О советском Нахистане

Сайд -Хамзат Нунуев
     НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОВЕТСКОМ НАХИСТАНЕ.
   
     Сегодня  у  юных чеченцев,  подрастающих  в  условиях  войны  и  её  неизменных  попутчиков - лжи,  насилия,  жестокости, откладывается,  наверное,  в  сознании,  что  на  нахской  земле  всегда  было  так  плохо. Многие,  введённые  в  заблуждение  недобросовестными  авторами,  как  российскими,  так  и  местными,  думают,  наверное,  что  воинственность,  хищничество составляли  значительную  долю  в  характере  и жизни горцев.

    Разумеется,  на  нашу  землю не  всегда  и  далеко  не  все  проходили  с  добрыми  намерениями  и чеченцам  часто  приходилось  браться  за  оружие 
 
    О  свободолюбии,  любви  к  справедливости  во  всём,  умении  наших  предков  защищать  свою  честь, честь  своей  земли  ещё  мало  написано. Феномен  массового,  фантастического  героизма  нахов  в  экстремальных  условиях  тоже  ещё  ждёт  своего  объяснения  добросовестными  учёными.  Но данная публикация - о  другой,  мало  известной  стороне  души  нашего  народа. Эта  сторона,  эта  часть  души  ни  в  коей  мере  не  должна  быть  забыта, особенно  в  нынешних  условиях,  когда  чеченцы  становятся  рассеявшейся  по  миру  нацией.

 Когда  чеченским  детям,  вырастающим  в  чужих  странах  на  чужих  землях, среди  чужих  культур  надо  твёрдо  знать, что  им  передано  их  предками  генетически; чем  им,  на  самом  деле,  есть  и следует гордиться в своей  прошлой  истории  и культуре, на  чем  учиться, от чего  предостерегаться.

      Сегодняшнему Нахистану,  изрытому,  искалеченному, сожжённому,  загаженному  миллионами  бомб,  ракет,  снарядов  и  мин,  предшествовала  другая  земля,  другая  страна,   другой  Нахистан,  не  всегда  замечаемый    журналистами  и  писателями. Тот  Нахистан,  та  земля, которая  навечно  осталось  в  сердце  ухоженными  дорогами,  мостами  и  родниками,  вдоль  дорог  бережно  обнесёнными  заборами, плодовыми деревьями,  добрыми, приветливыми улыбками  незнакомых людей…

Земля,  на  которой  в  самом  деле  все  друг  другу  были  братьями  и  сёстрами,  где  никогда  ( почти  никогда !)  человек  не  убивал  человека,  где  люди  никогда  ( почти  никогда !) ничего  не  крали  друг  у  друга, а  лгать,  обманывать,  лицемерить – считалось  величайшим  позором  и  грехом.

     Советский  Нахистан  (Чечено-Ингущетия) второй половины  ХХ  века  был  удивительным  заповедником  совести  и  чести.  Декларируемые  властью  принципы  социального  равенства и справедливости  были  вполне  достаточны  для  того,  чтобы  вайнахи  сами  искали  себе  честный  хлеб. Хлеб, как  правило,  на  стороне,  на  чужбине,  на  сезонных  заработках. Вайнахи не  требовали  от  властей  решения  их  экономических  и  социальных  вопросов. В  крае  господствовала  жестокая  безработица.

     Но  вайнахи  даже  в  этих  условиях  полного  равнодушия  со  стороны  власти  за  какие-то  20-30 лет  заново  отстроили  свои  сёла, создали  общество  высоко культурных,  достойных,  духовных  людей. Несмотря  на  идеологию  воинствующего  атеизма,  люди  по-прежнему  доверяли  свою  судьбу  Богу  и Бог  был  к людям  поистине  милостив и милосерден. Все потому что наш народ никогда не боялся и не боится тяжелой работы.

     В  небе  над  этой  удививтельной  землёй  витал  дух  Кунта-Хаджи. Люди  почти  обожествляли  этого  человека, что  является  недопустимым по  строгой  философии  ислама. Нельзя  никого  ставить на уровень со  Всевышним  Творцом.  Это  очевидно. Но  людям  не запретишь  неистово  любить  Аллаха  и  верить  в  Него  через  сердце  любимого  Учителя.  Людям  не  запретишь  любить  Учителя - Устаза –Эвлия,  если  он  выводит на  дорогу  Жизни,  порой  став  на  дороге  тех, кто  направились  по  дороге   смерти.

    Вера в Бога в советском Нахистана была намного искренней и глубокой чем позже, когда быть верующим стало модно, престижно. Верующими были почти все и никому не запрещалось молиться, совершать другие религиозные обряды, жотя мечетей в республике не было. Официально считалось, что Бога нет, хотя идеи справедливости, равенства, братства, дружбы народов приветствовались намного бережнее, чем в наше время всеобщей распущенности и вседозволенности.

     Много было последователей тариката Кунта-Хаджи Кишиева, о котором читатель может узнать в публикациях на данной страничке «Проза ру».

     В советском Нахистане люди боялись выпячивать свои богатства. Боялись, потому что резкое социальное расслоение преследовалось. Люди на самом деле были равны во всем и это создавало соответствующий благоприятный климат в обществе. Мало было вражды, неприязни, зависти. Весело и радостно было жить в таком обществе на самом деле. Приоритеты социалистического общества соответствовали принципам НОХЧАЛЛА, когда люди друг-другу на самом деле братья, у всех общие радости и печали.

     И в той системе среди чиновников различных уровней было достаточно взяточников, о которых говорили, что они взятки уже только золотом берут, были проходимцы, приспособленцы, заслужившие высокого доверия старшего брата в основном тем, что были зятьями старшего брата. Но были и те, кто никогда не забывали в себе НОХЧАЛЛА, честно служили своему народу. Не сделаю открытия, если назову среди высоких чиновников, пользовавшихся большим авторитетом среди нашего народа секретарей обкома КПСС Магомадова Леча, Яндарова Андарбека, руководителей Совета Министров ЧИАССР Гайрбекова Муслима, Сираждина Бекова, Эльмурзаеву Герсолту.

Много было окололитературных персон, обласканных властью, рупоров этой власти. Но среди них резко отличались писатели Магомет Мамакаев, Абузар Айдамиров. Периодом подлинного расцвета вайнахской культуры можно назвать время, когда творили театральные режиссеры Мималт Солцаев и Руслан Хакишев, создавал музыкальные шедевры Аднан Шахбулатов и писал пьесы Абдулла Хамидов. 

Не следует забывать, однако, что к экономическому, культурному развитию и духовной гармонии в СССР  шли через страшные репрессии, раскулачивания, чекистские зачистки, депортации. Тем более не следовало все разваливать в одночасье в угоду нашим западным классовым врагам. Реформирование общества по опыту нынешнего Китая было оптимальным вариантом. Но в таком случае невозможно было бы выращивание олигархов с двойными и тройными гражданствами. Кажется, для этого все и развалили.

     Словом, советский опыт был не во всем порочным. А политика Ельцина и ельциноидов – это историческое преступление не только против СССР, но и против всего человечества. Подробнее об этом можно почитать у нашего земляка, бывшего Председателя Верховного Совета России,  Хасбулатова Руслана Имрановича.
      
     2005 г.
     с. Махкеты

     ***