Чёрная благодарность

Александр Волосков
Навещать вдов наших близких друзей, покинувших этот мир – священный долг. А Лёнька был не просто друг, дружили очень близко и наши родители, еще с 1953 года, когда мне было три года, Леньке пять, а Сашке, его брату – минус два, т.е. его еще не было в проекте. Тамарка – вторая «гражданская» жена Леньки. Прожили они вместе лет десять. И прожили они эти годы по-разному. Бывая у них в гостях приходилось нередко наблюдать острые ссоры выходящие за рамки приличия. Хотя оба верующие, старообрядцы, регулярно посещающие церковь, и даже исповедующиеся.

 Лёнька помер от инфаркта, поздним вечером в кровати. И как проболтался Тамаркин сын, после очередного и затяжного скандала. До встречи с Тамаркой, Ленька никогда не жаловался на здоровье, тем более на сердце. Он 20 лет прослужил в Гражданской авиации, последние годы командиром ТУ-134. После пяти лет «гражданского» брака с Тамаркой, начал жаловаться на сердце, а еще через три года пришлось комиссоваться на досрочную пенсию по состоянию здоровья. Времена были трудные, девяностые в разгаре. Бывшему летчику приходилось продавать билеты в бане и распродавать свои коллекции старинных монет и марок. Ну нам всем было тогда не сладко.               

Тамарку мы с женой посещали почти каждую неделю,  благо жены родители жили в соседнем доме, да и возвращаясь с вещевого рынка Гарюнай, где тогда одевался весь Вильнюс, было по дороге. Пили на кухне чай с принесенными в гостинец пирожными, расспрашивали о житье-бытье, морально поддерживали, советовали, одалживали деньги. Тамарка,  то работала где-то в буфете, то торговала подержанной одеждой, то была нянькой при чьих-то детях, а в худшие времена сдавала свои и Лёнькины золотые украшения в ломбард. Но все ее хозяева почему-то оказывались большими сволочами, и она нигде долго не задерживалась. На что моя жена Оля обратила внимание, то это весьма дорогой и обширно-бездонный Тамаркин гардероб. Оля ничего подобного позволить себе не могла.
      
В одно из наших посещений, вдова , находящаяся в очередном финансовом цейтноте, высказала мысль, что если бы я нашел «немного» денег и хорошие торговые площади, то можно было бы организовать коммерцию на основе «Seсond hand».  Причем Тамарка так красочно расписало мое быстрое обогащение, что даже не верилось. В доказательство вдова принесла красивую гипюровую блузку и что-то еще держала под мышкой.

- Ну скажи, Саша, сколько весит эта блузочка? – Тамарка хитро улыбалась.
- Грамм 70 может, но не больше ста. – Прикидывал я.
- А покупаются они оптом килограммами, а продаются в розницу штуками! – Торжествовала Тамарка. – Причем по хорошей цене! А вот посмотрите платье трикотажное с отделкой оригинального фасона, весит не более 300 граммов, ну сколько бы ты, Оля, за такое могла бы заплатить?
Жена оценивающе крутила на плечиках симпатичное платье – ну, в магазине, в центре литов 250, - начала она - на рынке в Гарюнай – 150, но качество будет похуже, турецко-китайское, а в “Seсond hand”, литов 35, хорошего качества,  одетое кем то пару раз.
-Ну что я говорила – ликовала Тамарка.

Следующие пол-часа ушли на подсчеты того, как я сказочно и быстро разбогатею, и какой кусок масла с черной икрой при этом будет иметь Тамарка.       

Дома посоветовались с женой и решили рискнуть. Первое – деньги. «Немного», по Тамаркиному определению, оказалось внушительной суммой: аренда помещения за два месяца вперед, товар – две тонны английского и тонна немецкого, кассовые аппараты, мебель, стеллажи, витринная реклама, одних пластмассовых плечиков более четырех тысяч, регистрация индивидуального предприятия, и прочее, прочее, прочее ...

Деньги одолжил под вексель, с неприятными процентами. Торговые площади подвернулись сами – бывший кулинарный магазин в центре микрорайона. Хозяйка помещений, пани Стася, на втором этаже, над магазином , хозяйствовала в просторном кафе. Хорошее место само упало в руки – добрый знак подумал я.

В то трудное время, я пахал на своего однокурсника-капиталиста, имевшего две фирмочки по металлообработке, одной из которых я и заведовал. Зарплаты хватало только на пропитание, содержание квартиры и машины. Пришлось взять месячный отпуск на обустройство и раскрутку своей торговой фирмы. Нанял ещё трех женщин в помощь Тамарке, причем все или мои хорошие и давние знакомые, или жены друзей,  которые долгое время не могли найти работу.


 Распределение обязанностей установил по своему производственному и армейскому опыту  - все заменяют всех. Если двое в торговом зале и на кассе, то остальные - одна на разборке, сортировке, оценке одежды и навешивании бирок, вторая на глажке. В процессе рабочего дня происходит ротация – так легче переносить нагрузки и не падает производительность. Сам я в роли грузчика, водителя, снабженца, мальчика на побегушках, бухгалтера и ответственного за все остальное предвиденное и не предвиденное. По просьбе трудящихся определил оплату труда ежедневную, не зависимо от выручки, а кроме того обеды за счет фирмы. Все эти блага, меня, как хозяина, естественно не касались.

И вот наступил день истины - открытие магазина. Благодаря нами же распространяемым слухам и витринной рекламе, весь микрорайон об этом событии знал. Покупателей было более, чем  достаточно. Десять рабочих часов пролетели незаметно. Выручка превзошла все мои ожидания.

- Вот видишь – торжествовала Тамарка – если бы не я, ковырялся бы ты в своих железках до сих пор за кусок хлеба.
- Да - согласился я – недурно получилось, но и ты в накладе не останешься, дай только рассчитаться с долгами.
При нашем разговоре присутствовала хозяйка помещений, пани Стася. Она просветила, что любой торговый бизнес на 90% зависит от места расположения.
- В нашем микрорайоне – говорила она – открывалась в разное время и в разных местах торговля подержанной одеждой, но все они прогорали. А у вас, ребята, идеальное место – справа продуктовый магазин, слева аптека, наверху мое кафе, в подвале хозяйственный рынок, перед всем этим просторная автостоянка – торгуй, не хочу. Вот немного оперитесь, подниму арендную плату.

- Но у нас же договор на год – возразил я.
- Год когда-то закончится, - «утешила» пани Стася.

Но ... все следующие торговые дни знаменовались уменьшением и уменьшением выручки. Через две недели, дневной  выручки едва хватало на зарплату и обеды.

- Надо завозить новый товар – заявила Тамарка.
У нас полный торговый зал товара первичного, не проданного, и соответственно нет достаточно вырученных средств на приобретение нового. Пришлось у поставщика товар частично брать в долг, под клятвенные заявления.

Так прошел почти год. Бизнес балансировал между определениями «неважно» и «плохо». Вся выручка уходила на зарплату, налоги, аренду, товар и проценты с кредита. Не каждый месяц я мог взять себе из выручки на бензин. В добавок, о моей «побочной» деятельности узнал однокурсник-работодатель, ну и естественно его жена – злая и завистливая баба. Она такого безобразия стерпеть не могла – как это, Сашка тоже предприниматель! Естественно я оказался уволенным.

За две недели до окончания срока аренды  пошел к пани Стасе с дополнением, о продлении договора. Хозяйка помещений очень удивленно на меня посмотрела и сказала, что неделю назад у нее была Тамара, заявила, что со мной все согласовано, и она с ней все подписала. Оказалось, Тамарка открыла  новое индивидуальное предприятие и аренду помещений на следующий год оформила уже на себя. Я был в шоке от человеческой подлости. Но это оказалось не все.

В кассе недоставало 8000 литов, которые Тамарка и не думала возвращать. Я подал в суд, нанял независимый бухгалтерский аудит. Но на адвоката у меня денег не было. А Тамарка наняла на мои деньги адвоката и выиграла два суда. Причем продавщицы лжесвидетельствовали в её пользу, желая сохранить свои рабочие места при новой хозяйке! Я то уже не в счёт – с голым задом на улице! И это те самые «благодарные» люди, давние «хорошие» знакомые, которых я в трудное время обеспечил работой!

Мною овладело отчаяние,  бессилие, безысходность. На руках осталось: неоплаченный вексель на крупную сумму, причем стоящий на счетчике, куча неоплаченных Государственной инспекции налогов, безработица и маячущие в перспективе судебные приставы.

А то, что Тамарка через месяц все равно выгнала своих лжесвидетельствовавших продавщиц, а на их место приняла своих родственников, это мало успокаивало. Зато выяснилась причина моего явного не процветания на торговом поприще. Проболтался во дворе по пьяному делу Тамаркин сын. Оказывается лучший, новый эксклюзивный товар попадал не в торговый зал моего магазина, а к нему в гараж, откуда снабженный свежей этикеткой – на вещевой рынок, где торговали Тамаркина двоюродная сестра с племянницей.

Вот теперь то, наконец, мне стала близка и понятна поговорка: ЧЕМ  БЛИЖЕ Я УЗНАЮ ЛЮДЕЙ, ТЕМ  БОЛЬШЕ Я ЛЮБЛЮ СОБАК.