Рассказы о старике БУКашкине

Екатерина Шолохова
                РАССКАЗЫ О СТАРИКЕ БУКАШКИНЕ
                (Евгении Михайловиче Малахине)
  (Опубликованы в 2013г.,в этот год Б.У.Кашкину исполнилось бы 75)

                ЗНАКОМСТВО

      В мастерской я - первый раз. Горы разного нужного хлама от пола и до
закопченого потолка. Среди прочего, нарисованного пальцем на нем,
особо выделяется крокодил с прибором и надпись: "Изменить тебе хочу с Леонидом Ильичу!"
      Две скамейки вместо стола, на них - стаканы с чаем,кружки,стамески. Пол -
по щиколотку в стружках. Мы - трое гостей - сидим, рисуем. На оттоманке, забравшись с ногами, сидит хозяин. Неожиданно из - под нее он достает старый
башмак и швыряет его в угол комнаты. Прямо через нас. Мне страшновато.
    -Не обращайте внимания... Крыса,- буднично сообщает хозяин, - Но это что!
Тут на твоем месте, Катерина, сидел Слава с моей работы, так крыса с верстака
по его плечам перешла на тумбочку! (Ха-ха).
     Не знаю, кому как, но, похоже, в тот вечер было сделано все, чтобы познакомиться, подружиться и стать соратниками почти на четверть века.


                ***            
 
  В то время Малахин занимался изучением русской иконописи. Как-то из интереса я написала в углу доски с его резьбой вместо условного цветового изображения Николая Чудотворца миниатюрную копию с иконы почти с ноготь величиной. Этого не ожидали ни Малахин, ни я. Так родилось наше совместное творчество,цель которого Малахин обозначил так: "К тысячелетию Крещения Руси-тысяча подарков!"
   Он резал по дереву, я занималась росписью. Нам надарили большое количество альбомов по иконам. Мы много ездили по стране - по музеям и монастырям. В конце концов, цель наша была-таки достигнута.
   Вообще, в целях Малахин был как Буратино - для папы Карло - куртку, но - не одну, не две, а - тысячу!
   И так - во всем, чем бы он ни увлекался - фотографией, литературой, музыкой. И народ организовывать умел - не отвертишься.               

                ***
               
     Надо сказать, тогда он много чем занимался - проекты книжек, издан
ных в конце 90-х, были им написаны, в основном, в 80-е годы. Пение азбуки на разные лады, пословицы, поговорки - "охрана окружающей бороды", частушки,
сочинение текстов для потешных антиалкогольных плакатов - "ДНД-ЛТП-и т.д.
и т.п.", кухонных досочек - рисовали все - и, как итог, создание в 1987 году обще
ства "Картинник", запись альбома "Поем и плачем"- музыка и текст Б.У. Кашки
на, позже - поездки по рок-фестивалям в качестве "фолк-панк-шоу-скоморох-
тусовки", росписи стен, гаражей и мусорных баков, выступления по выходным
в садике у Горсовета с раздариванием досочек-подарков, книгоиздательство,
занятие садоводством  на крохотном огородике в центре города - занимался всем, что предлагала жизнь. И увлекался всякими новшествами. Объяснял мне как-то, что такое "мегапиксель": "Это, - говорит, -"уточкованность картинки"-чем больше точек она вмещает - тем лучше".

                ***

                В духе времени 

   Конец 80-х. Вечер. Идем по дороге, ловим такси. Я нашла монетку в 15 копеек. Малахин тащится за мной и приговаривает:
       "Отдай! Я рэкет! Я рэкет!"

                * * *               

   Идея нашей совместной с ним книжки стихов "С тобой и без тебя". Двустишья для живущих в законном браке", написанной в 1999 году к юбилею
Пушкина, кстати, родилась, когда я вспомнила его шуточные письма из командировок: "Без тебя я высушен,зажарен, а с тобой я -спутник, я -Гагарин!"
Некоторые из них он, со своей стороны, включил в книжку, иллюстрации к ней, кстати, были замечательные, сделаны нашими талантливыми друзьями- Леной Кондратьевой, Ритой Никитиной и Петей Малковым
       В каждое его письмо был вложен рубль -"На хозяйство. И на кошку".


                * * *

   Из мастерской крысы исчезли, когда появилась черная кошка Чеба. Дважды в год она приносила котят,которых мы успешно раздавали знакомым.
однажды Малахин говорит:
       -Слушай, у Чебы, кажется, четыре котенка, а тут прихожу в мастерскую, смотрю - лежит кошка, а котят рядом - пять! Присмотрелся, а она им крысу принесла. Только та двинется - кошка по ней лапой - бац! Урок давала. Прямо
как я всем вам! - неожиданно закончил он.

                * * *               
 
                Урок Малахина : "Как вести себя в КГБ"

         -Пригласили меня в комитет госбезопасности. Стали выспрашивать: "Что Вы можете сказать об этом художнике? А об этом? Называют разные фамилии.
Многие-члены Союза Художников, заходят ко мне в мастерскую частенько.
Я тогда избрал беспроигрышную тактику. Говорю: "Что знаю? Этот-бездарность, и этот, и другой и,в общем все! А вот я-гений! Хотите,свои стихи почитаю?
        -И что?
        -Отпустили! Больше не вызывали. Надоел я им.

                * * *
      
   Впервые я Малахина увидела еще до знакомства - входящим в дом-двуэтажный особнячок - на первом этаже которого были  желтые шелковые шторы на окнах, расписанные силуэтами деревьев. Позже оказалось, там жили художники Павловы. Как-то Малахин говорит:
   -Пойдем-ка, я тебя познакомлю с Павловыми. У них дома что-то вроде салона - заходят разные творческие личности. Есть даже книга отзывов. Там на вопрос: "С какой целью вы посещаете семью Павловых?" я прямо так и написал: "Пожрать".
Елена обиделась даже.  А вообще, несмотря на их собственные художественные таланты, у них растет весьма одаренная дочь Сонечка. Я ей в 3,5 года подарил пишущую машинку, так она, научившись печатать раньше,чем писать, уже отстукала не один рассказ:
     "Мама пошла в магазин, а папа  пошол в магазин"
        -Во как! Или еще - мне навится про хлеб:
     "Мама купила хлеп. Он был чорны круглы и фкусны. Я его ела и ела, ела да ела"
   -Прямо эпос! Там есть еще и про меня:
     "...И тут пришол Молахин и в рот фсю колбасу зосунул и сожирал!"
       -Но это, по-моему, Елена научила, - почесывая бороду, добавил он.

                * * *               

         Малахин: "Гений может и не творить. Для него вдохновение - естественное состояние. Обыкновенно, творят нормальные люди хорошего среднего уровня. Так, например, "Война и мир" - нормальный уровень. Гении-творцы редки. Гений переживает состояние, и этого довольно. Он просто живет. Сейчас мало людей, живущих просто так. Слишком многие желают обязательно быть творцами, художниками. Вот, например, мой сосед по подвалу Гена-гений. Я даже с его согласия к нему микрофон от магнитофона протянул - можно включить,послушать.
      В зто время Гена за стеной учил свою подругу:
      -Катя! Правильно сортируй яйца! Чем больше-тем нам, чем меньше - тем кошке!

                * * *

     Малахин,смеясь: "Тут Гена уверял меня,что роман Стендаля - об икре - "Красное и черное".
     Фамилия у Гены была Вышник. Инженер, семьянин. Однажды ушел из квартиры за хлебом, как оказалось, навсегда. Долгие годы он делил с Малахиным подвал дома на Толмачева, 5. Жил, перебиваясь  случайными заработками. Однажды, найдя чей-то паспорт, решил получить с хозяина деньги, а тот возьми, да и сообщи в милицию. Во дворе Гена, увидев милицейский наряд, с перепугу указал на нашу дверь. Потом пришлось нам в отделении давать показания.
     Но Гене мы отомстили. Вернувшись вечером, он увидел, что его дверь заклеена полоской с надписью: "ОПЕЧАТАНО. СЛЕДОВАТЕЛЬ ЗОНОВ".
И герб,приложенный пятаком. Струхнул Гена. И только через два дня на его половине послышались осторожные шаги...

                * * *


     Малахин всех уверял,что прекрасно умеет дрессировать кошек. И точно -
Чеба отлично знала одну его команду. Команда была: "Чеба, схвачу!"-Малахин делал страшное лицо и притопывал ботинками. Чеба пряталась под кресло.


                Оптимизм

     Перед зеркалом: "Неправда, никакой лысины у меня нет. Там, на макушке у меня очень много волос, только они все - прозрачные!"

                * * *

      В день рождения: "Да,мне 50,но ведь не 100! Да,больной,но ведь еще не сдох!"

                * * *

       Услышала чье-то высказывание: "Если бы Малахин не работал инженером, он бы, как художник, многого бы достиг!"
      Человек не понял главного - инженерная среда, увлекающаяся искусством, была для Малахина самой благоприятной публикой - тут просто не о чем говорить - его любили. его поддерживали. Рита Якимченко, Володя Виткин, ставший потом кузнецом, Лена Богнер, его подруга, рисовавшая в "Картиннике" под псевдонимом "девушка", Марина Кобякова, Сергей Стаймов и многие его сотрудники- люди интересные и незаурядные, не говоря уже о молодом поколении, ставшим потом членами общества "Картинник". Кстати,Рита Якимченко в книжке "С тобой и без тебя" выступает под псевдонимом "Тетушка МУ".

                * * *

     "...Это мое мнение,хотя я сам так не считаю!"(Малахин)

                * * *

                Телеграммы
               
      Утверждал, что моя учеба в Архитектурном институте есть измена свободному творчеству и, поэтому, загружая меня работой, слал из командировок телеграммы с текстом: "Не изменяй!"  Телеграфистки их сочувственно принимали.

                * * *


                Экзамен по истории искусств

     Мастерская и Архитектурный институт - рядом. Мне предстоял экзамен по истории искусств. Решению переночевать в мастерской и подготовиться помешала Лида Данильчук-актриса украинского "музычно-драматычного" театра, гастролирующего тогда в Свердловске, близкая подруга друзей - одесситов Малахина - особа яркая, натура огневая. Малахин ухватил ее за полу шубы у "Центральной" гостиницы,когда она садилась в автомобиль с каким-то очень молодым человеком. Лида принесла с собой фейерверк из ярких воспоминаний о художниках Одессы,свежих анекдотов и коньяка.
    Я, впрочем, не забывая о завтрашнем экзамене, в меру внимательно листала "Историю искусств". Перед уходом всех гостей, спросила у Малахина (к тому времени я дошла до буквы "В"): "Расскажи-ка мне, пожалуйста, о Вермейере."
Малахин тут же выдал искусствоведческий опус под девизом: "Мастер света", а я, тем временем, листала репродукции. Потом, когда все ушли, решив, что все равно всего не выучить, а сон - дело святое, если что - пересдам, я сладко уснула. Надо сказать,мастерскую к тому времени я привела в божеский вид, побелила - стало заметно светлее и удобнее рисовать. И ночевать было не страшно - кошка была на посту.
     Наутро в институте, отодвинув рукой мятущихся, (будь, что будет) я  вошла в аудиторию, решительно взяла билет и прочла: "Вермейер" (!) И второй вопрос-про собор св. Петра. Не веря глазам своим, села готовиться. Передо мной выступали один за другим три мямли. Преподаватель (В. Сакныньш), зевая, поставил им отметки в зачетку и отпустил с богом. Вышла я и (голос, правда, был не малахинский) слово к слову с восторгом произнесла давешнюю оду Вермейеру с анализом его картин. Видели бы вы педагога! Он сидел, подперев щеку ладонью, и на лице у него было такое умиротворение! Когда я спросила: "А как насчет собора св. Петра?", он махнул рукой: "Не будем портить впечатление..."- и поставил мне - что,как вы думаете? - именно, с плюсом!
     Хвала  учителям, занимающимся с тобой индивидуально, а, кроме шуток, спасибо тебе, Малахин, в свое время ткнувший меня носом в цвет, посвятивший в тонкую гармонию иконописи, в живопись южно - украинской школы, познакомивший меня с одесситами.

                * * *

               
                МАЛАХИН В ОДЕССЕ

     Одесса для Малахина - отдельная замечательная часть жизни. Познакомился он с одесскими художниками в начале 70-х. Недалеко от Одессы - Тираспольская ГРЭС (командировки), а в Одессе-родственники (позже уехавшие в Америку). Увлекался он тогда фотографией (и даже был отмечен на конкурсе в Претории (ЮАР). Слайд назывался "Ковровочка"-девочка из города Коврова,а сквозь нее просвечивает луг с цветами - наложение изображений.
    Слайды делал он хорошо, профессионально. Но с другом своим - художником О. Волошиновым (Аликом) познакомился на пляже, не поверите, на занятиях каратэ! Много лет спустя я увидела один из приемов, когда он с разворота засветил фингал одному литератору-авангардисту, принесшему в мастерскую свой опус  "кто когда и от чего умрет".  Для автора это было на уровне "хи-хи", к тому же хитрый писатель из Березовска намерил мэтрам Свердловской культуры из Союза художников по 100 лет, а всем остальным - понемножку. На вопрос : "Почему такая избранность?" последовал ответ: "А тты и ттак на ладан дышишь...", за что и был получен гонорар в виде фонаря под глаз. (Через день, кстати, второй глаз авангардиста украсил симметричный фонарь - от кого-то из коллег по творческому цеху). Конечно, худой, постоянно курящий, кашляющий Малахин внешне не тянул на долгожителя, но, как говорится - "Кто посмеет обидеть художника - того покарают боги!"  (когда-то увиденная надпись на стене).   
     В Одессе Алик перезнакомил всех своих друзей-художников с Малахиным к всеобщему удовольствию.
     Среди них - нынешних уже классиков южно-украинской школы -не членом Союза художников был только Юра Коваленко, впрочем, не страдавший от этого - у него на тот момент было больше всех персональных выставок, в основном, в фойе кинотеатров в центре Одессы. Для членов СХ это было, возможно, не престижно, но народу, в общем все равно - на какой стене висит хорошая картинка.

                * * *


                Книжка стихов Коваленко      

      Как-то Малахин привез из Одессы листочки со стихами Юры. Решили оформить небольшую книжечку. Я сделала ее способом монотипии, цветной темперой - вышло два экземпляра (ему и нам). Юра был тронут. Стихи были на русском и украинском:
     "Дуже смачна картопля
      Печена в багаттi
      В рiднiй хатi
      Пiд заметiль..."
     И дальше описывается вкусная, духмяная картопля. Каждый куплет начинался так же, как и первый. И кончался стих:
       "Дуже смачна картопля, коли ii нема!"
       Коваленко писал очень самобытные картины, столь любимые Малахиным - пейзажи родных Прилук, петухи до неба, вечери, мальчик в обнимку с грушей одного с ним роста, насыщенные цветом, жизнерадостные, как и сам Юра.

                * * *


     По приезду в Одессу мы дарили всем друзьям свои работы - росписи исполняла я, а деревом занимался Малахин, вырезая прямо-таки шедевры, используя кипарис, орех, самшит и даже бокаут - железное дерево. Взамен получали ответные подарки - графику, живопись. Валера Басанец дарил также небольшие деревянные скульптурки, Руслан Макоев - произведения из обожженной глины - пиалы, подсвечники, глиняные свистульки. Вдобавок, на проводах, когда мы уезжали, устраивались художественные экспромты - рисовали все гости -кто что хочет (и может - пир был большой!).               
     Приезжая в гости к Алику, Малахин, первым делом, включал пустой холодильник, к ужасу хозяина, приговаривая: "Ничего, ничего, за свет заплачу!",- ставил чайник на газ, глядя, как Карлсон на Малыша, на бедного Алика: "И за газ - тоже!".
     Далее - поход на Привоз, и холодильник набивался всякой снедью.
     Вне зависимости от того, где мы останавливались, холодильник Алика был "базой", если только Алик не скрывался у себя на даче.

                * * *


                Горох
 
      Приезжаем в очередной раз. В Аликином доме-шаром покати.
     -Что же ты ешь?
     -Как что? Вот... горох, - зашелестел хозяин каким-то кулечком.
     -Да? А как его варишь? - спрашивает Малахин, подразумевая, видимо, - со  свининой или со шкварками.
     -А чего его варить? Воды налил, на огонь поставил - он сам себе и варится...
     (Надо сказать, все было не так уж и печально - Алика частенько потчевал галерейщик М. Кнобель, у которого Алик был кем-то вроде консультанта по живописи).

                * * *






                На даче у Алика

     Выходим в огород - дача на лимане, прекрасный вид, в огороде - чего только нет (к белой зависти Малахина).
     -А тыквы (огромные - Е.Ш.) как выращиваешь?
     - А чего ее выращивать? Ткнул семечко, водой полил, она сама и выращивается...

                * * *


     Одесса - город, прошитый светом сквозь пористый ракушняк стен и дырявые тени платанов на Пушкинской улице. Сладкие сочные груши в конце дня за копейки с Привоза и ночное ласковое море. И - встреча с одесситами - художниками.
     Август. поминки Люды Ястреб (очень рано ушедшей талантливой художницы, первой жены Вити Маринюка). Одесский дворик, увитый виноградом, белый стол, за столом собрались все наши друзья - Басанцы, Рахманины, Степановы, Валя Хрущ, Коваленко, Цюпко, Стовбур, сам Витя Маринюк и еще кто-то - всех знаю заочно, по их работам и рассказам Малахина. Разговоры, в конце застолья - песни, чудесные, на украинском - знают их множество. И Рахманин - художник по прозвищу "Бельканто", певший по просьбе публики вещи на итальянском ( в том числе "Вернись в Сорренто", позже - специально для меня исполнявший на каждые проводы - "Вернись в Одессу").
     Женя Рахманин - человек удивительный, помимо художественного, имевший и музыкальное консерваторское образование. Жили они с женой Татьяной в чистой белой мансарде на улице Пироговской. По стенам - картины, экзотические музыкальные инструменты, многие из которых Женя изготовлял сам - струнные, там-тамы, флейты. Частенько с ними он снимался в эпизодах фильмов Киры Муратовой. Внешность у него была какая-то восточная, радостные голубые глаза. И живопись прекрасная. В мансарде из мебели - старинные кресла, стол, полки с книгами, двуспальный матрас у стены, шкуры, циновки и маленький телевизор. Из удобств были только вода и электричество. С туалетами во многих домах Одессы решалось просто - удобства были во дворах, на воротах которых, как правило, было написано: "Туалета нет!".

                * * *


     Длинная, худая,похожая на птицу (Малахин звал ее - "удод"), Татьяна постоянно пилила Рахманина за то, что он денег не зарабатывает. Идем по улице. На нем - белая сорочка с вышивкой, навыпуск, летние светлые штаны.
     Татьяна: "Женя, ну где же деньги?"
     Рахманин: "Татьяна! О чем ты? У меня и карманов-то нет!"
     И точно - ни одного! Идем дальше Старинная улочка с особняками.
     Татьяна: "Вот ведь люди жили!"
     Рахманин (пафосно-беспечно): "Татьяна! О чем ты говоришь! Тебе весь мир принадлежит, а ты! Какая мелочность - особняки..."
     Увлекались они и индийской философией (есть у них письма от Ошо Раджнеша), и сыроедением.
     Рахманина как-то после бурных посиделок с горилкой стошнило. На это он изрек: "Это после салата! Говорили - в нем одни сырые овощи... Соврали! Была вареная картошка! Организм отторг!"
     Как-то на вечере у Маринюков стоит Малахин на углу, курит. Из дома осторожно на цыпочках выбегает Татьяна. Татьяна (держа в руках слоеные пирожки с мясом): "Малахин! Только Жене не говори!" - пирожки мгновенно поглощаются.
     Спустя какое-то время появляется Рахманин с колбасой: "Только Татьяне - ни слова!".
     На этом эпохе сыроедения пришел конец.

                * * * 


     Татьяна на Привозе, торгуясь за смачную курицу:
     "Почем у вас эта синяя птица счастья?"

                * * *

     Рахманин был человек невозмутимый и, казалось, ничем невозможно было его удивить.
     Малахин: "Сердце... Очень беспокоит. Жуткая бывает аритмия. Иногда  скачет, иногда совсем почти не бьется..."
     Рахманин: "Пш-ш! Я, бывает, вовсе его не чувствую. Как-то проснулся - стоит! Потихоньку подхожу к окну, вдыхаю... Слышу музыку космических сфер, снова вдыхаю утренний воздух,вдыхаю... Чу! Тук...тук...тук... Пошло!"

                * * *   


        Татьяна уверяла, что тоже иногда слышит музыку сфер. Невозможно было не верить. По профессии переводчица,она рисовала очень неплохо, правда, нечасто. У нас в мастерской висели два ее "Георгия Победоносца" - живопись на стекле.

                * * *       


     Развал СССР и пробуждение национализма затронули на какое-то время и одесситов. Причем, этим увлеклись не выросшие на селе и прекрасно знавшие украинский язык, а "городские" украинцы.
     Приезжаем как-то в начале 90-х, сидим у Маринюка. И вдруг:
     - Вы, москали полонили Вкраину!
     Мы опешили
     -Я тебя, что ли, Витя, полонила или, может быть, Малахин?
     Со временем все как-то улеглось, но иногда всплески бывали, поразительно совпадавшие с экономическим состоянием страны.

                * * *


     Со временем Малахин стал брать в поездки и Ярослава - подрастающего сына - живого и остроумного мальчика.
     Сидим зимой на Рождество у Басанцов. Вечеря. Гости. Режем лобзиком "пряник" - много-много наших работ на одной доске - каждому - по подарку. До этого разыграли - кому какой. И тут встает Валерушка Басанец - худенький, скромный, небольшого роста и, размахивая воображаемой сабелькой, заводит: "Хай живе..." - и пошло-поехало далее нечто националистическое (Валера недавно вернулся из Львова).
     Слышу, позади меня Ярослав тихонечко вякает: "Хай-ло! Хай-ло!" Малахин шикнул на него; уже потом, после выговора, мы досмеялись над ним в гостинице.

                * * *


                Привоз

     Ходим с Ярославом по Привозу. Ему лет 12. С важным видом пробует колбаску, копченое мясцо, брынзу. И - ничего не покупает. К концу рядов уже, вроде бы, и позавтракал. Продавцы - мне: "Что же это Вы, мамаша, сынка не кормите?"
     Спустя 5 лет - та же ситуация. Продавцы: "Ну и муж у Вас прожорливый!" Подросший Ярослав выглядел более-менее солидно.
     Все равно ничего не покупал!

                * * *


     Малахин встретил меня в Одесском аэропорту. Я прилетела из Питера. Встретил с цветами (!) Я приятно удивилась, мы прошли к стоянке автобусов. На клумбе росли подозрительно знакомые цветочки...

                * * *


     На Привозе тетка-продавщица с дрессированным попугайчиком. Он вытаскивает за гривну билетик счастья и вкладывает в руку. Тетка приговаривает: "Гадает, гадает, Боря гадает!" Мы заинтересовались. Боря нагадал Малахину встречу с друзьями. Малахин: "Это я и так знаю... Отдай гривну!" Тот его за палец укусил.

                * * *


                Немного о Хруще и экстрасенсорике

     Художник Валя Хрущ - маленький, деловитый, все время прокручивающий какие-то операции, жил на Чижикова, на первом этаже. Малахина он называл "Женищка" и все время брал у него деньги на покупку Малахину каких-то "цимесных" стамесок шведской стали (при мне не принес ни одной). Заходим - на столе - огромными кусками шоколад, прямо с фабрики, чай развешивают из плотного мешка - привезли из порта.
     Малахин: "Что за чай? Индийский? Цейлонский?"
     Хрущ: "Есть, Женищка, такой сорт - "СВ" - "СвежеВорованный"!"
     По всей квартире степенно ходят наглые одесские тараканы - огромные, породистые. Наблюдательный Басанец рассказывал, что как-то у Хруща видел, как тараканище прыгнул с висевшей на стене картинки на другую: "И, представляете, картинка закачалась!"
     Вкусу Хруща-художника в Одессе доверяли настолько, что уже в 15 лет его приглашали на выставки выстраивать экспозицию.
     В конце 80-х его увезла к себе в Москву экстрасенсорша Альвика, дама в годах и, по выражению Вали, "денежки в сумочке у нее гуляли".
     Альвика поначалу небезуспешно дурила одесситов, заявляя очередной жертве: "У тебя неизлечимая болезнь и тебя никто не спасет... Кроме меня,конечно!", лихо крутила своей согнутой антенной и посылала сгустки целебной (а как же!) энергии. При нас она крепко села на шею скульптору Степанову (автору бронзовой скульптуры "Петя и Гаврик", что в садике недалеко от Дерибасовской). Под предлогом лечения его жены, она выжила бедного Колю из мастерской, где занялась живописанием серебристо-черных пауков. Спросив о них мнение Хруща, получила ответ (Валя слегка заикался): "Д-думаю, з-закрасить..."
     Альвика, поняв это по-своему, решила в углу одного из своих творений поставить недостающее черное пятно. Мы дивились, однако, Колиному терпению.
     Малахина она сразу невзлюбила за его насмешки и, приходя на террасу, где Хрущ писал наши портреты, посылала разные пассы изподтишка на Малахина - мол - "изыди!". Изошла, однако, она сама, "по просьбе Коли", прихватив в Москву скрывающегося от кредиторов Хруща. Позже его отбила известная художница Катя Медведева - поговаривают - этому предшествовали их драки с Альвикой на Якиманке. Малахин потом смеялся: "Есть картина "Сюзанна и старцы", а я предлагаю сюжет: "Хрущ и старухи!"

                * * *


     Увидели с Малахиным на остановке в Одессе объявление,написанное в форме жалобы: "Я пожилая, уважаемая мадам, соседи донимают, сволочи, сыпют соль в суп, перец в форшмак, в компот нассали, пьют, деруца, скоро убивать будут! Ужис!!!"

                * * * 


     В Одессе в транспорте много карманников. Малахин все ценное застегивает на булавки. Чувствуя безуспешные воровские попытки проникнуть в нагрудный карман, смеется: "Стоп машина! Не проханже!",- и грозит им пальцем.

                * * *


     Едем в трамвае. Малахин сидит у кабины водителя на ящике с песком. На голове - детская панамка с теплоходом и надписью "Федор Шаляпин". Напротив сидит злобный старикашка с клюкой и распаляется: "Ездют тут всякие, в панамках... Вишь, бороду отрастил, лыбится... А я до Берлина дошел!!!",- внезапно заорал он и - стук палкой - целясь в Малахина. Попал по кабине водителя. Та: "Ша, дедуля, следующая остановка - Берлин!"

                * * *


                На море

      Юра Егоров, один из одесских классиков старого поколения, увидев меня в красной майке, попросил ему попозировать на берегу моря. Море писал он почти каждый день.
      Три дня приходили мы с Малахиным на дикий пляж. Егоров ставил меня в довольно неудобную позу - одна нога на камне - и просил стоять неподвижно. Изредка делали перерыв, и я шла купаться. Малахин сидел все это время на берегу, спиной к солнцу, решая кроссворды. Результат - коричневая спина и абсолютно белый живот. Прямо - бутерброд с маслом.
      Я подшучиваю: "Э-э, Малахин, ты, небось, и плавать-то не умеешь, разве что - топором, а нырять - и подавно!
      На что он встал, разбежался и сиганул с пирса такой ласточкой! Только борода развевалась!
      (А портрет Егорова был - по пояс! Ему, оказывается, было важно движение плеч при такой позе, и майка была хороша на фоне серебристого моря).

                * * *


                Еще одно Рождество в Одессе

     Зимой в Одессе кругом - бугристый лед - из-за постоянных оттепелей и заморозков. По нему мы и пришли к Маринюку. У Вити предложение:
     -А пойдем до Валерушки Басанца!
     -А удобно?
     -Еще как! У нас же - кутья с изюмом и орехами, вино красное...
     -Ну, звони.
     Звонит Маринюк:
     -Здоровенько, Валерушка, со Святым Рождеством витаемо маму, тату, родных и ласкаво просимо на вечерю...
     -Куды?
     -Як куды? До вас!

                * * *


                Проводы

     Малахин был еще та "белочка" - то есть жил по принципу: "все - в дупло!"
     В Одессу везлось огромное количество "бебехов" - кошелок с подарками, книжками, рукописями, термосом и еще чем-то, что, как мне кажется, и не вынималось. Было очень тяжело, я, в свое время, купила ему тележку на колесиках, но от этого количество сумочек только увеличилось. Обратно багаж не становился легче. Малахин вез с собой стволики кипариса, самшита, опять же подарки одесситов и прочая.
     Мы уезжали из Одессы. На проводы нам нанесли кучу всего, в том числе кто-то от избытка чувств - трехлитровую банку консервированных помидоров! (Но Урал - же - не голодный край! И помидоры - не ананасы - выращивают худо - бедно...) Малахин, тем не менее, исподтишка запихивал эту банку в большую полотняную сумку. Я же ее потихоньку вытаскивала.
     В поезд до Москвы нас провожали всем скопом. На верхние полки складывались картинки, сумки занимали все свободные места.
     В Москве нас тоже встречали очень добрые люди и доставили с Киевского вокзала на Ярославский.
     А вот в Свердловске поезд пришел очень рано и нас не встречал никто. Пока мы доставили вещи до мастерской, я думала, что испущу дух.Распаковались, и что я вижу? Угадали. Правда,помидоры вкусные оказались - внутри был чесночок!

                * * *


                О МАСТЕРСКОЙ И "КАРТИННИКЕ"

                Печь должна быть ГЕМЕТРИЧНОЙ

     Мастерская находилась на первом этаже особняка 19 века (со временем дом настолько врос в землю,что первый этаж превратился в полуподвал) в центре города и отапливалась печью. Естественно, такие дома обслуживали печники при ЖЭКе. Как-то они нас и посетили. Пожилой печник учил молодого напарника: " Печь должна быть ГЕМЕТРИЧНОЙ!"  (т.е. - герметичной). После прочистки дымохода проверялось это так - к входу в топку прислонялся лист газеты и - если прилипал - тяга хорошая. Печник посетовал: "Кто же вам топку так разворотил?".
     Надо сказать, топка и впрямь была не ахти - между кирпичами просвечивали щели - из-за взрыва.
     Как-то Малахин с Володей Виткиным засунули (инициатива Володи) в печку баллон из-под лака для волос "Прелесть" с извечным русским любопытством: "А что будет?". Мало не показалось. Взрыв был такой силы,что вырванная печная дверца влепилась в стену. После этого Володя, в утешение, изрек: "Хорошо,что баллон был НЕ ПОПЕРЕК!".

                * * *


     Как-то Малахин вместе с друзьями - двумя Володями - Виткиным и Жуковым, сидя в мастерской, стали припоминать слово с наибольшим количеством согласных. Самым  достойным показалось слово "бзднуть". Этого было маловато. Похоже,что более длинным выходило - "взбзднуть". Далее фантазия разыгралась - а что, если - со звуком? Родилось: "взвизгвзбзднуть". А, если учесть, что, кроме визжания, есть еще и повизгивание, то с хохотом был принят окончательный вариант:                "ПОДВЗВИЗГВЗБЗДНУТЬ"!

                * * *


     В мастерской на печке всегда грелся чайник, Малахин чай очень любил и всем заказывал привозить разные сорта из командировок и путешествий. Один раз ему привезли чай из штата Джорджия. После тщательного рассмотрения пресловутая Джорджия оказалась Грузией - это была экспортная пачка грузинского чая, купленная за границей, вероятно, в одной из соцстран. Малахин долго хихикал.

                * * *


     Сижу грустная. Пришел Малахин, принес пачку индийского черного чая:
     -Не грусти! Попей чайку и расшифруй!
     -?
     -Не грусти - NEGRUS TEA - черный чай!

                * * *


                Скандал

     Надо сказать, характер у Малахина был далеко не сахар. Время от времени он избирал какого-нибудь "мальчика для битья" и начинал к нему относиться особо придирчиво, критиковать, высмеивать, дразнить, а я должна была все это выслушивать.
     Прицепился как-то к нашему авангардисту-концептуалисту Шабурову -мол- ерундой занимается, давно пора понять,что ничто так быстро не устаревает как авангард и все это творчество - "резюме по поводу". Я соглашаюсь, но Малахина уже не остановить - чем дальше , тем больше критики в адрес несчастного. Надо сказать, Шабуров тогда был кем-то вроде администратора при "Картиннике", несмотря на заикание, был очень коммуникабельным и отвечал за связь с прессой - благодаря ему то тут, то там появлялись публикации о "Картиннике", где он журналистам разъяснял все про наш коллектив. Но,к сожалению, он был один из немногих, кому "медведь на ухо наступил". В перерывах между своей административной деятельностью он прорывался к нам на сцену и начинал яростно в такт лупить в барабан, заглушая и музыку и слова. Конечно, поводов для критики предостаточно -вот Малахин и завел шарманку: "Такой-сякой авангардист хренов". В конце концов мне это начало надоедать и я попыталась его утихомирить, припоминая пользу от Шабурова в виде связи с прессой и т.п. Но паровоз не остановить и постепенно между нами возникла перепалка с переключением на личности. В ответ на малахинское, что я "пела в пионерском хоре: "Ленин всегда живой!", я ему заявила,что его "в партию не приняли за то,что выглядит, как чучело!". Когда страсти накалились до предела - как последний аргумент с его стороны, полетела на пол тарелка. Я, в свою очередь, запустила в него баночкой с клеем ПВА, причем, размахнувшись, часть выплеснула себе на спину, часть прилетела Малахину на брюки. В ответ он схватил самую большую тарелку и шваркнул об пол - хрясь - и - пополам! Все это сопровождалось скандалом и чудовищными обвинениями. Я с криком: "Для тебя все люди - мусор, а любишь ты только ...еду!!!",- выскакиваю на кухню - там у нас варилась в кастрюле баранина - переворачиваю - все на полу. Он же кидает на пол один за другим два граненых стакана - не разбились! - вот делали на совесть! У меня последняя стадия истерики - выбегаю во двор, бью ногой стекло в нашем окне (полуподвал!) и заявляю, что из протеста против произвола и несправедливости, бегу на реку Исеть (рядом, два квартала) топиться. Не вышло! Догнал, схватил, потащил с трудом обратно.
     Результат- мирное соглашение - что, мол, и на солнце есть пятна - оба смеемся - разрядились. Баранина, собранная и отмытая, нашла себе место в кастрюле, бульон на полу подлакала кошка, стекло вставили, клей отмыли, тарелку остатками того же клея склеили - служила еще сколько лет...
    А про Шабурова он все равно время от времени говорил: "Этот хренов авангардист".

                * * *


                О "Картиннике"

     На рок-фестивалях наша "фолк-панк-шоу-скоморох-тусовка - общество "Картинник" под руководством Б.У.Кашкина (творческий псевдоним Малахина) выступала на малой сцене, как правило, в фойе, в перерывах между выступлениями рок-групп. Разыгрывался целый спектакль с раздариванием подарков - досочек с картинками и текстами наших песен. Иногда находились желающие подыграть на музыкальных инструментах. Все струнные - балалайки, домры были настроены на до-мажор, то есть вместо традиционных "ми-ми-ля" было "до-ми-соль". Таким образом, даже самый неумеющий играть, ударив по струнам, извлекал полноценный аккорд.
     Как-то в перерыве Женя Чичерин - талантливый гитарист из Перми - тоже член общества "Картинник" "поливал" на гитаре в стиле фламенко - инструментом он владел с малолетства, у него был прекрасный учитель - классик. У Жени выходила замечательная импровизация, стоящая поодаль публика заслушалась. После заключительного пассажа под аплодисменты к нему, стесняясь, подходит один из зрителей: "Браток! СПИШИ АККОРДЫ!"

                * * *


                Как музыкант музыканту

     1991 год, рок-фестиваль, Череповец. "Картинник" выступает на малой сцене в каждом перерыве. Наш Паша Никитин - хороший художник, но, пожалуй, единственный после Шабурова, член общества "Картинник" без даже начального музыкального образования, вдоволь наигравшись в бубен и колокольчики, после выступления, поднимаясь по лестнице, нос к носу сталкивается с Майком Науменко - лидером группы "Зоопарк":
     -Эй, мужик, а ты из какой группы?
     -Ты что, это же Майк,- зашептали сзади
     -Да... Ну тогда... позвольте автограф! - мигом выкрутился Паша.

                * * *


                Т.Д. и Т.П.

     Про Пашу есть еще один интересный случай. Приходит он как-то в мастерскую - просто так. Малахин ворчит:
     -Вот, ходят все в гости, ходят - хоть бы кто вызвался дрова нарубить, печь натопить...
     -Евгений Михайлович, а я ведь за тем и пришел!
     Малахин поразился такой мгновенной реакции и Пашу искренне похвалил.
     После того, как печь была затоплена и натасканы дрова впрок, Паша задал Малахину вопрос:
     - Евгений Михайлович, а как вы думаете, что такое "т.д и т.п."?
     -?
     -ТАСКАТЬ ДРОВА И ТОПИТЬ ПЕЧЬ!

                * * *

     В перерывах между гастролями на рок-фестивалях, особенно летом, "Картинник" регулярно давал концерты по выходным в скверике у Горсовета. Брали с собой домры, балалайки, флейты, фанфары, а Диме - выпускнику художественного училища - доставались огромные барабаны, сделанные из пластиковых труб разной длины,настроенных под определенную тональность,связанных вместе. Нести эту конструкцию было очень тяжело,но такова уж была Димина участь. Барабаны звучали и выглядели весьма экзотично.
     В начале 90-х страна переживала не лучшие времена и, поэтому, многие зрители во время выступления пытались нам совать деньги, на что, с удивлением, встречали ,с нашей стороны, категорический отказ. Ведь сам принцип выступлений "Картинника" заключался именно в дарении этих незамысловатых досочек с рисунками - рисовали все,кто приходил к нам в мастерскую. ( Поясню - все Картинники не были безработными, а посвящали выступлениям свободное от основной работы время).
     Как-то во время такого концерта к нам подошла канадская съемочная группа - документалисты снимали фильм о современной России. Долго снимали и наш концерт,а после стали давать доллары и были совершенно изумлены, увидев наши протестующие жесты. БУКашкин, в шутку, заявил, что он таких денег и не знает и это вовсе и не деньги, а какие-то грязно-зеленые бумажки, а деньги - это - наши разноцветные рубли, но денег-то как раз-то мы и не берем -таков принцип выступления! На вопрос переводчика:"Какова цель ваших выступлений, ваша творческая задача?",-подвернувшийся под микрофон Ярослав-сын БУКашкина- важно изрек:"Приучать зрителя к подарку!"

    


                В дороге

     В поездки Малахин брал с собой большой термос и сумку с ним никому не доверял. В вагоне постоянно донимал проводниц, чтобы в титане всегда был кипяток. В походах за кипятком он обычно с кем-нибудь знакомился.
     У "Картинника" весьма продолговатые гастроли - Свердловск - Москва -  Ростов-на-Дону - Таллинн. Едем в поезде Пекин - Москва. Через купе - китайцы-саксофонисты в вязаных колготках. Познакомились. Оценили инструмент нашей Лариски - саксофонистки. Она даже сыграла с ними несколько пассажей.
     Мы с Чичериным в тамбуре разговорились с итальянцем с умопомрачительной прической - вся голова - мелкие светлые спиральки. Мы довольно сносно с ним общались по-английски, щедро угощаясь сигаретами "Мальборо".
     Вечером он постучал к нам в купе. Поманив нас с Женей пальцем, он заговорщиски зашептал. Суть: "Ко мне в ресторане стала активно приставать русская девушка. Она может быть агентом КГБ?" Мы рассмеялись.
     -Да нет, она, скорее всего....
     -Путана! - выпалил Женька - ну, это вумен, которая из ноу гуд, короче
     -Б..дь? - итальянец показал чудеса знания русского языка
     -Ну, да!!!
     Закрыв за ним дверь, Малахин заметил:
     -Проговорился иностранец. Русский-то, оказывается, знает, зараза...
И засмеялся:
     -А, может, агент КГБ - он?

                * * *


     В этой поездке было еще много разных забавных моментов. В Ростове-на-Дону нас искренне полюбили местные стражи порядка за песню о милиции:
     "...Встань заслоном у, встань заслоном у
     Тех, кто жить и работать мешает
     Угрожает ножом, угрожает ножом
     Обворовывает,ограбляет!"
     И у нас не пропало ни одной вещи,в отличие от других коллективов, потому,что милиционеры постоянно крутились около нас.
     Примечательным был также наш поход в гастролирующий цирк-шапито из Чехии. Там на сцене вязали узлы из сонного питона, периодически бросая его в зал, держа за хвост. Тело питона судорожно сокращалось под радостные вопли дрессировщика: "ЗМЕЯ ЖИВА!" Это потом стало у нас расхожей фразой по разным поводам.
      Прилетев в Таллинн, мы узнали от председателя нашего рок-клуба Николая Грахова, что на несколько дней нас заселяют в гостиницу "Олимпия", чему были несказанно рады (это - после заводского общежития в Ростове-на-Дону!)
     Наш Валера - Дик - очень колоритная личность, старый хиппи, сам шивший себе одежду, включая уникальные мокасины, носивший круглые темные очки, бороду, из которой при улыбке выглядывал знаменитый клык - зуб, длиннее остальных почти вдвое - мигом освоился в холле, развалившись в кресле и задрав ноги на скамеечку. Заметив местных путан, он помахал им рукой:
     -Привет, мартышки!
     Увидя их скривившиеся лица, добавил:
     -Что, застремались, ветеранки панели?
     В Таллинне в это время проходил фестиваль "Ноорте Муза". Проходил он, в том числе, и в Кадриорге - бывших конюшнях. Выступать нам пришлось в огромном ангаре прямо среди публики - нас тогда от восторга чуть не растерзала местная неформальная молодежь.
     -Ну, культурная Европа, мать ее за ногу,- ворчал Малахин на обратном пути.

                * * *


                Малахин и ненормативная лексика

     Малахин обожал русский язык, в том числе и ненормативную лексику, ссылаясь при этом на Пушкина. И терпеть не мог, когда люди бездарно матерились, употребляя мат через слово, вместо связки.
     -Материться надо,как  Алексей Скобелин!
     Скрипичный мастер Алексей Скобелин, разъясняя  степень своего профессионализма, важно изрекал:
     -Да, я мастер, у меня в руках мухи не е..тся!
     Любил Малахин также всякие веселые народные частушки и поговорки типа: "Х.й тебе в ж.пу заместо укропу!" (как будто укроп в этом месте-обычное дело).
     -Вот это абсурд! Вот это авангард! - приговаривал он.
     Сидим как-то в мастерской, я занимаюсь красками, Малахин шкурит досочки. Я говорю:
     -Скучно что-то, Малахин, давай хоть поматеримся что-ли...
     На что он встает, театрально разводит руками,наклоняясь вперед:
     -А вот это уж - х.й!

                * * *


     Малахин всегда восторгался народным творчеством. Очень любил наивную живопись, поэзию. Как-то приходит, рассказывает:
     -Сосед наш Сережа - большой такой, медлительный - подходит ко мне и говорит:
     -Женя, а я ведь тоже стихи пишу...
     -Ну, почитай
     -Я быстро ложку подношу
      Ко своему большому рту
      И вся тарелка моя пуста
      От моего большого рта!
Восторгу Малахина не было предела. Потом он сказал:
     -Я ведь тоже в 15 лет, несчастливо влюбившись, написал:
     -Ты в душу плюнула поэту
      Не посмотрела на любовь
      Но ты ответишь мне за это -
      Позор мой смоет только кровь!
      И еще:
      -К тебе подошел я с открытой душою,
      А ты подложила свинью
      Обиду такую и горе такое
      Я водкой и пивом залью!
      -Вот горе какое было! А спиртного я в те годы даже и не нюхал... Ну все, давай собираться, а то опять такси ловить придется...

                * * *


     Это всего лишь несколько воспоминаний о Б.У.Кашкине - Евгении Михайловиче Малахине. Пришли вот на память строчки из его песни:
     -Я жить хочу еще так долго
       Пока, пока, пока, пока
       Пока зовется Волгой - Волга -
       Великорусская река!   
     Это правда- пока память о человеке жива - жив и он сам.

                * * * 
               

     Евгений Михайлович Малахин - творческий псевдоним - Б.У. Кашкин (16.09.1938 - 13.03.2005). Екатеринбургский художник, поэт, философ, музыкант.
Основатель художественно-музыкального общества "Картинник". Он писал стихи и прозу, создавал картины, вместе с участниками общества "Картинник" проводил концерты, расписывал стены домов и гаражей. Хотел,чтобы жизнь вокруг стала красочней и интересней

фото Д.Рид  На снимке БУКашкин и картинники- М.Корнел и С.Мамонтов