Они приходят ко мне домой

Татьяна Авантюра Сафина
Мой дом – моя крепость…

 Мы встретились с Александром возле главного входа на Всехсвятское кладбище. Как мне показалось, он очень волновался, но изо всех сил старался этого не показывать.
-Саша, может не пойдем на кладбище? – Спросила я, стараясь заглянуть ему в глаза.
-Нет, пойдем. Я должен об этом рассказать, иначе я уже и сам сомневаюсь в своей адекватности.
С этими словами мы зашли на кладбище.
Ровно за сутки до этого момента раздался звонок телефона.
-Алло! Меня зовут Александр Чаговец! – Донеслось из трубки. – Это вы пишите статью про привидения?
-Да. – Немного опешив, ответила я. – Вы их видели?
-Еще как. Давайте завтра, в четыре часа по полудню встретился возле Всехсвятского кладбища. Я вам все  расскажу.
И вот, я со своим молодым спутником ( Саше оказалось не больше двадцати пяти лет ), стояли возле могилы Марфы Абрамовны Турищевой. Фотография на надгробье была разбита, снизу могильного камня стояли свечи, а на самом памятнике была только дата смерти: 19 марта 1912 года.
-Это произошло чуть больше трех месяцев назад, примерно в середине июля. Я был наслышан о том, что здесь водятся привидения, но очень спешил по делам и решил сократить путь  через кладбище. Было уже около полуночи, месяц был еще маленький, так что света  было немного. Когда я проходил здесь, - Александр указал на могилу, - увидел что – то темное. Мне стало страшно, но, приглядевшись, я понял, что это всего лишь была старушка.
-Бабушка, - Обратился я к ней. – Что – то случилось?
-Да ребетня меня замучила, мил человек. Совсем покоя старой не дают. - Не поднимая головы, ответила старушка.
-А что ж они делают? – Участливо спросил я.
-Домой ко мне приходят постоянно, отдохнуть не дают. Замучили совсем, сил больше моих нет.
Я ругнулся сквозь зубы. Да, вообще шпана совесть потеряла. Уже по домам старых людей пошла. Знают, что отпор им дать не смогут.
-Бабушка, так что ж вы на кладбище сидите, давайте я вас домой провожу?
Тут бабушка как – то резко хихикнула, и поднимая голову, ответила:
-Мил человек, так это ж и есть мой дом. Уж сто лет я здесь живу, да вот только спокойствия нет.ты милок, иди себе иди. Спасибо, что старую выслушал. Я тоже с себе пойду. Ты вот меня выслушал, мне и легче стало.
Я тогда только и сделал, что кивнул и как сомнамбула поплелся к выходу. Когда, спустя минуту, я обернулся, никого уже на тех ступеньках, что к надгробью ведут, не было.
Александр замолчал, напряженно глядя на меня. видно было, что рассказ ему тяжело дался, он даже испариной покрылся. Поговорив еще немного, он распрощался и быстрым шагом вышел с кладбища. Я, немного подумав, пошла к часовенке. Когда я спросила у брата Олега, служителя часовни о Марфе, он только отмахнулся.
-Да много о ней слухов ходит. Будто и ведьмой она была, и желанье может исполнить, если в определенное время прийти к ней. А еще, что она проклясть могла, если долго на её фотографию смотреть.
-Так как смотреть – то? – Удивилась я. – Фотография же разбита!
-Это недавно её разбили. А до этого, молодежь ей глаза выжгла, чтобы Марфа дурного глаза не сделала. Только она не была ведьмой, враки это все. Обычной женщиной была, богобоязненной. А то, что надгробье у неё такое красивое, так это потому, что сын её архитектором был, вот и отдал матери дань уважения.
Вечером этого же дня я встретилась с кандидатом исторических наук Ильей Клименко. Я думала произвести на него впечатление, рассказав историю Саши Чаговца, но Илья даже не удивился.
-Там постоянно Марфу видят. Не упокоится ей никак. Люди байки рассказывают, вот и прется к ней на могилу молодежь, представители субкультур. Романтику они в этом видят. А бабушке Марфе, бедняжке, плохо от этого. А про то, что ей глаза выжгли, я давно знаю. Сам то фото видел. Ей бы по хорошему свечку за упокой поставить, да и отстать от неё. Но вместо этого на могиле ритуалы постоянно проводят, дух её вызвать пытаются, чтобы желание исполнила. Негоже так с мертвыми обращаться. Вызвать – то они не вызовут, но потревожить… Собственно ты и сама слышала, что случилось
-Илья, а тебя не смущает, что призрак уж через чур живым казался?
-Да нет. Это, конечно, явление редкое, но далеко не аномальное. Дух у Марфы сильный значит, или действительно достали очень.
Попрощавшись, уже за полночь, я отправилась на Всехсвятку, к могиле  Марфы Турищевой. Призрака я, конечно, не увидела, вот только спускаясь со ступенек надгробья, я услышала тяжелый вздох несчастного и очень уставшего человека. Может это был всего лишь ветер, а может…