Николо-Царевна. Ярославская область... Мимолетное

Роман Асадуллаев
    Жизнь, как известно, движется по спирали. Проходя новый виток, мы часто возвращаемся к событиям давно прошедшим, к людям, которые стали для нас всего лишь далеким воспоминанием. Иногда судьба снова сталкивает нас с теми, кто так или иначе оставил след в нашей памяти. Иногда мы имеем возможность, возобновив старое знакомство, узнать человека ближе, наверстать упущенное. Иногда же, смерть, неизбежное завершение любой жизни, исключает все шансы на личное общение. И нам, остающимся на Земле, остается только память. Память своя или чужая, память, передаваемая в рассказах и историях.
    С человеком по имени Дмитрий Бранец я соприкоснулся давно и мимолетно. С тех пор уже прошло больше десяти лет. И, признаться, я тогда даже имени его не спросил, впрочем, как и он не спросил моего.

    Горожане часто любят ходить в походы. Кто-то походами называет относительно удаленные пикники с шашлыками и обильной выпивкой. Для меня и моего друга Андрюхи под походом подразумевалось движение сквозь непроходимый лес по компасу и карте. Точных карт тогда у нас не было. На всех атласах областей ставилась пометка «карты деформированы». Видимо, ответственные службы играли в безопасность.
   Тем не менее, движение из пункта А в пункт В по намеченному маршруту осуществлялось достаточно успешно.
    Исходной точкой того маршрута была деревня Тархов Холм Переславского района Ярославской области. Шли втроем. Я, Роман, мой, друг Андрей и Саша, человек в нашей компании в общем-то случайный. Доехали до Тархова Холма на моих Жигулях. Конечно, это привязывало нас к отправной точке, но зато давало возможность не связываться с автобусами, которые в такие отдаленные деревни зачастую просто не ходят.
    Машину оставили у мужичка, который назвался Виктором и заверил, что когда вернемся, наш транспорт будет в целости и сохранности.
    «У меня тут и по пять машин оставляют. Ни о чем не беспокойтесь, отдыхайте,» - успокоил нас деревенский житель.
    И мы тронулись в путь. Нашей первой целью была речка Ворьсма, исток которой, если верить карте, был неподалеку. Там мы намеревались сделать первый привал с ночевкой, чтобы иметь воду для приготовления еды. А на следующее утро планировался более длительный переход. На беду, вести нас взялся Андрюха. Хороший товарищ, но немного раздолбай. К компасу он обращался не часто, поэтому мимо речки мы, конечно промазали. Мы, впрочем, особенно не переживали. Не такие там места, чтобы можно было плутать неделями, тем более, с компасом. Больше всего, конечно, напрягало отсутствие на карте мало-мальски существенных рек, которые мы могли бы пересечь.
    Солнце жарило неплохо. Был самый разгар лета. Вода во флягах кончилась довольно быстро. Густой лес с буреломом сменился заброшенными полями с редкими лесополосами. Здесь нас атаковали полчища слепней. Самых разных слепней от малышей, до двухсантиметровых гигантов мы сгребали горстями со своей кожи и одежды. Шли уклоняясь к западу, ориентируясь в основном на солнце, перешагнувшее зенит. Если верить все той же деформированной карте, на западе проходили какие-то грунтовки, а уж там мы бы дошли до какой-нибудь деревни, где наверняка есть колодец - необходимым условием для устройства привала и ночевки было наличие воды. Жажда уже давала о себе знать.
    Наконец, уже ближе к вечеру, на горизонте замаячило что-то похожее на дома.
    Ура! Пить из придорожных луж нам не придется!
    Мы подошли к деревне со стороны пруда. Про себя отметили, что вода, конечно, дрянь, пруд был уже порядком заросший, да и вообще вода из пруда может называться питьевой лишь условно, но кипячение, как известно, способно творить чудеса.
    Деревня, на первый взгляд, состояла из единственного дома. Но видно было, что дом жилой. Во дворе трактор, машинка «Волынь». Поодаль, шурша травой паслись несколько лошадей.
    Мы двинулись к дому — хотели выяснить у хозяев, где же мы оказались.
    Навстречу с лаем выбежала овчарка. Я скинул рюкзак, намереваясь заслониться от собаки, если окажется неадекватной. Тут-то в дверях и появился хозяин. Первые его слова были: "Не бойтесь, он не кусается".
    - Здравствуйте. Скажите пожалуйста, а как эта деревня называется?   
     Обычный вопрос, который мы задавали местным жителям, чтобы соотнести свой маршрут с картой.
    - Это Николо-Царевна.
    Я думаю, он сказал именно так «Николо-Царевна». Хотя мне послышалось тогда «Николо-Царево». Мой мозг воспринял это название более привычным образом.
    Потом Дмитрий, а это был именно он, пригласил нас в дом. Ломаться мы не стали. Первым делом конечно, заметили, что неплохо бы чего-нибудь попить.
    Дмитрий сказал, что с водой здесь вообще-то туговато. Но нам налил в кружки, прохладной жидкости, как он сказал, настой березовой чаги.
    - Хотите каши, у меня только что каша сварилась, - также предложил он.
    - Да нет, спасибо. С едой у нас как раз все нормально, нам главное, воду найти.
    Разговаривая, изучали дом, ну и конечно, самого хозяина. Дом, конечно, был колоритный. В углу иконы по православному русскому обычаю. Особенно притягивала взгляд огромная металлическая емкость. Что-то вроде неглубокого казана не меньше метра в диаметре. Сразу бросалось в глаза и удивляло то, что хозяин явно не здешний. И разговаривал он совершенно как городской житель.
    Он предложил нам ночлег, но мы довольно быстро «откланялись», поскольку в планах было поскорее отужинать собственными запасами, поставить палатку и завалиться отдыхать после дневного перехода.
    Место для палатки выбрали недалеко от пруда, у самого края перелеска. Набрали зеленой воды, поставили котелок на огонь.
    Разговор у костра завертелся вокруг деревенского отшельника.
    Была даже высказана экстравагантная мысль, что он здесь охотится на людей, а варит их в своем огромном казане. Впрочем, это была беззлобная шутка.    Хозяйство производило очень благополучное впечатление. Наличие табунчика лошадей, коровы, техники говорило само за себя. Человек явно знал, что делал. Конечно, нас мучило любопытство — а что же здесь делает один этот интеллигентный человек, обладающий опытом, знаниями и умением деревенского жителя. Но выспрашивать как-то не собирались. Мало ли каким жестоким ветром занесло его сюда. Мало ли какие раны можно разбередить, задавая лишние вопросы. Зачем? Человек ведь, не музейный экспонат, о котором экскурсовод имеет полное право рассказать всю подноготную.
     Так мы и завалились спать, снедаемые своими вопросами.

     Утром проснулись не рано. В планах не было особенно задерживаться на одном месте. Тем не менее, решили осмотреть окрестности и саму деревню (не зря же пришли).
    Хозяина дома не было. По старинному обычаю дверь притворена, но не заперта.
    Мы слегка углубились в лесок и обнаружили церковь. Я бы даже назвал это развалинами церкви. Одни стены без оконных переплетов. Пола нет. Больше всего удивил чей-то бумажный лик, прикрепленный повыше, над одним из каменных сводов. Так, чтобы руки случайных вандалов не могли уничтожить этот единственный образ.
    Потом мы обошли дом Дмитрия сзади. Там были еще дома, но явно не жилые.
 А может, еще всего один дом, я точно уже не помню.
    Вскоре послышалось тарахтенье трактора. Это вернулся сам хозяин с дальнего покоса.
    -Добрый день!
    -Добрый день! Как спалось? Лошади не беспокоили?
    -Да нет, все нормально.
    -А то они такие, могут и палатку сжевать.
    Так, разговаривая, мы прошли в дом.
    Нас прежде всего, конечно, интересовало, как бы нам «малой кровью» вернуться в Тархов Холм, где нас ждал автомобиль. Дмитрий удивил нас тем, что вывалил на стол огромное количество карт различного масштаба и исполнения. Он довольно подробно рассказывал, какие есть дороги, просеки, лесовозные тракты... Упомянул о множестве брошенных, но по-своему интересных деревень, разбросанных по округе. Из всех названий мне запомнилось Старораево.
    Он не производил впечатления религиозного отшельника, который чурается людей. В частности, рассказал, как немного выпил в соседней деревне с мужиками, а лошадь уже в темноте сама привезла его домой.
    Был он весь какой-то уверенный, спокойный, неторопливый. И выглядел он несмотря на длинные волосы и бороду, вполне ухоженным. Иногда мне думалось, что, наверное, у него есть семья, а он первый приехал в это место, чтобы подготовить условия для уединенной, но благополучной жизни своей жене и детям.
    Еще немного поговорив, мы засобирались в путь.
    Попрощались. Дмитрий Бранец прочно остался в моей памяти. Не часто встретишь таких людей.
   
    Тот мой поход, к сожалению, был последним перед долгим перерывом. Слишком трудно оказалось находить попутчиков для таких развлечений. Дмитрия я, конечно, вспоминал. Вспоминал, как одну из загадок, которые задавала мне жизнь.
    И вот, теперь, когда интернет, всюду разбросавший свои щупальца, дал мне возможность найти информацию о том месте и о человеке, который озарил своим светом то самое место, я узнаю, что мне осталась только память. Память о той мимолетной, но знаменательной встрече. Теперь я знаю в общих чертах всю историю этого человека.
   Как неумолимая сила заставила авиаконструктора бросить город, жену, дочь и сорваться туда, ближе к земле.
   Сожалею о том, что моя смелая мысль снова повидаться с ним ... « а помните!?»... так и останется всего лишь мыслью. И все же, я думаю, пример этого человека вселяет оптимизм. И неважно, что жизнь его была недолгой. Для меня он навсегда остался тем гостеприимным хозяином, крепким русским крестьянином, наконец, человеком, не побоявшимся крутых перемен в своей жизни.