36. Трофейные фильмы

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Марика Рокк в кинофильме "Девушка моей мечты"


Но вот летом 1945 года появились настоящие трофейные фильмы – немецкие, американские и английские. Я помню, что я тогда не понимал, как можно взять английские и американские фильмы в качестве трофеев, и приставал к взрослым с этим вопросом. Особенно мне запомнились такие фильмы: «Девушка моей мечты», «Серенада солнечной долины» и «Сестра его дворецкого».

Сегодня я уже не помню, когда какой фильм я смотрел впервые, потому что они шли на экранах кинотеатров еще несколько лет и исчезли вскоре после смерти Сталина. Но я смотрел эти фильмы по многу раз и пытался и не мог представить себе ту жизнь, которую они демонстрировали нам, так непохожую на наши суровые будни ни в годы войны, ни в послевоенное время.

Очаровательная Дина Дурбин в кинофильме «Сестра его дворецкого», несравненная  Марика Рокк в кинофильме «Девушка моей мечты», потрясающая Соня Хейни в кинофильме «Серенада Солнечной долины», которая проделывала чудеса на коньках и лыжах. А удивительная музыка из «Серенады Солнечной долины», исполняемая оркестром Глена Миллера.

Каждый из этих фильмов начинался с того, что объявлялось, что он был взят в качестве трофея. Ни в одном из них не было вступительных титров, но зато они были дублированы на русский язык. Тогда же появились и некоторые фильмы Чаплина.

В советской зоне оккупации оказался пригород Берлина Бабельсберг, в котором находился богатейший архив фильмов и документов. Вскоре он был отправлен в Москву. В течение ряда лет сотрудники Госфильмофонда разбирали сотни трофейных картин. Некоторые из них попали на советские экраны. Говорят, что Сталин просматривал все отечественные (их выходило не более десяти в год) и зарубежные картины перед их выпуском в прокат. Почему он отобрал эти картины? Какими соображениями руководствовался?

Одной из первых появилась лента «Девушка моей мечты» режиссера Георга Якоби с блистательной Марикой Рoкк (правильнее Рёкк). В оригинале фильм назывался «Женщина моих грез», что больше подходило немецкой актрисе венгерского происхождения, ведь в 1944 году, когда снималась картина, Марике было тридцать лет.

Фильм «Девушка моей мечты» нравился всем. Люди смотрели его по многу раз. Что влекло людей на это зрелище? Этот фильм был очень красивым. Во-первых, он был цветным - а это была новинка, советские фильмы были черно-белыми. Во-вторых, снимались красивые пейзажи и красивые дома с роскошной обстановкой. В третьих, сама Марика Рокк была очень красивой женщиной. И танцевала она прекрасно. Помню, как Марика Рокк, танцуя, прыгала по бочкам. К тому же она еще и пела. В-четвертых, советский кинозритель не видел на экране голого женского тела, а на Марике Рокк одежд было мало, а те, что были, постоянно спадали. Говорили, что в каких-то сценах она вообще снималась голой, и мы сожалели, что эти сцены вырезаны.

Потом Марика Рокк появилась еще в одном трофейном кинофильме – «Дитя Дуная». Но этот фильм я смотрел уже в Ленинграде.
 
Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/29/407