Кто изобрёл радио

Александр Соханский
Фотографии можно увеличить колёсиком мыши, удерживая клавишу Ctrl.



          День 7 мая вошёл в историю мировой науки и техники как День рождения радио. Именно в этот день в 1895 году на заседании Русского физико-химического общества российский физик Александр Степанович Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника, осуществив первый сеанс радиосвязи.
          Однако, нередко бывает так, что кропотливая, титаническая работа, гениальное произведение искусства, выдающееся изобретение или открытие сделаны одним человеком, а признание, успех, славу и деньги за это получает другой.


          *   *   *
         

          Снимая видеофильм о Новодевичьем монастыре в Москве, я не мог не отснять высокохудожественные надгробия великим людям на Новодевичьем кладбище монастыря. Ведь многие из скульптур являются подлинными произведениями искусства, представляют историческую ценность.

          Небольшая накладка произошла с памятником Глебу Евгеньевичу Котельникову. Его окружила и никак не хотела покидать группа из 12-15 туристов. Времени у меня было в обрез, предстоял большой съёмочный день. Поснимал немного в ближайшей аллее, но и через несколько минут толпа стояла у памятника, словно в оцепенении.

          Меня заинтриговал столь пристальный интерес к основоположнику авиационного парашютизма, я подошёл поближе и прислушался к экскурсоводу.
          Судя по характерным оборотам речи, это были итальянцы, в большинстве своём пожилые. По обрывкам имён стал догадываться, что диспут идёт об изобретателях парашюта. Ведь экскурсовод наверняка перевёл туристам надпись на могильной плите:
                Котельников Глеб Евгеньевич 
                30.I.1872 – 1944.22.ХI
                конструктор парашютов

          Некоторые ошибочно присваивают Котельникову статус изобретателя парашюта.
 
          Разумеется, итальянцы-туристы считали изобретателем парашюта своего земляка Леонардо да Винчи, а сопровождающий их гид не был достаточно подкован, чтобы разъяснить патриотам, что русский Котельников не претендует на лавры великого итальянца. Заслуга его в том, что он изобрёл складывающийся в ранец парашют, который спас немало жизней лётчиков именно благодаря своей портативности.

          Тем временем гид-брюнет, по виду подрабатывающий экскурсиями студент-итальянец, внешне напоминавший певца Тото Кутуньо в молодости, из каких-то своих соображений обратился ко мне за помощью:
          - Добрый день! Скажите, Вы русский?
          Не знаю почему, но меня потянуло на напыщенную фразу Гены Козодоева из «Бриллиантовой руки»:
          - Руссо, руссо! Русский! (Чуть не брякнул: облико морале!)
          - Вы можете подойти ко мне?
          Я встал рядом с гидом вполоборота к экскурсантам.
          - Разрешите Вам задать вопрос?
          - Пожалуйста.
          Я приготовился вызвать из памяти сведения об изобретении парашюта, но вопрос прозвучал совершенно неожиданный:
          - Вы знаете кто такие Маркони и Попов?
          - Разумеется!
          - Кто из них, по Вашему, первым изобрёл радио?

          Я моментально сообразил, что до этого у памятника шла дискуссия о приоритетах изобретения не только парашюта, но и радио. На меня выжидательно смотрели пятнадцать пар итальянских глаз. Возникла редкая возможность оторваться по полной программе в международном масштабе. Я сделал снисходительное лицо и безапелляционным тоном произнёс:
          - Това-а-а-рищи итальянцы! Ну, кто ж не знает, что радио первым изобрёл Александр Попов! Но ваш земляк Маркони, будучи вторым, оказался на высоте потому, что первым подсуетился с патентом!

          Гид сумел перевести суть моей исторической фразы, и я тотчас поймал на себе иронично-презрительные взгляды итальянцев: ну и наглецы же эти русские - наши национальные изобретения, парашют и радио, себе присвоить так и норовят!

          Интуристы тут же потеряли интерес ко мне и конструктору парашютов и стали медленно расходиться, а я, наконец, получил возможность беспрепятственной съемки памятника Глебу Евгеньевичу Котельникову. Правда, пока итальянцы боролись за национальные приоритеты памятник ушёл в тень (см. на фото слева), время съёмки было безнадёжно просрочено.


Александр Соханский,         
            Москва
         4.06.2008 г.