Отпуск на Байкале. День 1. Москва-Байкал

Дина Мильнер
Рейс Аэрофлота ночной. В самолете я обычно не могу спать, поэтому ночь «съедается» и вот, через 6 часов полета, он приземляется в Улан-Удэ. Разница во времени с Москвой плюс пять часов. Из самолета к зданию аэропорта мы идем пешком. Горы вдали.  Знакомый пейзаж. Нас встречает Лёша, муж моей родной сестры Оли, который работает здесь же, в аэропорту. У нас насыщенное расписание: сейчас мы едем на рынок за овощами, потом нас быстро поприветствуют Оля и другая сестра Лена, выбежав на минутку с работы; потом мы поедем домой, где отдохнем (когда только непонятно…); поздороваемся с кучкой других родственников, приехавших из Иркутска, а потом с ними поедем на Байкал, т.е. на родительскую дачу. И уже утром следующего дня мы отправимся в наше Баргузинское путешествие, о котором я писала в Преамбуле: http://www.proza.ru/2013/07/18/181

Лёша везёт нас, попутно рассказывая-показывая город. За годы моего отсутствия уже бывший мэр Айдаев поставил здесь много памятников, из центральной улицы Ленина сделал местный Арбат, установил фонтан, построил ряд еще каких-то модных стеклянных зданий, которые в народе называют «унитаз» из-за сходства с его видом. Город, после Москвы, кажется маленьким и низеньким: в основном старые пятиэтажки (из-за сейсмоактивности региона), периодически разбавленные «крутыми» девятиэтажными новостройками, много магазинов, снова магазины, появились, за годы моего отсутствия, кафешки и рестораны. Лёша говорит, что покупательная способность региона не очень высока, а торговых точек – на каждом шагу.

 Поближе все Айдаевские украшательства я рассмотрю на обратном пути, но пока, если честно, мне не кажется, что город кардинально обновился: всё те же старые деревянные дома на улице Смолина, всё те же, неадаптированные к возросшему количеству машин, дороги. Улица Смолина и прилегающие к ней – это старый центр. В сибирских городах он представляет собой потрепанные, старые бараки или деревянные дома, в безобразном состоянии, без отопления и водоснабжения. Их я и вижу. Может быть вместо памятников стоило что-то сделать с этими домами, а также расширить дороги и построить развязки?

После рынка мы едем к зданию банка. Оля и Лена выскакивают на минутку, мы целуемся и обнимаемся. Несколько минут - и нам уже нужно ехать дальше. Чем дальше по городу - тем меньше изменений. Всё то же, только местами ещё облупленнее и старее. Позади родительской пятиэтажки жуткая дорога в рытвинах, посыпанная разбитым стеклом и всё те же, что и много лет назад бараки с местными жителями -  алкоголиками и наркоманами, которые тут же бродят сомнамбулически. Дома - в ужасном состоянии. Бараки с печным отоплением. Добро пожаловать в 21 век.
 
Моя сестра с семьёй и родители живут в одном и том же подъезде на третьем и пятом этажах соответственно. Родители уже на Байкале и ждут нас там. В их квартире – родственники из Иркутска, с которыми мы уже завтра отправимся в наше джиперское путешествие на 4 дня. Мы заходим в квартиру сестры, нас тут же тянут наверх поздороваться с родственниками. На столе – соленый омуль и клубника, купленные ими по дороге из Иркутска. Я бегаю по квартире, как по музею, показывая мужу кто и где здесь когда-то жил. Подхожу к окну своей комнаты, из которого уютный вид на горы, окружающие город; открываю крышку старого пианино и с удивлением обнаруживаю, что оно почти не расстроено. Что-то наигрываю. Вижу старые фотографии на стене. Что-то шебуршится внутри. Прошлое. Бывшее. Как давно всё было, как в прошлой жизни… Или недавно? Со мной?
 
Совсем чуть-чуть отдохнули. Проспать бы часиков восемь, но получилось только час. Нам пора ехать на Байкал.  Едем с моей иркутской сестрой Наташей и её мужем Витей. Я выхожу на улицу и вижу белого красавца Toyota Land Cruiser. О! Это наша таёжная машинка? Какая большая и красивая. А самое главное проходимая. С нами так же поедет родной брат Наташи, Олег, на Honda CRV.

В Путь! На дачу! Она расположена на расстоянии 186 километров от Улан-Удэ в месте, которое называется Безымянка. Здесь и бухта Безымянная, и речка Безымянка, и сопка Безымянная. Почему конкретно на них не хватило названия - я не знаю. Может быть кто-то пошутил? Место, тем не менее, живописнейшее. А дорога, до недавнего времени, была не очень, местами совсем швах. Относительно небольшое, по европейским меркам, расстояние папа покрывал за 3- 3.5 часа, потому что дорога кусками представляла собой неухоженную гравийку, раздолбанную лесовозами, по которой мы, как по стиральной доске, ехали дребезжа, потрясываясь, и глотая пыль –кондиционеров в Москвиче тогда почему-то не было…

 Относительно недавно трассу до Безымянки, наконец, отстроили: говорят, что строгий дядя Путин топнул ногой и сказал, что сам лично проверит все дороги по Камчатки.  Испугались, якобы.
 Дорога действительно как в Европе. Витя ехал и жаловался, что скучно. Ни ямы тебе, ни канавы. Конечно, когда у тебя в машине кондиционер и климат контроль отдельно для каждого пассажира…. Лично мне было очень весело, учитывая моё пыльно-гравийно-канавное прошлое.

Мы делаем пару остановок. На одной из них начинается моё «воссоединение» с местными туалетами, на описание которых в общем-то, не хочется тратить время, но нужно: на мой взгляд, они составляют часть ментальности и отношения к жизни нашего народа вообще и местного в частности. Поскольку их будет ещё много по пути, то об этом чуть позже.

Мама уже заждалась. Я звоню ей из деревни Турка, что за 20 км. от места, говорю, что скоро будем. В Турке стройка века – некий объект под названием Особая Экономическая Зона. Предполагается там проводить байкальские форумы и другие бизнес тусовки. Пока они только осушили болото, полу-возвели какой-то бизнес центр, поставили модный забор, везде по шлагбауму и проезд сделали платный. Сначала мне это напомнило Новые Васюки. Потом, я позитивно подумала, что это грозит Турке созданием новых рабочих мест, что здорово. Послушав своих родственников, я поняла, что, вероятней всего, на этот проект выделили очень много денег, половину из них разворовали, пардон, «освоили», и пока, по большому счёту, мы имеем непонятно зачем осушенное болото, красивый забор с платным за него проездом и громкое название Особая Экономическая Зона.

Мы подъезжаем. Отворот на Безымянку. Мама, папа и племянники – все вышли навстречу. Моменты встреч и проводов всегда трогательны. В любом своем воплощении.
Потом – суета, ужин, перекладывание вещей из одного чемодана в другой для нашей поездки. Чемодан, наверное, не совсем байкальский формат… Очень длинный и насыщенный день. Действую на автопилоте. Засыпаю. Завтра утром - опять в путь.