Мои городские будни ч. 2

Юрий Левин 2
      В хор привёл меня Бокер, представил и ушёл. Хормейстер Лазар спросил- какой голос? Откуда ж я знаю! Сказали- спой вот это. Спел. Ты тенор, иди к ним. Так я стал тенором. Он (хор) давний, поэтому новичкам труднее- ни слов не знают, ни мелодий. Сложность и в том, что Лазар разучивает с нами многоголосие. Я привык прислушиваться к пению соседа. А тут поют разное- иногда и слова, а не только мелодия отличается, и я сбиваюсь. Вот украинская народная Щедрик. Профессионалу легко- он держит ноту. Солист у теноров хороший, но как-то раз не пришёл- и я сбился к басовой партии, потому что бас громко пел. У женщин своя хормейстер. Когда объединяемся (например, Лермонтов “Ночевала тучка…”), получается пять голосов, я опять путаюсь. Лазар терпеливо поправляет. Его понять можно- он готовит концерт. А я пою просто так, не для выступлений- какой из меня артист. Открытие ещё- не умеем музыкально дышать! Вот ругается Лазар: “Не дышать- слышу ваши вдохи”. И командует: “Вдох”, а в других местах: “Не дышать”... Поём 2 раза в неделю.
    Знакомая по хору Эзер пригласила ещё в один, на  западной окраине города (именно туда я сходил вначале на иврит). Занимаются 3 года. Пришёл- и оказалось, я один из мужчин среди 4 женщин, к кому прислушиваться? Ведь мужская и женская партия обычно разные, это я уже понял. Эзер пела, я запоминал мелодию (текст держал перед собой, это была еврейская  песня о родине). Мелодия оказалась очень хорошей. Ноты привести не могу- всю жизнь пою (и играю) на слух. Наконец, раза с третьего, хормейстер говорит- пойте дуэтом. Запели. В каком-то месте хормейстер требует- громче! Стал громче. Она требует ещё громче. Я обрадовался (сколько себя помню, всё останавливали- не ори! чего орёшь?). А хормейстер- ещё громче! Ну, я и взревел… Ничего. Присоединились три женщины, квинтетом пели. Вторая вещь ещё сложнее по мелодии- какая-то молитва, и тоже по-еврейски (текст транскрибирован по-русски). На втором занятии был гитарист- либо молодой мужчина, либо парень солидного возраста, могучая бородища как у Маркса (но чёрная) и мощный громкий голос (баритон?) На нём чёрная широкополая шляпа (как у иудея)- её он не снимал. Но без пейсов. Играет хорошо. Этот Келев блестяще исполнил (аккомпанируя на гитаре) еврейскую песню, и лишь только зазвучали первые две строчки, как тут же вспомнилось: “Мы пришли чуть свет \  Друг за другом вслед…”- была такая песня для первых целинников, которым вручил путёвки комсомольский комитет (если кто помнит). Дальше мелодия отличалась, продолжая сохранять маршевый стиль. Хоть не Хорст Вессель, но всё равно- захотелось схватить автомат и куда-то бежать и кого-то защищать. Молодец, толковый композитор!.. Спели и эту. Затем Келев  исполнил нечто, что мне не очень нравится- что-то кабацкое эмигрантское, явно самопальное.