Дисциплина Наука и религия. Методичка

Майоров Дмитрий Николаевич
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения

УТВЕРЖДАЮ
Председатель СПС
____________ Г.П. Худякова
«___» __________ 2009 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

дисциплины Наука и религия
по специальности 031801 «Религиоведение»
форма обучения очное / заочное (6 лет) / заочно-сокр. (3г. 10 мес.)
курс 2 / 2 /1
семестр
лекции
практические занятия
экзамен   
зачет 
к/работа                3-4 /3-4/1-2
 70 / 20/20
35 / 16/16
4 / 4 /2
3 / 3/1
4 / 3


самостоятельная работа        95 час









Тюмень 2009
 
При разработке методических указаний по изучению дисциплины в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение».
Выписка из ГОС
ОПД.Ф.07 Наука и религия
Наука и религия в системе культуры; особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире; становление и развитие науки и ее влияние на религию; религиозная и научная картины мира; конфликты науки и религии; от конфликтов к диалогу; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук.    200


Методические указания по изучению дисциплины рассмотрены на заседании кафедры «Религиоведение»
Протокол № 1                «10» сентября 2009 г.
Заведующий кафедрой ______________ Г.П.Худякова

Методические указания по изучению дисциплины разработал:
Преподаватель кафедры
«Религиоведения»                Д.Н. Майоров, ст. преп.               
                E-mail: religion@tgngu.tyumen.ru


____________________




Методические указания по изучению дисциплины должны содержать:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цель и задачи дисциплины…………….………………………………….3 стр.
2. Место дисциплины в учебном процессе…………………………………4 стр.
3. Содержание дисциплины………………………………………….………4 стр.
3.1. Тематика лекционных и практических занятий……….…...………….5 стр.
3.5. примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ…...…6 стр.
3.6. примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу...7 стр.
3.7. перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы……………………………………………………..8 стр.
3.8. рейтинговая оценка знаний студентов…………………………………9 стр.
4. содержание самостоятельной работы студентов……………..…………9 стр.
4.1. календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «наука и религия»……………………………………………...……………10 стр.
5. учебно-методическое обеспечение……………………….……………..11 стр.
5.1. Основная литература……………………………….…………………..11 стр.
5.2. дополнительная литература…………………………………………...11 стр.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель дисциплины
Изучить историю взаимоотношения между наукой и религией и показать перспективы их сотрудничества.
1.2  Задачи изучения дисциплины
На основе государственного стандарта по дисциплине «Наука и религия» дать ответы на следующие вопросы:
• наука и религия в системе культуры;
• особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире;
• становление и развитие науки и ее влияние на религию;
• религиозная и научная картины мира;
• конфликты науки и религии;
• от конфликтов к диалогу;
• теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания;
• особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук
Кроме этих задач необходимо:
• рассмотреть историю взаимоотношений науки религии
• предложить перспективные модели взаимодействия науки и религии на примере их взаимодействия на Западе и Востоке в XX и XXI веке.
• показать, как в различных религиозных течениях решался вопрос в древности и в настоящее время.
       1.3. Результаты обучения
• иметь четкое представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;
• владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией;
• понимать соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, различного характера взаимоотношения религии и науки в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций, понимать смысл религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В рамках изучения дисциплины необходимо знакомство с историей естествознания, изучаемом в курсе концепции современного естествознания, философией науки, изучаемой в истории философии, основными представления о религии, которые изучают в истории религии.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание лекционных занятий
№ п/п Наименование тем  и их содержание Кол-во часов Методы преподавания
1 Научное и религиозное освоение действительности. 10/2/2 Вводная лекция
2 Научная картина мира 10/2/2 Лекция
3 Человечество 8/4/4 Лекция
4 Теизм 8/2/2 Лекция
6 Христианское богословие 8/4/4 Лекция
7 Мировые религиозные традиции 10/4/4 Лекция
8 В поисках знания и мудрости 8/2/2 Лекция
ИТОГО 70/20/20
3.2. Содержание практических занятий

№ п/п Наименование тем  и их содержание Кол-во часов Методы преподавания
1 Научное и религиозное освоение действительности. 5/2/2 Обучающий контроль
2 Научная картина мира 5/2/2 Обучающий контроль
3 Человечество 5/2/2 Обучающий контроль
4 Теизм 5/2/2 Обучающий контроль
6 Христианское богословие 5/2/2 Обучающий контроль
7 Мировые религиозные традиции 5/2/2 Наглядный метод (проект)
8 В поисках знания и мудрости 5/2/2 Дискуссия
ИТОГО 35/16/16
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Научное и религиозное освоение действительности. Область взаимодействия.
Наука и религия как феномены культуры. Особенности научного и религиозного освоения действительности. Источники знания в религии и науке: опыт, разум и Откровение. Мистический опыт и научный эксперимент сравнительный анализ. Религиозная и научная структуры знания. Вера, разум, Откровение. Эксперимент, гипотеза, теория. Исторические этапы развития культуры и место в ней религиозных и научных форм освоения действительности. Некоторые исторические примеры. Галилей. Дарвин. Природа науки. Сложности. Некоторые ответы. Критический реализм. Природа богословия. Богословская дискуссия. Виды взаимодействия. Конфликт. Независимость. Диалог. Интеграция. Гармония. Ассимиляция. Модели, метафоры и символы. Модели. Метафора. Символ.
Тема 2. Научная картина мира.
Квантовая теория. Принцип наложения/совмещения (суперпозиции). Измерение. Другие составляющие квантовой теории. Метафизические следствия. Космология. Квантовая космология. Антропный принцип. Эволюция: случайность и необходимость. Хаос и теория сложности. Теория хаоса. Порядок из хаоса. Сложность. Время. Обратимость. Стрела времени. Одновременность. Блок-вселенная. Споры о сущности науки в начале XX века. Философские проблемы теории относительности и квантовой механики. Гравитационное, электромагнитное и ядерное поле. Гравитационная постоянная, постоянная скорости света и постоянная Планка - как конституенты реальности. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Случайность и необходимость в квантово-механической модели микромира. Континуальность и дискретность в квантово-механических процессах. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Проблемы квантовой теории света. Концепция дополнительности Н.Бора. Теологическое понимание научной революции XX века. Антиномия и парадокс в науке и теологии. Проблема иррационального в науке XX века.
Тема 3. Человечество.
Редукционизм и холизм. Компонентный редукционизм. Редукционизм процесса. Физикализм. Идеализм. Дуализм. Двухаспектный монизм. Философия процесса. Непознаваемость. Сознание. Философия сознания. Функционализм. Эмержентизм. Комплементарность. Личность и душа. Грехопадение.
Тема 4. Теизм.
Природа Бога. Естественное богословие. Исторический обзор. Возрождение естественного богословия. Познаваемость (интеллигибельность). Антропная вселенная. Богословие природы. Сотворение. Творение из ничего. Непрерывное творение. Гуманитарная реальность. Восприятие ценности. Знаки надежды. Заключение.
Тема 5. Божественная деятельность
Однократное действие. Первопричина. Философия процесса. Аналогии с человеческой деятельностью. Воплощение. Нисходящая причинность. Открытая вселенная. Временная соотнесенность Божественной реальности. Чудо. Теодицея.
Тема 6. Христианское богословие.
Откровение. Писание. Традиция. Подход с точки зрения разума. Иисус Христос. Воскресение. Смерть Иисуса. Воскресение Христа. Христология. Свидетельства Нового Завета. Отцы церкви. Современные идеи. Троица. Эсхатология. Человеческая судьба. Судьба вселенной.
Тема 7. Мировые религиозные традиции
Божественное. Варианты отношения. Эксклюзивизм. Плюрализм. Инклюзивизм. Продолжение диалога. Наука как место встречи.
Тема 8. Религиозные и научные представления о космическом и эволюционном . процессе
Две дисциплины. Этические проблемы. Границы. Роль эксперимента. Целостность природы. Основы этики.

3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ
1. Религия, магия, наука.
2. Миф и наука.
3. Мистика и наука.
4. Отношение религии и науки в эпоху античности.;
5. Отношение религии и науки в Средние века и эпоху возрождения.
6. Отношение религии и науки в эпоху Нового времени.
7. Основные элементы мифопоэтических космогонии.
8. Отношение религии и науки в концепции В. Гейзенберга.
9. Отношение религии и науки в концепции А. Эйнштейна.
10. Отношение религии и науки в концепции П. Тейяра де Шардена.
11. Отношение религии и науки во взглядах Макса Планка.
12. Источники знания в религии и науке.
13. Религия и наука о критериях истинности знания.
14. Принцип детерминизма и идея чуда.
15. Пространство в религии и науке.
16. Время в науке и мифе.
17. Время в науке и религии.
18. Научное понимание числа и религиозная символика чисел.
19. Попытки синтеза науки и религии в XX веке.,
20. Гипотеза Томпсона - Клаузевица с точки зрения линейной и нелинейной термодинамики.
21. Дискуссии между наукой и религией по вопросу возможных миров.
22. Религиозная критика концепций Дарвинизма и их научная оценка.

3.6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
1. Форма, гармония, мера - в религиозно-мифологических и натурфилософских воззрениях античности
2. Наука о числах и мистика чисел пифагорейцев. Божественное и человеческое в знании чисел
3. Нехристианские представления о Космосе и Земле (Бытие, Иезекииль, Исайя, Апокалипсис)
4. Источники знания в Средние века: опыт, разум и Откровение Космос Клавдия Птолемея и мир Средних веков
5. Место "естественных наук" в средневековой системе знания.
6. "Естественные и сверхъестественные модели вещества" в средневековье.
7. Учения о веществе, природе и космосе в традиции средневековья.
8. Естественная теология и "сверхъестественная наука" в высокой и поздней схоластике.
9. Проблемы движения, "пустоты" и бесконечного пространства как проблемы теологии и науки
10. Проблема центра Вселенной в религии и науке Нового времениБесконечная Вселенная Дж. Бруно •
11. Теофания, иерофания и понятие "центра тяжести" Вселенной механики Ньютона.
12. От вопроса "почему?" "естественной теологии" к вопросу "как?" науки.
13. рационалистическое обоснование науки Р. Декартом
14. Деистические и пантеистические представления о Боге. Завершение формирования механистической картины мира в трудах Лагранжа и Лапласа
15. Обоснование "естественной теологии" на основе "второго начала термодинамики" гипотеза Томпсона-Клаузевица. Механистическая и термодинамическая модели Вселенной
16. Взаимоотношение религии и науки в конце XIX века ' Споры о сущности науки в начале XX века Проблемы метода теологии и науки: объяснение и понимание
17. Аналогии между квантово-механическими моделями эксперимента и религиозным ,опытом: Н. Бор и У. Джеймс.
18. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна.
19. Принцип дополнительности и диалектика С. Кьеркегора.
20. Теологическое понимание научной революции XX века.
21. Антиномия и парадокс в науке и теологии.
22. Проблема иррационального в науке XX века.
23. Неклассическая термодинамика и проблемы креационизма, финализма и телеологизма. Проблемы происхождения жизни и человека в теологии и эволюционных теориях XX века.
24. Попытки синтеза науки и религии: концепция эволюционного монизма П. Тейяра де Шардена. Синтез. Шри Ауробиндо.

3.7. Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы
1. Укажите принципиальное различие ритуально-символического и логико-дискурсивного типов мышления.
2. В каких из перечисленных феноменах "чудо" играет большое значение: магия, религия, наука.
3. В какой гипотезе второе начало термодинамики соединяется с доказательством бытия Бога. Приведите основные математические понятия, употребляемые к характеристике Бога в христианстве.
4. В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична волновым научным представлениям.В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична корпускулярным научным представлениям. Кто автор принципа дополнительности религии и науки. Назовите основные концепции синтеза религии и науки XX века. Приведите примеры антиномии в теологии и науке. Приведите примеры парадокса в теологии и науке. Сравните атомарную и дхармическую модели вещества. Что такое дхармо-элементы.
5. Является ли эволюция в концепции Тейяра де Шардена ограниченной во времени.
6. Понятия полезной и бесполезной энергии и второе начало термодинамики.
7. Источники знания в науке и христианском богословии. \
8. Основная характеристика отношения науки и теологии у Фомы Аквинского.
9. В какой традиции решался вопрос о возможности Бога передвинуть Вселенную.
10. Сравните понятия: пустота, бесконечное пространство, вакуум.
11.

3.8. Рейтинговая оценка знаний студентов
Рейтинговая система оценки по курсу «Наука и религия» для студентов 2/2 курса специальности «Религиоведение» на 3-4/3-4семестры

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
3 Текущая проверочная работа 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Письменная домашняя работа 0-10
6 Создание проекта 5-12
7 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Письменная домашняя работа 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

4. Содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «Наука и религия»

Неделя Тема для самостоятельного изучения Количество часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература
(номера источников указаны в библиогра-фии рабочих про-грамм)



без пре-подава-
теля с препода-вателем с груп-пой


1 2 3 4 5 6 7 8
1-17 Лекции
Практические занятия. 56

46 85,5 3,8 5,7
3, 8 час. Индивидуальные консультации студентов в тече-ние семестра
5,7 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
1-3 Тема 1. Научное и религиозное освоение действительностиОбласть взаимодействия. 12 12 1,3 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.9-32
4-7 Тема 2. Научная картина мира. 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 4 -с.43-56
8-11 Тема 3. Человечество 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.60-73
12-13 Тема 4. Теизм 12 10 1,4 Вопросы
для семе-стрового контроля 2 -с.76-93
14 Тема 5. Божественная деятельность 12 12,2 1 Вопросы для семе-стрового контроля 3 -с.95-103
15 Тема 6. Христианское богословие 12 11,3 1 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.108-126
16 Тема 7. Мировые религиозные традиции 12 10 1,2 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.129-134
17 Тема 8. В поисках знания и мудрости 11 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 5 -с.136-152
Всего: 95 85,5 3,8 5,7

5. Учебно-методическое обеспечение
5.1. Основная литература
1. Ересько М.Н. Введение в диалоговое религиоведение [Текст] : учебное пособие / М. Н. Ересько. - Тюмень : Печатник, 2006. - 204 с.
2. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Текст] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 240 с.
3. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Электронный ресурс] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова ; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM).
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа", а также гуманитарных и социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий / О. Ф. Лобазова ; Российский гос. соц. ун-т. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К?, 2008. - 488 с.
5. Пивоваров Д.В. Философия религии [Текст] : учебное пособие / Д. В. Пивоваров ; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. - 640 с.

5.2. Дополнительная литература

1. Абрамович В. Под знаменем Николы Теслы [Текст] / Велимир Абрамович // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 28-29
2. Волкова Л. Не бубен, а компьютер! [Текст] / Лилия Волкова // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 59
3. Геворкян Э. Время худых коров [Текст] / Эдуард Геворкян // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 26-28
4. Гончаров В. П. О взаимоотношении науки и религии в прошлом и настоящем [Текст] / В. П. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5. - С. 147-161.
5. Костылев П. Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии [Текст] / П. Н. Костылев // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2011. - № 5. - С. 74-82.
6. Лобачев В. Времена кризисов и надежд [Текст] / Валерий Лобачев // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 2-6
7. Лотман Ю. М. Испытание прогрессом [Текст] / Ю. М. Лотман // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 6-9
8. Москаленко М. Р. Естественнонаучная картина мира и религиозный экстремизм [Текст] / М. Р. Москаленко // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 4. - С. 71-75 .
9. Рашковский Е. Б. Судьбы религий и революций: от реформации до постмодерна [Текст] / Е. Б. Рашковский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N 6. - С. 99-107.
10. Сизинцева Л. И. Плоды любомудрия [Текст] / Л. И. Сизинцева // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 29-31
11. Штуден Л. Л. "Барьер непроходимости" для новой науки [Текст] / Л. Л. Штуден // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 30-31