Николай Бердяев

Любовь Царькова
               
Данная публикация подана в качестве вопроса на историческую тему и ни в коем случае не утверждение/доказательство чего бы то ни было; является личной точкой зрения и содержит заинтересовавший меня материал.


  «Мой дух был направлен к внутренней победе».
                «Отвержение божественных ценностей
                ведёт к отвержению человека и ценности его души».
                (Николай Бердяев)


Русский писатель и философ, стоявший на высоте европейской культуры, доктор теологии Кембриджского университета, в юности  получил по Закону Божию «кол», а перед Октябрьской революцией за антиклерикальную статью в защиту афонских монахов  был обвинён в богохульстве. Предстоял суд.
Он любил потом говорить: «Если бы не революция, жил бы я не в Париже, а в Сибири на вечном поселении».

В истории отечественной философии имя Николая Бердяева стоит особняком. Пожалуй, никто из отечественных мыслителей не высказал концептуальных идей такого масштаба. Он писал интуитивно и афористично, ничего никому не пытаясь доказать. «Меня интересовало крикнуть миру то, что открыл мой внутренний голос как истину».

Однако при всей известности Николая Бердяева, практически никто не понял духовное знание смысла происходящего, которое он пытался открыть для всех. Философ не раз сетовал, что главного в его произведениях не видят, а ценят третьестепенное. Он был одиноким среди людей, мнящих себя обладателями мирового социологического мировоззрения.
Николай Бердяев приблизился к полноте духовной истины, на сотню лет определив путь направления русского национального сознания.

                Из биографии Николая Александровича Бердяева
                6.3.1874 (Киев) - 24.3.1948 (Кламарнон под Парижем)


Н.А. Бердяев - родом из аристократической семьи. Поколения предков по мужской линии - генералы, георгиевские кавалеры. Дед - атаман Войска Донского. С материнской стороны - французская кровь, бабушка по матери, урождённой княжны Кудашевой, - графиня Шуазель. По бабушке будущий философ был потомком французского короля Луи VI.

Иностранные языки Николай Бердяев превосходно знал с детства; в кадетском корпусе в Киеве, где он считался очень неспособным учеником (ничего не мог зазубрить, а начинал развивать свои мысли), языки выручали, равно как и превосходное умение ездить верхом по-казацки и по-кавалерийски, которым он овладел с девяти лет.

Поступив в Киевский университет, он увлёкся марксизмом,  протестуя против всеобщей лжи и несправедливости,  за что и был исключен и сослан с товарищами в Вологду на три года. В ссылке Бердяев начал писать, проявив себя оригинальным мыслителем.

 Человек выдержанного жизненного стиля, который больше всего дорожил истинной правдой и духовной свободой, в Петербурге он стал сотрудничать с журналами. Бердяев издаёт свои первые книги по философии, поражающие афористичностью изложения.

Заметно отсутствие русского религиозного национализма. Бердяев не выделяет христианство из нескольких религий, данных людям Господом. Его русское искание Града Божьего универсально и всечеловечно. Он считал утопией упрощение и искусственную изоляцию культуры и жизни народа,  стоял за универсальную религию – ведь Бог един у всего мироздания. Будущее русского народа представлялось ему расширением мироощущения всего общества в единстве с космическим ладом.

Октябрьскую революцию Бердяев принял сочувственно, полностью оправдывая её в социальном смысле, недаром целое столетие – XIX век – русская интеллигенция жила отрицанием и подрывом самодержавия.
Малоизвестный факт: Бердяев ещё в разгар февральской революции 1917 г. предотвратил бойню на Манежной площади. Когда в Москве одна из людских колонн продвигалась к Манежу, царские войска готовились стрелять. Бердяев выбежал из этой колонны  к офицеру, командовавшему войсками. Он почти кричал, призывая не открывать огонь. Бердяев стоял между толпой и солдатами. В результате солдаты не сделали ни единого выстрела...


Однако в моральном смысле Бердяев не мог принять революцию (он этого не скрывал, будучи после 1917 года профессором Московского университета), за что и был выслан в 1922 году из Советской России вместе с некоторыми деятелями науки и культуры. …Берлин, Париж, сорок книг, мировая известность философа и теолога.
 Н.А. Бердяев никогда не был материально обеспечен, на жизнь семьи он зарабатывал собственным трудом: преподавание, лекции, книги, переводы книг.

Показательно, что при любой власти и в любой стране ему удалось отстоять своё право на духовную свободу. Российская империя - тюрьма, ссылка, марксистская молодость; Советская Россия - три ареста; Европа между мировыми войнами; оккупированная фашистами Франция... Никто не посмел лишить Николая Бердяева жизни и возможности писать и говорить - а оратором он был блестящим, импровизатором.
Когда к нему во Франции приходили из гестапо, он изъяснялся на отличном немецком языке. Его не торонули (так велико было уважение к Бердяеву как к философу даже в верхах Рейха), хотя он не скрывал своих симпатий к СССР и радовался каждой победе Красной Армии. За границей он считал себя не эмигрантом, а изгнанником.

За 25 лет жизни на Западе Николай Александрович Бердяев  часто обращал взор Запада на Россию. «Я имел советскую международную ориентацию... Советскую власть я считал единственной русской национальной властью".
"Мой универсализм всегда соединен с патриотизмом и народностью. Я не националист, но русский патриот... Я чувствую потребность защищать мою Родину перед миром, враждебным ей».

  «Западничество есть заблуждение детского возраста и оно находится в противоречии с мировыми задачами России».
Философ считал, что нам необходимо «...усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими» (Николай Бердяев «Судьба России»).

 «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу. Россия должна стать для Европы внутренней, а не внешней силой, силой, творчески преображающей».
"...Когда раскрываются новые перспективы космического мироощущения и миросознания,  ителлигентная и полуинтеллигентная масса живёт старым хламом, давно уже сданным в архив.

 Упрощённое мышление не желает знать иррациональные космические силы, оторвано от жизни космической, от энергий, которые проливаются на нас со всех планов Космоса. Духовный поворот к космическому – способ преодоления уныния людей, отброшенных назад в слепоте к высшим задачам человечества".

 Актуальные мысли на многие десятилетия в свете политики России сегодняшнего дня.))) Озвучено самой Яной Жемойтелите.

(Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/04/591)


Фото Н.А. Бердяева из Википедии