Дисциплина Христианство и его конфессии. Методичка

Майоров Дмитрий Николаевич
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ



дисциплина «Христианство и его конфессии»
направление 033300.62 «Религиоведение»

Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная (4 г.) / заочная (5 лет) / заоч. сокр. (3 г.)




Курс: 3-4/ 3 / 3
Семестр: 2 /6 / 5
Аудиторные занятия – 288 /24/ 20
Лекции – 144 /12/ 6
Практические занятия – 72 /12/ 14
Лабораторные занятия – не предусмотрены учебным планом
Самостоятельная работа – 144 / / -
Без преподавателя – 129,6 / / -
Со студентом – 5,8 / / -
С группой – 8,6 / / -
Курсовой проект – 4/6/5семестр
Контрольные работы – -/4/-
Экзамен – 4 / 4/ 5 семестр
Зачет – не предусмотрен учебным планом
Общая трудоемкость – 288 /12/ 20






Тюмень 2012
 
Методические указания по изучению дисциплины разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ВПО по направлению 033300.62 «Религиоведение» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "23" декабря2010 г. № 2008








Методические указания по изучению дисциплины рассмотрены на заседании кафедры «Религиоведение»

Протокол № _1__ «_29_» __августа_ 2012 г.

Заведующий кафедрой философии ____________________ Л.Н. Шабатура





























Методические указания по изучению дисциплины разработал:

Д.Н. Майоров, ст.преподаватель (подпись)

 
Содержание:
1. Цели и задачи дисциплины: Задачи дисциплины:
2. Место данной дисциплины в учебном процессе
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
4. Содержание дисциплины
4.1 Содержание разделов и тем дисциплины
4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
4.3 Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий
4.4 Перечень тем лекционных занятий
4.5 Перечень тем семинарских, практических занятий или лабораторных работ
4.6 Перечень тем самостоятельной работы
5. Рейтинговая оценка знаний студентов
8. Перечень тем для самостоятельной работы.
8.1 Примерные темы курсовых работ
8.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
10. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины:
10.1  Основная литература (учебники)
10.2. Дополнительная литература
Карта обеспеченности  дисциплины учебной и учебно-методической литературой


1. Цели и задачи дисциплины: Программа предназначена для студентов, изучающих «Историю религии» и в частности предмет «Христианство и его конфессии», в качестве общеобразовательной гуманитарной дисциплины.
Курс ставит «Христианство и его конфессии» своей целью:
– повышение общей религиоведческо-исторической культуры студентов, в частности, касающейся самой крупной конфессии в России и мире - христианстве;
– умение анализировать и ориентироваться в религиозной ситуации, сложившейся в мире христианских конфессий.
Задачи дисциплины:
– освоение понятийного аппарата, принципов и методов подхода к анализу истории христианства;
– ознакомление студентов со становлением, формированием и эволюцией христианства и его конфессий;
– изучение истории христианства и  всего многообразия христианских движений в современном мире;
– приобретение опыта анализа новых нетрадиционных христианских течений в России.
Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием проблемных лекций, историко-религиоведческих практических аудиторных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы студентов и др.

2. Место данной дисциплины в учебном процессе

Программа курса разработана для студентов, чья религиоведческая подготовка, историческая компетентность в области истории религии войдут органическими составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности, связанной с управлением многонациональных по своему составу трудовых коллективов, с различными религиозными традициями, культурой, верой. Учитывая, что христианство является крупнейшей по численности конфессией мира, и православие является исторически культурообразующей религией России, изучение предмета «Христианство и его конфессии» является важнейшим предметном в профессиональной подготовке специалистов-религиоведов. Знания в этой области позволят им ориентироваться в сложнейшей религиозной обстановке как в России, так и за рубежом.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
владением навыками реферирования и аннотирования научной литературы (ОК-5);
способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике (ОК-8);
пониманием необходимости постоянного процесса обучения, владением навыками самостоятельной работы (OK-11);
владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-13);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-16);
в области научно-исследовательской деятельности: навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения (ПК-1.1);
способностью пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования (ПК-1.2);
способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (ПК-1.3);
способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике (ПК-1.4);
способностью осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику (ПК-1.5);
умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории религий (ПК-2.2);
способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию (ПК-2.14);
способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий (ПК-2.16);
способностью самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу (ПК-2.28);
навыками проведения общественной информационной и консультационной работы, в том числе - проведения экскурсий в музеях, олимпиад в общеобразовательных учреждениях, книжных и музейных выставок (ПК-3.3);
способностью организовывать и выполнять книжные, журнальные, словарные и энциклопедические проекты, организовывать деятельность авторских коллективов (ПК-3.4).

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
знать основные категории и понятия религиоведения в целом и истории христианства как составной части; иметь представление о предмете и методах истории религии, о месте христианства в общей религиозной картине мира; знать основные конфессии христианства;
критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию о существующих христианских конфессиях.

Уметь:
понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике;
пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования;
собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;
самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике;
осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику;
пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории религий;
интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий;
самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу;
способностью организовывать и выполнять книжные, журнальные, словарные и энциклопедические проекты, организовывать деятельность авторских коллективов.

Владеть:
навыками реферирования и аннотирования научной литературы;
системой знаний о возникновении, формировании и эволюции религии;
культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;
навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения;
навыками проведения общественной информационной и консультационной работы, в том числе - проведения экскурсий в музеях, олимпиад в общеобразовательных учреждениях, книжных и музейных выставок.

4. Содержание дисциплины
4.1 Содержание разделов и тем дисциплины
№п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1. Возникновение и эволюция христианства Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства. Историческая и мифологическая школы о личности Иисуса Христа. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становле¬ние вероучения. Библия: состав и содержание. Канон и апокрифы. Апологетика: Иустин Философ, Климент Александрийский, Ориген. Тертуллиан. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с гностицизмом, монтанизмом, манихейством. Формирование культа и церковной организации. Превращение христианства в государственную религию Римской Империи. Вселенские Соборы. Их роль и значение в истории христианства. I Вселенский Собор в Никее (325 г.), II Вселенский Собор (Констан¬тинополь, 381 г.), Никео-Константинопольский Символ Веры. Христологические споры. Несторий и Кирилл Александрийский. III Вселенский Собор (Эфес, 431 г.). Обоснование догматов об искуплении и боговоплощении. Несторианство. Борьба римских пап за господство в Западной и Восточной церкви. Эфесский Собор 449 г. ("Разбойничий"). Дифизитство и монофизитство. IV Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.). Отделение несториан и монофизитов. Падение Западной Римской Империи. Церковная политика императора Юстиниана. V Вселенский Собор (Константинополь, 553 г.). VI Вселенский Собор (Константинополь, 680-681 гг.). Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII Вселенский Собор (Никея, 787 г.). Восстанов¬ление церковного иконопочитания. Иоанн Дамаскин. Завершение формирования христианской догматики. Образование отдельных христианских церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о "филиокве". Разделение церквей в 1054 г.
2. Православие Возникновение и эволюция православия. Особенности вероучения, культа и церковной организации. Общественно-политические условия формирования авто¬кефальных поместных православных церквей. Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская и др. Автономные православные церкви. История, современное состояние и социально-политические ориентации.
История возникновения и эволюция старообрядчества. Протопоп Аввакум. Основные толки и согласия. Особенности вероучения, культа, организации, деятельности.
Христианские движения в России, возникшие в лоне православия: духоборы, христоверы, молокане. Общественно-исторические условия возникновения и эволюция. Особенности вероучения, культа, организации.
3. 2 Католицизм Общественно-исторические условия формирования и эволюции католицизма. Папство. Католические соборы. Особенности вероучения, культа, организации. Католические ордена . Ватикан. Униатские церкви. Старокатоличество. II Ватиканский Собор и борьба течений в послесоборный период. Модернизм и Фундаментализм. "Католическое действие" и апостолат мирян. Католические партии, профсоюзы, молодежные, благотворительные организации. Учебные и исследовательские учрежде¬ния. Социальная доктрина католицизма, этапы ее развития. Социальные энциклики пап. Социально-политические ориентации в католицизме. Католицизм и национально-освободительное движение. Католицизм в России.
4. Ватикан и современный католицизм.
Папство в 1930-е – 1950-е гг. Понтификаты Пия  XI и Пия  XII. Эволюция социальной доктрины католицизма. Состояние папства накануне начала понтификата Иоанна  XXIII. Интегристы и обновленцы. II Ватиканский собор (1962- 1965): теологические, культовые, церковно-организационные, межконфессиональные вопросы. Понятие «аджорнаменто». Основные документы собора. Соборная конституция “О Церкви в современном мире”. Декларация “ О религиозной свободе”. Проблема взаимоотношений Церкви и мира на соборе.  Идеи аджорнаменто в период понтификата ПавлаVI. Проблема реализации решений собора. Изменение имэджа папства. Конклавы 1978 г. Папа Иоанн Павел I. Избрание Иоанна Павла II. Теологические взгляды Иоанна Павла  II. Социально- политические взгляды Иоанна Павла II. Ватикан и проблемы межконфессионального диалога. Проблема взаимоотношений Церкви и мира в период понтификата  Иоанна Павла II.  Традиционализм: М.Лефевр.
5. Католицизм в странах Западной Европы Общая характеристика важнейших моделей религиозно- политического взаимодействия в странах христианской культуры. Основные черты латинской модели религиозно- политического взаимодействия. Католицизм в современных Франции, Бельгии, Испании, Италии, Германии- общие закономерности и специфические особенности развития. Преломление идей II Ватиканского собора на национальной почве ( на примере Нидерландов и Ирландии). Католицизм в Англии. Секуляризация в католических странах и её особенности.
6. Протестантизм: общественно-политические условия возникновения и эволюция протестантизма. Предреформационный период. Учение Я. Гуса. Движение гуситов и его раскол. Учение М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли, Т. Мюнцера. Основные направления протестан¬тизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Особенности вероучения, культа, организации. Всемирный альянс реформатских церквей. Англиканский союз церквей. Методизм, баптизм, менониты, адвентизм, христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы, пятидесятники и др. Социально-политические ориентации в современном протестантизме. Протестантизм в России.
7. Протестантизм в странах Западной Европы Специфика религиозной ситуации в Скандинавских странах.  Лютеранство в современных Дании и Норвегии: традиционализм и модернизм. Шведская Народная Церковь: политизация и модернизация. Проблемы женского священства. «Свободные Церкви» в Швеции. Отделение Шведской Народной Церкви от государства (2000 г.) и его последствия. Протестантизм в современной Франции.
8.   Основные тенденции развития протестантизма в современных Германии и Швейцарии.
Современное англиканство и британский протестантизм
Эрозия государственного статуса Церкви Англии.  Создание Генерального Синода Церкви Англии (1970 г.), его структура.  Основные «партии» в Церкви Англии: «Высокая Церковь», «Низкая Церковь», либералы. Споры по вопросу о допустимости женского священства. Легализация женского священства. Теологический модернизм: характеристика взглядов Дж. Робинсона, Д. Дженкинса. Социально- политическая ориентация Церкви Англии. Англиканство в странах «третьего мира». Ламбетские конференции. Решения Ламбетской конференции 1998 г. Участие англикан в экуменических процессах. «Свободные Церкви» в Англии. Важнейшие протестантские деноминации Шотландии и Уэльса.
9. Ольстерский конфликт: религия и политика Исторические корни конфликта. Точки зрения на природу Ольстерского конфликта, характерные для отечественной и англоязычной историографии. Асимметрия конфликта как его важнейшая специфическая черта. Взаимоотношения религиозного и политического в рамках североирландской католической и протестантской традиций. Обострение конфликта после 1968 г. и его причины. Характеристика теологических и социально- политических взглядов Я. Пэйсли. Я. Пэйсли- «голос протестантского Ольстера?». Специфика секуляризации в Ольстере. Современное состояние североирландской проблемы и перспективы её разрешения.
10. Католицизм и протестантизм в странах Латинской Америки Общая характеристика религиозной ситуации в регионе. Специфика латиноамериканского католицизма, его переплетение с традиционными верованиями. Католицизм и военные диктатуры. «Теология освобождения» в Латинской Америке и её основные представители: Л. Бофф, Г. Гутьеррес. Ватикан и «теология освобождения». Традиционализм и модернизм в латиноамериканском католицизме. «Протестантский бум» второй половины XX в. и его причины.
11. Католицизм и протестантизм в США
Характеристика североамериканской модели религиозно- политического взаимодействия. Протестантизм как религия американского образа жизни. Характеристика традиционалистских (южные баптисты, лютеране) и либеральных (епископалы, конгрегационалисты, пресвитериане) конфессий. Евангелическое движение. Пастор Б.Грэм. Возрастание роли религиозного фактора в американской политической жизни на рубеже 70-х- 80-х гг. «Новые правые» и «моральное большинство». Религиозные аспекты президентских выборов 2000 г. Специфика североамериканского католицизма, либеральные и традиционалистские крылья в нём. Церкви афроамериканцев в США. Характеристика взглядов Мартина Лютера Кинга. «Революция Иисуса»  в США.
12. Основные христианские конфессии в современной России Русская православная Церковь в 1980-х- 1990-х гг.: основные структурные, организационные, идеологические изменения.  Поместный собор 1990г., Архиерейские соборы 1994, 1997, 2000 гг. и их решения. Эволюция взаимоотношений с государственной властью. Триумфализм в Церкви. Либералы и традиционалисты в Церкви. Характеристика взглядов и позиций Г. Кочеткова,  А. Борисова, митрополита Иоанна (Снычева). Проблема богослужебного языка. Характеристика православного фундаментализма. РПЦ и национал- патриотическое движение. Деятельность православных братств. РПЦ и экуменизм. Взаимоотношения РПЦ и Всемирного Совета Церквей. Преобладание антиэкуменической линии. Общая характеристика «Основ социальной концепции РПЦ». Взаимоотношения РПЦ и Русской Зарубежной Церкви. Католическая Церковь в России. Осложнение отношений между РПЦ и Католической Церковью. Общая характеристика российского протестантизма.

4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов и тем данной  дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12, 17-19 13-16 23-26 27 28
1 Социология религии + + + + + +
2 Антропология религии + + +
3 Психология религии + + + +
4 История религии + + + + + + + + + + +

4.3 Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции. Практ.
зан. Лаб.
зан. Семин. СРС Всего
1. Возникновение и эволюция христианства 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
2. Православие 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
3. 2 Католицизм 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
4. Ватикан и современный католицизм. 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
5. Католицизм в странах Западной Европы 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 5/1/-
6. Протестантизм: общественно-политические условия возникновения и эволюция протестантизма. 12/1/0,5 6/1/1,16
6/1/1,16 12/-/- 30/4/1
7. Протестантизм в странах Западной Европы 12/1/0,5 12/-/- 30/2/1,56
8.   Основные тенденции развития протестантизма в современных Германии и Швейцарии. 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
9. Ольстерский конфликт: религия и политика 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
10. Католицизм и протестантизм в странах Латинской Америки 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
11. Католицизм и протестантизм в США 12/1/0,5 6/1/1,16 12/-/- 30/2/1,56
12. Основные христианские конфессии в современной России 12/1/0,5 6/1/1,16 30/2/1,56


4.4 Перечень тем лекционных занятий

№ п/п Наименование лекции Трудоемкость
(часы) Форми-руемые компе-тенции Методы преподавания
1. Возникновение и эволюция христианства 3 4 5
2. Православие 12/1/0,5 (ОК-1)
(ОК-3)
(ОК-5)
(ОК-8)
OK-11)
(ОК-13)
(ОК-16)
Вводная лекция
3. Католицизм 12/1/0,5 Лекция-информация
4. Ватикан и современный католицизм. 12/1/0,5 Лекция-информация
5. Католицизм в странах Западной Европы 12/1/0,5 Лекция-информация
6. Протестантизм: общественно-политические условия возникновения и эволюция протестантизма. 12/1/0,5
7. Протестантизм в странах Западной Европы 12/1/0,5 Лекция-информация
8.   Основные тенденции развития протестантизма в современных Германии и Швейцарии. 12/1/0,5 Лекция-информация
9. Ольстерский конфликт: религия и политика 12/1/0,5 Лекция-информация
10. Католицизм и протестантизм в странах Латинской Америки 12/1/0,5 Лекция-информация
11. Католицизм и протестантизм в США 12/1/0,5 Лекция-информация
12. Основные христианские конфессии в современной России 12/1/0,5 Лекция-информация
Итого 144 /12/ 6


4.5 Перечень тем семинарских, практических занятий или лабораторных работ

№ п/п Наименование семинаров, практических и  лабораторных работ Трудо-емкость
(часы) Форми-руемые компетенции- Методы преподавания
1 2 3 4 4
1. Возникновение и эволюция христианства 6/1/1,16 (ОК-1)
(ОК-3)
(ОК-5)
(ОК-8)
(OK-11)
(ОК-13)
(ОК-16)
(ПК-1.1)
(ПК-1.2)
(ПК-1.3)
(ПК-1.4)
(ПК-1.5)
(ПК-2.2)
(ПК-2.14)
(ПК-2.16)
(ПК-2.28)
(ПК-3.3)
(ПК-3.4) Обучающий контроль
2. Православие 6/1/1,16 семинар
3. Католицизм 6/1/1,16 семинар
4. Ватикан и современный католицизм. 6/1/1,16 семинар
5. Католицизм в странах Западной Европы 6/1/1,16 семинар
6. Протестантизм: общественно-политические условия возникновения и эволюция протестантизма. 6/1/1,16 семинар
7. Протестантизм в странах Западной Европы 6/1/1,16 семинар
8.   Основные тенденции развития протестантизма в современных Германии и Швейцарии. 6/1/1,16 семинар
9. Ольстерский конфликт: религия и политика 6/1/1,16 семинар
10. Католицизм и протестантизм в странах Латинской Америки 6/1/1,16 семинар
11. Католицизм и протестантизм в США 6/1/1,16 семинар
12. Основные христианские конфессии в современной России 6/1/1,16 семинар
Итого 72 /12/ 14

4.6 Перечень тем самостоятельной работы

№ п/п Наименование тем Трудо-емкость
(часы) Виды
контроля Формируемые компетенции
1 3 4 5 6
1. Возникновение и эволюция христианства 12 Вопросы
для семестрового контроля (ОК-1)
(ОК-3)
(ОК-5)
(ОК-8)
(OK-11)
(ОК-13)
(ОК-16)
(ПК-1.1)
(ПК-1.2)
(ПК-1.3)
(ПК-1.4)
(ПК-1.5)
(ПК-2.2)
(ПК-2.14)
(ПК-2.16)
(ПК-2.28)
(ПК-3.3)
(ПК-3.4)

2. Православие 12 Выступление на семинарском занятии
3. Католицизм 12 Выступление на семинарском занятии
4. Ватикан и современный католицизм. 12 Вопросы
для семестрового контроля
5. Католицизм в странах Западной Европы 12 Сообщение
6. Протестантизм: общественно-политические условия возникновения и эволюция протестантизма. 12 Вопросы
для семестрового контроля
7. Протестантизм в странах Западной Европы 12 Вопросы
для семестрового контроля
8.   Основные тенденции развития протестантизма в современных Германии и Швейцарии. 12 Вопросы
для семестрового контроля
9. Ольстерский конфликт: религия и политика 12 Вопросы для семестрового контроля
10. Католицизм и протестантизм в странах Латинской Америки 12 Выступление на семинарском занятии
11. Католицизм и протестантизм в США 12 Выступление на семинарском занятии
12. Основные христианские конфессии в современной России 12 Вопросы
для семестрового контроля
Итого 144


5. Рейтинговая оценка знаний студентов

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
3 Примеры практического применения теории 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Контрольная работа 0-10
6 Выступление с докладом 5-12
7 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Примеры практического применения теории 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

8. Перечень тем для самостоятельной работы.
1. Социальная доктрина католицизма.
2. Важнейшие решения  II Ватиканского собора.
3. Деятельность папы Иоанна XXIII
4. Деятельность папы Павла VI.
5. Культовые реформы II Ватиканского собора
6. Основные моменты понтификата Иоанна Павла II.
7. Англиканство как национальный и международный феномен.
8. Роль религиозного фактора в политической жизни стран Восточной Европы.
9. Религиозное измерение Балканского конфликта.
10. Протестантское измерение Ольстерского конфликта
11. Католическое измерение Ольстерского конфликта.
12. Своеобразие американского протестантизма .
13. Своеобразие американского  католицизма.
14. Основные тенденции развития православия в современной России

8.1 Примерные темы курсовых работ
1. Эволюция социальной доктрины католицизма.
2. Теологические и социально – экономические взгляды папы Иоанна Павла II.
3. Современное англиканство.
4. Католицизм в современной Польше.
5. Роль религиозного фактора в Балканском конфликте.
6. Гражданская религия в США.
7. «Теология освобождения» в Латинской Америке. 
8. Религиозная ситуация в Скандинавских странах.
9. Католицизм в США.
10. Консерваторы и либералы в современном российском православии.
11. Эволюция социальной доктрины католицизма.
12. Папство в 1930-е –1950-е гг. Понтификаты Пия XI и Пия XII.
13. II Ватиканский собор: теологические проблемы.
14. II Ватиканский собор: культовые и церковно –организационные вопросы.
15. II Ватиканский собор: межконфессиональные проблемы.
16. Проблема взаимоотношений Церкви и мира на II Ватиканском соборе.
17. Понтификат Павла VI. Проблемы в реализации решений II Ватиканского собора.
18. Теологические и социально-политические взгляды Иоанна Павла II.
19. Теологические, культовые, организационные проблемы в современном католицизме.
20. Современный католицизм: Церковь и мир.
21. Проблемы межконфессионального диалога в современном католицизме.
22. Ольстерский конфликт: протестантское измерение.
23. Общая характеристика религиозной ситуации в современной Западной Европе.
24. Ольстерский конфликт: католическое измерение.
25. Англиканство: традиции и современность
26. Протестантизм в России
27. Католицизм в России
28. НРД христианского направления в России


8.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Эволюция социальной доктрины католицизма.
2. Папство в 1930-е –1950-е гг. Понтификаты Пия XI и Пия XII.
3. II Ватиканский собор: теологические проблемы.
4. II Ватиканский собор: культовые и церковно –организационные вопросы.
5. II Ватиканский собор: межконфессиональные проблемы.
6. Проблема взаимоотношений Церкви и мира на II Ватиканском соборе.
7. Понтификат Павла VI. Проблемы в реализации решений II Ватиканского собора.
8. Теологические и социально-политические взгляды Иоанна Павла II.
9. Теологические, культовые, организационные проблемы в современном католицизме.
10. Современный католицизм: Церковь и мир.
11. Проблемы межконфессионального диалога в современном католицизме.
12. Ольстерский конфликт: протестантское измерение.
13. Общая характеристика религиозной ситуации в современной Западной Европе.
14. Ольстерский конфликт: католическое измерение.
15. Англиканство: традиции и современность
16. Религиозная ситуация в Скандинавских странах.
17. Религиозная ситуация в Латинской Америке. «Теология освобождения».
18. Католицизм в США: традиции и современность.
19. Протестантизм в США: либерализм и фундаментализм.
20. Гражданская религия в США.
21. Религиозная ситуация в современной Польше.
22. Религиозная ситуация в странах Восточной и Южной Европы.
23. Религиозное измерение Балканского конфликта.
24. Исторические и современные аспекты иудео-христианских отношений.
25. НРД в современном мире.
26. Либерализм в современном православии.
27. Современный православный фундаментализм.
28. Протестантизм в современной России.
29. Католицизм в современной России.
30. Своеобразие американского протестантизма .
31. Своеобразие американского  католицизма.


10. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины:

10.1  Основная литература (учебники)

1. . Георгиева, Татьяна Серафимовна. Христианство и русская культура [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Т. С. Георгиева. - М. : Владос, 2006. - 240 с. - (Учебное пособие для вузов). - 58.01 р., 55.10 р
2. История религии [Текст] : учебник для студентов вузов : в 2 т. / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина ; ред. И. Н. Яблоков. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2007.
3. История религий [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Л. И. Зыбарева ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2006. - эл. опт. диск (CD-ROM).
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа", а также гуманитарных и социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий / О. Ф. Лобазова ; Российский гос. соц. ун-т. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К?, 2008. - 488 с.
5. Матецкая А.В. Религиоведение [Текст] : краткий курс / А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 217 с. - (Высшее образование).
6. Павловский В.П.  Основы религиоведения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / В. П. Павловский, Н. Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 240 с.
7. Религиоведение [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (направлению) "Религиоведение" / ред. М. М. Шахнович. - М.; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2006. - 431 с. - (Учебное пособие)
8. Религиоведение [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (направлению) "Религиоведение" / ред. М. М. Шахнович. - М. [и др.] : Питер, 2007. - 431 с. - (Учебное пособие).

10.2. Дополнительная литература
9.   Кандалинцев, В. Г. Учение оптинских старцев [Текст] / В. Г. Кандалинцев. - М. : Маска, 2010. - 346 с. -
10. Борисов А. Побелевшие нивы. М., 1994.
11. О. Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. СПб., 1999.
12. Верховский А. М., Михайловская Е.В., Прибыловский В.В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль Церкви. М., 1999.      
13. Верховский А.М. Политическое православие. М., 2003.
14. Второй Ватиканский собор. Взгляд из Москвы. М., 1997.
15. Второй Ватиканский собор: документы и материалы. М., 1999.
16. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996.
17. Гергей Е. История папства. М., 1996.
18. Григулевич И. Р. Папство: век XX. М., 1978.
19. Добреньков В. И.  Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М., 1980.
20. Изакович З. Политические и этнорелигиозные аспекты югославского конфликта // Социологические исследования. М., 1996. № 5.
21. Иоанн, митрополит. Одоление смуты. СПб., 1995.
22. Иоанн Павел II . Любовь и ответственность. М., 1993.
23. Иоанн Павел II. Единство в многообразии. М., 1993.
24. Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., 1973.
25. Красиков А. А. Религиозный фактор в европейской и российской политике (исторический аспект). М., 2000.
26. Люкс Л. Церковь и государство в коммунистической Польше: анатомия освобождения  // Славяноведение. М., 1996. № 2.
27. Мировой опыт государственно- церковных отношений. М., 1999.
28. Митрохин Л.Н. Баптизм: История и современность: Философско-социологические очерки. М., 1997.
29. Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М., 1995.
30. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.
31. Подберезский И. В. Быть протестантом в России. М., 1996.
32. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
33. Рагузин В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М., 1998.
34. Религия в политической жизни США. М., 1985.
35. Революция в церкви? Теология освобождения: документы и материалы.   Составитель Н.Н. Поташинская. М., 1991.
36. Религия и национализм. М., 2000.
37. Религия и церковь в западном обществе XX в. М., 1992.
38. Толстов С. В. Религиозный фактор в политической жизни и национальном развитии Ирландии. // Религии мира, 1988.
39. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1980.
40. Церковь: шаг в новый век. М., 2000.
41. Щипков А. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной  России. СПб., 1998.
42. Юбилейный Архиерейский собор РПЦ. Сборник докладов и выступлений. СПб.,2000.
43. Юлина Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США  XX в. М., 1986.
44. Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика. М., 1978.
45. Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976.
46. Гойтейн Ш.Д.Евреи и арабы. М., 2001.
47. Моравский З . Ватикан издали и вблизи. М., 1981.
48. Нейхауз Р. Дж. Бизнес и Евангелие. М., 1994.
49. Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. М., 1980.
50. Пономарёва Л.В. Испанский католицизм XX век. М., 1989.
51. Религия и политика в современной России. М., 1997.
52. Роль религии в формировании южнославянских наций. М., 1999.
53. Салмин А. Современная демократия : очерки становления. М., 1997.













 
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ  ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Учебная дисциплина История религии Форма обучения:
Кафедра Философии Очная: 1-2 курс, 1-4 семестр
Для студентов бакалавриата и специалитета всех специальностей Заочная/заочная сокращенная: 23 курс, 4-5 семестр / 1 курс, 1-2 семестр


Карта методического обеспечения «История религии»

Учебная и учебно-методическая литература по рабочей программе Название учебной и учебно-методической литературы,
автор, издательство, Год издания Вид издания Вид занятия Кол-во Экз. в БИК Контингент обучающихся, использующих указанную литературу Обеспеченность обучающихся литературой, % Место хранения Наличие эл. варианта в электронно-библиотечной системе
ТюмГНГУ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Георгиева, Татьяна Серафимовна.
    Христианство и русская культура [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Т. С. Георгиева. - М. : Владос, 2001. - 240 с. - (Учебное пособие для вузов). - 58.01 р., 55.10 р. 2006 УП Л, С 20 25 80 БИК -
История религии [Текст] : учебник для студентов вузов : в 2 т. Т. 1 / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина ; ред. И. Н. Яблоков. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2007. - 464 с. 2007 У Л, С 1 25 4 БИК -
История религий [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Л. И. Зыбарева ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2006. - эл. опт. диск (CD-ROM). 2006 УП Л, С 2 8 17 БИК +
Лобазова О.Ф. Религиоведение [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа", а также гуманитарных и социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий / О. Ф. Лобазова ; Российский гос. соц. ун-т. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К?, 2008. - 488 с. 2008 У Л, С 100 25 400 БИК -
Матецкая А.В. Религиоведение [Текст] : краткий курс / А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 217 с. - (Высшее образование). 2008 П Л, С 2 25 8 БИК -
Павловский В.П.  Основы религиоведения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / В. П. Павловский, Н. Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 240 с. 2006 УП Л, С 10 25 40 БИК -
Религиоведение [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (направлению) "Религиоведение" / ред. М. М. Шахнович. - М.; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2006. - 431 с. - (Учебное пособие) 2006 УП Л, С 3 25 12 БИК -
Религиоведение [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (направлению) "Религиоведение" / ред. М. М. Шахнович. - М. [и др.] : Питер, 2007. - 431 с. - (Учебное пособие). 2007 УП Л, С 1 25 4 БИК -
Суровягин С. П., Худякова Г. П. Ислам [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. П. Суровягин, Г. П. Худякова ; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2008. 2008 УП Л, С 1 25 4 БИК +




зав. кафедрой                Л.Н. Шабатура

«__» ________ 2012