Сюжетные штампы, статья

Бумбумбум
Сюжетные штампы
(статья)

   Есть не так уж много сюжетов. Куда ни посмотри – клише. Даже обучение и труд – в чём-то повторение чужих клише. 
   Вот разберём фильмы и книги. Сюжет - Он и Она.
   Романтическая история. Они неожиданно встречаются, но, в силу глупости или назойливых второстепенных персонажей и обстоятельств, не могут быть вместе. Степень страсти определяется страной происхождения и уровнем цензуры для данного произведения. В конце всё хорошо.
   Боевик. То же, что и романтика, с поправкой на уделывание в лохмотья разных нехороших персонажей и взрывание чего-нибудь… Если умное произведение, то ещё будет интрига и предательство. Возможно даже с расставанием, поскольку пара оказалась не идеальной. Или ещё круче – с расставанием и воссоединением после раскрытия интриги и планов всех нехороших.
   Мистика. Тут точно кто-то окажется приведением или монстриком. Далее – как и было сказано. Если он и она конфликтуют с приведением или монстром – уже обычный сюжет, почти трэш.
   Фантастика. Всё обычно и знакомо, но с футуристическими элементами: пострелять из бластера, полететь в далёкую галактику, вырастить клона, собрать армию роботов. Или разобрать, взорвать, перепрограммировать… А так – как и с романтикой. Чем позже герои поймут, что любят друг друга, тем умнее считается фильм. 
   Фэнтези. Сменились декорации, но всё так понятно и знакомо… Правда, рыцари и принцессы, как и прочие персонажи мира фэнтези, более прямолинейны в своих действиях и речах. Меньше тайн, больше честности и воспитания.
   Сюжет: Он.
   Да. Так бывает. И очень часто, в последние годы. Какой-нибудь Главный Герой честно балдеет в удобном для себя положении, пока некие обстоятельства в виде письма, настойчивого волшебника, древнего оружия, просящей/нуждающейся в помощи девушки или армии захватчиков не отрывают его от этого доброугодного занятия.
   Короче, позвали, потащили, перебросили, смагичили, и ГГ уже попал. Надо выживать, что у него ПОЛУЧАЕТСЯ. И маленький мальчик противостоит чудовищам и колдунам, один коротышка грабит дракона, другой коротышка несёт Кольцо Всевластья к Огненной Горе через царство Тьмы, сын лесника узнаёт, что он избран спасти мир вот ЭТИМ мечом, офисный планктон рубит орды злых орков и троллей да раздаёт пендели магам, потому что магия на него ва-аще не действует, а какой-нибудь простой русский парень, но почему-то с навыками Рэмбо и Джеймса Бонда или с нежданно обрушившейся на него магической силой, перекраивает историю России, пока другой хороший человек становится богом отдельно взятой планеты. Он не хотел, так получилось.
   Во-от…  Всё понятно. Главное, чтоб процесс набора друзей, подруг, артефактов и способностей был грамотно распределён. А то, «если девушек много, то кто же их всех помнит»? 
   Теперь приключения. Ясно, что лежать и кайфовать ГГ не дадут. Что за таверна без драки, что за война по плану, что за счастливый финал без намёка на страшное и ужасное или хотя бы невероятное продолжение? Как говорится, на каждого рыцаря найдётся дракон, принцесса и полцарства. А что в жизни многие находят только тёщу, жену и ипотеку, так какой рыцарь…
   Некоторые почему-то думают, что хороший финал – слишком обычно и почти пошло. Не-а. Вот страдания – это обычно, пошло и хреново. Как ни крути. А потом всем кирдык – это сюжет не для фильма, это кинохроника, которую и смотреть не станут. Хотя, мрачнятина иногда нравится тем, кто избалован жизнью. По контрасту. Но именно мрачные истории предсказуемы.
   История «про одно дерево» хороша только если в финале дерево живое и с зеленью. С людьми – так же. Это и есть штамп. Хороший, кстати, штамп. Чтоб ГГ живой и с зеленью. Или с настоящей ценностью, вроде любви, дружбы, триумфа победителя.
   Вот и получается: чем сильнее бежишь от штампов, тем больше их получается. А чтоб история была хорошей, она должна быть интересной. Чтоб ГГ можно было по-доброму завидовать и желать самому пережить такое. Или, как вариант: история, где всё интересно было и хорошо закончилось, хотя самому туда лезть нет желания. Как в некоторых видах спорта.
   Историю надо не придумывать. Её надо чувствовать и стараться перенести в текст. Тогда герои станут настоящими, а события – реальными. Как сказал один сенсэй – надо верить. И рассказать, как это было.