу и Глебу Рязанскому, который подстрекал бояр к убийству князя, а потом пограбил Владимир и даже выкрал великую святыню икону Владимирской Божьей Матери. Но едва Михалко Юрьевич утвердился на Владимирском столе, Глеб поспешил возвратить икону, а сам вместе с Жидиславичем попал в плен во время одного из набегов на Москву. Жидиславича казнили сразу, а Глеб Рязанский был заточён во Владимирский острог, где и закончил жизнь.
       Воздаяние свершилось. Кара настигла убийц. Но не остался безнаказанным и владимирский народ, при молчаливом попустительстве которого был убит святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Спустя пять десятилетий на Русь пало жестокое ордынское иго, которое Русская Православная Церковь считает попущением Божиим за отступление от святого благоверного князя. Не хотели повиноваться милосердному и нищелюбивому Русскому Князю, пришлось покоряться поганым восточным зверообразным пришельцам.
       Но и орда, явившись как бы карой Божьей, что бы «люди русские в разум вошли», была наказана в своё время за свои злодеяния. Наказана распадом, усобицами и гибелью. Ну а хан Мамай, как известно, был удавлен наёмниками своими, генуэзцами, посланными папой римским, чтобы сломить Русское войско Дмитрия Иоанновича, но потерпевшими сокрушительное поражения на Куликовом поле.
       А ведь гибель Мамая и всей орды были предсказаны святым преподобным Сергием Радонежским. Перед тем как выйти навстречу Мамаю, Великий Князь Московский Дмитрий Иоаннович приехал к отцу Сергию за благословением, и старец сказал ему: «Всемогущий Бог будет тебе помощник и защитник; Он победит и низложит твоих супостатов и прославит тебя». И ещё он сказал, что предрешены и запустение орды, и гибель Мамая.
       Уже на Куликовом поле, в канун битвы Дмитрий Иоаннович получил ещё одну грамотку с прорицаниями отца Сергия: «Без всякого сомнения, Государь, иди против них и, не предаваясь страху, твёрдо надейся, что поможет тебе Всемогущий Бог и Пресвятая Богородица».
       И ещё одно пророческое слово: «Государь»,– получило своё воплощение. На костях врагов после битвы трубил в трубы победу уже Государь всея Руси. Именно с того победного дня весь русский народ стал смотреть на Москву не только как на экономический и хозяйственный центр Руси, но как на свою защитницу.
       Немало продолжателей было у ордынских завоевателей. Суждено было Святой Руси пройти через тяжелейшие испытания. В конце XVIII века преподобный Авель-прорицатель сказал в беседе с Государём Императором Павлом Первым: «О судьбе Державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском польском и безбожном».
       К тому времени и орда, и поляки уже ушли в прошлое. Но Авель упомянул и ещё об одном претенденте на мировое господство, ставшем, как и Мамай, заложником кулачного права, его самого и погубившего: «Француз при Александре I Москву спалит, а он у него Париж заберет…».
       Известно, что Чингиз-хан любил повторять: «Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, любуется слезами людей, им близких, и целует их жён и дочерей». Да, агрессоры любых времён и народов, как это точно выразил философ Владимир Соловьёв, шли «давить и поглощать других для собственного насыщения, что есть дело одного животного инстинкта, дело бесчеловечное и безбожное, как для отдельного лица, так и для целого народа».
       Наполеон был именно таким душителем и поглотителем. В первом приказе по Итальянской армии он объявил солдатам: «Я поведу вас в самые плодородные на свете равнины. В вашей власти будут богатые провинции, большие города! Вы там найдёте честь, славу и богатства!»
       Из этой фразы видно, сколь ущербен был разум Наполеона. «Корсиканскому чудовищу», как нарекли его в самой Франции, были недоступны различения добра и зла, правды и лжи. В его уме совмещались такие несовместимые понятия, как честь и богатство, достигнутое путём грабежа, то есть он отождествлял честь, славу и грабёж, он был вначале проводником, а затем заложником кулачного права.
       Вспомните слова из басни великого Крылова: «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать». Перед Наполеоном, по его мнению, были виноваты все, кто стоял на его пути к богатству и славе, правда, добавим, к славе ложной.
       Святой преподобный Серафим Саровский, один из величайших праведников Русской Земли, определил три самых больших греха: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие! Они для Наполеона стали основой его жестокости, кровожадности. Почитатели Наполеона сделали символом его славы Тулон. Можно слышать часто «крылатую фразу»: «Его Тулон». Между тем в Тулоне было бесславное начало карьеры агрессора и тирана. Именно из Тулона, когда ещё не высохла на его руках кровь безвинных жертв, Наполеон писал в Париж: «Граждане Представители! С поля славы, хотя в крови изменников, возвещаю вам с радостью, что Франция отмщена. Ни возраст, ни пол не находил пощады. Те, которые были только ранены пушками революции, умерщвлены мечом вольности и штыком равенства».
       Это донесение Наполеон написал прямо на банкете, состоявшемся по случаю победы над тулонскими безоружными рабочими, которых сначала заманили на Марсово поле под предлогом переписи на работу, а затем перестреляли и перекололи. Три тысячи безвинных жертв на совести молодого Наполеона. Огюст Робеспьер, брат кровавого Робеспьера, палача Франции, восхищался жестокостью Наполеона. Но благодаря и западным и доморощенным интеллигентским врунам, Наполеон не стал именоваться кровавым, а людьми безграмотными почитается гением. К примеру, Император Николай II, неповинный ни в событиях кровавого воскресенья, ни в Ленском расстреле, проводниками кулачного права, проводимого под видом «диктатуры пролетариата», был бессовестно именован кровавым.   
       Между тем кумир этих проводников кулачного права Троцкий организовал в Крыму свой «Тулон» после разгрома Врангеля, когда были коварным обманом собраны русские офицеры, поверившие Советскому правительству и оставшиеся в России. Их точно также как Наполеон тулонских рабочих, пригласили на регистрацию, чтобы трудоустроить и обеспечить питанием, а когда те на эту регистрацию явились, истребили всех до одного самыми изуверскими способами. Ледоруб, опустившийся на голову Троцкого, когда пришло время, стал заслуженным ответом Проведения на его жестокие деяния и изуверства.
       У всех агрессоров аппетит возрастает по мере заглатывания всё новых и новых территорий. Так и у Наполеона. Наполеон ещё думал, что он хозяин своих предначертаний, но на него уже сделали ставку тёмные силы. Страдая сам ущербностью ума, он имел действительно талантливых помощников, и вполне бы мог избежать ошибок. Истинным автором всех его успехов в дипломатии был Талейран, автором всех военных побед был действительно талантливый французский полководец маршал Бертье, приставленный Директорией к молодому и кровожадному «корсиканскому чудовищу» ещё с самых первых военных походов, причём приставленный, словно дядька к несмышлёному племянничку.
       Бертье был военным самой высокой пробы, потомственным военным. Он, кстати, резко выступал против похода на Россию. Да и Наполеон, судя по некоторым его высказываниям, не слишком стремился к этому. На рубеже XVIII-XIX веков Наполеон пытался стать союзником России и с помощью русских войск нанести чудовищный удар по Англии, лишив её колоний в Индостане. Лжеисторики, как попугаи повторяющие миф о сумасшествии  Павла Первого, либо не знают, либо умышленно скрывают то, что Павел Первый направил казачий корпус в Индию не случайно, что туда же двинулся корпус французских войск, и поход был достаточно продуман и обеспечен. Это ускорило покушение на Павла Первого. Наполеон, узнав об убийстве Павла I, пришёл в бешенство и заявил: «Они промахнулись по мне в Париже, но попали в меня в Петербурге». Так оценил он убийство Императора Павла. Перед 1812 годом, роковым для него, Наполеон часто повторял, что не  хочет войны с Россией, но всё подобно оперной сцене, которой из-за кулис руководят англичане.
       Наполеон уже не мог остановиться. Огромная армия, собранная из всякого европейского сброда, могла оставаться дисциплинированной и сплочённой идеей разбоя только в преддверии новых грабежей и новых походов. В Вильно, когда уже стало ясно, что разгромить русские армии поодиночке на границе не удалось, Бертье снова подал голос за прекращение похода, тем более, в ставку Наполеона прибыл министр внутренних дел России Балашов, который предложил французам прекратить боевые действия и уйти за Неман.
       Но Наполеон уже потерял способность рассуждать здраво. Он в эйфории воскликнул: «Скажите, какой дорогой скорее могу прийти в Москву?». И Балашов ответил, что в Москву, как и в Рим ведут разные пути – Карл XII шёл через Полтаву… Не помог и Дрисский лагерь, заблаговременно построенный для русской армии иноземцами Беннигсеном и К0 в качестве ловушки, подобной фридланской. Русские армии в ловушку не пошли. В Смоленске Бертье стал настаивать на прекращении похода. Он видел близкий стратегический крах. Наполеон оскорбил своего маршала. Он кричал: «Убирайтесь с моих глаз. Я не нуждаюсь  в вас больше. Вы трус! Возвращайтесь во Францию…» Бертье с достоинством отвечал, что не покинет армию и готов сражаться простым солдатом. Он остался на посту…
       И вот грянуло Бородинское сражение. Документы свидетельствуют, что с самого начала и до четырех часов дня Наполеон не отдал ни одного распоряжения. Очевидно, в те часы он начинал понимать, что стал заложником своих агрессивных амбиций, стал заложником кулачного права. Но уже было поздно остановиться. Лишь новое предательство Беннигсена, лишившего Кутузова стратегического резерва, спасло «великую» армию от полной гибели. На это честно указал Бертье. Беннигсен в канун сражения во второй половине дня личным распоряжением, якобы, отдаваемым от имени главнокомандующего, приказал Тучкову вывести из засады в Утицком лесу 18-тысячную группировку, включавшую сильный корпус генерала Тучкова и Московское ополчение, состоявшее из людей рвавшихся в бой. Это деяние было равносильно тому, как если бы кто-то вывел на показ Мамаю засадный русский полк в канун Куликовской битвы.
       Тем не менее, французская армия с наступлением темноты бежала с поля боя, и была настигнута казачьим авангардом Платова в двенадцати верстах от места сражения. Лишь огромные потери заставили Кутузова отойти, спасая армию. Но итог известен. Находясь в Москве, Наполеон награбил вдоволь, а потом завопил о пощаде. Но пощады не было. Великая армия полностью погибла. На русскую землю в июне 1812 года вступило более 600 тысяч. Непрерывно шли подкрепления. После Березины уцелело немного. За Неман ушли 20 тысяч с флангов. На центральном участке корпус Нея, к примеру, умещался в крестьянской избе. Сам же Наполеон бросил армию и бежал… Он был бит после этого не единожды, и оценивая своё поражение под Ватерлоо, признался, что проиграл, потому что рядом не было Бертье… Став заложником кулачного права, Наполеон был умерщвлён на острове святой Елены, где находился в ссылке.
       Но и Русскому народу должно было извлечь уроки из события прошлого. Святитель Феофан Затворник писал: «Нас увлекает просвещённая Европа… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним Двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог миловал её. А теперь, кажется, забывать стали тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пришлёт на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков Закон Правды Божией: тем врачевать от греха, чем увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, Православные, что Бог поругаем не бывает».
      О том же писал Преосвященный Аверкий, архиепископ Сиракузский и Тороицкий, толкуя слова Феофана Затворника: «Святитель, как мы видим, резко осуждает наше неразумное увлечение… западной культурой, и в особенности французоманию, доводившую людей до презрения к своему родному языку и замены его французским. И это страшное, можно сказать, стихийное нашествие на нас французов и с ними других европейских народов («двунадесяти язык») в 1812 году было, по мысли святителя Феофана, ничем иным, как целительным средством, которое употребил Всемогущий Бог для того, чтобы мы прозрели и воочию увидели чего стоит эта мнимая западная культура. Когда в Отечественную войну французы, столь обаятельные и галантные в светских салонах, обнаружили всё своё внутреннее бесстыдство, «буйство» и «зверонравность», храмы Божии не постыдились обратить в конюшни и надругались над нашими святынями, тогда только познали мы истинную цену той лжекультуры, которой так безрассудно прежде увлекались. В итоге Отечественной войны, мы, казалось, радикально излечились от «французской жизни»: «покаялась тогда Россия», говорит Святитель Феофан, «и Бог помиловал её».
       Игумен Черменецкого монастыря о. Антоний писал Оптинским старцам в середине XIX века: «У моих дорогих соотечественников память короткая: они забыли Наполеона и 12-й годы, а в моём сердце живёт и кровоточащей раной доселе болит осквернение святынь Московского Кремля. Горе тем сынам России, кто об этом позабудет, горе той России, у которой  народятся такие дети!»
        Но XIX век показал, что урок забыт. Можно ли представить себе, чтобы при Императрице Екатерине Великой французы вошли в Москву? Можно ли представить себе, чтобы нога неприятельского солдата в тот век золотой ступила в приобретённый Россией Крым? Великими победами Румянцева, Потёмкина, Суворова славен тот век. Не излечилась Россия французами в Двенадцатом году и вновь лечили её враги в годы Крымской войны. Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский писал в 1861 году: «Но предопределение Промысла Божия о России не изменит Наполеон III, как не изменил их Наполеон I. Святые отцы Православной Церкви предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество. Это чувствуют и иностранцы. Недавно один английский государственный человек, в собрании, в котором рассуждали, чтобы предпринять против русских, воскликнул: «Оставьте в покое этот народ, над которым особенная рука Судьбы, который после каждого потрясения, способного, по-видимому, погубить его, делается сильнее и сильнее».
       Но Русская Земля шла к самым тяжёлым испытаниям неотвратимо. «Западом и наказывал и накажет нас Всемогущий Бог, – говорил Феофан Затворник, – а нам в толк не берётся … завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем…».
       То, что произошло в 1917 году, свершилось по Попущению Божьему, и святой преподобный Серафим Саровский предрекал величайшие испытания: «Пройдёт более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко голову свою. Будет это непременно. Всемогущий Бог, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их… Земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия его… До рождения антихриста произойдёт великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачёвский, французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдёт гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Божиих; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Всемогущий Бог помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе».
       Предсказуемы судьбы богоотступников. Русская интеллигенция, ставшая идейной наследницей разгромленного Николаем I на Сенатской площади масонства, заразилась западничеством, космополитизмом, раскачала лодку Русского самодержавия и захлебнулась в штормовом шквале революции. Именно интеллигентики (интеллект-агентики) и худшие слои дворянства призывали красного петуха революции, который и склевал их в первую очередь.
       Предсказуемы и судьбы тех, кто становится орудием Божией кары. Иеросхиманах Аристоклий Афонский в 1918 году предрекал: «Германия оправится от революции и, по велению Божьему, немцы войдут в Россию и спасут её, но в России не останутся и уйдут в свою страну. Затем, в течение 5 лет Россия достигнет благоденствия и могущества больше прежнего».
       На первый взгляд, слова эти звучат, по меньшей мере, кощунственно. Но не будем спешить с выводами. Обратимся к другим прорицателям, а потом попытаемся их истолковать, опираясь на известные исторические факты. Вот что записала матушка Варвара (Цветкова) 16 августа 1918 года со слов Аристоклия Афонского: «Говорила я, что ещё и война-то не закончилась. – « ещё и другая будет, – сказал батюшка, – И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда, что немецкое оружие бряцает на границе России. … Только ты не радуйся ещё. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевицкой власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию, и многое что сделают, но они уйдут, так как ещё не время будет спасения. Это будет потом, потом … Германия понесёт свою кару в своей земле. Будет разделена».
       Блаженная Матрона Дмитриевна Никонова в 1939 – 1940 годах говорила: «Ну что, вот сейчас все ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш Русский Народ победит». Бесспорным фактом является приезд к ней в Царицыно в октябре 1941 года И.В. Сталина. Блаженная сказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства ты один не выедешь из Москвы».
       Почему же нашествие Германии называли чуть ли не спасением? Марксистко-троцкисткая власть в России была страшной, и Сталину не хватало сил самому поразить это безбожное иго, о котором говорил ещё Авель-прорицатель. Германия помогла лишь тем, что объединила все Русские державные силы против, себя, как общего врага и помогла Сталину вернуть влияние Русской Православной Церкви. Ведь Сталин, судя по неопровержимым свидетельствам и документам, был Православным в самом высоком смысле этого слова. Он боролся с разрушителями веры православной, но делал это осторожно и аккуратно, по мере того, как набирал силы. Он ещё не мог предотвратить разрушение храма Христа Спасителя, но смог спасти Храм Василия Блаженного, кстати, гораздо более важный для России, храм Ивана Грозного, то есть построенный Царём, к которому Сталин относился с большим почтением. В 1933 году Сталин издал постановление ЦК ВКП/б/ запрещающее разрушение храмов, сославшись на то, что они являются памятниками старины. В 1939 году он издал следующее постановление, запрещающее преследование верующих и гонения на священников. Там были строки: «Указание товарища Ульянова (Ленина) № 13666 (2) от 1 мая 1919 года «О борьбе с попами и религией отменить».
       Страшное нашествие гитлеровцев поставило на карту само существование России, но именно эта величайшая опасность сплотила лучшие силы, призвала к оружию лучших сынов России. Напуганы были и те, кто заправлял в России, прикрываясь коммунистическими идеями и проповедуя богопротивные идеи марксизма. По мере возрастания опасности Сталин получал всё больше возможностей для борьбы. Была довершена ликвидация отщепенцев из числа эсеров и прочего троцкистского сброда, находившегося в тюрьмах в районе Орла, дабы эта погань не оказалась у Гитлера и не помогала ему. Сталин отправил ненужных ему и мешавших ему людей в эвакуацию и, оставшись в Москве, железной рукой стал наводить порядок. На следующий день после отъезда правительства из Москвы, в «Правде» сообщалось о расстреле истинных врагов страны, остатков пятой колонны. Знаковым стал 1943 год, когда великая Сталинградская победа позволила Сталину вернуть права Православной Церкви, восстановить Патриаршество, создать поистине Державный Гимн, слова которого только номинально приписали известным авторам. Замысел текста принадлежал Сталину. Он внёс в него огромное количество личных поправок. В 1943 году Сталин возвратил на военные парады Державное «Славься», создал суворовские военные училища и твёрдо провозгласил: «Некоторые товарищи еще не понимают, что главная сила в нашей стране Великая Великорусская нация, а это надо понимать».
       Сами того не желая, гитлеровцы дали такую возможность Сталину и Сталин, как продолжатель дела Московских Царей (на это, кстати, указывал Гитлер), Самодержавной рукой создал могучую Империю Советский Союз.
       Предсказание же о том, что Германия будет разделена, сбылось. Но не сбылись ещё предсказания русских святых о грядущем величие России. На пути к этому величию ещё полностью не подавлено безбожное иго, начало ликвидации которого положил Сталин.
       «Французить нам перестать пора – на Русь пора», – этот лозунг известного историка был очень популярен в канун французского нашествия 1812 года. Не пора ли прекратить западничать – преклоняться перед гнилой идеологией, заброшенной к нам из-за океана, пресмыкаться перед отвратительной западной модой, пагубной псевдокультурой и рассчитанной на полных идиотов, и прочей мерзости. Перестройка явилась наказанием за западничество. Восхищение западным образом жизни некоторыми слоями народа привело к ограблению и этих слов и всего народа носителями заокеанской и западной идеологии, псами-рыцарями безбожного ига.
       Я не случайно сделал этот небольшой экскурс. Из него хорошо видно, что и мы и наши предки часто сами повинны в своих бедах. Потому-то в пророчествах и говорится, что «многое зависит от того, как будет складываться духовная жизнь».
       Недаром Лев Тихомиров заявил, что не берётся рассуждать о сроках наступления последних времён. И всё же он написал в своём труде, что не бесполезно представить себе общую картину мировой истории с точки зрения развития дела Божия и что кажется она ему таковой:
       «Господь Бог послал в мир Спасителя, Который, действием Духа Святого, подвиг человечество ко спасению. Сила Божественной благодати дана человечеству для созидания из себя Церкви, Невесты Христовой, в которой в течение известного времени должны соединиться со Христом все, которые могут быть спасены.
       С другой стороны, силы зла, древнего змия, также напряглись в борьбе против Бога, в той же среде человечества, отстаивая своё господство. Для этого силы зла выдвинули некоторую «тайну беззакония», вступившую в действие уже во времена Апостолов.
       И вот в человечестве идёт борьба добра и зла. Она представляет эволюционный процесс, которого отдельные фазисы указаны в Апокалипсисе, но продолжительность этих фазисов, а, стало быть, и общий срок жизни мира не указаны. Эти сроки, думаю я, и не предназначены Богом в смысле чего-то насильственного, неизбежного, а предопределены только в смысле предусмотрения Божия».
       Нам известны имена многих святых пророков. Именно им Всемогущий Бог время от времени открывает то, что считает необходимым довести до разума человеческого, ведь как точно выразил Л.Тихомиров, «Господь знает весь будущий ход борьбы добра и зла и только потому предопределяет спасение одних и гибель других».
       Естественно, у читателя возникнет вопрос, для чего нужно человеку знать пророчества, ибо вовсе не человек, а толь Бог, Всемогущий Бог может изменить что-то? Отвечая на этот вопрос, Л.Тихомиров писал: «В мировом процессе борьбы добра и зла огромна роль свободы человека к добру и злу. От неё зависит успешность действия того и другого, а потому и продолжительность сроков той или иной стадии борьбы, в результате же, следовательно, и общий срок мировой революции».
       Мы уже говорили о том, что конца света человечество ожидало на протяжении всей своей истории. Много толков по этому поводу можно слышать и ныне. Л.Тихомиров по этому поводу писал: «Апостол Павел говорит солунянам, что день Господень не придёт, пока не явится отступление и не объявится человек греха, сын погибели (антихрист), которого явление ныне чем-то задерживается и который явится, как только это «удерживающее» будет «отнято от среды». Когда же это удерживающее отнимется, дав возможность тайне беззакония взять верх? Мне кажется – это может случиться всегда… Время и сроки скрыты от самих Ангелов… Всё это объясняется, мне кажется только тем, что в действительности сроки зависят от напряжения свободной воли человека к добру и злу. В воле Господа – чтобы спаслось возможно больше людей, и вот, быть может, стремление свободной воли человека к Богу и есть то «удерживающее», которое не даёт явиться антихристу. Есть объяснение, что «удерживающее» – это действие Святого Духа. Но действие Святого Духа и не отнимается от среды, пока не явится отступление от свободного влечения человека к Богу».
       Всемогущим Богом всё предопределено и предустроено так, что, как заметил мыслитель, «если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы поражённая гнусным видом мерзости запустения и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну до более благоприятных для него условий».
       Исходя из вышесказанного, к пророчествам следует относиться как к предостережениям. Причём, предостережения могут несколько изменяться. Они могут меняться от самых суровых до благоприятных. И зависит это от тех процессов, которые происходят в духовной жизни. И сроки свершения могут отодвигаться в зависимости от различных условий.
       Лев Тихомиров писал: «В определении продолжительности каждого периода и всего срока мировой жизни участвуют три элемента. Из них два постоянных и один – переменный. Сатана в каждую минуту готов завладеть миром и выпустить для этого всегда готового антихриста. Другой элемент – спасительная благодать Божия точно также всегда, независимо от сроков готова защитить нас. Обе эти силы – противоположные по целям и стремлениям, одинаковы по определённости и постоянству напряжения в своих целях и стремлениях. Но есть третий элемент – сам человек. Напряжение его свободной воли искать Бога или сатану – есть величина переменная. Её-то действие и решает вопрос о продолжительности сроков. Они Господом Богом предусмотрены, и в этом смысле предопределено как Божественное действие благодати, так и допущение злу. Но всё это предусмотрено и предопределено лишь в зависимости от человеческой свободной воли, которую Господь не насилует ни в какую сторону.
       Это обстоятельство – зависимость сроков от нас самих – и есть, мне кажется, причина того, что сроки нам не открыты. Знание их сковывало бы нашу свободную волю различными соображениями «ещё не скоро» или «уже ничего не поделаешь». Между тем нужно, чтобы наше делание или не делание обусловливалось не такими соображениями, а свободным исканием добра и зла, свободным желанием быть с Богом или, наоборот, – с сатаной.             
      С этой точки зрения, для христианина нужно не численное предусмотрение сроков, а различение духовно-нравственной зрелости добра и зла для того, чтобы бороться за добро против зла и созидать дело Божие в соответствии с состоянием мира. В этом смысле различение лица времени нужно и полезно. Мне кажется, что только в этом смысле и в Апокалипсисе сказано: «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей».
       В 1902 году в День святого Архангела Михаила святой праведный Иоанн Кронштадтский в пророческой проповеди говорил: «Мы не боимся нынешних лаятелей на… нашу Церковь, ибо Подвигоположник наш и Всемогущий Глава Христос всегда с нами есть, и пребудет до окончания века, и нынешнее смутное время послужит только к большей славе Церкви Божией».
       Он же предупреждал в 1907 году: «Царство Русское колеблется, близко к падению… Если в России… безбожники и антихристы не будут подвергнуты праведной каре закона, то Россия опустеет за своё безбожие и за свои беззакония». То есть даже в 1907 году, по мнению, Иоанна Кронштадского, 1917 год окончательно предопределён не был. А далее отец Иоанн говорил: «И чем бы мы стали, Русские, без Царя? Враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный. Без него Россия – не Росси… Но Всеблагое Проведение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведёт к возрождению».
       Но революционеров не казнили своевременно… Революция свершилась. А если бы казнили, если бы отправили их всех без исключения на виселицу? Могла ли в этом случае сохраниться Российская Империя в том виде, в котором она была накануне революции? Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь вновь к тому, что писал Константин Николаевич Леонтьев о грядущем социализме. В главе «Россия – не Европа» есть эта цитата. 
       А теперь посмотрим на тот строй, который был в старой доброй России до революции. Причём, воспользуемся цитатой из книги русского учёного, создававшего свои труды в эмиграции. То есть учёного, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях в Советской власти. Обратимся к мнению Николая Николаевича Алексеева, выдающегося историка, философа права и государствоведа. В книге «Русский народ и государство» он писал: «Можно не без основания сказать, что по существу дела самое свойственное капитализму социальное деление граждан на буржуазию и пролетариат несправедливо. На самом деле, с точки зрения каких нравственных принципов можно защищать то положение дел, при котором одни граждане – и их неоспоримое большинство – должны нести многочасовой, бессмысленный, отупляющий, духовно-уничтожающий труд, а другие – наслаждаться продуктами этого труда, и по большей части вовсе не в духовных целях, а просто в целях весьма не высоких, а иногда и прямо низменных удовольствий!
       В решительной, беспощадной постановке этого вопроса лежит старый смысл «русской правды», которая в большевизме нашла только своё последнее и уродливое выражение. Русское понятие о «правде» никогда не могло оправдать «капитализм», если под ним понимать хозяйственную организацию, при которой по правилу существуют две различные группы населения: владельцы средств производства, которые в то же время являются руководителями и представляют собою хозяйственных субъектов, и неимущие постоянные рабочие, которые являются объектами хозяйства и с которыми поступают на основании начала наибольшего приобретения и наибольшей хозяйственной пользы. Русский ум не мирится с тем, что капитализм основной целью хозяйственной деятельности считает не удовлетворение законных потребностей человеческой личности, но исключительно приобретательство и увеличение богатства.
       Полной неспособностью найти нравственное оправдание капитализму отличается всё наше белое движение, идейная неудача которого, между прочим, заключается в том, что ровно ничего не могло выставить против большевизма, кроме жизненного героизма и штыков. Искренне говоря, никто из белых нравственного капитализма защитить не мог, а между тем боролся за капитализм. На том берегу было несомненное преимущество, проявляющееся не в силе оружия, но в способности агитации – в способности убеждать в своей правде среднего русского человека.
       Неумолимой исторической судьбе было угодно, чтобы убеждённейшим противникам большевиков суждено было попасть в капиталистическую Европу и Америку и здесь стать не в роли «хозяйственных субъектов», а в роли «объектов хозяйства». Здесь они на собственном горьком опыте увидели то, что представляет собою капитализм. И для них, как для русских людей, особенно чувствительно, что капитализм убивает не столько плоть, сколько душу. Заработки иногда бывают и сносные, но вот то, что у человека выматывают всё нравственное достояние, что он способен после этого выматывания только ко сну, в лучшем случае к кинематографу, что, как сказал один искреннейший человек, который десять часов в день возил стружки, – теряется даже способность молиться (а это для него было самое дорогое), – вот это оправдать нельзя никакими ухищрениями, никаким лицемерием, никаким суесловием, к которому прибегают иногда иные кающиеся бывшие марксисты».
       Как видим, люди, ненавидевшие большевизм, сражавшиеся не на жизнь а на смерть в ходе гражданской войны с новой властью в России, в то же время, не могли не понимать в глубине души, что новая власть, несмотря на все её искривления и преступные издержки, несёт в себе зародыш новых общественных отношений, не основанных на эксплуатации человека человеком. И хотя в первые послереволюционные года, зачастую, декларация этих новых отношений оставалась лишь на словах, она привлекала трудовой народ и воздействовала на тех представителей белого движения, которые ещё не полностью потеряли свою совесть. Даже одно только декларирование свободы от эксплуатации человека человеком давало преимущество новой власти в России.
       Н.Н.Алексеев справедливо заметил: «Сила советского государства заключается в том, что оно своею целью поставило решительную борьбу с капитализмом, объявило себя, таким образом, некоторым «государством правды» и заставило многих поверить, что оно действительно есть «государство правды». Поэтому идейно победить коммунистическую власть может не «государство факта», а какое-либо другое «государство правды». Иными словами, такое государство, которое также поставит своей целью борьбу с капиталистической эксплуатацией, но во имя иных, не коммунистических целей и другими не коммунистическими средствами».
       Но возникает новый вопрос, почему же тогда рухнуло и советское государство? Оказывается, и оно не смогло добиться идеального государственного управления и идеальных общественных отношений. Н.Н.Алексеев писал по этому поводу: «Что касается до целей, то коммунистическое государство, следуя материалистической философии, признаёт только один вид освобождения – освобождение материальное, экономическое. Оно обещает дать всем людям в достаточном количестве хлеба, полагая, что остальное всё приложится, если человек будет сыт. Да и прилагаться-то, в сущности, нечему, так как марксистский коммунизм считает идеалом человека наиболее сытое, довольное и материально счастливое пребывание на нашей планете. Что касается средств, то коммунизм думает достигнуть уничтожения эксплуатации и счастливой материальной жизни при помощи уничтожения частной собственности на землю и орудия производства, которые должны стать собственностью всех трудящихся и угнетённых».
       Казалось бы, эксплуатация человека человеком была отменена. И это действительно явилось большим благом. Но получили ли люди свободу, о которой им твердили столетиями и, которой, если бы даже они её и получили, вряд ли умели распоряжаться? 
       «…Практика коммунизма в России может убедить в том, что вместо многих капиталистических хозяев в советском государстве стал один громадный хозяин-капиталист – сама советская власть, – сделал вывод Н.Н.Алексеев. – Рабочие при коммунизме остались рабочими, причём класс их, пожалуй, увеличился, ибо все стали работниками у государства. По-прежнему рабочие эти работают по 8 – 10, а то и более часов, а получают нередко менее, чем при капитализме. При капитализме рабочий мог уйти от хозяина, а здесь и уйти некуда, так как хозяин один и всё объемлет. Когда рабочие указывают на всё это, им отвечают: теперь вы являетесь собственниками всего, теперь нет никакой эксплуатации. По советской конституции «безразлично, является ли собственником весь трудовой народ или государство, – то есть рабоче-крестьянская республика. Конституция забывает, что в республике, как и во всяком государстве, имеется своя правящая группа и «принадлежать республике» – это значит быть в распоряжении этой группы. Русский народ на тысяче опытов мог убедиться, что по конституции-то, например, земля принадлежит всему народу, а на деле ею распоряжается власть или, вернее, правящая в России коммунистическая партия. Так, в конце концов, выходит и во всех других областях жизни».
       И снова народ поверил в обещания, снова упивался декларациями, на которые не скупились политики. Мы снова шагнули в капитализм, но теперь эксплуатация человека человеком преподносилась в изощрённой, не всем понятной форме, как некое благо, без которого нет прогресса.
       Все эти качания из стороны в сторону стали возможными лишь потому, что люди забыли Бога. Недаром Иоанн Кронштадтский восклицал: «Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви – матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в строе, верующее время».
       То есть, опять же слава России зависит от веры народа. Старец Алексий Зосимовский недаром сказал во время выборов Патриарха в Чудовом монастыре: «Кто это тут говорил, что пропала Россия? Что погибла? Нет, нет, она не пропала и не погибнет – не пропадёт – но надо значить через великие испытания очиститься от греха Русскому народу. Надо молиться, каяться горячо. Но Россия не пропадёт и не погибла Она».
       Напомним, что о последних временах Серафим Саровский пророчествовал следующее: «Мне… убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо, более ста лет… Но Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и потом воскресить». Открыв эту тайну, отец Серафим сообщил, что по воскресении своём, из Сарова перейдёт он в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния».
       Среди всех пророчеств о будущем России, самые благоприятные мы находим у преподобного Авеля, святого преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Лаврентия Черниговского.
       Архиепископ Серафим Соболев в книге «Русская идеология» (М.: 2006 г.) писал: «Мы имеем пророчество величайшего угодника Божьего св. Серафима Саровского о том, что Россию, ради чистоты православия, ею исповедуемого, Господь помилует от всех бед, и она будет существовать до скончания века, как сильная и славная Держава…
       Господь восстановит Россию, и Она вновь станет великой и будет самым могущественным оплотом в мире для грядущей борьбы с самим антихристом и всеми его полчищами». И далее: «Значит, придёт то время, когда власть богоборцев падёт, Россия восстановится в прежнее Православное Царство, а преподобный Серафим Саровский, одному Господу ведомыми путями, будет вестником этого исторического события и восстановителем нашей Родины».
        Удивительными могут показаться следующие слова Серафима Соболева: «Если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был Самодержавный Царь Помазанник Божий, который, как душа Русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем её врагам, на счастье своего народа. Не будем смущаться столь распространённым мнением, что Самодержавный строй в России будто бы изжил себя. Это мнение направлено против Священного Писания с целью уничтожить спасительное Его на нас влияние. Ведь Царская, Самодержавная власть в России была основана на словах Священного писания. А эти слова являются глаголами вечного живота».
       Лицемерие нашего времени, порою, проявляется неожиданно – в самых неожиданных вопросах. К примеру, будто бы теперь почитание Серафима Саровского вышло на государственный уровень, и на празднованиях в Дивеево можно увидеть рядом с иерархами церкви представителей власти. Но почему-то пророчества святого преподобного Серафим Саровского существуют как бы сами по себе, не затрагивая государственные идеологические инструменты, а ведь их просто необходимо учитывать как во внутренней, так и во внешней политике. Есть и ещё один загадочный момент. Пророчествуя о революции, Срафим Саровский предрёк, что «Государя и всю Императорскую фамилию Господь сохранит невидимую десницею своей». Это пророчество не нравится, а потому мы то и дело слышим, как всё время ищут и постоянно находят екатеринбургские останки.
       Или ещё… Пушкина причисляют едва ли не к самым заклятым врагам Русского Самодержавия и Государя Императора Николая I. А между тем, не за семью печатями скрыты истинные отношения между Государём и поэтом, опубликована запись их разговора в Чудовом монастыре в 1826 года, а Серафим Соболев приводит такую, весьма обширную, но чрезвычайно важную цитату из «Разговоров Пушкина» (Изд. Академии Наук 1926 г.).
       «Зачем нужно, чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон – дерево, в законе слышит человек что-то жестокое и не братское. С одним буквальным исполнением закона далеко не уйдёшь; нарушить же его или не исполнить его никто из нас не должен: для этого и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти. Государство без полномощного монарха – автомат: много, много, если оно достигнет того, чего достигли Соединённые Штаты. А что такое Соединенные Штаты? – Мертвечина. Человек из них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного Монарха то же, что оркестр без капельмейстера. Как ни хороши все будут музыканты, но если нет среди них одного, который бы движением палочки всему подавал знак, никуда не пойдёт концерт. А кажется, он сам ничего не делает, не играет ни на каком инструменте, только слегка помахивает палочкой, да поглядывает на всех, и уже один взгляд его достаточен на то, чтобы умягчить в том и другом месте какой-нибудь шершавый звук, который испустил бы иной дурак – барабанщик или неуклюжий тулумбас. При нём и мастерская скрипка не смеет слишком разгуляться на счёт других: блюдёт он общий строй, всего оживитель, верховодец верховного сословия».