Враг народа, рассказ

Юрий Слащинин
Юрий  СЛАЩИНИН

В Р А Г   Н А Р О Д А
рассказ

Заспанный, только что поднявшийся с постели, я вышел утром из избы. Солнце било по глазам смеющимся светом и будто стыдило: эх ты, засоня!
Чуть слышно трепетали верхними листочками осокори,  негромко переговариваясь с вороньем. В палисаднике замерли мальвы, а под ними в копаных гнездах чутко дремали куры, прикрыв глаза белыми пленками. Тишина…
За нашим огородом, за вётлами и клёнами, окружавшими колхозную пасеку, слышались детские голоса. Там озерцо, где мы обычно купались. Скорее туда…
На берегу разбросаны рубашонки, штанишки  — вся ребятня в воде; плещутся и кричат так, что, кажется, озерцо вздыбилось брызгами и не опадает. Увидев меня,  торопливо выбрались на берег и сообщили:
—... у бабки Пелагеи  сын вернулся.
—   он  Враг народа!
-    Тише,  ты!., -  дал кому-то  подзатыльник  Лёвка Сурин и  сказал таинственно и грозно. -  Из тюрьмы сбежал, наверное.
Известие ошарашило.  Все мы читали  про Павлика Морозова, убитого кулаками, смотрели кино, как враги народа устроили в шахте обвал, когда Балун и Ваня Курский захотели стать стахановцами. Эти истории тут же были пересказаны  с подсказками слушателей.
— Надо следить за ним. Подкрадёмся .., — сказал Лёвка, как главный  и, уверенный, что все пойдут за ним, направился к хутору.
— Стойте,— крикнул я. -  Обдумать надо...
— А чего думать? —  возразил Лёвка. Зёрнышки его глаз весело прыгали среди веснушек и говорили, что понимают причину моей задиристости. Мы с ним соперничали.
— Чего?.. Вооружиться надо! — пришла спасительная мысль.
Мальчишки оторопело уставились на меня, и тут же согласились с предложением. Всех охватывал азарт новой необыкновенной игры, интересной и опасной, и теперь они безоговорочно подчинялись мне.
Я стал командиром, и как командир выслушивал ребят, чем они могут вооружиться, отпускал их по домам за палками, косырями, рогатками. Сам я решил вооружиться штыком. Но прежде, чем пойти вытаскивать его из стены, я огородами пробрался ко двору бабки Пелагеи,  умершей в прошлом году, и, прячась в лопухах, стал разглядывать врага.
Был он тощий, одет в тёмное. Веревка вместо пояска поддерживала его залатанные штаны, на босых ногах — женские глубокие галоши. Наверно, бабкины одел, — догадался я. Мужчина косил ко мне спиной и я видел его короткую шею и наголо стриженный затылок. С косой он управлялся  резко, но мастерски, ловко обкашивал кустики смородины возле плетня. Скосив последнюю  крапивину, он вернулся  к избе, приставил к стене косу, а сам сел на порог и, привалясь к  двери, закрыл глаза, подставив лицо солнышку. На лице его было  столько покоя, что мне стало боязно пошевелиться, чтобы своим шорохом не потревожить его.
А потом вспомнилось, что он — враг народа, что его надо ненавидеть, следить за ним, и я попятился из лопухов, чтобы бежать домой вооружаться.


В
о дворе меня  ждали Лёвка и Борис Сморчков. У Левки был отцовский сапожный нож известный нашей ребятне своей остротой: паутину резал не натягивая её, а казалось от одного приближения. Я подержал нож в руке, грозно помахал им и вернул Лёвке: годится!  Борис Сморчков, ловкий и драчливый, принес маленький плотницкий топорик. Махая им перед собой крест-накрест, сверкая отточенным лезвием, он пошёл на нас с Лёвкой, и мы в страхе отпрянули: вот это да! Моим оружием должен стать штык.
Он был вбит в бревно стены почти до втулки, которая надевается на дуло винтовки. Расстояние между втулкой и бревном  позволяло  подсунуть крепкую палку. Я принес из кухни ухват, которым бабушка ставила в печку чугунки, подсунул под втулку, потянули  втроём за ручку — штык даже не качнулся, а ухват переломился.
Пришлось  принести  другой рогач, самый большой, с помощью которого по катку вкатывался в печку ведерный чугун. Подсунул его под втулку штыка, Лёвка надел на него петлю, собиравшиеся во дворе ребята дружно потянули веревку… И вновь треск переломившегося черенка, и общее веселое падение.
— Лом нужен, — уставился я на Бориса: единственный на все село лом был у Сморчковых.
— Он же согнётся,— боязливо потупился Борис,— а потом мне дед задаст.
— Не задаст. Для борьбы надо, а ты... жадина!
Применить  лом не довелось: пришла бабушка, увидела во дворе наше воинство и заохала, запричитала:
— Ба-атюшки! Да с кем же вы собрались воевать? Только-только война кончилась, а вы опять накликать её хотите?! Я вот сейчас по домам пойду, расскажу, чтоб вам задали,.. Ишь, вояки!
Ребята разбежались, оставив меня с кучей переломанных рогачей. Прятать их было поздно. Бабушка приблизилась к распахнутым в сенцы дверям и … все увидела.
— Господи! Царица небесная,—  беспомощно смотрела то на свои переломанные ухваты, то на меня, измазанного сажей.
— На кой... же ты поломал рогачи?
— Штык вынимал... Я сделаю тебе новые черенки, лучше этих.
— Зачем те штык?
Я рассказал, что в деревне появился враг народа. Теперь и бабушка задумалась. Пнула поломанные ухваты и прошла в избу.
Она долго молчала, отвечала невпопад и вообще была непохожей на себя. Часто останавливалась и подолгу смотрела в пустоту, покачивая головой.

П
ришла соседка бабушка Шура, остроносая и быстрая, как ворона. Она рассказала, как вражина приходил к ней брать косу, чтоб выкосить крапиву, и теперь не знает она, как ей быть: заявить в сельсовет или нет?
— Чего заявлять?! — оборвала её бабушка.
— Так ведь враг…. Войну отсиделся в лагерях, а теперь приполз... Живой и без царапин. Все так говорят….
— Мертвым что ли приползти надо было? — сердилась бабушка. – Все говорят… А он Пелагеи, свояченицы  твоей сын... Как нянчила, помнишь?..
—  Дак и... Как не помнить... С Петенькой моим играли,— покосилась она на меня, притихшего за столом, подняла фартук и стала сморкаться в него.
Я не понимал бабушку. Может, она забыла про Павлика Морозова, о котором  читал ей.
— Помнишь, как Веру Копылову из горящей фермы вынес? — спросила бабушка.
— Так он же, сказывали…
— Вынес! —  оборвала ее  бабушка. — А сейчас у них трое детей. А Сурина женили как?., Не отдавали за него Надю-то, говорили, голодранец, мол. А Коленька сапоги ему дал, а ещё лисью шкурку.  С моим Данилой они, сказывали, неделю за лисой гонялись и, чтоб не делить, Сурину её отдали.
— Вона что...— удивленно качала головой баба  Шура, словно узнав
большую новость. — Вон как было-то!... Да, да, да... Та шкурка-то хорошо их поддержала в войну: мешок проса за неё взяли.
Когда соседка ушла, я стал расспрашивать бабушку про врага народа: почему он враг, если хороший, как она говорит. Бабушка отмахнулась, сказав, что я ещё маленький, ничего не пойму и потому нечего мне лезть в дела взрослых.

И
  я побежал на озерцо. Там уже собралась вся наша ребятня, вооруженная  и боевая.  Мне сообщили, что Лёвка  узнал что-то и молчит.
—  Чтобы все знали,— сказал Лёвка, сурово оглядев нас. —  Он Сталина бил кнутом.  Вошёл в правление — и кнутом по портрету вжик!..
Мы все онемели, вытаращили глаза и раскрыли рты.
— Вот гад, а?! — сказал Васька Копылов и выхватил из кармана рогатку, стал натягивать её во всю длину.— Я окна ему выбью!
— Все окна ему перебьем, чтоб убирался с хутора,— поддержал его Лёвка и стал распределять ребят, кому с какой стороны дома подойти и какие бить окна.
— Ну-ка ты, помолчи,— оборвал его. — Раскомандовался.  А сам не знаешь, как.
— Чего я не знаю,— наскакивал Лёвка.
— А вот того... Выскочит он с ножом, что будем делать?
— Разбежимся.
— Ты удерёшь. Быстрее всех бегаешь, а малыши как? — оглядел я испуганно притихших малышей, и предложил.— Мы закроем его. Подкрадёмся к двери,  накладку на пробой и палкой заткнём. Тогда хоть что можно делать.
— Спички у меня есть,— вытащил из кармана Мишка Сухоручкин коробок
спичек и потарахтел ими.
Ребята вопрошающе уставились на меня, ожидая, что я скажу. Наверное, у всех мелькнула одна и та же мысль, а мне, вдруг, почему-то стало жалко Колюшку,  спасшего из горящей фермы  Мишкину  мать.  ‘
— А чо? — торопил меня Лёвка. — Подожгём и разбежимся.
— Он мать его спас,— сказал, кивнув на Мишку,— из горящей фермы вынес. И твоего отца женил,— уставился я на Лёвку. Противным он был мне тогда, говорил ему со злостью: — Отец твой в лаптях ходил, а Колюшка ему свои сапоги отдал, чтоб мог жениться. И лисью шкурку  вам  отдал. На  неё  вы мешок проса выменяли в войну, чтоб не помереть с голода.
— Врёшь, — пошёл на меня Лёвка.
— Сам… — не успел я ответить, получив удар по уху. Начал драку Лёвка, а помогал ему Мишка: били, куда попало,  визжа от злости.
Избив меня, они ушли. Потянулись за ними и другие ребята. Борис  остался, чтобы  помочь мне дойти до дома, но я прогнал его, обидевшись: брат называется... . Поскуливая от обиды,  побрел домой.

Б
абушка опять  охала и ругала меня.  Я дождался, когда она успокоится, и опять пристал  к  ней  с расспросами  о враге народа, из-за которого пострадал.
— За что он Сталина бил кнутом? — вцепился  в неё взглядом. — Вошёл в правление, и кнутом по портрету...
Бабушка нахмурилась, повела осторожным взглядом по избе, словно боясь, что нас мог кто-то подслушать, и сказала:
— Мы тогда собрание проводили на общем дворе, а телёнок зашёл в контору. Колюшка пошёл выгнать его. Размахнулся кнутом, да задел портрет. Стекло треснуло — вот и вся беда.
«Жалеет его,— понял я, и преподнес новые примеры, слышанные от ребят:
— А скирды сопрели?.. А скот дох?.. А Ферма?..
— Вот-вот, всё на него и свалили... Скирды сопрели,  потому что сено было непросохшее. Дожди шли, а велено было скирды метать!.. Падёж скота от бескормицы,— тоже на него свалили. А какой он враг? Черная душа прикрылась им, послав на муку.
Это совсем уж было непонятно. Если  не враг  он, то за что  в тюрьму посадили?.. Что-то путает бабушка,  решил я.
— Всё равно мы окна ему выбьём, и дом сожжем, чтоб убирался с  хутора.
— Это за что же так?..
— За Сталина!
— Малы вы ещё наши дела разбирать, — сказала бабушка.
Кивнув каким-то своим мыслям, бабушка перевязала платок и вроде бы разогнулась, стала решительной и гордой; мельком глянув на меня, распорядилась принести из погреба сала и кринку молока. Сказала так, что я не мог ослушаться, хотя лезть в сырой погреб было противно.
Бабушка Марфа собрала в разложенный на столе белый платок всякую снедь: каравай хлеба, яйца, луковицы, вареные картохи. Развернула принесённое сало, отрезала половину бруска и положила его на каравай. Затем связала концы платка и, кивнув на кринку молока, сказала мне:
— Бери, внучок, пойдём по-беду…

П
о-беду мы ходили с ней в войну, когда в чей-то дом приносили похоронки. Ходили к Паше Сойкиной, когда ей отрезали ноги. Остаться в ту пору без ног, да с двумя малышами на руках, — это была всем бедам беда. Еще после войны было... Сгорел дом у Кузякиных, и мы тоже ходили поделить беду, отнесли погорельцам кое-что из одежды, муку, посуду. Потом была какая-то беда с Тосей Сенцовой. На ту беду бабушка меня не брала, а на расспросы не отвечала, буркнув, что мал ещё знать. Но я то знал, что Тося доигралась с Васькиным отцом, и теперь у Васьки будет братик или сестренка в соседней избе. Эта беда мне казалась какой-то не важной, но бабушка долго переживала за Тосю, отнесла ей  занавеску на пеленки, окрестила младенца, чтобы стал он русским, часто нянчила. И вот пришла на хутор еще какая-то беда. Только к кому?.. Какая?..

Б
ыл тот предзакатный час, когда хутор наполнялся голосами и движением. Тарахтели брички, привозившие с работы голосистых баб и смешливых молодок, басисто перекликались мужики, договариваясь об утренних делах, и звонко кричала ребятня; тут и там на улице перед дворами – подальше от мух и комаров – разжигались костерки под таганками, на них накалялись чугунки, и аппетитные запахи затирухи и кондёра — жидкой кашицы из пшена с картошкой, приправленной салом, разливались по улице. Все, как обычно. У кого же беда?
У колодца нам встретились Мишкина мать Вера и новая сноха дяди Трофима Настёха с коромыслами на плечах; они что-то оживленно обсуждали, но заметив бабушку, шествующую с белым узелком, замолчали.  Тетка Вера виновато пригнула голову, а когда мы прошли, женщины опять зашептались.
Почему-то примолкли седевшие на брёвнах возле строящегося дома Копыловых мужики. Они поприветствовали бабушку и смотрели нам вслед, должно быть гадая, куда мы идём. А бабушка вдруг повернула к дому бабуси Пелагеи, прошла двор и, толкнув дверь, вошла в сенцы. К врагу народа!
Оторопев от неожиданности, я держал обеими руками кринку, смотрел то на проём двери, в котором скрылась бабушка, то на мужчин, прекративших дымить цигарками. С ними сидел Лёвка Сурин и таращился на меня с испуганным удивлением. Я растерялся, не зная, что делать. Мелькнула мысль поставить кринку на тропку и сбежать. Но тогда, как бабушка?.. Ведь не в гости пришли, по-беду, подумал я и  ноги  зашагали  к дому. Вбежал в сенцы, когда бабушка входила в избу.
Колюшка сидел за столом и, вытянув руки по столешнице, глядел в окно, через которое ему видны были  рассевшиеся  на бревнах мужики. Рассматривал их  напряженно, подавшись мыслями и всем телом туда,  и потому не услышал, как мы вошли. А когда бабушка поприветствовала его,  вздрогнул, застигнутый  врасплох, смутился, убрал под стол руки и смотрел на нас, словно ожидая удар.
— Колюшка, меня-то помнишь?.. Тетка Марфа я...— пошла к нему бабушка, подняв для объятий руки. Обняла его, вскочившего, прижимала  к  себе его стриженую голову. И вдруг его голова стала дёргаться, трястись. Много раз видел я плачущих женщин, но мужчину… Все вернувшиеся с войны хуторские мужики могли хмуриться только и вообще держались молодцевато, позванивали медалями, да широкорото улыбались!
— За что?.. За что...меня...—  выкрикивал Колюшка.
Я остался стоять у двери, не понимая... Заговорила бабушка, поглаживая
его, как маленького.
— Поплачь... Душа отмякнет. Нельзя в народ с камнем идти.
— А им...можно?..  Десять  лет... За что?.. Кто он, этот гад?!— трясся  Колюшка  и  всхлипывал. — Уб-бил бы...с-суку.
— Кто сделал,— не скажется… А зачем всех клеймить? Вон дружки- приятели твои, зови да потчуй.
— Не идут...
— Юрка, зови мужиков. Скажи,  чтоб шли сюда.
Колюшка, наверно, впервые заметил меня, прижавшегося к косяку двери, и брови его удивленно дернулись.
— Чей?
— Ванюши,— ответила бабушка, вздохнув.
— Мой тоже такой бы был.., — сказал Колюшка, жадно впившись в меня взглядом.
Он  распрямился  и, может быть, захотел подойти ко мне,  но я толкнул дверь и вышел из избы.

П
одбежав к мужикам, выпалил:
— Вас зовет...этот. И бабушка сказала, чтобы шли. Гулянка будет.
Мужчины нахмурились. Копылов дремотно потянулся и сказав, что ему завтра рано вставать, пошёл к своему дому. Ушли братья Суховы, пробурчав, что не праздник напиваться. И даже Лёвкин отец, безногий Лексаша любивший выпить, и тот покрутил головой, оглядываясь на расходившихся по разным сторонам  мужчин;  матерно выругался, заявив, что не намерен пить со всякой сволочью. И Сурин укатился на своей тележке, толкаясь о землю специальными колодками, зажатыми в мускулистых руках.
Лёвка торжествующе оглядел меня и побежал за отцом.

Я
  вернулся в дом. На столе уже лежали все наши продукты, принесенные бабушкой в узелке, а Колюшка вынимал из своего заплечного мешочка, с веревками вместо лямок, бутылку водки. Увидев меня одного, с тревогой глянул за окно.
— Не идут,— сказал я.
— В общем, с тобой будем пить, тетя Марфа,— сказал Колюшка, горько усмехнувшись. Выбил пробку из бутылки и налил в два стаканчика. — Один ты человек тут. Спасибо тебе.
— На народ не сердись,— сказала ему бабушка как-то строго, что он сразу притих. — От человека понес беду, а народ — он всегда правый. За народ и держись.
О чём они говорили тогда, я не понимал. Но когда мы уходили от Колюшки и шли с бабушкой Марфой вдоль улицы, я увидел и понял, что на хуторе произошло что-то необычное. От всех костерков, собравших семьи повечерять, от всех дворов на бабушку смотрели мужчины и женщины с какими-то утренними, проснувшимися глазами. Некоторые подходили и заговаривали с ней про разные дела. И улыбались при этом легко и радостно. Их  радость  я понял через много, много лет.   
__________/\__________