Два профессора

Барабанов Виктор
Когда-то в советские времена у нас была в институте стихийная группа выходного дня, которой мы ходили в горы. Развлечение это до сих пор вызывает у меня ностальгию, хотя сегодня  возможности пребывания в тех же горах возросли многократно.  Нереализованные,  к сожалению. Потому что нынешнние дачные прогулки  по терренкурным  тропам и   прошлые радиальные  подъемы на горы,  рознятся не только  степенью  близости к природе, но и  степенью   психологической близости с попутчиками.  Жизнь сепарирует людей таким образом, что   за  сервированным столом в дачной беседке, хочешь ты того или нет,  собираются иные люди, не похожие на  тех,  которые пили  с тобой чай со смородиновым листом у костра. Не в том смысле, что первые хуже вторых. Просто другие. И я по тем другим, скучаю. Где же они? Иных уж нет. Остальные,  как и я,  тоже стали другими… Но двое из нашей компании до сих пор ходят в горы.

Это профессор Дорогабит и профессор Москвин. Обоим сильно за семьдесят. Дорогабит  холостяк. Никогда не был женат. Похоронив родителей стал совершенно  одинок.  Всегда боялся женщин и быта, любил  лес и матфизику.  К жизни и людям претензий не имел, но  последних  остерегался, всегда был вежлив и уступчив. Однако, по словам авторитетных туристов, Виктор Григорьевич человек робкий, а забрось его в таежные дебри только  со спичками и топором, не пропадет.
 
Москвин был в своё время крутым. Ездил  в загранкомандировки и имел Жигули, потом с наступлением рыночных отношений, профессура стала впадать в бедность. Не избежал этого и  Москвин. Озлобился. Часто  бывал желчным.Раз я услышал между профессорами такой диалог.
Возле красивого скального выхода на вершине одной труднодоступной сопки Дорогобит  вытащил старенький ФЭД, сделал снимок, а потом протянув фотоаппарат Москвину попросил:
-Николай Иванович, окажи любезность,  сфотографируй меня  на этом великолепном  фоне.
Москвин  берет фотоаппарат,  некоторое время хмуро смотрит на приосанившегося коллегу, потом делает снимок, а возвращая фотоаппарат,  говорит:
- И что ты ни одну кочку  не пропустишь, чтобы  с ней не сфотографироваться?
-На память. Еще неизвестно когда здесь снова буду.  И вообще пусть будет. Фото это ведь материализованный слепок памяти - смущенно оправдывается Дорогабит.
-Да у тебя эту  память, небось, уже складывать некуда. Кому она нужна? Объясни. Вот кому она нужна? 
Виктор Григорьевич объяснять не стал, а улыбаясь,  миролюбиво ответил:
-  Да пусть  будет. Никому ведь не мешает. Чего ты сердишься?
- Я не сержусь! Мне за тебя обидно. Помнишь в моем подъезде доцент Заславский жил?
-Конечно, помню. Умер он года три назад внезапно. Хороший был специалист.
-Специалист то он хороший, но я не об этом. У нас подвальные стайки рядом находятся…
-Ну и что?
-А вот что.  Заславский тоже фотографироваться любил. Он же тенором пел, солист-артист … Так вот. Когда он умер, а он вдовец был, дочь с семьей в его квартиру переехала. Мебель старую,  какую выбросили, какую продали, а его фотографии, письма, грамоты почетные  сложили в картонный  ящик и отнесли в стайку… В этом году квартиру дочь продала,  в другой город переехали, а хлам из стайки естественно забирать не стали. Новые хозяева, как я понял недавно,  в стайке порядок наводили и когда этот ящик выносили,  он порвался,  часть фото вывалилось. Подбирать их не стали. Вот  я спустился в подвал за картошкой и увидал,  как лицо Заславского в грязный земляной пол втаптывают. Я фотографии собрал и на мусорку отнёс. Больно смотреть, когда  знакомое лицо в грязь. А ты на память…кому твоя память нужна…….

Недавно я их встретил в Абзаково. Два бодрых старикана  с рюкзаками, в выцветших еще советского типа штормовках.  Куда-то они направлялись с ночевкой, испытывать  навигатор,  с помощью которого хотели забраться туда, где Макар телят не пас. Я пригласил их зайти на дачу в гости. Но они отказались, сказав, что выбьются из графика, обещали заглянуть на обратном пути. Но не заглянули.  Думаю, что  так никогда мне визита и не нанесут. Они к сервированному  столу не приспособлены. Наверное, и память у них иному устроена.


29.07.13